Другая дверь
Мария СараджишвилиПриходит к отцу молодая дочь и говорит:
– Папа, я устала, у меня такая тяжелая жизнь, у меня столько проблем, я всё время плыву против течения, у меня нет больше сил… Что мне делать?
Отец вместо ответа поставил на огонь три одинаковых кастрюли с водой. В одну кинул морковку, в другую положил яйцо, а в третью насыпал зерна кофе. Через некоторое время он достал из воды морковку и яйцо, а из третьей кастрюли налил в чашку кофе.
– Что изменилось? – спросил он дочь.
– Морковь и яйцо сварились, а зерна кофе растворились в воде, – ответила она.
– Нет, дочь моя, это лишь поверхностный взгляд на вещи. Посмотри: твердая морковь, побывав в кипятке, стала мягкой и податливой. Хрупкое и жидкое яйцо стало твердым. Внешне они не изменились, они изменились внутри под воздействием неблагоприятных обстоятельств – кипячения. Так и люди: сильные внешне могут расклеиться и стать слабаками там, где слабые и нежные могут окрепнуть и возмужать…
– А кофе? – спросила дочь.
– А это самое интересное! Зерна кофе полностью растворились во враждебной среде и изменили ее – превратили кипяток в прекрасный ароматный напиток.
Есть особенные люди, которые не меняются от обстоятельств, – они изменяют сами обстоятельства, превращая их во что-то новое и прекрасное, добывая пользу и знания из ситуации…
Притча о кофе ***
Маки Нателаури Ни для кого не секрет, что во всем мире растет число инвалидов.
«По данным ООН, каждый десятый человек на планете имеет инвалидность, один из 10 страдает от физических, умственных или сенсорных дефектов, и не менее 25% всего населения страдают расстройствами здоровья. Примерно одна семья из четырех человек имеет в своем составе человека с ограниченными возможностями.
По официальной статистике, в Китае насчитывается более 60 млн. инвалидов, что составляет 5% от численности населения, в США их – 54 млн. (19%), в России сейчас 10 млн. инвалидов (около 7% населения)»[1].
И наблюдаются тенденции роста числа людей с ограниченными физическими возможностями.
Почему? Ученые назовут вам несколько вполне убедительных версий. Но вероятность того, что в той или иной семье может родиться «проблемный ребенок», от этого всё равно не уменьшится.
Итак, если такое случилось именно с вами. Не думайте, что на этом ваша жизнь прочно и бесповоротно закончилась и наступила огромная черная полоса, которая плавно перешла в одноименную дыру космоса: попасть в нее можно, а выйти уже никак.
Если Господь закрывает одну дверь, то обязательно откроет другую.
История Маки Нателаури как раз живая иллюстрация на эту тему.
Маке 25 лет. У нее ДЦП. Живет в Тбилиси, в одном из итальянских двориков, на втором этаже. Причем тут этаж? – спросите вы. Да при том, что спуск во двор для нее невозможен, если отец не снесет ее туда на руках. То есть на улице Маке приходится бывать не часто, хоть и очень хочется. Передвигаться она может только в коляске. Руки и ноги у нее не действуют. Говорить ей очень трудно. Несмотря на всё это, она претворила в жизнь свою мечту. Пишет и пишет рассказы… прикрепив ко лбу специальную палочку для давления на кнопки клавиатуры.
А еще она ведет активный образ жизни. Три года назад фирма «Парса» провела с Макой тренинг по туризму, и теперь она их равноправный сотрудник. С помощью интернета продает туристические пакеты по всему миру.
В свободное время Мака играет в шахматы, общается со множеством друзей в социальных сетях (на ее страничке в фейсбуке вы увидите лозунг: «Мне дает силы то, чего я не имею!») и много читает. В ее арсенале прочитанного почти весь Достоевский, Ремарк, Илья Чавчавадзе. Особенно любит Нодара Думбадзе.
Люди, сталкиваясь с ней виртуально или реально, невольно пересматривают свою жизнь. Что, мол, наши надуманные проблемы по сравнению с тем, что у Маки! А мы еще постоянно жалуемся, психуем и тратим кучу эмоций на всякую ерунду.
Вот выдержки из интервью с Макой, которое взяла журналистка с помощью ее родителей, так как только они понимают ее речь.
«– Кто были твои первые читатели?
– Мои родители. Потом виртуальные друзья. Пишу специально для того, чтобы читали именно они.
– Ты любишь кого-нибудь?
«Верю, что у каждого из нас особая болевая миссия: чтобы другие научились видеть то, на что обычно не обращают внимания, были бы более чувствительными»
– Я влюблена в эту жизнь. Иначе не смогла бы писать… Я мечтала быть режиссером. Поэтому научилась компьютерному монтажу: вырезаю из фильмов кадры и подбираю к ним музыку. А вот рисование так и останется для меня несбыточной мечтой. Вы подумаете, что самое большое желание, чтобы все люди с ограниченными возможностями вдруг стали здоровыми? Да, это было бы неплохо. Но я верю, что у каждого из нас особая болевая миссия в этом мире: чтобы другие люди научились видеть то, на что обычно не обращают внимания, были бы более чувствительными. Больше всего я хочу, чтобы люди поняли: нельзя не любить другого только потому, что он не похож на тебя…
Очень часто я думаю о тех инвалидах, которые живут в районах, и их семьи почему-то стесняются показывать их обществу. А им – знаю по себе – так хочется к людям!»
Недавно вышла книга ее рассказов «Луч света» – о том, с какими трудностями сталкиваются люди с ограниченными возможности в мире «здоровых» и что при этом переживают.
Вот один из рассказов.
Маки Нателаури «…Меня катили по улице в коляске. Я была в прекрасном настроении и постоянно улыбалась всем и вся, что двигалось мне навстречу: солнцу, улице, людям. Я представляла себя такой же здоровой, как и все вокруг. Ну и что, что ты сидишь в коляске? Ты в сто раз лучше тех, кто болен душой. Ведь душа выше тела.
Но в этот день я убедилась в обратном.
Мы с мамой заехали в нотариальную контору. Хозяйка кабинета – молодая женщина – что-то печатала на компьютере. Она с улыбкой поздоровалась и спросила, что нам нужно.
Мама объяснила, что нам нужна доверенность. Но так как я руками писать не могу, то нам нужно в этом подтверждение.
Нотариус даже не взглянула на нас.
– Здесь нужна ее подпись. Без этого я ничего не могу оформить.
– Но мы и раньше делали доверенность, – стала доказывать мама. – И никаких проблем не было.
– Я не выдам документ, если он не будет подписан обеими сторонами, – последовал спокойный ответ.
– Но у кого вы требуете подпись?! – у мамы задрожал голос от обиды и возмущения.
Нотариус задумалась, потом предложила другой вариант:
– Если вы принесете справку от психиатра, что все ее действия адекватны, тогда я, так уж и быть, оформлю.
– Зачем вам подтверждение от психиатра?! И так видно, что моя дочь адекватна. Ей трудно говорить, но она наберет вам фразы на компьютере.
««Мне надо, чтобы ваша дочь сказала слово по-человечески», – холодно отрезала хозяйка кабинета.»
– Мне не надо на компьютере, – холодно отрезала хозяйка кабинета. – Мне надо, чтобы ваша дочь сказала слово по-человечески. Закон есть закон.
Мы покатили к другому нотариусу, но там повторилось то же самое.
– …Слово по-человечески…
– …Справка от психиатра…
Эти две фразы крутились у меня в голове в такт переката колес.
По улице шли люди. И вдруг передо мной и ними возникла стеклянная стена. Мама осталась по ту сторону вместе со всем окружающим миром. Люди разговаривали друг с другом. Сквозь невидимую преграду слышны были их веселые голоса и беспечный смех, а я в это время была в стеклянном саркофаге и задыхалась…»
***
И несмотря на это, Мака оптимист. А оптимисты всегда в цене. Это видно даже по ее страничке в фейсбуке. Месяц назад, когда я к ней зафрендилась, у нее было около 200 друзей. Сегодня уже 450. Значит, самым разным людям хочется ее видеть в своей ежедневной ленте и каждый раз, читая ее посты, говорить себе: «Мака может бороться! И у меня тоже всё получится, несмотря ни на что! Надо просто сильно захотеть!»
10 октября 2014 годаИспользован материал статьи Торнике Каджришвили в газете «Палитра недели» от 19.05.2014 // http://www.kvirispalitra.ge/public/21675-qthavze-jokhi-mivimagre-da-ocneba-avisrule-gogona-vardisferi-samyarodanq.html.
[1] http://politicallook.ru/_social_policy/_help_invalids/statistika-invalidno.html.http://www.pravoslavie.ru/jurnal/74236.htm