А уж когда запевала так, плакали и хор, и зрители...29 сентября нынешнего года великой певице Надежде Васильевне Плевицкой исполнилось 130 летЭтой дате посвятили свой концерт народная артистка РоссииНадежда Крыгинаи Государственный академический русский народный ансамбль «Россия» имени Л.Г.Зыкиной под руководством Дмитрия Дмитриенко. Программа названа по-славянски просто и ёмко – «Вера. Надежда. Любовь», да и проходила она в Москве в день памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.
Что тут поделаешь: не вспомнила страна имя Плевицкой. Не финансовый это проект, не брендовый момент, а государственные люди все-таки нашлись. Это и потомки певицы в курской деревне Винники, где открыт музей знаменитой землячке. Это иИрина Ушакова– православная журналистка, из-под пера которой вышла удивительная статья о крестьянке-певице. Это и настоящий державный вечер, что подарили людям Крыгина и музыканты ансамбля «Россия».
Именно державный, по-другому не скажешь. С первой музыкальной ноты, с первого произнесенного слова, с первых аплодисментов понятно было: артисты и зрители пришли не только любоваться песней, а верить в мудрую нашу народную державу и продолжать её любить и в неё надеяться. Как любила и надеялась курянка Плевицкая и верила: её голос и песни не только прославят Россию, но идущие за ней таланты подхватят главное дело её жизни.
А главное дело Плевицкой заключалось вот в чём. Она собрала, записала, исполнила почти две тысячи русских песен. Среди них «Лучинушка» и «Бродяга», «Есть на Волге утес» и «Калинка», «Всю-то я вселенную проехал» и «По диким степям Забайкалья», «Ухарь-купец» и «Липа вековая», «Среди долины ровныя» и «Помню, я ещё молодушкой была», «Из-за острова на стрежень» и «Хасбулат удалой», «Славное море – священный Байкал». Всех и не перечислить! Да сколько своих создала – «Золотым кольцом сковали», «Русь родная», «Величальная царю-батюшке», «Что ты, барин, щуришь глазки?», «Белилицы-румяницы вы мои», «Куделька», «Ванюша»… Всех и не вспомнить!
Даже композиторы, люди искушённые в музыке, услышав песни Плевицкой, предлагали ей свою помощь. Сергей Рахманинов после исполнения Надеждой Васильевной «Белилиц» не спал ночами и сделал аранжировку песни, в его видении она впоследствии исполнялась и дожила до нашего времени.
Судьба позволила мне знакомство с Валентиной Ефремовной Клодниной. Кто не знает, скажу: это главная гордость хора имени Пятницкого. Её знаменитый женский «бас» помнит каждый у нас – «И кто его знает», «Ой, туманы мои, растуманы». Так вот Валентина Ефремовна рассказывала, как она вместе с сёстрами, а их в хоре пело пятеро, да и весь хор прямо на сцене покатывались со смеху над неграмотной воронежской песенницей, которую привезли петь в Москву. Ей давали запевать песню. Выходила она, вспоминала Клоднина, и начинала. Останавливалась и произносила:
– Ня так.
Снова начинала и снова на весь зал ругала себя:
– Опять ня так.
А уж когда запевала так, плакали и хор, и зрители. Откуда это? – спрашивала Клоднина и отвечала: от Господа это. Слышала я ещё одну такую певицу – Плевицкую.
Видимо, Богу так было угодно, что при рождении девочку нарекли Надеждой. Есть в этом имени сильное, крепкое начало, дюженность небывалая, надёжа по-деревенски, потому в Винниках и звали её все Дёжкой. А ещё была в ней необъяснимая тяга к песне. Казалось бы, откуда? С детства её преследовала тяжёлая работа, зато в праздники и свободные вечера окружала девчушка себя простыми сельскими радостями: гулянья под гармошку, песни, хороводы.
Образование Надя буквально "выплакала" у матери, запрещавшей девочке посещать занятия, два класса церковно-приходской школы, где учила церковную грамматику и молитвенное песнопение. Страсть к пению и привела Дёжку в хор Троицкого монастыря. Робко в нём начинала, а потом давала силу голосу и чувствам, и верующие крестились: «Ангел поёт». Именно пение заставило её прожить в монастыре более двух лет послушницей. А потом, случайно попав на цирковое представление в Курске, впечатлительная крестьянская девочка, не раздумывая, променяла благополучную тоску монастырской послушницы на нищую свободу циркачки. Только нагрянула матушка и со скандалом увела заблудшую дочь из "постыдного" заведения.
Да разве душу-то остановить? Устраивается горничной в купеческую семью, вместе с ней переезжает в Киев и поступает хористкой в капеллу Александры Липкиной. Малограмотная, не знающая нот девушка обладала абсолютным музыкальным слухом и без труда справлялась с самыми сложными сольными партиями. Вскоре Надежда становится профессиональной певицей и познает все "прелести" скитальческой жизни провинциальной русской артистки. Выступает в популярном "хоре лапотников", затем в знаменитом московском ресторане "Яр".
Осенью 1909 года во время одного из концертов на Нижегородской ярмарке её впервые услышал великий русский тенор Леонид Собинов. Он-то и вывел Плевицкую на большую сцену, пригласив участвовать в благотворительном концерте вместе с известными русскими артистами Василием Качаловым и Матильдой Кшесинской.
Той же осенью певица успешно выступила с сольными концертами в Ялте, где была приглашена на вечер к министру императорского двора графу Фредериксу. Вернувшись в Москву, Плевицкая даёт концерт в Большом зале консерватории, её с восторгом принимает цвет московской интеллигенции. Ей радуются простая публика, салонная аристократия. Она знакомится с Шаляпиным, Москвиным, Качаловым, Есениным; выступает перед царской семьей, и Николай II, поражённый чудным голосом певицы, дарит ей драгоценную брошь и называет "нашим курским соловьём".
Курский соловей, сама не ведая этого, проторила дорогу русской народной песне на эстраду. Русланова пела Плевицкую. Зыкина за программу «Русские народные песни» получила Ленинскую премию, а ведь в неё входил в основном репертуар Надежды Васильевны. Сколько времени прошло, а исполнительницы народных песен до сих пор включают в свои выступления произведения курянки. Уверен, так и дальше будет. Куда нам без родного, душевного? А возьмите любое семейное, народное гуляние – и тут Плевицкая. Одно только огорчало и огорчает: никто никогда этого имени не называл. А ведь сам Шаляпин, уважающий себя и свое творчество, сказал однажды Плевицкой:
– Я слободской, а ты деревенская. Не догоню я тебя в народной песне. Помогай тебе Бог, Надюша.
Я вам рассказывал про Валентину Клоднину, а впервые «нерусскую» фамилию Плевицкая услышал в сибирском Омске. После окончания школы приехал в этот город навестить тетю. Она, бездетная, уговорила меня подать документы для поступления в строительный техникум. А какой я строитель? Меня к этому никогда не тянуло, но поддался на уговоры, и мой аттестат об образовании остался в канцелярии строительного техникума.
Иду по центральной омской улице и вижу: «Объявляется конкурс в государственный Омский русский народный хор». Открыл дверь и оказался перед приемной комиссией. Не буду рассказывать, как все происходило, только поднялась красивая женщина, приобняла меня и запела: «Ах, ты, Ванька, удалая голова…». И тут я понял: это поёт Мария Селиванова, знаменитая солистка Омского хора. Песни в её исполнении часто передавали по всесоюзному радио, особенно «Куда бежишь, тропинка милая?».
Спела она, посмотрела на меня, застывшего, и сказала:
– Это я тебе Плевицкую пропела. Знаешь про такую?
Мотнул головой – нет, не знаю.
– Тогда приходи к нам, узнаешь.
Но не пришёл я к омским голосистым песенникам, не случилось, а фамилию запомнил. А потом вот Валентина Клоднина. А теперь вотНадежда Крыгинаи ансамбль «Россия» с Дмитрием Дмитриенко.
Кем ты сложилась, родная, унылая?
Кто тебя первый певал?
Где ты родилась, печальная, милая?..
Именно этим обращением к песне открыла свою программуНадежда Крыгина. А сочинила его и напела Надежда Плевицкая. Слушая, мне вспомнилось, как родилось знаменитое стихотворение Александра Твардовского «Ты откуда эту песню, мать, на память припасла?» Ниоткуда, следует ответ, всё оттуда, всё из нашего села.
Из тяжёлой крестьянской бытности берёт своё начало русская песня. Это не знать надо, с этим надо родиться. Хоть горько начинается сказание, печали оно не несёт – сила в нём и уверенность, благодарение талантливому народу, способному не только тяжело работать, а уважать свой труд. Не только печалиться, а ещё детей рожать, землю украшать, за родные дома с ворогом бороться. И каждый свой день сопровождать песней–попутчицей, она сама рождается и разлетается потом по белу свету. Поди, узнай, кто её сочинил, кто выходил. Душа пожелала так. С ней ли спорить?
Певица не спорила – голос со сцены лился свободно и трогательно, до каждого зрительского сердца добрался, каждого коснулся, потому сразу же, как только стихли последние аккорды, зал взорвался аплодисментами. А Крыгина вместе с оркестрантами уже предлагала другую песню из репертуара Плевицкой – «Вы, комарики мои». Задорная, с настоящей литературной основой. Коротенькая повесть-рассказ, и никто не почувствовал такого открытого перехода от балладности к весёлости. Это в нас с рождения так устроено: мы и горевать можем, и радоваться жизни открыто, как говорят, на людях.
Этого ли не знать Надежде Крыгиной, уроженке Курского края, землячке Плевицкой!
– А я ведь долго ничего не знала о Надежде Васильевне. Откуда? В нашей деревне все пели её песни, а кто их сохранил и напел мелодию, никто не ведал, – рассказывала мне Надежда Евгеньевна. – Это потом уже, будучи студенткой московского вуза, я услышала о Плевицкой, а когда нашла её записи, просто обомлела – в её голосе, как в букете полевых цветов, были собраны голоса, подголоски, отдельные нотки тех, кто шёл за ней на эстраде.
Безусловно, это не случайность. Две тёзки, две землячки должны были встретиться в творчестве. Пусть по прошествии почти столетия, но песенная энциклопедия Плевицкой страница за страницей предстала перед Крыгиной. Не просто же так она носит высокое звание народной артистки России, и как сказал один из зрителей – настоящей народной артистки.
Уж сколько десятилетий слушаешь «Липу вековую». Даже слова приводить для примера не нужно – её знают все, а послушайте, как поёт её Крыгина. Разливанное море тоски и уверенности, и картина, такая ясная и родная. За горизонтом улеглось солнце, оставив на небе яркие сполохи быстро надвигающейся ночи. Тишина звенящая, ни ветерка тебе, ни дуновения. Откуда-то издалека доносится успокаивающий звук храмового колокола, и среди этой бескрайности поет голос. О себе, о судьбе своей, и ты среди этого не слушатель – деятель, без которого не вершится судьба. А послушайте, как звучит ансамбль «Россия» в этом народном произведении: волна на волну набегает в мелодии и, сливаясь с голосом, образуют почти эпическую картину, потому и дирижерДмитрий Дмитриенко, и музыканты ансамбля растворяются в мелодии, и такое впечатление, будто никого на сцене нет: есть только ты и русская песня. Песня, которой ты сродник.
И без паузы, сразу же ещё одна щемящая тоска: Тихо тащится лошадка,/ По пути бредёт./ Гроб, рогожею покрытый,/ На санях везёт.
Ещё одна история из крестьянской жизни, давней-предавней, но такой родной. Ведь как не вымарывай историю, не переписывай, не подгоняй под нужный формат, она была, эта наша русская действительность. И её вот сейчас правдиво рассказывает Крыгина. Она не перепевает свою землячку, нет, она воспользовалась только словами и мелодикой, а душу тревожную вложила в неё свою.
Именно в такие минуты понимаешь, насколько высок талант и профессионализм Надежды Крыгиной. У зрителей, на себе заметил, начинают подрагивать в волнении пальцы рук. Ты их хочешь остановить, а они выдают твоё внутреннее состояние. Оно идет со сцены, откуда звучит голос певицы. И вслед за ним ты начинаешь переживать и сострадать.
Именно этими основами – переживанием и состраданием – живёт русская народная песня. Разная по характеру – весёлая, грустная, разухабистая, потаённая. Именно такими представлены в программе так называемые ямщицкие песни. Удивительно, в наш век, когда тройка уже никого не удивит быстротой, песни про тройку по-прежнему удивляют и радуют, и заставляют думать, а иногда грустить. Что ж, это свойство поэзии – истина она всегда современна, ибо в песнях о тройке вылился национальный русский характер, явилась душа народа, весь жар, весь размах его чувств. Хоть нет уже той жизни, нет троек, нет ямщиков, нет проезжих корнетов – песня о тройке живёт и звучит над миром и, как сказано у Гоголя, "вьётся около сердца".
«Когда роют клад, – писал Александр Блок, – прежде разбирают смысл шифра, который укажет место клада, потом "семь раз отмеривают" – и уже зато раз навсегда безошибочно "отрезают" кусок земли, в котором покоится клад. Клад русских песен стоит упорных трудов». Нелегко, ох, как нелегко даются исполнителю, казалось бы, совсем лёгкие песни, придуманные народом. В том числе, и те, что пела Плевицкая, а теперь – Крыгина.
В восьмидесятом году на всесоюзном радио стала желанной песня под названием «Степь одна кругом глухая». Она из ямщицких, ритмичных, так и брызжет снег из-под полозьев, а потом одним четверостишьем скуёт возникшую беспечность и обдаст тоской и горем. Вот в такие минуты ты начинаешь понимать, что такое русский звук. В радости – нотки тревоги, в тревоге – нотки радостной уверенности в лучшее.
Этим русским звуком в полной мере обладаетНадежда Крыгина. В пример тому – только что упомянутая песня, как и «Замело тебя снегом, Россия».
Интересна судьба этой песни. Она написана Надеждой Плевицкой в эмиграции, а вернее сказать, в изгнании. Можно представить, что творилось в сердце талантливой певучей крестьянки.
Замело тебя снегом, Россия,
Запуржило седою пургой.
И холодные ветры степные
Панихидой поют над тобой…
Часто этот плач включали в свой репертуар известные исполнители, он звучал в исполнении прославленных хоров, в том числе и православных. НоНадежда Крыгинаисполнила песню в сопровождении превосходных музыкантов, гусляров ансамбля «Россия» Алексея Абраменко и Маргариты Суторниной. И так получилось, что слушатель приоткрыл ещё одну подзабытую историческую страницу: с гусляра-странника зачиналось на Руси песенное творчество, с его сказаний, былин, преданий. Это потом появились гармошки, балалайки, домры, жалейки, которым в программе «Вера. Надежда. Любовь» было отведено достойное место, а представлял их Государственный академический русский народный ансамбль «Россия» имени Людмилы Зыкиной. Коллектив, возглавляемый Дмитрием Дмитриенко, с честью несёт государственную музыкальную культуру.
Вот так, от песни к песне, от мелодии к мелодии, народная артистка РоссииНадежда Крыгина, музыканты ансамбля «Россия» творили вечную память Надежде Плевицкой и вечную славу нашему Отечеству.
Как хочется, чтобы новую программу русских народных песен услышали люди в разных уголках страны. Взрослые бы вспомнили, какими ценностями жива была всегда Россия наша, а дети узнали, в какой стране великой они родились, и берегли её, выхаживали, прославляли. Гордились бы, что они русские.
Иван Чуркинhttp://www.voskres.ru/articles/churkin8.htm