В монашеской обители восстанавливается Авраамиевский скит …Житие преподобного Авраамия Ростовского, память которого празднуется 11 ноября по новому стилю, – одно из свидетельств древности Валаамской обители. Согласно житию, будущий валаамский подвижник родился во времена Крещения Руси в семье язычников. «С детства был прикован болезнью к постели, - рассказали РНЛ в пресс-службе Валаама. - Услышав от новгородских купцов о Боге, юноша стал молиться и ощутил себя здоровым. После исцеления он отправился в новгородские монастыри, а оттуда – на Валаам, где подвизался в трудах и молитве.
По иному преданию, преподобный Авраамий пришел в Валаамскую обитель еще язычником, в 960 году за 28 лет до Крещения Руси, где впоследствии крещен и пострижен в монашество. Далее он основал Ростовский Богоявленский монастырь, где был архимандритом.
Житие святого Авраамия Ростовского свидетельствует, что уже в X веке на Валааме существовало монастырское братство, управляемое игуменом. До первого разорения на острове существовала обитель в честь Пресвятой Троицы.
В этом году исполняется 1055 лет после монашеского пострига преподобного Авраамия Ростовского на Валааме. Сейчас на острове ведутся работы по восстановлению исторического скита в его честь».
«Восстановление и развитие валаамских скитов – очень важная задача, которую нам поставил Патриарх, – рассказывает игумен монастыря преосвященный епископ Панкратий. – Святейший Патриарх отметил, что Валаам снова должен стать "Северным Афоном". Характерной особенностью Валаамского монастыря является то, что здесь существовали все формы монашеской жизни: общежитие – когда братия вместе проживает, участвует в богослужениях и послушаниях; скитская жизнь – более уединенная, молитвенная, отличающаяся строгим уставом; а также отшельничество – пустынножительство, пребывание в непрестанной молитве».
Святейший Патриарх Кирилл призвал восстанавливать островные исторические скиты. К их числу относится Авраамиевский скит, основаный игуменом Дамаскиным. В скиту была часовня, капитально перестроенная архитектором Г.И.Карповым и освященная отцом Дамаскиным 9 октября 1873 г. Монастырский историк XIX века писал: «Оградил обитель со всех сторон, как бы крепостными, отшельническими скитами, поселив в них ревностных воинов духовных, ратоборствующих мужественно противу невидимых врагов».
В тот период в Авраамиевском скиту жили шесть монахов. Красота места и малочисленность паломников из-за его удаленности привлекли петербургского купца Ф.И.Тюменева. Он долгое время жил в скиту и подарил церкви иконы (ныне часть из них находится в музее г. Куопио в Финляндии), а также частицу мощей св. Иакова Боровичского. Благотворитель похоронен на старом братском кладбище.
После получения Финляндией независимости на Валаам прибыли военные. В 1920–1930-х гг. рядом со скитом соорудили центральный форт Валаамского укрепрайона, входившего в линию Маннергейма. Во время войны 1939-1940 годов здесь находилась береговая артиллерия.
Некоторые финские фортификационные сооружения сохранились до настоящего времени: форты, артиллерийские позиции в скалах, блиндажи и дзоты, казарменные постройки. В 1923 г. Валаамский монастырь пожертвовал Авраамиевскую церковь Тиурульскому приходу Финляндии.
Святейший Патриарх Кирилл после совершения молитвы у раки с мощами преподобных Сергия и Германа, Валаамских Чудотворцев, во время своего святительского визита на Валаам в 2014 г. сказал: «Пребывание на Валааме подобно пребыванию в оазисе. Здесь действительно легко дышится — не только физически, но и духовно. Дивное сочетание красоты северной природы с обилием намоленных мест не может не производить впечатления даже на тех, кто далек от веры. Ну, а что говорить о людях церковных? …Вот почему для нас так важно организовать работу с паломниками. Очень многие наши соотечественники по несколько раз в год посещают Афон. А почему бы не посещать Афон в зимнее время, а летом — Валаам? Ведь это наш Северный Афон. Здесь святость наших подвижников, здесь соприкосновение с их духовным опытом, который был столь богат в прошлом и, верю, не оскудевает и сегодня».
В начале 20 века монастырь включал в себя 13 скитов, расположенных в разных частях Валаама и 21 часовню.
На данный момент (конец 2014г.) восстановлены десять из тринадцати скитов:
скит во имя святителя Николая Чудотворца (Никольский);
скит во имя Всех Святых;
скит во имя пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (Предтеченский);
скит во имя прп. Сергия Валаамского (Сергиевский);
скит во имя пророка Илии (Ильинский);
скит во имя преподобного Александра Свирского (Святоостровский);
скит во имя Смоленской иконы Божией Матери (Смоленский);
Гефсиманский скит;
Воскресенский скит;
скит во имя Коневской иконы Божией Матери (Коневский).
ДелоРус и Александро-Невская Семья