Русская беседа
 
25 Ноября 2024, 01:20:18  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Полагающие душу за други своя  (Прочитано 1834 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
EVG
Гость
« : 11 Мая 2014, 11:40:51 »

Полагающие душу за други своя

Рядовые народного подвига

Этот очерк написан по благословению блаженной памяти архимандрита Иннокентия, в недавнем прошлом одного из руководителей издательского отдела Московской Патриархии. "Надо спешить, – не раз говорил отец Иннокентий, – спешить собрать свидетельства православных людей, чьими руками ковалась Победа Великой Отечественной. Из этих свидетельств сложится книга".
Смерть помешала осуществлению замысла, но я записывала, фиксировала. Архимандрит был прав: многих из тех, о ком здесь речь, сегодня нет уже среди нас. Но есть свидетельства людей, кому мы все обязаны Победой.
 
Они не поднимали залегшие цепи в атаку, не прикрывали собой извергающих смерть амбразур, и почти не держали в руках боевого оружия. Но их самоотверженным трудом в прифронтовой полосе ковалась общенародная победа. Вот почему бывшие фронтовые прачки, телеграфистки, телефонистки, бухгалтеры, снабженцы, строители аэродромов и дорог – все, кто шел вторым эшелоном сквозь огненные годы войны, так бережно хранят свои наградные удостоверения и в светлый праздник 9-го мая украшают грудь боевыми наградами "За победу над Германией", "За боевые заслуги", "За доблестный труд в Великий Отечественной войне 1941-1945 г.", юбилейными медалями.
Прихожанки Свято-Троицкой церкви города Бологое, чья юность совпала с началом войны, четыре года с Божией помощью несли на своих плечах её непомерные тяготы. Война ворвалась в Бологое в июле сорок первого бомбежкой, разрушенными домами, пылающими на станции составами. Крупный железнодорожный узел на полпути между Москвой и Ленинградом, сплетение дорог, по которым двигались из глубоких тылов грузопотоки к фронту, являлся для вражеской авиации объектом, подлежащим уничтожению. Знакомый журналист, бывший военный летчик, раненый неподалеку от этих мест в районе Выползово, как-то рассказывал. Их санитарный поезд на станции Бологое попал под налет. Это был сущий ад: небо гудело, на соседних путях полыхали цистерны с горючим, взрывались вагоны со снарядами. В таких огненных передрягах /а он прошел всю войну/ ему редко, приходилось бывать.
– Для нас же, – говорит прихожанка Свято-Троицкой церкви Вера Яковлевна Захарова, – это были каждодневные будни. Военный госпиталь находился рядом с вокзалом и многие из раненых, не выдерживая бомбовых атак, разбегались. Мы находили их с помощью местного населения в радиусе трех-четырех километров и приносили назад на носилках. – Вере Яковлевне было тогда семнадцать лет и работала она в госпитале санитаркой. Вместе с ней трудилась её младшая сестра. Сколь-ко раненых перенесли они на своих ещё неокрепших, почти детских, руках, сколько взрослых тягот пережили!
– Только придет на станцию санлетучка, – вспоминает она, – и тут же, откуда не возьмись, немецкие бомбардировщики. Бои вокруг шли жестокие, раненые поступали ежедневно, в ночь от ран умирали 15-20 человек. В те дни у нас было одно убежище – молитва, – тяжелораненых ведь не оставишь, в укрытие не уйдёшь...
И вот что сегодня ей кажется удивительным: налеты были ежедневными, бомбы с неба сыпались дождем, а в госпиталь за целый год ни единого попадания!
Война от Бологого откатилась в сорок третьем, когда немцев погнали на запад, но для Веры в тот год она не закончилась. Наоборот, повела далеко фронтовыми дорогами. Мама благословила иконой, надела на шею крестик...
Память уводит её в август сорок третьего, когда, окончив подмосковную школу сержантов, в числе таких же девятнадцатилетних девчонок Вера была направлена в авиачасть. Копала окопы, кормила летчиков /и ночью, и на рассвете, и днем/, заправляла бензобаки их машин, маскировала стоянки. Девятый Сталинский полк, отчаянно смелые ребята, среди которых много земляков – калининских и московских.
– Девчонки, ждите нас, – кричали они, выруливая на старт, и: часто не возвращались. Молодые, красивые. Девчонки плакали, уткнув носы в подушки и молились за оставшихся в живых.
– Как мы ждали нашу Победу! Как молили Бога, чтобы до неё дожить!
 
Сержант Захарова, кавалер ордена Отечественной войны II степени и медалей "За победу над Германией", "За победу над Японией", "За взятие Берлина" воевала на Кубани, освобождала Белоруссию, брала Варшаву и Лодзь, переправлялась через Одер. При взятии Берлина её контузило.
– А пуля, слава Богу, не взяла, – говорит она с облегченным вздохом. – Хотя столько смертей было рядом. Мамин крестик и её благословение, видно, меня хранили.
На фронте ей не раз пришлось бывать свидетелем охранной силы креста. Однажды лейтенант Иван Сопин попросил её постирать гимнастерку. Вынимая из кармана партбилет, между листками обнаружила крест. С лейтенантом они до Берлина в одном батальоне дошли, вой-ну невредимыми завершили в Японии. Память название города сохранила – Хайлар.
***
Память. Она уводит в далекие годы войны и вызывает из отгремевшего бытия чужие города, родных людей, события, даты.
4 июля 1941 года рядовой Василий Костин был взят в плен,
– Один Бог знает, что претерпели люди, оказавшиеся в неволе, – говорит восьмидесятилетний прихожанин Свято-Троицкой церкви Василий Петрович Костин, вспоминая драматические события тех дней. – Нас взяли в Псковской области, под Невелем. Патронов не было, отстреливаться было нечем...
Гнали голодных, по пыльным дорогам, как скот. Партиями по две тысячи человек. В Белорусский город Лиду, чтобы отправить эшелонами в Германию. Обессилевших и раненых пристреливали. В память врезалась одна необычная ночь. Поздно вечером их загнали в сельскую церквушку, всю партию – две тысячи человек. Ни присесть, ни, тем более, лечь. Люди стояли тесной толпой после целого дня перехода! Здесь все были вместе, и каждый сам по себе, наедине со своей судьбой. Несмотря на смертельную усталость, он провел эту ночь в молитвенном бдении, решив при первой же возможности бежать, и просил у Господа благословения.
Не отступил от него Господь, помог совершить просимое. Как только Докшицы прошли /это в Витебской области/, он на привале у речки приметил в воде кусты ивняка. Поделился планом с земля-ком из Вышнего Волочка, тот отказался, не решившись: только что на их глазах конвоиры одного прикончили – он к кустам жался, хотел лесом уйти.
– Я в воду лег, – вспоминает Василий Петрович, – погрузился по самую голову. Ну, думаю, если заметят, конец. Лежу средь ивняка ни жив, ни мертв. "Живый, в помощи Вышнего" читаю. Конвоиры мимо прошли, не заметив. Я вышел из воды и в лес подался, гоноболи поел – в наших местах на болоте такая ягода тоже растет. А радость на душе неописуемая – из-под конвоя вырвался! И, слава тебе, Господи, живой!
Но выйти из-под конвоя еще не всё, до своих добираться было не легче, ведь пленных угнали достаточно далеко, и фронт тогда передвигался на восток, а не на запад. В поле женщина жала ячмень, спросил у неё дорогу на Новгород – знал, что в той стороне шли бои. "Тебе, сынок, – сказала она, – одёжу надо сменить, в солдатской-то форме далеко ли уйдёшь?" – И принесла из дому брюки и пиджак.
У Василия Петровича, несмотря на возраст, стойкая память. Он отчетливо помнит людей, помогавших ему в те нелегкие времена, кормивших, поивших, переправлявших через реки, принимавших его на ночлег, и безошибочно называет населенные пункты и города, которые приходилось ему обходить. Встретил, в лесу таких же, как он, бежавших с разных этапов. Чтобы легче было пробиваться, сколотились в группу и в несчастливый день нарвались на патруль. Снова лагерь, и снова побег: конвоир замешкался, в сторону заглядевшись, он бросился в лес и ушел.
Много чудес явил Господь на нем в те дни.
– Попаду под, дождь, – вспоминает Василий Петрович, – тут же ударит мороз. Одежда обледенеет, а мне ничего.
Идти приходилось ночью, днем под открытым небом спал. И вот ведь что: ни зверь не тронул, ни хворь не взяла, хоть одежонка слабая на нем была, и еда ей под стать – разносолами его никто не баловал, люди сами кое-как перебивались. Или еще случай. Он, в деревню зашел, его издали офицер немецкий заметил. Он юркнул в ригу, а она пуста, укрыться негде, забрался на колосники. Офицер в ригу тоже зашел, револьвер из кармана вынул, но его не увидел, будто кто ему глаза застил. Головой во все стороны повертел и ушел.
– Я с молитвой шел. Читал "Богородице…", "Верую…", "Отче наш…".
И жена, как потом узнал, за него ночами молилась. Да не одна, сына малолетнего разбудит, на колени поставит и вместе просят Николая Угодника о спасении мужа и отца.
Линию фронта он в апреле у Селижарова в Калининской области целехоньким пересек. Прошел проверку в особом отделе и, в строй, в артиллерию. На тягачах американского производства орудия к позициям подвозил.
– Господь сохранению жизни способствовал, – говорит Василий Петрович. – Дважды в плен попадал и выходил без единого выстрела. Был разрывным снарядом ранен в спину, а позвоночник цел. Пуля в руку попала, а кость не задета. Раны быстро затянулись и опять он в строю. С боями до Чехословакии дошел, где и встретил Победу. Боевыми наградами награжден: "За боевые заслуги", "За победу над Германией"…
Из чего слагаются победы? Из гениальности расчетов полководцев? Технической вооруженности солдат? Но опыт знает и другую меру. История бросала на весы страдания людей, чистоту человеческих помыслов, способность редкую не думать о себе, уменье со смирением переносить всеобщую беду и общие невзгоды, наконец, каждодневный самоотверженный труд.
Записан
EVG
Гость
« Ответ #1 : 11 Мая 2014, 11:41:58 »

(окончание)

***
Демидова Елизавета Николаевна, прихожанка Свято-Троицкой церкви, стирала в деревне Тимково для фронта белье. Вручную, без машин. Никому бы не знать, что такое белье из солдатских окопов! На каждую прачку – сто пятьдесят комплектовав день, вместе с обмотками. Воду для стирки из озера на себе носили, все три года, пока в этих местах шли бои. Без отгулов, без выходных... А для Анны Виссарионовны Александровой, прихожанки этой церкви, трудовой фронт был в равной мере и боевым. Под пулями и артобстрелом рубили просеки в-районе Кандалакши для прохода танков, ставили надолбы, сооружали противотанковые рвы.
– Нас привезли под Кандалакшу в сорок первом тысячу человек, – рассказывает она, – а домой в сорок пятом вернулось тринадцать. Такие были потери.
Её осколком снарядным в голову ранило, она с обрыва высокого в речку упала. Господь не дал утонуть, с трудом, а на берег выбралась.
– На мне два креста было, – вспоминает Анна Виссарионовна, – кроме маленького, обычного, большой, с распятием, от прадедов, родовой. Он меня от беды ограждал. Тонула – не утонула, из больницы, где осколок вынули, не в квартиру, в землянку холодную привезли, а я опять жива!
События почти семидесятилетней давности, задержанные памятью штрихи, невидимые слагаемые Победы... Прихожанин Алексей Михайлович Савушкин, в войну на машине пожарной шофером работавший, вспоминает, как в гараже, при срочном выезде, на пять секунд задержался, чтоб молитву до конца сотворить. И эти пять секунд спасли ему и людям жизнь: снаряд у закрытых ворот в этот миг разорвался... Сколько здесь, в Бологом, они потом еще пожаров потушили, сколько бомб обезвредили, сколько зданий и людей спасли. А Мария Прокофьевна Силич, член церковной "двадцатки", в войну на телефонной станции служившая, другое в памяти держит. Как делила свой хлебный паек с зятем, мужем сестры. Ему своего не хватало, он каждый день в огне работал, горящие вагоны на станции растаскивал.
Память. Это полуистлевшие, в заветном мешочке, бумажки с молитвами, с пометкой "писано в эсэсовской тюрьме", что до сих пор хранит восьмидесятивосьмилетний прихожанин церкви Иван Игнатьевич Авдеев, переживший ужасы немецких концлагерей: "Как я только эти пытки выдержал!" – И подвиг железнодорожников станции Бологое, по восемьдесят часов не покидавших паровозы, возившие грузы для фронта под смертоносным огнем, в чью память сейчас на вокзальной платформе стоит монумент. Это поиски и находки неутомимых красных следопытов, и неизжитая материнская боль о пропавшем без вести сыне.
У Марии Прокофьевны Силич брат на фронте погиб и могилу отыскать не удалось, хотя они с матерью найти её долго пытались. Мама перед смертью стала часто сиживать у обелиска из черного мрамора, что поставлен над озером в память погибших воинов Бологого. На вопрос, почему она здесь сидит, отвечала: "Колина могилка". – Она, оказывается, сына в церкви отпела и земельку в пакете подкопала под обелиск.
Память. Она уводит в сумерки Истории и возвращает события, которые снова врываются в нашу жизнь.
В июльском небе сорок первого над станцией Березайка, что в тридцати километрах от Бологого, шел воздушный бой. Наш истребитель дрался с "мессершмитом". Бой был такой ожесточенный, что, как писала спустя сорок четыре года местная газета "Новая жизнь", в воздухе все трещало, и не понять было, где наш, а где фашист – такая вертелась карусель. Потом один самолет загорелся, и люди, прибежавшие к месту, где он упал, с тайной надеждой, что это стервятник, увидели торчащий из болота фюзеляж с красной звездой.
Сорок четыре года спустя мальчишки-следопыты извлекли из болота самолет и останки пилота. Им оказался Федор Федорович Голодный, двадцатишестилетний старший лейтенант 126-го истребительного полка, кавалер ордена Красного Знамени за номером 3115. Его кандидатская карточка коммуниста и справка на получение новой техники были пробиты вражеской пулей. Березайцы летчика похоронили с почестями, на могиле говорили теплые, проникновенные слова... А березайские женщины, члены Свято-Троицкой общины, сделали то, о чем в газете не было написано. Они собрали деньги и приехали к настоятелю храма отцу Василию с просьбой воина погибшего отпеть. И заказали сорокауст. И записали имя летчика в свои синодики.
Из чего слагаются Победы? Из гениальности расчетов полководцев? Технической вооруженности солдат? Но люди знают и другую меру.
 
"Я есмь Любовь", – сказал Христос, и: "Без Мене не можете творити ничесоже". – И пусть ученые мужи иностранных держав ведут между собой бесплодный спор – какою из ошибок Гитлера определен исход войны – наш долг: потомкам передать свидетельства людей, кто в крестный для Родины час взвалил и вынес на себе непомерные тяготы лихолетья. Как сумели они? Как смогли? Наш долг ответить на вопрос, собрав, по крупицам бесценные россыпи их духовного опыта.
Когда фашисты разбомбили поликлинику, в регистратуре которой трудились Евдокия Новикова и Зина Ефимова, – девушки обратились в военкомат о просьбой дать им работу для фронта. Враг рвался к Москве, бои шли в пятидесяти километрах от Бологого. Дни и ночи безвыходно в прачечной отряда N8 военчасти 70509. Стирка шинелей вручную, без отгулов, без отпусков, без выходных. Мозольные бугры на девичьих запястьях были такие, что после войны хирург предлагал операцию.
– Намного легче стало, – рассказывает Евдокия Андреевна, – когда освободили Калинин. Наша часть в составе Западного фронта медленно продвигалась на запад. Началась жизнь на колесах.
– И под бомбами были, – вздыхает она, – и под обстрелы артиллерийские сколько раз попадали, а Бог нас с Зиной сохранил? Мы с кpeстиками своими не расставались, постоянно прибегая к защите молитвы.
Однажды, только-только девушки завершили работу. Выстиранным, отглаженным и уложенным в штабеля бельем была доверху забита большая, метров на тридцать, комната. И вдруг артобстрел. Снаряд снес крышу с дома, где оно лежало, готовое к отправке на передовую. Потолок пробит и балки угрожающе зависли, готовые вот-вот обрушиться вниз. Никто не решался туда войти.
– А мне, – говорит Евдокия, – до того стало жаль трудов, да и в окопах, знаю, оно солдатам крайне нужно, так что я, помолясь, решилась его спасти. Творя молитву Богородице, работала больше часа, и лишь успела вынести последний тюк, потолок и обрушился, будто кто его невидимо держал...
И еще им Божия милость явлена была. Их поезд следовал в Латвию. Состав, что шел впереди, атаковали с воздуха и полностью разбили. Они – единственные, кто после ремонта путей пересек границу Латвии благополучно, а следующие за ними составы тоже были разбиты. Латыши по этому поводу говорили: "Святой поезд".
А как хотелось во время войны попасть на службу в церковь. Но в городах и селах, куда часть входила, все храмы были разрушены.
И только, в Латвии, в городе Резекне, небольшая православная церквушка уцелела от огня войны,
– Мы ходили туда, как на праздник, – говорит Евдокия. – Старший лейтенант Финогенов, хороший был человек, нас в Храм молиться отпускал. Там, в Резекне, для нас с Зиной и война закончилась.
Рассказывает прихожанка Свято-Троицкой церкви Мария Прокофьевна Силич:
– Я работала телефонисткой в Управлении дороги и об ужасах тех дней знаю не по рассказам. Бологое вспоминается в огне. Когда наши оставили Калинин, прямая железнодорожная связь между Москвой и Ленинградом была прервана. Эшелоны из Сибири, с Урала и Средней Азии шли на Северный и Западный фронты в обход Москвы через Бологое. Каждую ночь с восьми вечера до четырех утра нас бомбили – по налетам можно было сверять часы. Ночью от огня все сверкало. Небо полыхало багровым заревом – в трех километрах от Бологого, в Медведево, стояли наши зенитчики, по наземным целям били "катюши", наша "телефонка" от взрывов дрожала и прыгала, а мы работали, обеспечивая дороге бесперебойную связь. Утром после смены выйдешь с коммутатора, а вокруг вся земля изрыта воронками и угол дома отбит. А все же Господь нас берег – прямых попаданий мы избежали, так велика была сила наших девичьих коллективных молитв. В те дни молились все, даже дети. Помню, однажды во время налета мы были дома: я и мои племянники двух и трех лет. Бомбы сыпались смертоносным дождем, соседний дом начальника связи Маньковского был разнесен прямым попаданием в щепье, хозяин дома был убит, а у нас взрывной волной выбило рамы и двери. И тут мой двухлетний племянник взмолился: "Спаси нас, Господи!" – а трехлетний вслед за ним: "Господи, пронеси их мимо!" – Детей никто не учил, они сами в минуту опасности нашли защитные слова и Того, к кому с ними следует обратиться. Один из них, Юра Архипов, и сейчас при отделении дороги работает юристом. Я ему иногда то время напоминаю: "Ради ваших детских молитв мы в тот живые остались". А ведь и такое было: пришла со смены, а вместо дома – яма, только белье на веревке полощется: Спали, не раздеваясь, во сне прислушиваясь к сигналам тревоги – не верилось, что когда-нибудь можно будет снять одежду, лечь в постель, не опасаясь ночного налета и забыться глубоким, освежающим сном. Не верилось, что когда-нибудь можно будет досыта наесться. Пятьсот граммов хлеба делили на три доли и ели его, запивая водой. Ни картофелины, ни свеклины не было ни у кого – огороды никто не сажал, их каждую ночь "пахали" немецкие бомбардировщики. Молитва нас укрепляла и давала силы выстоять.
О спасительной силе молитвы свидетельствуют прихожанки Нина Васильевна Ефремова, Мария Потаповна Дегтярева, Зинаида Алексеевна Качина.
– Я и сейчас удивляюсь, – говорит Нина Васильевна, – как нас Господь в таком пекле спас.
В семнадцать лет, находясь на казарменном положении, она работала на третьем участковом материальной складе Калининской желез-ной дороги бухгалтером. Женщина по соседству жила, её во время налета в собственном доме убило – взрывной волной вместе с дива-ном по, воздуху пронесло и зашвырнуло на крышу двухэтажного дома.
– А я, Бог миловал, жива осталась, хоть железнодорожный склад – объект стратегический, но за все боевое время ни одного попадания. Выходит, велика сила молитвы, поскольку другой защиты у меня не было.
Охранную силу молитвы подтверждает Мария Потаповна Дегтярева:
– В те трудные годы, – вспоминает она, – лишь молитвами спасалась от беды. И когда аэродром в Воронеже под бомбами строила. И когда волчья стая /их в войну много в наших краях развелось/ неожиданно из лесу на дорогу выскочила, а я на лошади одна. И когда для фронта кожи выделывала /для седел, для сапог/, да овчины для тулупов военных дубила, а в сушильных печах кора дубильная огнем занялась.
Ночью дело было. Мария из-за бомбежки спать в цехе осталась, и вдруг, как толкнул кто: "Горим!" – С молитвой ложилась, с молитвой вставала – так с ранних лет родители приучили: строгой веры были у неё отец и мать. Сколько маминых молитв она солдатским матерям за годы войны написала! Сколько понеслось их в треугольничках в окопы к сыновьям:
– Своего жениха, – говорит Мария Потаповна, – я на фронте молитвами сохранила; вернулся жив и невредим. А на волков Георгия Победоносца в защитники призывала. Стая развернулась и с дороги сошла.
– Много чудес в те времена явил Господь по человеческим молитвам, – говорит Зинаида Алексеевна Качина. Будучи на казарменном положении, живя в землянке с маленьким сыном, она работала в отделе снабжения Управления военно-восстановительных работ Севером Западного фронта. В её задачу входило доставить деньги в Государственный банк. А до банка десять километров. Пешком. Без оружия, без провожатых, вся её защита – противогаз через плечо, а в двух портфелях 250-300 тысяч рублей. Сейчас это кажется чудом. Не день, не неделя, не месяц, а два с половиной года. "Господи, благослови", – и в путь.
– Идешь, а сама на небо поглядываешь. Как только появятся "месершмиты", бежишь и заваливаешься в кювет. Однажды шла лесом, задумалась и, вдруг, над головою рев и черная тень на дороге: надо мной идет на бреющем полете "юнкерс". До кювета не добежать, уткнулась лицом в дорожную колею: "Господи, пронеси, сохрани и помилуй!"
Стервятник низко шел, вполне, мог очередью пулеметной прошить.
...Рядовые народного подвига. Живые слагаемые Победы. Они не поднимали залегшие цепи в атаку, не закрывали собой амбразур, и мало кто из них держал в руках оружие. Но разве в судьбе Свято-Троицких прихожан не преломлен свет наивысшей, по словам Спасителя, Любви, "полагающей душу за други своя"? Любви, что являет основу каждой великой Победы.

Эра Данилова
http://www.voskres.ru/army/library/eradanilova.htm
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!