ГЕОПОЛИТИКА НОВОГО МИРОВОГО ПОРЯДКАВысшей целью конфликта с Россией в победном для США и НАТО варианте являются не столько материальные факторы (контроль над территорией, энергоресурсами, технологиями, отсрочка финансовой катастрофы и пр.), сколько устранение России как силы, препятствующей установлению Нового мирового порядка (НМП).
Одно из последствий украинского кризиса для России - поляризация политической жизни и растущая тенденция называть вещи своими именами.
Украина, полагают многие российские эксперты, оставалась бы спокойной, если бы не острый кризис системы виртуально-финансового капитализма и политическая деградация властей США и Европы. Надеясь избежать очередного катастрофического банковско-финансового обвала, Вашингтон запустил давно готовившийся взрывной украинский проект с целью спровоцировать Россию на вооруженный конфликт с Украиной и в порядке наказания нанести России непоправимый ущерб с глобальными последствиями.
Украинский кризис может завершиться для России и мира по-разному. Благоприятное для России урегулирование позволило бы и ей, и Украине избежать будущих крупных потерь, всем остальным - не скатиться во всеобщее противостояние и выиграть время, чтобы выйти, наконец, из тупика, в котором держит мир отстроенное на верховенстве денег и прибыли жизнеустройство. Специфический опыт двух революций, восстановления разрушений и реализации крупных проектов в науке и экономике дает России надежду выступить более удачно, чем в прошлом веке, генератором идей и практиком нового жизнеустройства, которое позволило бы сохранить связь времен, подлинно человеческую цивилизацию и решать проблемы развития без войн. Для этого России надо измениться самой и вместе с единомышленниками менять мир.
Если возобладает сценарий Запада, есть угроза, что человечество может перейти в кардинально новое состояние и картина мира изменится безвозвратно. Картину бедствия, однако, видят немногие.
Украинские марионетки Поведение украинских властей в кризисной ситуации настолько некомпетентно и безответственно, что слово «политика» к нему не подходит. Все выглядит так, что в условиях гражданской войны и обрушения связей со своим соседом и основным торгово-экономическим партнером правительство как будто не видит реалий и ведет курс на развал экономического потенциала и превращения Украины в кредито- и импортозависимую страну. Но это не так. Действия властей следуют четкой логике и исходят из двуединой политико-идеологической основы, сформированной по итогам «революции майдана» и становления режима. Одна из основ – вражда и борьба с Россией и всем российским. Антироссийский мандат выдан спонсорами украинским лидерам, чтобы оправдывать их деяния и списывать на «врага», т.е. Россию, все прошлые и будущие грехи и провалы. Столь же тотальной, но с другим знаком, является установка на «интеграцию без границ» с Европой и Америкой. Двуединая основа - простая и удобная схема работы лидеров и структур режима, мотиватор и оправдание его существования в стране и за рубежом: Украина - на переднем крае борьбы цивилизованного мира противостоит России, одной из основных главных угроз миру (см. выступление Б. Обамы 24 сентября на Генассамблее ООН), несет жертвы и потери, а за это цивилизованный мир должен оказывать ей всяческую помощь и скорее интегрировать Украину в свою зону процветания и свободы. Помощь оказывается, но, по убеждению Киева, явно недостаточно - проблемы не решаются. Нескончаемые просьбы у Вашингтона, Брюсселя, Бонна, МВФ и прочих о все новой и все большей помощи и статусах, гарантирующих безопасность режима и членство в клубе избранных - важнейшее направление усилий украинских деятелей.
В течение долгих лет зарубежные спонсоры формировали и в ходе майдана-2 осознанно привели к власти на Украине силы, идеология и практика которых идентична тому, что происходило в Германии в 30-е годы прошлого века. Некоторые украинские группировки открыто и почти без изменений переняли и узаконили нацистские ритуалы и символику. От нацистского нарратива 30-х годов унаследован и реваншизм во внешних делах, но с другими амбициями – его украинский вариант направлен только на Россию. У американских и европейских спонсоров нет иллюзий насчет происходящего в стране, они видят ее состояние, но для них проблемы Украины вторичны, ее главная ценность - возможность, если это потребуется, столкнуть Украину с Россией в более крупных стратегических целях.
Ожидаемый на Украине осенне-зимний парад внутренних кризисов: финансового, экономического, политического, социального, энергетического - и повышение в связи с этим внутренней напряженности ставит режим перед перспективой массовых выступлений. До сих пор реакция властей на протесты сводилась к репрессиям. В случае массовых протестов режим, с одной стороны, применяет силу, с другой - совместно с американскими и европейскими структурами может использовать ситуацию для запуска нового витка противостояния с Россией. Вероятность такого развития событий имеется - ожидается, что после парламентских выборов в октябре 2014 г. состав Верховной Рады будет крайне националистическим, репрессивно настроенным и супер-антироссийским, определять политику парламента станет «партия войны» из нескольких фракций.
Некоторые эксперты отождествляют войну украинских властей против Новороссии и кризис в целом с «войнами через посредников» типа «proxy wars» 60-80-х годов прошлого столетия. Это неверно. Термин «война через посредников» был в обиходе во времена двухполюсного мироустройства и глобального советско-американского противостояния. Параметры украинского кризиса принципиально отличаются от концепта «войн через посредника» и схем «proxy war».
Война между вооруженными силами Украины и Новороссии, вероятно, будет продолжаться, однако воюющие стороны под категорию посредников не подходят. То, что многотысячные демонстрации и митинги протеста в городах Юго-Востока проходили под российскими флагами, вовсе не означает, что Россия готовила эти шествия и впоследствии формировала протестные власти и ополчение ДНР и ЛНР как своего посредника в противостоянии с Украиной и ее армией как посредником США и Европы - такого не было. Россия вообще предпочла бы, если бы это было возможно, не ангажироваться во внутриукраинских событиях – ни в Крыму, ни на Юго-Востоке Украины. В России, в отличие от США, ни стратегических, ни тактико-оперативных мероприятий по Украине не разрабатывалось. Что касается Крыма, то Москва к крымской ситуации заблаговременно не готовилась и лишь быстро отреагировала на серьезную угрозу своей безопасности. Бескровная крымская акция стала возможной лишь в силу уникальной обстановки, когда подавляющая часть населения полуострова недвусмысленно проявила до и в ходе референдума свою волю, а командиры украинских военных частей в Крыму, видя ситуацию, сочли за благо не выполнять приказы тогдашнего главкома ВС Украины А.Турчинова открывать огонь по российским военным. В Донбассе была уже другая реальность – в период самоопределения Крыма ни ДНР, ни ЛНР, ни их вооруженных формирований не существовало. Донецкая и Луганская республики возникли как стихийный ответ населения и пассионариев Юго-Востока на устрашающие рейды гонцов новой власти - агрессивных майдановцев и групп Правого сектора - по городам региона. Люди увидели облик этой власти, поняли, что их ждет русофобия, расизм и террор (репрессии в том или ином виде затронули свыше 2,5 тыс.человек, в их числе лидера первого этапа донецкого сопротивления П.Губарева) и организовались, чтобы защитить свое право жить так, как хотят, а не так, как собирался навязать силой резко враждебный режим. Если же принять точку зрения Киева и считать, что Москва и Киев воюют напрямую и с украинскими ВС сражаются не местные ополченцы, а вторгшийся на Украину агрессор, т.е. регулярные российские войска, то «война через посредника» тоже не выходит - все, даже украинские «ястребы» понимают, что никакой войны между вооруженными силами двух стран нет. Горячим материалом для СМИ и политиков может стать тема гибели приданных ВС Украины служащих американских и европейских госструктур и частных военных компаний (ЧВК) в боестолкновениях с формированиями Новороссии, в состав которых входят российские добровольцы. Возможно, прямые боесоприкосновения с летальными исходами между российскими и иностранными участниками боевых действий были, но о них конкретно не сообщалось. Есть погибшие с той и с другой стороны - в частности, 25 сотрудников американских спецслужб (ФБР и ЦРУ) и 160 служащих американской ЧВК Academi, а российские СМИ, не уточняя численности, информировали о похоронах добровольцев из России. Если война станет более масштабной и интенсивной, история с войной русских с американцами (поляками, литовцами, др.) может принять другой оборот.
Укрокризис в стандартные схемы и прецеденты не укладывается.
Украинский кризис можно охарактеризовать как пример того, на что в сегодняшних условиях способны акционеры и исполнители геополитического проекта в ходе операции по обретению контроля над страной и кратчайшего переформатирования жизни народа и государства на «адаптируемой» территории.
Украинская ситуация - небывалая со времен вьетнамской войны 1965-1975г.г. по жесткости, а может быть, даже более жесткая и масштабная невоенная конфронтация между Западом, с одной стороны, и Россией - с другой. История, оперативная проработанность укрокризиса, демонстративная враждебность США, НАТО и ЕС и открытое несоблюдение Западом правовых норм и правил поведения позволяют прийти к выводу, что в борьбе с Россией США и Евросоюз сделали глобальные ставки и рассчитывают раньше или позже на победу.
Укрокризис против России О твердом настрое на бескомпромиссность с Россией можно было догадаться уже в 2013 г. по истории с заключением соглашения об ассоциации Украины с ЕС. На понятную и абсолютно законную озабоченность российской стороны серьезным ущербом для России от этого соглашения евросоюзная бюрократия реагировала непривычно и вдруг как-то не по-европейски жестко. Она наотрез отказывалась даже обсуждать вопрос. По мере того как Россия, защищая свои интересы, пыталась воздействовать на В. Януковича и его команду, жесткость ЕС возрастала, к жесткости Брюсселя прибавилась жесткость Вашингтона. Неуступчивость Брюсселя стала одним из факторов, которые привели ситуацию к майдану-2 и последующим событиям. А в сентябре 2014 г., после всего, что произошло, ЕС вдруг согласился с необходимостью учесть интересы России и принял решение отложить исполнение подписанного и ратифицированного Украиной соглашения об ассоциации с ЕС до конца 2015 г.! С.В. Лавров дал комментарий по поводу этого решения: «В результате оказались там же, но ценой тысяч человеческих жизней, огромных разрушений и вообще создания кризиса на всю Европу». Можно было бы добавить – и на весь мир. Стоит поработать над тем, чтобы когда-то состоялось разбирательство, устанавливающее меру хотя бы политической ответственности ЕС. Нарушая свои собственные принципы, нормы и сам дух Евросоюза, который, казалось бы, еще недавно присутствовал во взаимоотношениях с Россией, евросоюзная бюрократия выполнила функции спускового крючка, запустившего украинский кризис.
Россия была не готова к подобному повороту в мышлении и практике «партнеров». Скорость перехода США, НАТО и ЕС к политике жесткой конфронтации удивляла, однако даже в январе 2014 г. информированные лица в России вряд ли представляли, какой накал и размах приобретут в самом ближайшем времени события и как поведут себя те, кого Россия совсем недавно называла партнера ми. Сегодняшняя реальность - регулярные инвективы Б. Обамы, А. Меркель, Д. Кэмерона, политиков стран Европы, чиновников ЕС и НАТО в адрес России, военные решения НАТО и повальные американские и европейские санкции, которые обычно применяются в отношении весьма вероятного военного противника и по сути вплотную приближаются к экономической войне. Насчет украинских властей говорить не приходится - о градусе враждебности в отношении России свидетельствуют жестокие карательные операции против пророссийского населения Донбасса и других территорий Юго-Востока, провокация с малазийским самолетом, вброс информации о готовившихся апокалиптического масштаба провокациях на Запорожской АЭС и Днепрогэсе, крайне безответственные, но не вызвавшие адекватных оценок американских и европейских политиков заявления министра обороны Украины о разработке украинского ядерного оружия для войны с Россией и применении Россией тактического ядерного оружия в Новороссии и многое другое. Во второй половине сентября в украинское информационное пространство вброшен шедевр столичной штабной и пропагандистской мысли - термин «российско-террористические войска».
Накал страстей вокруг России отчасти объясняется эмоциями из-за провала крымской части американского проекта. Появившаяся в июле 2014 г. в испанском интернете публикация (возможно, активная операция одной из российских спецслужб) раскрывает одну из важнейших целей февральского госпереворота в Киеве - ликвидация автономии Крыма, удаление из Крыма российских военных объектов и развертывание на полуострове военной инфраструктуры США уже в 2014 – 15 гг.
Особая тема - тотальная информационная война против России. Она ведется с пристрастием по стандартам военного времени, повсеместно, всеми доступными средствами среди всех возрастных, социальных и профессиональных групп, - от высших властных структур до детских садов - и достигла серьезных результатов. Утверждая, что никогда еще украинцы не были столь едины, как сейчас, П.А. Порошенко прав, но, к сожалению, это единство – на антироссийской основе. Информационную войну не следует воспринимать легко - внедренный в сознание большого процента населения страны агрессивный русофобский менталитет уже находит выход в практических действиях внутри и вне Украины.
(Окончание следует)