В канун РождестваЗаписки стороннего наблюдателяВ канун Рождества мне удалось побывать в местах, не столь отдаленных от российской границы. По мотивам этого путешествия я решил описать свои впечатления. Многим этот текст придется не по душе, однако его можно рассматривать как альтернативную точку зрения, имеющую право на существование. Ниже будут описаны мои впечатления от увиденного и информация которая получена из не самых достоверных источников, однако общая картина должна получиться цельной. Именно в этом формате мне проще всего писать, потому что мы живем в перенасыщенном информацией мире. Это мир, где событие уже не имеет прежней цены, мир в котором освещение событие и его восприятие населением становятся гораздо важнее реального факта. Такова наша реальность, и с этим придется работать, а для того чтобы двигаться в правильном направлении нужно расставить точки над i в вопросе восприятия текущей обстановки населением. Итак, начнем.
Дорога из Москвы до границы занимает не более 12 часов. Это время прекрасно подходит для того чтобы еще раз перебрать в голове все то, что было прочитано в интернете, разложить все по полочкам и приготовить все это к проверке реальностью. Скажу сразу, что ехал я в не самых хороших чувствах. 1 января был расстрелян Александр Беднов, он же «Бэтмен». Это событие для меня стало поворотной точкой, когда все мысли по линии противостояния Новороссия-Киев перешли в плоскость противостояния между командирами ополчения и борьбы между ними за власть. Но об этом я расскажу позже.
Около двенадцати часов я, соблюдая нехитрые таможенные формальности, оставил за спиной пока еще мирную Россию и вступил на мятежные земли. Перемены чувствуются сразу, если с Российской стороны все упорно делают вид, что это конфликт, в котором Россия не принимает участия (пограничники ходят без оружия и не видно никаких укреплений), то со стороны ЛНР военная сущность республики сразу дает о себе знать. Здесь уже достаточно показать свой паспорт, чтобы пересечь границу, однако вооруженные и хорошо экипированные бойцы не оставляют сомнения в том, что дальше все будет совершенно по-другому и о мирной жизни лучше забыть прямо здесь. Здесь действуют свои особые законы – законы военного времени.
Поток машин в обе стороны создает часовую очередь. Большинство машин с украинскими номерами, на некоторых украинский флаг заклеен наклейками ЛНР или Новороссии, если с такой наклейкой случайно заедешь на украинский блок-пост, то в лучшем случае уйдешь без машины, однако люди пока не боятся, сейчас ведь «перемирие». Желание не замечать текущей военной действительности весьма характерно для мирного населения Луганской республики. Все мыслят мирными категориями: дом, работа, семья, хотя еще несколько месяцев назад все сидели в подвалах и дрожали от взрывов. Так устроен мозг человека, он старается забыть все то плохое, что с ним произошло, ради светлого будущего, однако когда будущее выглядит крайне неопределенным, приходится сосредотачиваться на текущих проблемах, а будущее как-нибудь само устоится.
По дороге в Луганск часто попадаются сгоревшие танки и БМП. Танки Новороссии отличаются от украинских тем, что на первых есть траурные ленточки и цветы, а на вторых нет. Нередко встречаются разрушенные дома, больницы, церкви, особенно сильно досталось Новосветловке. Что-то уже начали ремонтировать, а что-то проще снести и построить заново, у людей есть одно желание: поскорее убрать следы войны с улиц своих городов. По дороге в Луганск почти нет блок-постов, что тоже весьма странно, так как диверсионные группы противника по-прежнему ведут себя активно. Это было сделано для того, чтобы не нарушать сообщение между городами, так сказать восстанавливается мирная жизнь. Однако напряжение, даже скорее нервозность, просто витает в воздухе.
Луганск выглядит вполне мирным городом. Разрушенные здания пытаются ремонтировать, поэтому проезжая по центральным улицам следы войны не так сильно бросаются в глаза. Однако любой местный житель может с точностью показать те здания, в которые попали снаряды, а так же рассказать об убитых и раненных на этих улицах. У многих погибли родственники, друзья или знакомые. В целом мирная жизнь постепенно налаживается, в городе есть свет, газ, тепло и интернет - почти как до войны. Однако главное отличие от мирного времени, состоит в том, что большинство людей потеряли работу. Нет работы – нет доходов, нет доходов – выживай как знаешь. И каждый пытается найти свой выход из этой ситуации. Даже крепкие мужчины не часто могут найти работу, отчасти из-за этого некоторые идут в ополчение. Местным обещали платить около 400 долларов в месяц, однако, как вы понимаете, обещания и действительность могут сильно отличатся. В любом случае, когда ты находишься в коллективе, ты чувствуешь свою значимость, у тебя есть цель и меньше свободного времени думать о ненужных вещах – в общем, жить становится легче. Хотя, безусловно, большинство людей идет в ополчение осознанно, у кого-то погибли близкие, кто-то изначально был против событий на майдане, а кто-то просто не хочет оставаться безучастным в общей беде.
Одной из особенностей ополчении является обилие командиров и подразделений. Формально в ЛНР есть должность главы республики, и по идее все вооруженные формирования должны подчиняться ему. На практике же каждая вооруженная группа имеет свою сферу интересов, эти интересы часто противоречат интересам других групп и могут кардинально противоречить общим целям республики. Поэтому, если кто-то решит с оружием в руках защищать республику, то первое что он должен сделать - выбрать подразделение, в которое ему вступить. И не факт что через месяц это подразделение не объявят мародерами или предателями.
Участие в ополчении ранее судимых оказалось правдой. Местные рассказывают, что особенно отличается этим батальон «Заря». Хотя следует отметить, что судимых за тяжкие преступления (убийство, разбой) в ополчение не берут. Нельзя сказать, что «Говорящая голова» Тимчук оказался прав и все здесь до единого «синие от наколок», однако имеющим судимость за преступления небольшой и средней тяжести обещали снимать судимость. Плохо это или хорошо - достаточно дискуссионный вопрос, еще Высоцкий пел «Если родина в опасности, значит всем идти на фронт». Я знаю несколько примеров, когда ранее судимые ополченцы становились храбрыми воинами. До войны они не видели особого смысла в своем существовании, от неустроенности и происходили их преступления, а с приходом войны они получали новый взгляд на этот мир, наконец, они приобретали тот смысл жизни, который так жизненно необходим каждому русскому человеку. Хотя невозможно отрицать, что иногда ранее судимые бойцы пртносят свои старые понятия в ополчение, о чем, конечно же, могут рассказать местные жители.
Наведение порядка на подконтрольных территориях - одна из главных тем на повестке дня. Не так давно в ЛНР создали военную полицию, именно она реагирует на все случаи беззакония. Конечно, до полной победы законности еще далеко, но будем надеяться, что это когда-нибудь случится. Военная полиция действует быстро и жестко, когда кругом война, тут уж не до суда присяжных. Мародеров часто расстреливают на месте, либо отправляют разминировать ближайшие поля что, в конечном счете одно и то же. Хочу отметить, что бытовая преступность практически сошла на нет, она стала приобретать другие формы. Если у вас угонит автомобиль обычный вор, тогда разговор с ним будет предельно короткий, а если на блок-посту у вас изъяли машину, то это уже совсем другой случай. Молодой республике, как воздух нужны были автомобили, поэтому автосалоны в Луганске «безвозмездно предоставили» местным властям весь свой автопарк.
Местное население нынешнее состояние описывает емким и точным словом «махновщина». Не согласиться с ними трудно, потому что утром одно люди с оружием у вас могут конфисковать автомобиль, а вечером другая группа вооруженных людей, но с другими нашивками вручат автомобиль вам назад. По-моему мнения, в стране идет типичная гражданская война со всеми вытекающими отсюда последствиями. Вместе с приходом новой власти тут же начался передел бизнеса. Все отряды ополчения объединяет общая цель – борьба с киевским режимом, однако внутренние цели в республики у всех разные. И как тут не воспользоваться массой вооруженных людей, чтобы подмять под себя, например, центральный рынок? Про «подвалы» все уже слышали не раз.
Но не всегда передел сфер влияния является исключительным злом. На территории республики масса предприятий до сих пор платит налоги в Киев, что нравится далеко не всем. Кроме того, за каждой группой ополчения закреплена определенная территория. За население этой территории несет ответственность командир ополчения. Всем им, как воздух, нужны деньги, для того чтобы хотя бы начинать какие-то социальные программы. А где взять деньги, если у тебя не складываются отношения с главой республики? На этот вопрос каждый командир отвечает по своему, в меру своей сознательности. Именно из-за распределения ресурсов и возникают конфликты, которые выливаются порою в откровенные убийства.
1 Января был расстрелян Александр Беднов «Бэтмен», по предположению многих аналитиков, конечным бенефициаром этого убийства был Плотницкий. Но мое мнение на этот счет несколько отличается от общепринятого. Все помнят, что еще до нового года у Плотницкого произошел конфликт с Дремовым, который записал гневное обращение и грозил предоставить неопровержимые доказательства преступной деятельности Плотницкого, однако ответного обращения или заявления мы не услышали. И вот почему. В новом 2015 году все медийные персоны выступили с новогодними обращениями (Захарченко, Стрелков и другие), однако новогоднего поздравления Плотницкого никто так и не увидел, весьма странно для лидера молодой и неокрепшей республики. И уже 1 числа расстреливают «Бэтмена».
Могут ли быть связаны эти события? По моим данным, незадолго до нового года Плотницкий был вывезен в не столь отдаленные места для спокойной, но очень доходчивой беседы. Причем, при доставлении его по нужному адресу был убит один из его телохранителей. Основным мотивом такого поступка с «Легитимным» главой ЛНР стал тот беспредел, который творился и творится в республике. Не все вышестоящие лица готовы мириться с тем, что светлая идея Новороссии оказывается запятнанной нечистоплотными руководителями. Плотницкий был необходим как «Легитимный» представитель ЛНР, выбранный всенародно и поэтому имеющий право говорить от лица ЛНР. Однако очень быстро этот человек утратил всякое доверие. С Александром Бедновым ситуация была схожая. Местные жители, все как один, утверждают, что его надо было расстрелять еще пару месяцев назад (за бандитизм и мародерство), не помогают даже развешанные по всему городу агитационные плакаты. И в этом плане «Бэтмен» являлся менее защищенной фигурой, потому что никаких значимых постов он не занимал, а его группа была относительно малочисленной. Так что, возможно, конечные архитекторы недавних событий умело переплели эти два события. Тем самым всем действующим лицам был дан четкий сигнал, что все теперь будут отвечать за свои поступки. Не случайно после смерти «Бэтмена» раздумается информационный скандал: «Плотницкий - убийца». Вместе с конфликтом по линии Плотницкий-Дремов это может привести в скором времени к «добровольной» отставке главы ЛНР. Возможно, нынешнее руководство правильно поймет недвусмысленный сигнал, а «проверкой слуха» станет правильное распределение гуманитарного конвоя, который прибыл в ЛНР 8 января. Предыдущие конвои испарялись и оседали на полках подконтрольных властям ЛНР магазинов.
В свете всего вышеописанного интересна позиция местного населения, относительно подковерных игр в руководстве республики. Большинство населения, в отличие от московской публики, восприняла расстрел «Бэтмена» в целом позитивно. Стоит отметить, что до «Русской весны» население в целом скептично относилось к власти. На данный момент отношения властей и населения и вовсе можно описать как «перманентный хаос», поэтому убийство запятнавшего себя командира в целом не вызывает существенной реакции. Все ненавидят киевский режим и ждут честного, харизматичного командира, а пока воспринимают разборки в руководстве как вынужденную необходимость.
Гуманитарная обстановка в республике является критической. Причем, к моему сожалению, я ни сколько не сгущаю краски. Всем известна ситуация с разворовыванием гуманитарных конвоев, однако с полным прекращением выплат пенсий киевским режимом ситуация стала для многих жителей фатальной. Первой жертвой экономической блокады Донбасса стали пенсионеры. Голодные смерти настигают одиноких пожилых людей, для которых в прежние времена поход в магазин был трудной задачей, а сейчас поиски гуманитарной помощи и вовсе становятся непосильными. От многих жителей я неоднократно слышал, что до настоящего времени ни один грамм гуманитарной помощи до них не дошел. В то время как на полках магазинов есть практически все.
Отдельно хочу отметить недальновидность киевских властей. Решив ввести экономическую блокаду Донбасса киевские власти рассчитывают сломить Молодые республики. Однако пойдя на такие шаги, Киев поставил на грань выживания все население. К тому же большинство из них, не без основания, опасаются за свою жизнь и свободу в случае прихода на юго-восток карательных батальонов. В случае опасности для своей жизни у человека включается самый сильный инстинкт – «инстинкт самосохранения». И те, кто переживут эту зиму, безусловно, уже никогда не будут считать Украинскую власть всенародной и легитимной. И чем больше проходит времени в этой войне, тем меньше шансов на ее окончание. Люди живут в состоянии неопределенности, однако большинство уверенно в том, что две республики не выживут без поддержки России, и то, что этой весной Украина перейдет в наступление.
В целом увиденное оставляет горькое послевкусие, от которого трудно будет отделаться. На обратном пути, на КПП Изварино я увидел группу наблюдателей ОБСЕ, которые честно исполняли свои служебные обязанности. Они следили за тем, чтобы ни одна единица военной техники не пересекла российско-украинскую границу. При немаркированной границе ожидать передвижения военной техники через официальные КПП мне представляется не самым умным занятием. Однако это гражданская война и каждый ее участник играет ту роль, которая ему отведена. Будем надеяться, что правда, в конце концов, победит и это станет первым толчком к объединению самого большого разделенного народа в Европе.
Александр Харченко
http://www.voskres.ru/kolonka/harchenko1.htm