Русская беседа
 
01 Ноября 2024, 01:42:09  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Врачебница, а не прокуратура  (Прочитано 1164 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 17 Сентября 2014, 14:21:47 »

Врачебница, а не прокуратура

Сергей Худиев



Рембрандт Харменс ван Рейн. Моисей со скрижалями Завета. 1659

Когда в материале встречаются слова «Я не люблю православную церковь», можно ожидать, что то, что человек не любит, мало похоже на Церковь. Скорее, это образ, который человек выстроил в своем сознании на основании... — сложно понять, на основании чего. Именно так обстоят дела в отношении статьи Александры Славянской «Любовь и РПЦ», которая недавно появилась на «Снобе». Автор приводит примеры (некоторые из которых кажутся довольно гипотетическими) людей, которых, по ее убеждению, Церковь считает «грешниками и гнусными сволочами», в то время как они этого не заслуживают: один несколько раз женился и разводился, другие были всего-то парочкой «милейших» гомосексуалистов. Зато, отпуская грехи, Церковь «снимает с человека ответственность» за его гнусные поступки.

Что же, позвольте кое-что объяснить, потому что подобные мысли посещают, наверное, не только читателей «Сноба». Если коротко: Церковь — это не прокуратура, от обвинений которой надо как-нибудь отбиться. Церковь — это врачебница, помощь которой надо принять. Но скажем подробнее.

Люди берутся критиковать Церковь, требуя от нее пересмотра заповедей, чаще всего — заповеди «не прелюбодействуй»

Люди воспринимают Церковь как законодательную, судебную, и, хорошо, если не исполнительную власть в отношении греха, праведности и вечного спасения, и берутся эту власть критиковать, требуя от нее пересмотра тех или иных заповедей — чаще всего, заповеди «не прелюбодействуй».

Но у Церкви просто нет такой власти. Она не может сделать развод или гомосексуализм не греховными. Требовать от нее пересмотра отношения к этим явлениям — все равно, что требовать от Минздрава пересмотра его отношения к табаку и алкоголю. Многие люди, пристрастные к курению или выпивке, воспринимают поведение медиков с глубоким огорчением и раздражаются на пропаганду здорового образа жизни. Но пагубные последствия употребления спиртного для здоровья — это объективная реальность. Она совершенно не зависит от моего, вашего или даже минздравовского мнения по этому поводу. Спиртное объективно вредно для здоровья; физические упражнения объективно полезны. Это истина о реально существующем мире. Если мы возьмемся ее отрицать или потребуем переделать ее под наши вкусы, мы ничего в действительности не изменим. Просто обречем себя на болезненный конфликт с реальностью.

Требовать от Церкви, чтобы она пересмотрела свои взгляды на грех, также бессмысленно, как требовать от медицины, чтобы она пересмотрела свои взгляды на рак

Христианская вера говорит о том, что Бог — реален. Гибель и спасение, грех и благодать существуют на самом деле; рай или ад — реальность, с которой каждому из нас лично предстоит столкнуться. И грех — это не то, что какая-то группа людей по каким-то непонятным причинам решила объявить грехом. Грех — это рак мироздания, разрушающий наши отношения с Богом и ближними. Он ничуть не менее объективен и реален, чем злокачественная опухоль. Требовать от Церкви, чтобы она пересмотрела свои взгляды на грех, также бессмысленно, как требовать от медицины, чтобы она пересмотрела свои взгляды на рак. То есть пересмотреть-то, она, конечно, может, но рак от этого не перестанет убивать. Как и грех.

Учение о браке, как и нравственное учение Церкви вообще, ей просто не принадлежит. Она не может его менять. Это учение принадлежит непосредственно Христу. У Церкви нет власти редактировать Евангелие.

Кстати, в чьих интересах прикажете его редактировать? Да, отмена заповеди «не поступай вероломно против жены юности своей» (Мал. 2:15) будет, возможно, с энтузиазмом воспринята некоторыми мужчинами, жена юности которых несколько подувяла, в то время как они сами — мужики в самом соку и могли бы найти себе кого-либо помоложе. Но как насчет самой жены юности, которая отдала этому человеку годы, которые к ней никогда уже не вернутся? Ее боль и одиночество стоит принимать во внимание?

Мы можем злиться на заповеди, Бога и Церковь. Легче нам от этого не станет

Когда мы сталкиваемся с заповедями Божиими (ещё раз отметим, что это не заповеди Церкви, это заповеди Бога!), нам больно. Мы обнаруживаем, что мы согрешили. Что мы поступали вероломно, немилосердно, недостойно и чудовищно глупо. Мы можем злиться на заповеди, злиться на Бога, злиться на Церковь, через которую эти заповеди до нас доходят. Легче нам от этого не станет. Но мы можем раскаяться и увидеть, что грех есть грех, и мы наделали много того, чего лучше было бы не делать. Как сказал поэт,

   И с отвращением читая жизнь мою,
   Я трепещу и проклинаю,
   И горько жалуюсь, и горько слезы лью,
   Но строк печальных не смываю.


И тогда мы увидим, что предлагает нам Церковь: не осуждение, а жизнь, надежду и исцеление. Бог может и хочет простить наши грехи и дать нам возможность начать с чистого листа. Он будет помогать нам и поддерживать нас всякий раз, когда мы зашатаемся. И Он будет делать это через преданных Ему людей — через Церковь, которую Он основал ради нашего вечного спасения.


17 сентября 2014 года

http://www.pravoslavie.ru/put/73661.htm
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!