Русская беседа
 
27 Ноября 2024, 02:27:14  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Рассказы Александра Богатырева  (Прочитано 1557 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 26 Марта 2014, 14:24:18 »

Какая же я земля?

Александр Богатырев




Народу на похороны Анны Сергеевны пришло много. В храме на отпевании были не все. Неверующие коллеги вышли за ограду храма, курили, негромко переговаривались, ждали конца службы. Генеральный директор Андрей Иванович Потапов, простояв на панихиде минут двадцать, почувствовал себя плохо и вышел «отдышаться». Он пошел в сторону курильщиков, но остановился поодаль от них, наблюдая за шустрым начальником одного из отделов. Тот самовольно взял на себя обязанности распорядителя, давал указания и объяснял коллегам, как собирается организовать после церковной панихиды гражданскую.

Он громко говорил, явно рассчитывая на то, что его услышит начальник.

– К месту захоронения подойти трудно: оно окружено со всех сторон могилами. Даже узких тропинок не оставили. Там несколько человек едва смогут протиснуться, наступая на надгробия. И находится оно на склоне. Придется устроить прощание прямо на дороге у поворота. Там есть небольшое расширение: маленькая площадка. Я уже приказал отнести туда стол. На него поставим гроб. Хоронят в этой части кладбища редко – только по специальным разрешениям. Кладбище-то давно закрыто. Никаких других похорон в это время не будет. Так что все пятьдесят человек, кто пришел проститься с Анной Сергеевной, должны поместиться.

Потапов слушал эти объяснения и не знал: то ли благодарить этого шустрилу за активность, то ли сразу отстранить. Уж больно он его раздражал. Какая-то бойкая деловитость, словно не на похороны пришли, а на пикник. Он и на работе такой же. Гоношения много, а проку – с гулькин нос.

«Ведь хотели в холле фирмы устроить. Но нет! Дочь заявила, что будет отпевание церковное, и кто захочет, может прийти в храм», – думал он.

Анну Сергеевну любили все, но далеко не все сотрудники захотели прийти в церковь. Город многонациональный. И конфессий немало. Если бы не смерть Анны Сергеевны, то генеральный директор так бы и не узнал, что под его началом помимо мусульман, есть адвентисты, баптисты и даже свидетели Иеговы. В здании фирмы они бы с любимой сотрудницей попрощались, а вот в церковь...

Андрей Иванович Потапов – человек с солидным военным и коммунистическим прошлым, не понимал, как это верующие люди могут делиться на разные деноминации, да еще и враждовать между собой. Как можно, веруя в Бога, отказываться переступить порог православного храма?! Он мало задумывался о вопросах веры, но, как русский человек, даже испытал обиду за то, что его подчиненные ненавидят веру его предков. В этот день он особенно пожалел о том, что отмахивался от Анны Сергеевны, когда та пыталась говорить с ним о Боге. С Анной Сергеевной он дружил более сорока лет. В студенческие годы был даже влюблен в нее. Но она вышла замуж за его друга, и ему пришлось заставить себя забыть о своей любви. Была любимой девушкой, а стала другом, но таким верным, что по нынешним временам и представить трудно. Анна Сергеевна была финансовым директором крупной уральской корпорации и получала в год несколько миллионов рублей. Но когда у друга Андрея начались проблемы с бизнесом, она не задумываясь оставила свою денежную работу и перебралась в его город, чтобы помогать ему. Через год она устранила проблемы, и фирма стала преуспевать. Ее смерть стала для него сильным ударом. И не только потому, что она спасла его от разорения. Ну кто нынче может отказаться от миллионов и перейти на более чем скромный оклад?! Дело не в деньгах. Он потерял больше, чем друга – родную душу. Как она могла утешить, успокоить, как тонко и ненавязчиво убедить. Вот только к вере его не привела. Но это уже не ее вина...

Когда открылись двери храма, и из него стали выносить гроб, Потапов вместе с остальными курильщиками поспешил навстречу траурной процессии. К нему подошел священник и сказал, что нужно еще у могилы отслужить литию – короткую службу – прежде, чем предать покойную земле. Потапов понимающе кивнул. Батюшка спросил, будут ли они произносить речи. Узнав, что будут, сказал, что подойдет позже, когда они закончат.

Место захоронения находилось метрах в пятистах от храма. Решили гроб не везти в катафалке, а понести на руках. Желающих оказалось много. Несли по очереди, в четыре смены. Сменяли друг друга, не останавливаясь. Потапов шел в первой смене. Он был выше других, и, чтобы нести гроб ровно, ему пришлось сгибать колени. От такой ходьбы очень скоро заболели ноги, заныла спина. До входа на основное кладбище шли по шоссе, стараясь не мешать проезжавшим машинам. Вдоль дороги стояли притиснутые вплотную к асфальту черные одинакового размера отполированные плиты с портретами тех, кто примкнул к упокоившемуся большинству.

«Хачик. Грачик. Гамлет», – читал Андрей Иванович высеченные на плитах имена.

Стало жарко. По шее и по спине потекли струйки пота. День выдался солнечным. Надо же – конец февраля, а на дворе 18 градусов тепла! С обеих сторон огромными букетами стояли покрытые белыми цветами деревья. Это расцвела черешня и алыча. Подул ветерок, и несколько лепестков упало на лицо Потапова. Он подозвал шедшего рядом с ним распорядителя, и попросил подготовить ему смену. Оставив гроб, Потапов подошел к Елене – дочери Анны Сергеевны. Та шла низко опустив голову, часто вытирала платком глаза. Говорить не хотелось. Потапов тихонько пожал ей руку и молча пошел рядом.

Прошли мимо выкрашенного серебрянкой солдата – памятника воинам Отечественной войны. За ним вырос целый город огороженных железными решетками и мраморными стенами пантеонов. Один памятник был исполнен в виде часовни с позолоченным крестом. Андрей Иванович подумал, что это настоящая часовня, но в толпе кто-то довольно громко сообщил, что это памятник дочери местного богатея, умершей от передозировки наркотиков.

С шоссе свернули на главную аллею кладбища. И здесь, оттеснив скромные советского изготовления памятники из цемента с мраморной крошкой, высился могильный новострой: портики, колоннады, скамейки с сидящими на них скульптурными изображениями усопших, огромные – в прежние времена немыслимых размеров площадки, покрытые полированными мраморными плитами. Пройдя сквозь строй нововозведенных свидетельств прижизненного небедного жития, процессия остановилась на небольшой площадке. От нее во все стороны начинались узкие заасфальтированные дорожки. Гроб с покойницей поставили на принесенный заранее стол. Народ, шедший в первых рядах, топтался на месте, стараясь остаться подальше от гроба, но очень скоро был притиснут задними рядами к нему почти вплотную. Пришедших проводить Анну Сергеевну в последний путь оказалось намного больше, чем в церкви. Пришли и не желавшие быть в храме баптисты с иеговистами. Были лица, незнакомые Андрею Ивановичу.

Распорядитель попросил стоявших сзади отступить немного назад. Но никто не захотел покидать площадку.

– Ну вот, – раздраженно подумал Потапов, – то подальше от гроба стояли, а теперь и шагу назад не хотят сделать. Ну и народ...

Он уже собрался скомандовать по-военному: «Два шага назад!» – как распорядитель хорошо поставленным голосом скорбно и торжественно объявил: «Позвольте начать наше траурное мероприятие».

От этого «мероприятия» у Потапова свело скулы. Ему захотелось тут же осадить бессердечного самозванца, не понимающего того, что о таком прекрасном человеке – об Анне Сергеевне – нужно говорить человеческим языком. И как же он не продумал того, как провести это прощание, кому дать слово? А теперь этот хлыщ превратит все в наихудший вариант партийного собрания. Нет, надо его отстранить. Но как это сделать без скандала? И кем заменить?

В этот момент самозванец объявил: «Слово для прощания предоставляется нашему генеральному директору Андрею Ивановичу Потапову».

Слава Богу, Андрей Иванович с самого начала занял верную позицию. Ему не пришлось никого расталкивать, никуда передвигаться. Он стоял рядом с гробом лицом к собравшимся.

– Дорогие коллеги, – начал он, – простите, но это не мероприятие.

Он строго посмотрел на распорядителя. Тот поднял брови и громко шмыгнул носом.

– Это прощание с прекрасным и очень дорогим мне человеком. Мне трудно говорить, потому что нужно говорить сердцем. У меня нет такого сердца, как у Анны Сергеевны. У нее оно было большое, любящее, чуткое. Ее доброта была безмерной. Я не видел за всю свою жизнь такого бескорыстного, доброго человека, готового по первому зову прийти на помощь.

И он рассказал, как Анна Сергеевна бросила свою высокооплачиваемую работу и переехала, чтобы спасти его от разорения.

Потом выступали коллеги. Взявший на себя роль ведущего как-то сник и представлял очередных желающих сказать слово о покойной понурив голову, печально и тихо. Его явно испугало замечание шефа. Потапов не стал его отстранять. Кого ни попроси – начнет артачиться. А тут надо без суеты и препирательств. Да и поздно.

Выступавшие говорили о доброте Анны Сергеевны, о ее мудрости и умении грамотно вести дела. Молодая сотрудница, имени которой Андрей Иванович не знал, рассказала о том, как Анна Сергеевна находила время повышать свои знания. Она делала то, чего не делали молодые специалисты: читала не только отечественные журналы по экономике, но и зарубежные. Была в курсе всех новых тенденций и успешных практик.

А вот этого Потапов и не знал.

Все говорили о чуткости Анны Сергеевны. Одной сотруднице она помогла устроить дочь в университет, другой купила ребенку зимнюю куртку, третьей оплатила дорогу до места армейской службы сына.

Потапов почувствовал, что люди повторяются, и от этого в народе стало заметно томление. Редкие всхлипывания прекратились. Был слышен все усиливающийся шорох – это перекладывали с рук на руки завернутые в целлофан букеты. Народ переминался с ноги на ногу, а цветы с какого-то момента заходили ходуном. Надо было заканчивать.

Потапов в строгом черном костюме, белой рубашке с черным галстуком выделялся в пестрой толпе, окружившей гроб. Он с раздражением заметил, что никто не удосужился надеть на себя темную одежду, хоть как-то намекавшую на траур. Костюмы и плащи были какого угодно цвета, только не черного. Многие явились в пестрых куртках, выданных волонтерам на Олимпийских играх.

«И где они их достали? Стоят, как попугаи разноцветные. На работу все в сереньком ходят, как мышки. А тут, как сговорились, вырядились!»

Лишь на нескольких воцерковленных дамах были черные платки. Была и неизвестная ему особа в черной шляпке с вуалью. И вдруг он увидел красотку Ниночку – молодую барышню, месяц назад принятую на работу. Она стояла на парапете, возвышаясь над всеми с маленькой собачкой на руках.

Потапов смотрел на своих сотрудников, и какое-то недоброе чувство все больше и больше разжигалось в его сердце.

– Никакого представления о приличии. Хоть бы какую-нибудь траурную ленту прикрепили к своим дурацким нарядам... Эх, Аннушка! С кем ты меня оставила... Охламон на охламонке.

Он перевел взгляд на лицо покойной и стал внимательно разглядывать его. Оно поразило Потапова. Это было уже как бы не ее лицо. Оно было воистину покойным. На нем запечатлелось необыкновенное умиротворение, словно она узнала никому не ведомую тайну и застыла в благодарном благоговении. Морщины на лице Анны Сергеевны разгладились. Ее немного вздернутый нос заострился, и от этого лицо стало даже красивее. Венчик на лбу придал ее лицу величавость и неотмирную торжественность. Она показалась Потапову живее всех этих окруживших ее людей. И вдруг он подумал о том, что ни сегодня-завтра будет вот так же лежать. Возможно, на этом самом месте. Если только заплатят за место. Кладбище-то закрытое. На сына не стоит рассчитывать. Он в Москве, и нужных местных людей не знает. Надо самому все устроить. Заранее.

И еще он подумал, что о нем вряд ли будут говорить так, как об Анне Сергеевне.

«Нет, надо заканчивать с работой. Пора прикрыть лавочку. Чего я нервы треплю? Зачем мне все это? Брошу все. Нет сил смотреть на эту публику. Одни боятся, другие тихо ненавидят и завидуют. А я им, по настоянию Аннушки, оклады увеличил почти в два раза. Ведь никого, с кем можно поговорить по душам. Была одна... Хорошо хоть о ней вспоминают только доброе», – размышлял Потапов.

Этот внутренний монолог был прерван. С одной стороны, огибая толпу, пробирался священник с дымящимся кадилом. С другой протискивалась к гробу незнакомая женщина. Потапов отметил, что она в траурном одеянии – черный долгополый плащ и черная шляпа с широкими полями. Эти поля смутили Потапова. Уж больно шикарно и модно выглядела эта незнакомка.

Она, не спрашивая разрешения у распорядителя, сменила только что закончившую говорить сотрудницу и, обратившись к Потапову, произнесла смутившую всех фразу:

– Сегодня вы хороните моего злейшего врага.

– Ну вот, – подумал Потапов. – Все же не обошлось без скандала. Кто такая? И кто ее пустил...

В толпе раздались возмущенные голоса:

– Как вы смеете!

– Уберите ее!

Женщина в шляпе смущенно улыбнулась и продолжила:

– Анна Сергеевна, действительно, была моим врагом, но потом стала добрым ангелом.

– Кем стала? Что она говорит?

Толпа возмущенно загудела, но незваная незнакомая дама спокойно продолжила. Только говорить стала громче.

– Я, как и вы, ее сотрудница. Но только там, на Урале, откуда она переехала сюда. Я теперь занимаю ее должность. Раньше я работала в другой организации и никогда не видела Анну Сергеевну. И когда заняла ее место, то, что бы я ни делала, мне все сотрудники в один голос говорили: «А вот Анна Сергеевна сделала бы не так!» Я это слышала по нескольку раз на дню. И я ее возненавидела. Что же это за человек такой?! Из-за нее у меня нет никакого авторитета.

Гул постепенно затих. Все стали внимательно слушать.

– Я подружилась со своей заместительницей и, поборов гордость, стала расспрашивать

ее, что же я не так делаю. Оказалось, что и в производственном, и человеческом плане Анна Сергеевна всегда была мудра, добра и спокойна. Я познакомилась с тем, как она вела дела, и стала делать так же. И все пошло очень хорошо...

Не могу занимать вашего времени. Скажу только, что ее большой оклад, чему у нас многие завидовали, Анна Сергеевна почти до последней копейки отдавала на добрые дела. У нее было больше десятка одиноких матерей, которым она постоянно помогала. Были старушки. Она их сама навещала и подбрасывала им еду и деньги... О ее доброте можно много говорить, но вы сами в этом могли убедиться. Не стану вас утомлять...

Она тяжело вздохнула, вытерла платком глаза и продолжила:

– Простите. Сюда я приехала в санаторий. Третьего дня вечером смотрела телевизор. И вдруг вижу: бегущей строкой объявление о смерти Анны Сергеевны и о том, где будут похороны. Я не могла поверить своим глазам. Вы представляете? Никогда не видеть человека, постоянно думать о ней, а, уехав за три тысячи километров, случайно узнать по телевизору о ее кончине... Разве это не чудо? Сегодня я познакомилась и прощаюсь с человеком, который стал для меня идеалом. Я стремлюсь к этому идеалу и благодарю Бога за то, что он устроил эту скорбную встречу-прощание. И прошу Его упокоить душу дорогой Анны Сергеевны в Царствии Небесном!

В толпе зааплодировали. Заговорили сразу и громко. Такая реакция была совершенно неуместной. Потапов сделал энергичный жест рукой, и разговоры стали стихать.

А женщина, вызвавшая своим рассказом неожиданную реакцию, перекрестилась и, нагнувшись над гробом, поцеловала венчик на голове Анны Сергеевны. Постояв немного, она снова перекрестилась и поцеловала икону, лежавшую на груди покойной. Потапова почему-то больше всего смутило то, что она крестилась и вела себя, как церковный человек.

В модном пальто, шляпе... Он представлял себе верующих совершенно иначе. И хотя видел по телевизору, как крестится президент и его ближайшие соратники, все же не мог и подумать, что интеллигентная дама с хорошей речью, в очень дорогой одежде может вот так, как простая бабка, перекреститься и поцеловать покойницу, которую ни разу не видела.

Все остальное прошло, как в тумане. Дама ушла, подошел священник. Он начал петь хорошо поставленным голосом. Андрей Иванович старался вслушиваться в слова песнопений, но понимал не все. Тихо, словно бубенчики на никогда не езженой тройке, позванивало кадило.

«То ли в кино слыхал этот тихий приятный звон, то ли... Да неужто, я не знаю, как бубенчики звенят? Вон, они к кадилу прицеплены», – думал он.

Ароматный дымок окутывал гроб.

«Яко земля еси, и в землю отыдеши», – печально пел священник.

Эти слова поразили Потапова.

– В землю-то понятно, а вот почему земля? Разве я земля? Какая же я земля? Значит, землей стану... Смешаюсь с землей... Но нет. Тут еще до нашей кончины нас землей называют. Непонятно…

Он совершенно некстати вспомнил анекдот про космонавта: «Земля! Земля! Я Хабибулин!»

И тут же одернул себя: «Тьфу ты, мать честная, лезет же в голову всякая чушь! Нужно обязательно спросить священника, что он имел в виду. Какая же я земля?!»



(Окончание следует)
« Последнее редактирование: 05 Февраля 2015, 17:58:07 от Дмитрий Н » Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 26 Марта 2014, 14:24:38 »

(Окончание)


Потапов видел, как во сне: вот закрывают гроб. «Такие же бывают закрывашки на заграничном пиве, – вспомнил он и рассердился на себя. – Что же это я! Прощаюсь с Аннушкой навсегда, а подмечаю какую–то дрянь... Как-будто это не я сам, а кто-то другой подсовывает дурацкие мысли».

Вот, споткнувшись обо что-то, подошла ко гробу Елена. Робко, словно боясь обжечься, коснулась гроба, провела по верху ладонью.

«Ласково погладила, – отметил мысленно Потапов. – При жизни бы так мать гладила».

И он стал вспоминать случаи, когда Елена была груба с матерью. Он с усилием прогнал эти мысли и стал оглядываться, ища в толпе только что выступившую незнакомку. Но ее нигде не было. Баптисты-иеговисты стояли отдельной кучкой, отступив от площадки на дорогу.

«Видно, ладана испугались», – мелькнула мысль.

Вот что-то командует распорядитель, и четверо сотрудников поднимают гроб. Они с трудом протискиваются между плотно стоящих памятников, наступая на могильные плиты. Народ потянулся за гробом, широким охватом обходя надгробия.

Потапов последовал за ними. И вдруг почувствовал под ногой тихий хруст. Посмотрев под ноги, увидел раздавленный желтый цветок и удивился: «Надо же, нарциссы расцвели. А ведь февраль».

Когда могильщики опустили гроб и стали забрасывать лопатами сухую желтую глину, Андрей Иванович почувствовал, как по щеке его текут слезы. Они текли почему-то из левого глаза. Потом горячая капля покатилась и из правого.

– Прости меня, Аннушка, – прошептал Потапов. – Царство тебе Небесное. Погоди, скоро и я пойду за тобой.

И тут он, считавший себя неверующим человеком, вдруг с ужасом подумал, а пустят ли его к ней, к его дорогой подруге.

В голове крутилось: «И куда пустят? И кого пустят, когда меня закопают? Значит, я верю, что душа есть и что она куда-то уйдет после смерти? Ой, хорошо бы... Чтобы была душа... Не черная пропасть небытия, а хоть какая-то непонятная, но жизнь. Ведь говорят же, что душа – это переход с материального уровня на энергетический. Или что-то вроде этого. Пусть так. Энергия – не энергия, но лишь бы хоть какая-то форма жизни. Лишь бы не исчезнуть совсем. Нужно обязательно, сейчас же поговорить со священником...»

Он отошел в сторону и стал наблюдать за своими сотрудниками:

– Лезут по чужим могилам. Вытянули шеи. Любопытно им. Бросают в могилу землю. Все бросают. Даже иеговисты. Только я не бросил. А жалко ли им Аннушку?





А вдруг, действительно, жалеют. И чего это я на них окрысился? Все ведь помрут. Вон сколько ее сверстниц…

Потапов давно хотел избавиться от них. Но Анна Сергеевна упросила не выгонять их с работы:

– У них же пенсии. Тут молодым надо уступить... Еще и жизни не нюхали, а требуют сразу больших окладов.

«Ох, уж эти молодые! – подумалось ему. – Бабульки в десять раз больше их знают, а готовы и в половину этих денег работать. Нет, не буду пожилых увольнять... Они ведь не себе. Детям и внукам зарабатывают. У многих дети без работы сидят. Вот оно, замкнутый круг... Дети без работы. Бабки при деле... Да ну их всех! Все, не могу! Оставлю. Пусть такого олуха, как я поищут, чтобы много платил и держал тех, без кого можно обойтись...»

И он снова стал бранить себя за то, что не может сосредоточиться и думать только об Аннушке: «Как сосредоточиться, когда мысли прыгают, как блохи? Только подумаешь о печальном – как будто ветром из головы выдувается и что-то совсем непотребное приходит на ум.

Вот и могильщики страшные. Лица синие, как баклажаны. Видно, что с перепоя. Вот венки и цветы народ кладет. А ведь эти синюхи стащат их и отдадут продавать бабкам, сидящим у входа».

Тут Потапов заметил, что народ стал потихоньку расходиться. Распорядитель глядел соколом, выбирая из пришедших нужных людей. Им он совал билетики с траурной каймой – приглашение на поминальную трапезу.

От одной мысли о еде Потапову стало дурно. Он подошел к распорядителю и тихо проговорил:

– Поминайте без меня. У меня срочное дело.

– Но вы все же потом подойдете? – робко спросил распорядитель.

– Не знаю. Если успею. Но вряд ли. Ешьте без меня.

Потапов машинально протянул ему руку и сразу отдернул, почувствовав прикосновение потной ладони.

«Что же это я! – укорил себя он. – За полминуты дважды обидел человека. Зачем так грубо приказал есть без меня? Нужно было как-то поделикатней. И нельзя было так отдергивать руку. Что, он виноват, что ладони вспотели от волнения? Надо будет его как-то успокоить...»

Он оглянулся и увидел священника, застрявшего в узком проходе между железными оградами. Тот пытался отцепить подрясник от колючек розового куста. Андрей Иванович поспешил ему на помощь, но батюшка уже успел высвободиться из неожиданного плена. Потапов протянул священнику приготовленный конверт и, оглянувшись по сторонам, попросил его задержаться.

– Уделите мне несколько минут.

Батюшка посмотрел на часы.

– Прошу прощения. С радостью поговорю с вами, только давайте это сделаем по дороге к храму. У меня через полчаса крестины.

– Да я вас долго не займу, – поспешил заверить его Потапов, стараясь идти со священником в ногу. – Вопросов у меня много. Не знаю с чего начать... Анна Сергеевна всегда старалась избавить меня от моего безбожия. Нет, я, конечно, понимаю, что что-то есть. Но у меня всегда не было времени, да и желания говорить с ней о вере. Я ведь знаю о Боге только то, что нам на занятиях по атеизму рассказывали, что Его нет. И что все придумали попы, чтобы держать народ в темноте. Но сегодня, как бы вам это объяснить, я почувствовал в душе какой-то трепет. Я ощутил... ощутил свою душу. Я почувствовал, что она у меня есть. Я как бы, стоял в стороне от нее, или она была где-то сбоку. И я головой пытался понять, что в ней происходит, а она давала мне почувствовать, что она есть и мне надо как-то правильно с ней контактировать. Простите, я, наверно, говорю путанно.

– Я вас понимаю, – попытался успокоить его батюшка.

– Это переживание было мне не знакомо. А может быть я сейчас пытаюсь сформулировать, и говорю совсем не то, что переживал. В общем, я ничего не знаю о жизни души, о вере... И хочу вас попросить помочь мне. Я, знаете, почувствовал во время вашего пения, что хочу верить. Хочу, чтобы Бог был на самом деле...

– Так Он есть на самом деле, – улыбнулся священник.

– Да, но что мне делать, чтобы по-настоящему поверить?

– Молиться. Один евангельский персонаж говорил: «Верую, Господи! Помоги неверию моему».

– Не понимаю.

– Это трудно понять. Вера – великий дар Божий. Есть люди чуткие. Они без особого труда получают этот дар и живут духовной жизнью, а другим нужно много потрудиться, чтобы обрести ее.

– Так что же мне делать?

– Молиться, посещать церковные службы, читать книги духовного содержания. Пытаться рассматривать все, что с вами происходит, через призму евангельского учения. Вы читали Евангелие?

Потапов смутился.

– Скорее пролистывал.

– А вы прочитайте. А все, что не понятно, записывайте и приходите ко мне. Постараюсь объяснить. Только не отчаивайтесь. Возможно, придется пройти через многие искушения. Дай Бог, чтобы ваше сегодняшнее настроение не покинуло вас. А я помогу...

– Ну, тогда для начала, объясните мне, почему я земля. Вы сегодня пели, что мы все земля, и в землю уйдем. А разве кости, кровяные сосуды, волосы, глаза и все тело из земли сделаны?

– Да, из земного праха сотворен человек.

– Из какого праха?



Сотворение человека (Быт. 2, 7) Италия. Венеция. Собор Святого Марка; XIII в.
    

– Из глины или чернозема – это не известно, да и неважно. Главное, что Бог вдунул в человека дыхание жизни. Сделал его душою живою.

– Но это невозможно. Как можно из глины сделать мозг и сердце? Что это за материал – земля? Это невозможно. Это я вам как строитель говорю.

– Богу все возможно. Мы веруем в то, что Бог создал нас. И неважно, из чего. Это тайна.

Он призвал нас из небытия. Да еще и даровал нам жизнь вечную через страдания и крестную смерть Своего Сына – Господа нашего Иисуса Христа.

– Это я совсем не понимаю. Но земля...

– Это вы как строитель рассуждаете. А скажите, пожалуйста, как из космической пыли само собой за миллиарды лет произошло такое потрясающее разнообразие живых существ? Объясните мне, как строитель. Можно ли из космической пыли сделать апельсин или все эти дивные цветы, распустившиеся за несколько теплых дней? А ведь люди верят, что можно. Им говорят, что нужен всего лишь фактор времени. Сотни миллиардов лет. И оно само по себе сотворится. Ну не фантастика ли?

Чтобы сделать простую табуретку нужен ум, умение и руки. Само ничего не делается. Атеисты придумали подпорку для своих фантазий – эволюцию. И опять им понадобились миллиарды лет. Но без организующего и творящего Разума может ли проходить невероятный по своей сложности процесс создания живого мира, в котором миллиарды миллиардов параметров. Кто руководит этой эволюцией? Кто направляет ее на создание новых форм? Кто продумывает потрясающей красоты узоры на крыльях бабочек и оперение птиц? Кто наградил птиц голосами, от которых замирает человеческое сердце по весне? Первовзрыв? Как можно верить в то, что после первовзрыва вся гармония мира организовалась без участия творческого Разума? Я вот вчера сыну гранат почистил. Умолчу о том, что это вкусный и полезный плод. Посмотрите, как там зернышки плотно уложены и между ними еще и перепоночки нежные. Кто это так зернышки уложил? Сами легли? Я тут получил посылку с книгами. Все книги измяты. А ведь люди укладывали. Разумные существа.

– Да вы, батюшка – поэт, – Андрей Иванович покачал головой.

– Простите, времени у нас мало. Я бы хотел, чтобы вы поняли простую вещь. То, что называют материалистическим знанием – это не знание, а вера. Мы не можем проверить ни одну из современных гипотез сотворения мира. Мы принимаем ее на веру. У нас нет миллиардов лет на экспериментальную проверку. А модели, якобы повторяющие процессы, длившиеся в природе эти сотни миллиардов лет – условны. Их тоже нужно принять на веру. Так что вам нужно определиться, какую веру вы выберете. Веру в Бога или в бездушную материю, которая сама собой творит все из себя. Вы можете поверить в то, что кирпичи сами собой сложатся в Эрмитаж или хотя бы пятиэтажку, если их подогревать и облучать солнечной энергии миллиард лет? Вы, как строитель, можете в это поверить?

Потапов немного помолчал, посмотрел на спины впереди идущих сотрудников и тихо проговорил: «Удивительное дело. Все, что вы говорили, я как будто бы уже слышал. Все мне знакомо, хотя я явно ни с кем об этом не говорил. Даже с Анной Сергеевной.

Я благодарю вас за эту беседу и очень прошу найти время пообщаться со мной подольше».

– Непременно. Только не раньше, чем через неделю. Сейчас много предстоит служб. Начнется Великий Пост. Приходите к нам на вечерние службы. Четыре дня будут читать канон Андрея Критского. Это великое свидетельство гениальности человека, способного на искреннее и глубокое покаяние. Послушайте его. Душа должна отозваться. Даже если вы не поймете слов. Послушайте скорбные песнопения. Это очень красивая служба. Подышите воздухом Церкви. Начните с этого свой путь к Богу. Я, кстати, могу вам подарить этот канон. Будете по книге следить за тем, что будут петь и читать.

Потапов долго благодарил батюшку и решил непременно принять его приглашение. Они распрощались. Священник торопливо пошел к храму, а Потапов остановился рядом со ступеньками, ведущими вниз. Здесь, в просвете между кипарисами и черными мраморными памятниками, был виден новый могильный холмик, заваленный венками и охапками цветов. Потапов посмотрел по сторонам. Никого. Последний сотрудник скрылся за поворотом. Андрей Иванович поклонился могиле Анны Сергеевны.

– Да, Аннушка, конечно, батюшка прав. Без верховного Разума никуда. Я вот на какое-то время отпустил вожжи, и все пошло кувырком. Пришлось тебя вызывать. Спасибо тебе за все. И за беседу с батюшкой спасибо. Вот только никак не могу понять, какая же я земля... Ну, ничего, может, пойму...

Потапов еще раз оглянулся и, увидев, что никого нет, медленно перекрестился.


26 марта 2014 года

http://www.pravoslavie.ru/put/69455.htm
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #2 : 05 Февраля 2015, 18:17:11 »

Ангелы разные бывают

Александр Богатырев
   



Не заладилось с самого утра. Сначала Виктор Петрович разбил зеркало. Стоял в ванне под душем, поскользнулся и задел рукой полку с зеркалом и стаканом с зубной щеткой. Всё полетело на кафельный пол. Звон был такой силы, будто разбилось не стекло 15 на 10 сантиметров, а эрмитажное двухметровое венецианское зерцало. То ли небольшое замкнутое пространство ванной тому причиной, то ли сердце екнуло, крепко ударив по слуховому нерву… Потом он напоролся на открытую дверцу стиральной машины и чуть ее не оторвал. Дверца осталась на месте, но что-то повредилось, и закрыть ее Виктор Петрович не смог. Потом убежал кофе, залив накануне отмытую плиту. Да еще и пуговица на рубашке отлетела и закатилась под диван. Искать ее он не стал, а надел неглаженую рубаху и с тяжелым сердцем вышел на улицу.

Виктор Петрович был ужасно суеверен. Как это сочеталось с верой в Господа нашего Иисуса Христа – даже ему не было понятно. Он и подшучивал над собой, когда его уличали в его слабости, и каялся на исповеди, и искренне бранил себя в душе, но поделать ничего не мог. Он и черной кошки боялся, и разбитых зеркал, и всех дурных примет, накрепко засевших в головах суеверного люда. И надо же было в то утро еще и наткнуться на другую примету – еще более зловещую. Он чуть не налетел на выносимый из соседнего подъезда гроб. Хоронили председателя их жилищного кооператива Адама Борисовича Воблина. Этот Воблин дожил до 96 годов и обещал в свой столетний юбилей сплясать вприсядку. Все были уверены, что обещание свое он исполнит.

    И надо же было в тот момент ввалиться в прихожую Воблину. Он грозно загудел: «Дожили! Из твоей квартиры попы выходят!»

Воблин был сослуживцем Викторова тестя и, пока тот был жив, частенько без приглашения заглядывал к ним. Тесть – отставной полковник-политрук – с трудом терпел эти нежданные визиты, но однажды, не в лучший момент совместного проживания с дочерью и зятем, конфузясь и краснея, сказал: «Ты, того, звони перед тем, как прийти». Проговорил он эту непростую для него фразу (поскольку был человеком деликатным и – совсем не по-армейски – стеснительным), стоя в прихожей в одних трусах. А в прихожую он выскочил из своей комнаты, когда захлопнулась дверь за иеромонахом Агафангелом, ночевавшим в комнате зятя. С этим монахом зять пел «Отче наш» и молитвы перед трапезой и после оной, а ночью они еще и долго читали Покаянный канон и всякие акафисты. Тесть, слышавший, как за стенкой молятся, однажды пришел в неистовство и собрался приказать прекратить проявление религиозного фанатизма. Но, побушевав в душе, так и не смог осуществить задуманное. А утром он хотел дать зятю разнос и пригрозить всеми известными карами вплоть до выселения религиозной контры из его ветеранской квартиры. И надо же было в этот момент ввалиться в прихожую Воблину. Вместо приветствия он грозно загудел: «Ну, Ваня, дожили! Из твоей квартиры попы выходят!» То ли от явного преувеличения (поскольку монах был в единственном числе), то ли от очередной воблинской бестактности тесть вдруг перенес гнев с зятя на непрошеного гостя и произнес упомянутую фразу насчет того, чтобы свои визиты Воблин предварял звонками. На это тот разразился безумной тирадой насчет того, как должно коммунисту относиться к «мракобесию», и пообещал сообщить куда надо. Угрозу свою он исполнил. Только времена были уже не те. Догорала заря перестройки, и народ активно входил во вкус всяко понимаемой свободы. Никто тестя не арестовал, не вызвал «куда надо», а позвонил ему какой-то чин и очень вежливо попросил не раздражать коллег-ветеранов, а если тот вдруг уверовал, то никто не запрещает ему ходить в Церковь. Только демонстрировать свою веру не надо соседям. В заключение он извинился за Воблина и пожелал тестю доброго здоровья, а заодно поздравил его с кануном Дня Советской армии. Тесть не стал объяснять, что он по-прежнему привержен атеизму и что в Церковь ходит не он, а его непутевая дочь с еще более непутевым зятем. Он молча выслушал бойца невидимого фронта, поблагодарил за поздравление и повесил трубку. А через неделю его пригласили в комнату, где заседал Воблин с бухгалтером и парочкой активистов-общественников. В комнате набилось три десятка ветеранов обоего пола, и начался «серьезный разговор», после которого тесть вернулся домой расстроенным, выпил залпом целый стакан водки и выдал неожиданный для Виктора монолог, из которого следовало, что Воблин во время войны ни разу не был на передовой, воодушевляя бойцов на героические подвиги, а занимался концертными бригадами, приглашая артистов выступить перед бойцами, и поставлял санитарок и связисток в качестве походно-полевых жен командирам. И газета со статьей о том, что ему присвоено звание почетного гражданина известного малороссийского города за то, что он в него «ворвался на переднем танке», – полная туфта. Их дивизия обошла этот город в ста километрах севернее. И подсовывать эту брехню человеку, проведшему с ним два с половиной военных года, сущее сумасшествие. (За неделю до этого скандала Воблин принес тестю статью с описанием своих подвигов.)

Потом тесть выпил еще полстакана, затих и, строго посмотрев на зятя, произнес: «Только ты не подумай, что в армии таких было много. В нашей дивизии были одни герои! Давай их помянем. А Воблин – стукач, свинья, прохиндей и приспособленец!»

Он снова налил себе. Немного плеснул зятю, зная, что тот не пьет. Виктор перекрестился и пожелал павшим героям Царствия Небесного. Тесть поморщился, поскольку в Царствие Небесное не верил, и пожелал, чтобы «земля героям была пухом». А вот «вечную память», трижды повторенную Виктором, одобрил: «Да, помнить тех, кто погиб за Родину, нужно вечно!»

После этого происшествия Виктор стал звать Воблина «гоблином», а на масленицу, поедая тещины блины, показывал оттопыренный большой палец и хвалил тещу за кулинарное мастерство: «Во блин!» С легкой руки Виктора соседи тоже стали называть председателя «гоблином», а кто-то на табличке с его именем заклеил «В» буквой «Г».

Всё это Виктор Петрович вспомнил, проходя мимо гроба усопшего бессменного председателя их ветеранского кооператива. Сверстники Воблина давно отошли в мир иной. Викторова тестя Воблин пережил на десять лет, а тещу на пятнадцать. За гробом шла, укутавшись в черный платок, безутешная вдова и несколько родственников. Вдова была моложе своего благоверного чуть ли не на 30 лет, что являлось поводом для многих шуток сомнительного свойства.

    Он посмотрел на небо и остановился как вкопанный. По лазурному небосклону скакал огромный белый заяц

Виктор Петрович машинально перекрестился, постоял, пока гроб впихивали в советского изготовления катафалк, поклонился вдове и быстро зашагал к остановке. Он еще раз перекрестился, посмотрел на небо и остановился как вкопанный. По лазурному небосклону скакал огромный белый заяц. Разумеется, это был не заяц, а огромное облако, похожее на зайца. С ногами, длинными ушами и большим голубым глазом – это в дыре на мордочке весело голубело небо. Виктор Петрович вспомнил историю о том, как Пушкин поворотил назад, когда ему дорогу перебежал заяц, и из-за этого не присоединился к друзьям-декабристам. А то бы греметь ему кандалами в Сибири, а не слагать шедевры в Михайловской ссылке.



Виктор Петрович потоптался в нерешительности, раздумывая, как ему поступить, потом резко развернулся и зашагал в обратную сторону, решив пройти одну остановку пешком.

В этот день уезжал в Москву его духовник – архимандрит Иосиф. Виктор любил своего батюшку – мудрого, немногословного, молитвенного – и очень боялся, что его заберут из их кладбищенской церкви и отправят руководить какой-нибудь далекой епархией. Слухи о том, что он один из претендентов на архиерейство, ходили третий год, а в последнее время усилились. И сегодняшний вызов в Москву многие его духовные чада восприняли как явное подтверждение этих слухов.

На службу Виктор Петрович опоздал, а попал сразу на трапезу. За столом сидели диакон Валерий, алтарники, свечница, спонсор Виталий – хозяин солидной строительной фирмы и несколько старушек – верных чад отца Иосифа. Виктор Петрович попал в компанию лиц, приближенных к отцу настоятелю, давно. Батюшка прочел несколько его рассказов, напечатанных на православных сайтах, и пригласил его на беседу, после которой они переместились из кабинета настоятеля в трапезную. Беседовали они о литературе. О том, что православные литераторы не должны чураться юмора. Только нужно помнить, что высмеивать нужно грех, а не грешника. Как сказал апостол: «Ад достоин всяческого посмеяния». Так что работу адову высмеивать можно и нужно. Только нужно это делать очень осторожно. Главное – соблюдать меру. Из этой беседы Виктор Петрович вынес главную мысль: батюшка признал его человеком талантливым, но дал понять, что с чувством меры у него не совсем благополучно, что подтвердилось сразу же после этой беседы. После очередной шутки Виктора старейшая прихожанка прихода Анна Ивановна строго заметила, что смехотворцы Царствия Небесного не наследуют вместе с пьяницами и блудниками. На что Виктор тут же отреагировал: «Про блудников и пьяниц помню, а насчет смехотворцев, кажется, пророк Иоиль сказал: “Блаженны смехотворцы, ибо их есть царство подземное”». Алтарники с диаконом громко засмеялись, старушки стали дружно ворчать, а отец Иосиф улыбнулся и тихо сказал: «Постарайтесь не забывать то, о чем мы с вами говорили».

В их приходе никто не называл его по отчеству. Только по имени. Он не возражал, поскольку в свои без малого 50 не приобрел солидности. А с тех пор, как стал переводчиком в одной американской фирме, где все звали друг друга только по имени, кажется, вообще забыл, как его величать по батюшке.

    Виктор, действительно, не мог сдерживаться. Он постоянно шутил. Ему самому казалось, что смехотворство живет в нем автономно – само по себе

Виктор, действительно, не мог сдерживаться. Он постоянно шутил. Ему самому казалось, что смехотворство живет в нем автономно – само по себе. На любую фразу он мгновенно реагировал шуткой. Это было одной из причин ухода от него жены. Она заявила, что не может больше терпеть его «козлиного» юмора и такого же характера, и вместе с дочерью перебралась в Америку, где проживает до сего дня с его бывшим шефом в большом двухэтажном доме на берегу Тихого океана.

Старушки постоянно жаловались на Виктора отцу настоятелю и просили не приглашать его на трапезы, поскольку «от него одни искушения». Но отец Иосиф лишь кротко отговаривался: «Он вразумится» – и продолжал приглашать его. Надо признаться, некоторые шутки Виктора настоятелю нравились. Но в число приглашаемых на трапезу за несколько месяцев до описываемого дня попала доктор филологических наук Мария Платоновна. Эта многомудрая дама стала первым «инструментом вразумления». Она комментировала Викторовы шутки, делая это довольно остроумно. И трапезы постепенно превратились в соревнования острословов. За столом появились новые лица – молодые люди с университетским образованием. Им эти перепалки нравились, и бубули оказались в меньшинстве. Некоторые совсем перестали появляться, другие хранили скорбное молчание, когда остальные весело реагировали на удачную шутку.

Когда Виктор вошел в трапезную, народ бурно обсуждал предстоящую батюшкину поездку в Первопрестольную. Виктор послушал несколько минут и, когда батюшка сообщил, что отправляется через пять часов на «Сапсане», выдал экспромт:

– Он уехал на «Сапсане» без пальто, но в сущем сане. К нашей радости великой, возвратится он владыкой.

Все засмеялись и стали желать исполнения этого пророчества, а Виктор подумал, что опять язык обогнал голову и душу. Тем более что он боится того, что батюшку произведут в архиереи и он лишится духовника.

Когда все, насмеявшись, затихли, Мария Платоновна тихо проговорила:

– А что нам показалось, собственно говоря, смешным?

Никто не отозвался.

– Здесь сталкиваются две, так сказать, разнородные вещи: одежда и чин. Этот парадокс и вызвал смех. А при этом мало кто знает, что такое «сущий сан» и что наш балагур имеет в виду архимандритство нашего батюшки. Уверяю вас, что большинство подумает, будто речь идет об одежде и «сущий сан» – это некое подобие сутаны. Без пальто, но в сутане…

Слушатели снова засмеялись.

Вспомнили и Бахтина, и Лихачева с его смеховой культурой Древней Руси. От этой шибко интеллектуальной беседы бабули стали постанывать.

– И в кого ты такой пересмешник? – обратилась Анна Ивановна к Виктору.

– В матушку, в матушку, дорогая матушка. Это у меня генетика такая. Моя мама всё тоже посмеивалась. Говорила: «Без смеха в советской России не выжить». А всерьез она делала одну вещь: пришивала к белому лифчику черные пуговицы красными нитками…

Молодежь снова засмеялась, а самая пожилая прихожанка строго приказала говорить только о церковном. На это предложение сразу же отозвался студент Антоний. Он рассказал о том, как в одном губернском городе к очень высокому, необъятных размеров благочинному, проходившему через царские врата только боком, диакон, пропустивший из-за болезни службу, обратился в объяснительной записке: «Ваше высоко- и широкопреподобие».

На эту историю Виктор тут же выложил свою и рассказал о том, какое впечатление произвел всеми любимый соборный протоиерей, впервые выйдя на службу в митре. Этому батюшке маленького роста дали очень высокую митру, и выглядел он довольно комично.

– Надо было ему вместе с митрой выдать сапоги на высоких каблуках.

Молодежь снова засмеялась, а Анна Ивановна рассердилась не на шутку:

– Ты бы язык прикусил. Разве можно всё высмеивать!? Отец Иосиф, хоть бы вы ему сказали.

Отец Иосиф вздохнул:

– Моего совета Виктор не послушался. Боюсь, что вразумление не заставит себя ждать.

– Что вы имеете в виду? – забеспокоился Виктор. – Кто меня вразумит?

    «Что вы имеете в виду? – забеспокоился Виктор. – Кто меня вразумит?» «Я не смог, – улыбнулся отец Иосиф, – ангел вразумит»

– Не знаю. Я не смог, – улыбнулся отец Иосиф. – Ангел. Либо твой ангел-хранитель попустит какую-нибудь неприятность, либо какой-нибудь другой ангел вразумит. Увидим.


(Окончание следует)
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #3 : 05 Февраля 2015, 18:17:36 »


(Окончание)




– Ангелы разные бывают, – многозначительно произнесла Анна Ивановна и строго посмотрела на Виктора.

Отец Иосиф встал, прочел благодарственную молитву по завершении трапезы.

Виктор почувствовал смущение и стал просить прощения. Сначала у батюшки, затем у Анны Ивановны, потом у сотрапезников.

– Это всё из-за того, что с утра сплошь одни дурные приметы. То покойника перед самым моим носом проносят, то заяц по небу скачет, то зеркало разбивается…

– И что с того? – еще больше рассердилась Анна Ивановна. – Ты нам еще и про приметы будешь рассказывать. Суевер. Образованный человек! А что до покойника, так всякий человек покойником бывает.

Заключительная мудрость опять вызвала смех у молодежи. Отец Иосиф молча всех благословил и вышел из трапезной. Все прокричали ему вдогонку: «Ангела-хранителя!» – и стали расходиться. Анна Ивановна тихо что-то бурчала и на Викторово «Всего доброго» хмуро огрызнулась:

– От тебя только добра и жди. И когда ты зубоскалить перестанешь?..

«Ну вот, опять, – ругал себя Виктор. – И кто меня за язык тянет?! Уж лучше бы не оправдывался. И зачем я про приметы ляпнул? Нашел оправдание! Хорошо, хоть про Носкова не рассказал».

Носков – тихий бомжик, которому батюшка позволил жить в сторожке. Он подметал церковный двор, следил за порядком: отгонял чересчур назойливых попрошаек. Когда-то он был офицером, но после развала армии стал пить, потерял семью и квартиру. Когда он время от времени отдавался не до конца изжитой страсти, то забивался в щель между сторожкой и дровяником – чтобы никому не попадаться на глаза. А в минувшее воскресение не добрел до своего логова и прилег на клумбу за алтарем. Виктор наткнулся на него после службы и подумал, что тому плохо. «Вам помочь?» – наклонился он над Носковым. «Куда тебе! – проворчал тот. – Ты и в Бога-то не веришь. А я, хоть зде лежащий, но повсюду православный. А ты – лицемер ряженый. Теплохладный, трусливый, тщеславный, суеверный болтун».

    Пьяненький бомжик выдал о нем обличительную тираду! Что суеверный, то правда. Но всё остальное – обидная ложь. Хотя…

Виктор хотел рассказать об этом, чтобы повеселить народ, но сейчас вдруг подумал, что, возможно, это и было тем самым вразумлением, о котором говорил отец Иосиф. Пьяненький бомжик, с которым он и говорил-то два раза, и то о пустяках, выдал о нем обличительную тираду. Что суеверный, то правда. Но всё остальное – обидная ложь. Хотя и насчет труса… Он ведь, действительно, боится потерять свою работу с большим окладом и оттого на многое закрывает глаза и соглашается на то, чего не следовало бы делать. Да и болтливый. Пожалуй, и тщеславный. Целыми вечерами обзванивает знакомых и шлет эсэмэски, чтобы прочитали его очередную статью. Да и теплохладный… Разве можно всерьез говорить о том, что у него глубокая вера и что он всем сердцем возлюбил Господа Бога и боится греха? Вот и получается, что устами презираемого им пьянчужки Господь вразумил его. Обидно! Но надо что-то с собою делать. Позвоню батюшке и скажу, что его пророчество о вразумлении уже исполнилось.

В этот момент Виктор ступил с тротуара на проезжую часть и замер. Откуда-то сбоку выскочила черная кошка и молнией прошмыгнула под самыми его ногами. Виктор машинально отпрыгнул обратно на тротуар. «Вот дрянь. И откуда она взялась?! Надо подождать, пока кто-нибудь перейдет дорогу передо мной».

Через несколько секунд подошел высокий парень и тоже остановился рядом с Виктором.

«И чего это встал? Верзила! Ведь тут нет светофора. Иди себе спокойно, переходи». Но парень не двигался с места.

Виктор оглянулся, тоскливо посмотрел по сторонам. Никого. И машин не видно. В это время и народу возле кладбища немного: обед закончился, до конца рабочего дня далеко. Что же делать? Не идти же обратно. Да тут и не обойдешь. Кладбищенский забор тянулся вдаль на целый километр. А кошка, добежав до середины дороги, повернула влево и медленно затрусила, не переходя на другую сторону.

Впереди стена и конец тротуара: тупик. Остается только переходить на другую сторону. А парень стоит и не думает трогаться. Виктор видит его скошенный глаз. Смотрит недобро. Неужели бандит?

    Верзила нервно оглянулся, посмотрел на часы и, быстро развернувшись к Виктору, схватил его за шиворот и изо всей силы ударил

«А ведь в нагрудном кармане пиджака лежит конверт со всем окладом. И что же я, болван, не оставил его дома?» Он робко повернул голову: не идет ли кто? Нет. Словно вымерли все. Или боятся ходить вдоль кладбища. И вдруг он вспомнил рассказы об убийствах на кладбищах. Он почувствовал, как страх, словно огромный холодный червь, заполнил его сердце. Что-то липкое потекло по спине. В этот момент верзила нервно оглянулся, посмотрел на часы и, быстро развернувшись к Виктору, схватил его за шиворот и изо всей силы ударил ногой в спину. Виктор почувствовал, что летит, потом быстро перебирает ногами и наконец падает у самого парапета противоположной стороны дороги. Он машинально схватился за то место пиджака, где лежал заветный конверт. А бандит, вместо того чтобы вырвать его с заслуженной за две недели мздой, склонился над ним, помог подняться и проговорил:

– Прости, братан. Опаздываю. Я тоже черной кошки боюсь. А у меня очень важная встреча. Пришлось тебя первым отправить.

Сказал и побежал, чуть прихрамывая, – видно, ногу вывихнул. Ударил-то по-каратистски, а расстояние между ним и Виктором было слишком мало для длинной ноги.

Виктор схватился за ушибленное место и стал вспоминать, кто же это сказал – батюшка или Анна Ивановна: «Ангелы разные бывают».


3 февраля 2015 года

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/76732.htm
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!