Русская беседа
 
24 Ноября 2024, 03:23:43  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Размышления невольного участника ток-шоу  (Прочитано 1326 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 27 Ноября 2014, 12:45:41 »

Размышления невольного участника ток-шоу

Священник Димитрий Фетисов




По ящику, на радио и в сети активно обсуждают, как один духовно-нравственный инвалид (это если мягко выразиться) избил свою жену. Обсуждение это настолько масштабное и всестороннее, что тема, стремительно выплеснувшись на различные форумы, в блоги и прочие, условно выражаясь, «кухни», докатилась своей зловонной волной наконец и до меня. Да и, наверное, до всех нас, кто как минимум смотрит новости и в автомобиле слушает радио. Мы стали невольными участниками всероссийского ток-шоу.

И я, не удержавшись, тоже хочу прокомментировать это. Потому что уже очень, очень наболело, и проблему надо решать срочно.

Проблему того, как по-прежнему – параллельно рассуждениям о нравственности и воспитании молодого поколения – оболванивают и развращают наш народ, упорно навязывая ему вот такие сюжеты для дискуссий. Упорно и напролом в широкое пространство выбрасываются темы, в обсуждении которых нормальный человек участвовать не станет и может лишь гадливо поморщиться, когда ему зададут подобный вопрос с ворохом пикантных подробностей: кто кому изменял и сколько ударов табуреткой по голове за это получил (видеосъемку события непременно следует показать в прямом эфире на ведущих телеканалах – иначе рейтинги упадут безнадежно).

Впрочем, мне хочется сказать даже не про то, как внутренние враги России – хитрые и лукавые растлители – уже давно, успешно и абсолютно безнаказанно орудуют в информационной среде, – это и так понятно. Думаю, что необходимо поподробней рассмотреть некоторые важные детали этого апостасийного процесса, дабы сделать определенные выводы для предохранения, борьбы, а может, и переворота, если Господь смилостивится и в будущем адекватному зрителю/слушателю представится возможность существенно повлиять на ситуацию.

Цунами информационной эпидемии

У распространения информации есть свои закономерности. Не удивлюсь, если через какое-то время некий социолог получит Нобелевку за подробное исследование этого процесса. Для нас главное – это то, что информационная волна – она даже хуже цунами, которое, сметая всё на своем пути и погружая пляжи и разрушенные улицы в потоки грязи, постепенно угасает.

С негативной и деструктивной информацией всё гораздо хуже – она может годами, десятилетиями и даже веками только усиливать свою мощь и, подобно эпидемии, захватывать новые умы и территории. И эту чуму, как, например, фашистские идеи, до конца можно так и не побороть. Так что вопрос лишь в том, как хоть немного угасить и ослабить такую волну. И здесь можно дать два практических совета. Во-первых, не умножать зло и просто отказаться от обсуждения грязных тем. А во-вторых, если уж вас вынудили это прокомментировать, то как минимум не называть имена героев очередной жуткой или пошлой истории.

    Единичный трагический или хулиганский поступок муссируется СМИ и, как следствие этого, становится массовым.

Главная опасность заключается в том, что эпидемия характерна именно массовым распространением болезни. За последнее десятилетие очень показательными были два примера, ярко иллюстрирующие данный тезис: это целая цепочка подростковых самоубийств, совершаемых посредством выпрыгивания из окна, и быстро ставшие массовыми случаи ослепления заходящих на посадку пилотов лазерными указками. И в том, и в другом случае всё развивалось закономерно: единичный трагический или хулиганский поступок обширно транслировался по телевидению и впоследствии неизбежно становился массовым.

Общий градус по палате

Как священнику, мне очень хорошо заметно, что люди, безвозвратно погрязшие в созерцании различных ток-шоу и показываемых там примеров морального и духовного уродства, как следствие становятся очень снисходительными к своим собственным, нередко весьма серьезным недостаткам. Именно поэтому святые отцы советуют нам прибегать к чтению житий святых и различных аскетических сочинений. Может быть, мы никогда и не дорастем до высоты «Добротолюбия» или «Лествицы», но прочитанное хотя бы подвигнет нас к сознанию собственного духовного несовершенства, ибо всё познается в сравнении.

Утопая в потоке негативной информации, мы неизбежно повышаем «общий градус по палате» и привыкаем к тому, о чем раньше стыдились бы рассуждать даже абстрактно. Именно об этом, судя по всему, говорит и апостол Павел в послании к Ефесянам: «А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым» (Еф. 5: 3) и «Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить» (Еф. 5: 12).

Познавая умом зло, мы неизбежно соединяемся с ним

    Даже одним умом познавая зло, мы неизбежно соединяемся с ним. Происходит это постепенно, но неизбежно.

Помимо стремительного понижения моральной планки у наших сограждан, при обсуждении грязных тем возникает еще одна серьезнейшая аскетическая проблема. Дело в том, что, даже одним умом познавая зло, мы неизбежно соединяемся с ним. Происходит это постепенно, но неизбежно даже для людей с хорошим воспитанием и высоким духовным устроением.

Как-то раз я спросил одного священника, который посвятил значительную часть своей жизни тюремному служению, о том, что для него было самым сложным в деле духовного окормления заключенных. Ответ меня очень удивил. Этот уже немолодой, прекрасно образованный батюшка посетовал мне, что главной проблемой для него было то, что он стал перенимать тюремный жаргон…

«В самом начале своей пастырской практики в тюрьме, – рассказывал мне этот отец, – я столкнулся с проблемой полного непонимания своей новой паствы. Я не мог уяснить, о чем они говорят на исповеди, и, что самое ужасное, я не знал – доходят ли до них мои проповеди. А потом ничего – втянулся. Втянулся настолько, что уже мою попадью судорожно передергивало, когда я, желая пообедать, добродушно просил: “"Банкуй", матушка”…».

Батюшке повезло. Во-первых, его сугубо сохраняла благодать священства, явно не позволяя ему стать «своим в доску», в худшем смысле этого слова, для его весьма непростой паствы. А во-вторых, его оберегала своим личным благочестием жена, благодаря которой он смог поглядеть на себя со стороны и ужаснуться.

Сможем ли мы, целыми семьями погрязая в просмотре пошлейших ток-шоу, не отравиться духовно и посмотреть критически на себя со стороны? Вряд ли.

Дальше будет только хуже

А самое страшное то, что дальше будет только хуже. Ведь в своем духовном и – неразрывно связанном с ним – нравственном развитии человек, да и всё общество в целом, не может оставаться на одном месте. Тут всегда два варианта: либо постоянно карабкаться, может быть спотыкаясь и даже падая, вверх – на гору добродетелей. Или же со скоростью, постоянно увеличивающейся, скатываться вниз – в бездонную и мрачную пропасть греха.

Мы вроде бы докатились туда, что дальше уже и некуда. Впрочем, лет десять-пятнадцать назад мы думали об информационном пространстве так же – а оказалось, что может быть и хуже. Так что, несомненно, падение продолжится. И самое печальное то, что вернуть всё на свои места будет уже невозможно, так как порочный круг замкнется и развращенный, привыкший к пошлости народ уже будет практически невозможно перевоспитать.

Некоторые практические выводы

Если когда-нибудь мы, православные, сможем реально повлиять на ситуацию в медиапространстве, то, на мой взгляд, нам заранее следует усвоить несколько практических выводов.

Во-первых, нужно понять, что нормальное, духовно-здоровое информационное пространство не может жить по законам рынка. Эта система, если она нацелена на наживу, будет получать наживу всеми доступными способами, в том числе и за счет поврежденного, удобопреклонного ко греху человеческого естества. Поэтому данная сфера должна быть убыточной по определению, и государство сюда должно вкладывать деньги, не ожидая их возврата и тем более приумножения, так же, как оно вкладывает их в оборону страны.

    В цензуре нет ничего плохого (кроме злоупотреблений, но злоупотребления портят любое доброе дело одинаково).

Во-вторых, исходя из вышесказанного следует понять, что в цензуре, сколь ни пугающе звучит это слово, на самом деле нет ничего плохого (кроме злоупотреблений, но злоупотребления портят любое доброе дело одинаково). Если у нас есть шанс повлиять на ситуацию, то нужно это делать и не ждать, когда люди наконец поймут, что та гниль, которой их кормили не одно десятилетие, – отравляет их. Ведь народ – он на самом деле необычайно управляем. Есть 5–7% людей-пассионариев, которые задают тон, а остальные по определению ведомы: куда все, туда и они. Можно много и долго вздыхать, что навязывать, запрещать и управлять – это неинтеллигентно. Однако подобная нежная скромность множит не интеллигентность, а власть тех, кто моральными «глупостями» не «заморачивается».

Ну и, в-третьих, если уж никаких перспектив покинуть это всероссийское ток-шоу нет, то нужно безбоязненно уходить в свое «гетто», высвобождаясь из медиапространства и создавая исключительно свою – внутриправославную – среду общения. Если ток-шоу, невольными участниками которого мы сейчас являемся, не прекратится, то так и придется сделать, уподобившись апокалиптической Церкви, которая, будучи «женой, облеченной в солнце», сбежала в «пустыню» (см.: Откр. 12: 1, 6).


27 ноября 2014 года

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/75452.htm
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!