СЛАВА РУССКОМУ НАРОДУ ! Русский народ один из величайших и могущественнейших народов мира, внесший огромный вклад в развитие мировой культуры. Русские явили миру национальное государство, объединившее в гармоничной связи более сотни других народов, создали великие науку, искусство, литературу, ставшие духовным богатством всего человечества.
Русскому народу определено Богом особое служение, составляющее смысл русской жизни во всех ее проявлениях. История русского народа есть история его призвания к этому служению, история борьбы русских с силами мирового зла, русофобии и расизма. Как нас учили славянофилы, Православие через Россию может привести к перестройке всей системы мировой культуры и хозяйства. История призывает Россию встать впереди всемирного просвещения – история дает ей право на это за всесторонность и полноту русских начал. У русского народа особый путь. Его всемирная задача состоит в том, чтобы освободить человечество от того одностороннего и ложного развития, которые получила история под влиянием Запада.
Во II тысячелетии н.э. русский народ сыграл главную общечеловеческую роль в борьбе со всеми проявлениями мирового зла, геноцида и агрессии. Именно русские совершили ряд грандиозных побед, изменивших положение в мире в пользу добра.
В Х веке народ наголову разгромил агрессивную иудейскую империю – Хазарский каганат, включив впоследствии его территорию в свое государство.
В начале XIII века остановили германскую католическую агрессию на Востоке, осуществляемую Тевтонским орденом путем массового геноцида и убийств славянских народов. Преступный Орден был уничтожен Александром Невским во время Невской битвы и Ледового побоища.
Противостояние русского народа и татаро-монгольской империи «Золотая Орда» закончилось крахом последней и включением большей части ее территории в состав Русского государства.
В начале XVII века русские остановили римско-католическую экспансию на Восток, уничтожив польских интервентов и собранный ими католический сброд по всей Европе.
В XVIII–XIX вв. русский народ стал главной силой, приведшей к падению Османской империи, прославившейся геноцидом и массовыми убийствами славян.
В 1812–1815 годах Россия уничтожила всемирную империю Наполеона, оставив поверженного завоевателя умирать на далеком острове. Из 600 тысяч французских солдат, пришедших завоевать Россию, в живых осталось менее 50 тысяч.
Илья Глазунов. Вклад народов СССР в мировую культуру и цивилизацию. 1980 И, наконец, именно русский народ поставил крест на существовании Германской империи III рейха. Из 10 млн. немцев, пришедших завоевать Россию, большая часть навсегда осталась в русской земле.
И до сих пор русский народ является одним из главных удерживающих факторов для всех современных мировых агрессоров и, прежде всего, США и его сателлитов по НАТО.
Исследованием исторической судьбы и особенностей жизни русского народа я занимался более 40 лет. Первые страницы моих книг о русских были написаны в начале 1970-х годов, когда я начал путешествовать по России. От Каргополя по Онеге до Кий-острова и Соловков, по Мезени и Пинеге до родины св. Иоанна Кронштадтского, по Печоре к старообрядческим скитам — начав с севера, я пошел на юг, постепенно расширяя свои пути на запад и восток, не пропуская ни одной общерусской святыни, монастыря, достопамятного места.
Вся Великая Россия — от Приднестровья, Буковины, Закарпатской Руси, Малороссии, Белоруссии и Прибалтики до Урала, Сибири, среднеазиатских степей, Закавказья и Крыма — открывала мне свои просторы и исторические судьбы. Русский народ, осваивавший эти территории в течение четырех тысячелетий, вложивший в них свои подвиг и труд, кровь и пот, виделся мне в терновом венце страданий и унижений, но вместе с тем — в ореоле непостижимого духовного совершенства.
В процессе изучения исторического пути и обычаев русского народа мною были переработаны многие сотни книг, целые годы я работал в архивах. Важным подспорьем для меня стали долгие беседы с русскими людьми в разных точках нашей великой Родины.
Большое значение в понимании особой судьбы, сокровенных путей и понятий русского народа имели для меня годы работы главным редактором «Большой энциклопедии русского народа» в 30 томах (к настоящему времени вышли 14 томов), в которой подводились итоги русской жизни с древнейших времен до наших дней. На создание этой энциклопедии меня подвиг великий русский мыслитель митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн. Параллельно с созданием энциклопедии я был ответственным редактором серии «Классика русской мысли» – самых выдающихся книг великих русских мыслителей, отражающих главные вехи в развитии русского национального мировоззрения, от митрополита Илариона до наших дней. Изучение этих трудов неимоверно обогатило меня, стало духовным фундаментом моих исследований. Русская мысль многогранна и безгранична, допускает множество интерпретаций. Правильно понять ее можно только с позиции национальных интересов и идеалов русского народа.
Раскрывая духовные ценности русского народа, хранящиеся в его национальном сознании, я имею в виду прежде всего человека до начала XVIII в., для которого они были органичным мировоззрением. В более поздние времена, вплоть до н. XX в., это цельное мировоззрение русского народа сохранялось в сознании православных подвижников, святых, духовных писателей, а также коренных русских крестьян и купцов, особенно в северных областях России (хотя уже далеко не у всех).
Используемое в моих книгах понятие «русский народ» включает в себя, как это было принято до 1917 г., все его географические части, в том числе малороссов и белорусов. Еще в XIX в. ни у кого не возникало сомнений в принадлежности их к русской нации. Официальная статистика считала всех их русскими и подразделяла на великороссов, малороссов и белорусов по чисто географическому, а не национальному признаку. Подобно Сибири или Уралу, Украина и Белоруссия составляли единую географию русского народа, целостный братский организм. Некоторые языковые, этнографические различия Украины и Белоруссии объяснялись особенностями их исторического развития в условиях многовековой польско-литовской оккупации. Провозглашение русского народа Украины и Белоруссии особенными народами – результат подрывной работы австро-германских спецслужб (а позднее и вообще западных спецслужб) с целью расчленения и ослабления единого братского организма России.
Каждая цивилизация, существующая на земле, имеет свои идеалы, в рамках которых осуществляется ее развитие и создается жизненный тонус общества, в конечном счете определяющие всю историю того или иного этноса. Исторический опыт показывает, что успех любой страны зависит от того, насколько ее правительство, государственные и общественные организации учитывают национальные идеалы. Страна терпит неизбежный крах, если идеалы ее народа не учитываются и, более того, народу пытаются навязать идеалы иных цивилизаций. Для меня совершенно очевидно, что главной причиной поразившей Россию национальной катастрофы 80–90-х годов ХХ века стала попытка ее правящих кругов навязать русскому народу чуждые ему идеалы западной цивилизации.
В отличие от Запада, загнанного в тупик потребительской идеологии, Россия принадлежит к духовной цивилизации, идеалы и ценности которой были рождены Православием. В основе идеалов русской цивилизации лежит понятие Святая Русь. Как учил нас митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн Снычёв, Святая Русь – особое благодатное свойство русского народа, делающее его оплотом христианской веры во всем мире. Жертвенное служение идеалам добра и справедливости, стяжание Духа Святого, устремленность к безгрешности, совершенству и преображению души сделали русских народом-богоносцем, новым Богом избранным народом, но не в смысле противостояния другим народам и стремления господствовать над ними, а в смысле первенства в борьбе с мировым злом, за построение Православного царства, являющегося преддверием Царствия Небесного.
Изучая труды русских святых и подвижников Православия, сочинения славянофилов и таких великих мыслителей, как Ф. М. Достоевский, можно выделить самые важные в духовной истории русской цивилизации идеалы:
– идеал церковности и духовной цельности – неразрывность веры и жизни, вера одухотворяет жизнь и придает ей смысл;
– идеал добротолюбия как критерия истинной христианской жизни и святости;
– идеал нестяжательства – преобладание духовно-нравственных мотивов жизни над материальными;
– идеал монархической государственности как симфонии светской и духовной власти, возглавляемой царем и патриархом;
– идеал соборности – растворение личности в Церкви, монархическом государстве, православном народе;
– идеал патриотизма – любовь к земному отечеству как преддверию Царствия Небесного. После веры в Бога патриотизм – высшее выражение духовности человека.
Идеалы Святой Руси воплощаются в общехристианском идеале Православного царства как преддверия Царствия Небесного. Идеалы на то они и идеалы, что не всегда и не для всех могут быть осуществимы, но уже добросовестное стремление к ним, преодоление человеческой немощи и греховности служат правильным ориентиром в жизни человека и общества. Очень важным в иерархии идеалов служит уже упомянутый мной идеал нестяжательства, который предопределяет многие мотивы поведения русских людей, совершенно непонятные западному человеку, вот почему в России сложилось иное, чем на Западе, отношение к деньгам и богатству. Для западного человека свобода олицетворяется в деньгах (в частности, известный афоризм Б. Франклина: «Деньги – чеканенная свобода»), для русского свобода – это независимость от денег. Западный мир чаще всего сводит понятие свободы к степени возможности покупать, стяжать все новые и новые товары и услуги, русский видит в этой «свободе» форму кабалы, опутывающую его душу и обедняющую жизнь.
Западная протестантская этика рассматривает богатство, каким бы путем оно ни получено, как благословение Бога, а богатых, как божьих избранников. Соответственно бедные – это те, кого Бог не любит, не благословляет. Для русских все наоборот. К богатству и богачам, к накопительству русский человек относится недоброжелательно и с большим подозрением.
Из этого идеала возникает идеал народного хозяйства, в котором труд рассматривается как одна из главных форм духовной жизни. Позитивистскому и рационалистскому представлению хозяйственной деятельности как суммы трудовых функций, выполняемых ради денег, русский идеал противопоставляет идею преимущественно духовного характера труда, имеющего значение универсальной всечеловеческой ценности, эффективность которого зависит от степени неразрывности веры и жизни, целостности соединения личности и окружающего ее мира. Из этого абсолютного идеала логически вытекает целый ряд других идеалов русского хозяйства.
Идеал автаркии – ориентированность хозяйственных единиц и системы в целом к замкнутости, самодостаточности, самоудовлетворенности.
Основной поток эффективной хозяйственной деятельности направлен не вовне, а внутрь хозяйственной системы.
Идеал самоограничения. Направленность хозяйства не на потребительскую экспансию (постоянное наращивание объемов и видов товаров и услуг как самоцель), а на обеспечение самодостаточности.
Трудовой идеал хозяйственной деятельности. Взгляд на труд как на добродетель. Экономический процесс направлен не на максимизацию капитала и прибыли, а на обеспечение трудовой самодостаточности.
Трудовой идеал в создании капитала. Собственность – функция труда, а не капитала. Капиталом является производительная часть собственности, направленная на производство; капитал, отдаваемый в рост, рассматривается как паразитический.
Идеал трудовой и производственной демократии, воплощаемый в общине и артели.
И, наконец, идеал трудовой и хозяйственной мотивации – преобладание моральных форм понуждения к труду над материальными.
Община уводила от алчности, стяжательства и эгоизма, порождала способность к самоограничению, направленность не на потребительскую экспансию (постоянное наращивание объемов и видов товаров и услуг как самоцель), а на обеспечение хозяйственной самодостаточности. Русский общинный тип хозяйства развивался на традиционных христианских ценностях коллективизма, взаимопомощи, трудовой демократии, местном самоуправлении. Эффективный труд мотивировался в ней не только материальными, но и в значительной степени моральными стимулами.
Следует сказать, что все эти идеалы русского хозяйства сегодня полностью игнорируются. Насаждаются западные идеалы стяжания богатства любой ценой.
Главной целью жизни объявляется материальное преуспевание, нажива, стяжание денег и капитала любыми средствами, прежде всего, за счет обмана и эксплуатации всех «избранных». Идеалы «избранных» – «бери от жизни все, не дай себе засохнуть», «все и сразу» - формируют эгоистическую идеологию индивидуализма и предполагают «атомистическую концепцию общества», в котором конечным источником ценностей и их иерархии выступает некая избранная личность, а интересы любой конкретной общности определяются в эгоистической конкурентной борьбе множества собственников, в котором лидируют «избранные личности», финансисты-ростовщики.
В результате подавляющая часть людей отчуждается от власти, рассматривая ее как элемент навязанной ей системы паразитизма.
Игнорируется идеал взаимопомощи, которую веками обеспечивала община. Советская власть в этом смысле была ближе к национальному идеалу, развивая государственное здравоохранение, просвещение и фонды общественного пользования.
Особо следует сказать об игнорируемом нынешней властью идеалу автаркии. Русская экономическая мысль подсказывает нам, что в исторической перспективе Россия должна стремиться к автаркии. К этому страна предрасположена, во-первых, своими природными богатствами, а во-вторых, особенностями национальной модели хозяйствования, имеющей тенденцию к замкнутости и способную к самоограничению. Конечно, создание замкнутого самодовлеющего хозяйства с его самодостаточностью и самоудовлетворенностью никогда не осуществится полностью, да и не является самоцелью. К автаркии нас будет подталкивать система неравноправного обмена между странами Запада и всеми прочими странами путем занижения цен на сырье и рабочую силу. Грабительский экономический порядок, установленный Западом, – это постоянная перекачка экономических ресурсов в его пользу и обнищание других стран. От этого грабительского порядка страну спасет только автаркия.
Конечно, стремление к автаркии не означает полной изоляции от мира, но создание такой мощной хозяйственной системы, которая позволит диктовать западным странам свои условия экономического партнерства, сознательно влияя на уровень мировых цен, исходя из излюбленной на Западе теории предельной полезности. Заградительная таможенная политика, сдерживание и строгое квотирование экспортно-импортных операций позволят стимулировать развитие внутреннего хозяйства и направлять отечественные ресурсы не на паразитическое процветание Запада, а на повышение благосостояния народов России.
Особенно следует подчеркнуть, что основой будущего экономического могущества России станут ее самые богатые в мире природные ресурсы, которыми следует распорядиться разумно. А не отдавать, как сейчас, на разграбление международным хищникам и аферистам, живущим по законам Талмуда.
Огромное преимущество России перед Западом состоит в том, что в нашей стране природных ресурсов и источников топлива на душу населения в 10 раз больше, чем в США и Канаде, и в 27 раз больше, чем в Западной Европе. Умело распоряжаясь ими, русская национальная власть может «обменять» их и на развитие отраслей, создающих человеческий капитал (здравоохранение, образование, наука и культура), и на формирование воспроизводимого капитала, технику и технологию для отечественных фабрик и заводов.
В связи с этим вызывает недоумение чудовищное решение российского правительства вложить средства стабилизационного фонда России в акции западных предприятий и валюту западных стран вместо того, чтобы пустить их на инвестирование промышленности и отраслей высоких технологий, позволившее бы в ближайшем будущем многократно увеличить экономическое могущество нашей страны, как, например, в XVII веке сделал Петр I, создав в России самую мощную в Европе горную металлургию.
Важно понять, что идеалы западной потребительской цивилизации не могут быть ориентирами для русского народа. В гонке потребления, которую осуществляет западный мир, опираясь на неоплаченный труд и неравноправный обмен со странами – поставщиками сырья и топлива, наше место может быть только в лагере эксплуатируемых Западом. Более того, расточительство западной гонки потребления в условиях сокращающихся ресурсов человечества ведет его к гибели. Русский идеал хозяйства, ориентированный на автаркию, разумный достаток и способность к самоограничению, предоставляет человечеству один из вариантов выживания.
Олег ПЛАТОНОВhttp://www.rv.ru/content.php3?id=10478