EVG
Гость
|
|
« Ответ #2 : 25 Марта 2015, 17:13:23 » |
|
(продолжение)
История православной святости во Владимирском крае, конечно, ни в коей мере не была оторвана от истории православной святости в других городах и весях Руси. Так, например, в XVI в., когда на тогдашней окраине Москвы был основан Новодевичий монастырь, первой его настоятельницей стала бывшая прежде настоятельницей Покровского монастыря в Суздале игуменья Елена (Девочкина). В миру ее звали Агриппина Семеновна Девочкина. Происходила она из семьи суздальских купцов, приняла монашество в Суздальском Покровском монастыре. Среди монахинь она была наиболее образованной. Новый монастырь она, правда, возглавляла недолго и скончалась в 1528 году и была похоронена напротив алтаря главного храма Новодевичьего монастыря.
Носители высшей светской власти, принимавшие на Руси активное участие в деле канонизации святых, нередко имели весьма своеобразные представления о святости. Так, Иван Грозный всегда добивался того, чтобы Церковь канонизировала, в основном, великих князей, прославившихся, главным образом, своими воинскими подвигами. Именно в это время был канонизирован такой видный политический древней Руси, как святой благоверный великий князь Александр Невский. Тогда же была осуществлена канонизация святых благоверных князей Муромских Петра и Февронии, издревле почитавшихся на Руси в качестве покровителей благочестивых православных семей, в любых обстоятельствах сохранявших любовь и верность.
В XVII в. совершили свой подвиг святости митрополит Суздальский Иларион (Ананьев), начавший свое служение во Флорищевой пустыни неподалеку от Гороховца. Он стал строителем этого монастыря, а позже — наместником, а в 1682 году был возведен в сан митрополита и назначен на Суздальскую кафедру. Митрополит Иларион как опытный строитель занимался ремонтом древних храмов Суздаля и строительством новых. Тот вид, который город имеет сегодня является результатом трудов и митрополита Илариона. Кроме того, довелось ему стать и духовником царя Феодора Алексеевича Романова. Скончался митрополит Иларион в 1707 году и был похоронен в Богородице-Рождественском соборе Суздаля.
Еще один пример святости - святитель Митрофан, первый епископ Воронежский, родившийся в селе Антилохово недалеко от Коврова. Пострижен в монашество он был в Золотниковской пустыни близ Суздаля, а потом занимал должность игумена Успенского Косьмина монастыря в Юрьев-Польском уезде.
Святитель Митрофан Воронежский активно помогал Петру I в подготовке последнего из Азовских походов,оказавшегося победоносным. Он, собственноручно строил на верфях в Воронеже первые боевые корабли русского военного флота, но, вместе с тем, постоянно пытался предостеречь царя от бездумного подражания всему западному, за что Петр в гневе даже вознамерился его казнить. Но, в конце концов, был вынужден признать свою неправоту, а когда в 1703 году епископ Митрофан скончался, Петр сам нес его гроб к месту захоронения, плача и повторяя: «Не будет больше у меня никогда такого старца!».
С наступлением нового, XVIII в. стало ясно, что для русского монашества, в первую очередь, наступил в этот период один из самых нелегких моментов. Одним из главных оплотов древнего нравственного опыта, накопленного русским монашеством стал Владимирский край. Еще в годы правления Петра I, во Владимирском крае, возник новый монастырь, которому суждено было стать важным центром сохранения древнего нравственного опыта русского монашества. Местом этим стала Смоленская Зосимова пустынь, основанная выходцем из среды смоленских крестьян схимонахом Зосимой. После его кончины в 1708 году пустынь, правда, надолго пришла в упадок, но в середине XIX века монашеская жизнь здесь возродилась.
А в 1900 году над скромной деревянной часовней, где был похоронен старец Зосима, был воздвигнут величественный храм в честь Смоленской иконы Божией Матери, и освящение этого храма совершил ставший впоследствии одним из первых новомучеников Российских митрополит Владимир (Богоявленский).
В дальнейшем, в конце XIX и начале XX веков Зосимовой пустыни суждено было стать широко известным в России центром православного старчества, слава которого ничуть не уступала славе знаменитой Оптиной пустыни. Старцев здесь было двое — схиигумен Герман (Гомзин) и иеросхимонах Алексий (Соловьев). Для того, чтобы получить от них духовный совет, сюда ехали люди зачастую издалека, и даже некоторые видные представители светской власти, такие, например, как великая княгиня Елизавета Феодоровна, часто бывали в Зосимовой пустыни. Своим же духовником эта величайшая подвижница русской церковной истории XX в. всегда считала иеросхимонаха Алексимя (Соловьева). Эти старцы были уникальны для своего времени. Последний наместник Зосимовой пустыни схиигумен Герман (Гомзин) наглядно доказал, какое важное значение для духовного роста человека имеет его собственная воля. В семье ему не могли дать в детстве благочестивого воспитания, поскольку старшие братья его содержали трактир на Звенигородском тракте, а будущий игумен работал у них мальчиком на побегушках. В жизни же иеросхимонаха Алексия (Соловьева) главное событие произошло в ноябре 1917 года, когда ему было поручено вынуть жребий с именем новоизбранного Патриарха Московского, имя которого он узнал первым во всей России.
Но, пожалуй, наибольшим вкладом в развитие нравственного монашеского опыта в XVIII — начале XIX веков в истории православной святости во Владимирском крае стало пребывание здесь одного из самых чтимых русских святых преподобного Серафима Саровского. Прохор Мошнин, ставший известным впоследствии всей России под именем Серафима Саровского, получив в Киеве благословение отправиться для принятия монашества в Саровскую пустынь, но не мог там поселиться, ибо свободных мест не было. Тогда его отправили в Никольский Гороховецкий монастырь Владимирской епархии, где в итоге и провел начальный этап своей монашеской жизни будущий всероссийский подвижник. Здесь, на Владимирской земле, в 1786 году молодой монах Серафим был рукоположен во иеродиакона в Успенском соборе города Владимира. Святой преподобный Серафим Саровский относится к числу наиболее почитаемых святых русского Православия. Саровская пустынь и Серафимо-Дивеевский монастырь, тесно связанные с местами подвигов преподобного Серафима Саровского, переживали в своей истории самые разные времена, в том числе, и полное запустение в безбожном XX веке. Но сегодня вновь тянутся туда паломники, исполняя давний завет преподобного Серафима приходить к нему после кончины, как к живому.
И не за горами в этот момент было уже новое, девятнадцатое столетие, в течение которого традиция русской православной святости, как в целом, так и во Владимирском крае, в частности, получила ряд нескольких необычных новых направлений. Одним из тех, чья жизнь оказалась тесно связанной с Владимирским краем, стал святитель Феофан Затворник, возглавлявший Владимирскую епархию в сане епископа с 1863 по 1866 года. Он уделил значительное внимание развитию Владимирской Духовной Семинарии, из стен которой вышли в течение XIX в. не только многие видные церковные деятели, но и известные государственные деятели, представители многих наук, а также литературы и искусства. В миру святитель Феофан носил имя Георгия Васильевича Говорова. Он происходил из семьи сельского священника Орловской епархии и еше в юности принял монашество. Но, даже став епископом, сумел соединить в одном лице такие чины святости, как святитель и преподобный. Позднее, когда он уже покинул епископскую кафедру во Владимире, не менее ценными, с духовной точки зрения, были его письма к разным людям, содержавшие простые, но очень мудрые советы.
Еще одним необычным руслом, в котором развивалась в это время традиция русской православной святости, стало православное миссионерство, то есть просвещение о обращение народов в православную веру.
В XIX ярким продолжателем великого дела просвещения народов стал будущий митрополит Московский и Коломенский Макарий (Невский), родившийся в 1835 году в селе Шапкино Ковровского уезда Владимирской губернии. Более тридцати лет провел он на Алтае, пройдя путь от иеромонаха до епископа, обратив в христианство алтайский народ и составив «Грамматику алтайского языка» и «Алтайский букварь».
События XX века стали развиваться очень трагически для православия и главным христианским подвигом в России мученический. В жизнь Владимирского края эпоха господства в стране безбожной власти началась уже в октябре 1917 года, когда в Петрограде был убит выстрелами из револьверов настоятель храма святых благоверных князей Бориса и Глеба в Калашной слободе протоиерей Петр Скипетров, уроженец села Караваево Покровского уезда, служивший прежде в соборе Казанской иконы Божией Матери в Вязниках. Еще одним вторжением безбожной власти в жизнь Владимирского края стал арест митрополита Макария (Невского). Однажды на него поступил в донос, в котором утверждалось, что в келье митрополита скрывается целая рота солдат вражеской Белой армии. Но, хотя митрополит Макарий и был арестован, авторитет его в народе был настолько велик, что после многочисленных протестов общественности его все-таки выпустили на свободу.
В 1922 г. произошла кровавая расправа с настоятелем Воскресенского собора города Шуи, входившего тогда в состав Владимирской губернии протоиереем Павлом Светозаровым и прихожанами этого храма, не допустившими поругания церковных святынь под видом изъятия церковных ценностей. Протоиерей Павел Светозаров, уроженец села Картмазово Судоголского уезда, в 1909 году. был назначен настоятелем Воскресенского собора города Шуи и учителем в местной гимназии. После ареста вместе со своими прихожанами он в мае 1922 года был расстрелян в г. Иваново и похоронен в безымянной могиле на кладбище в пос. Балино. События эти стали поводом для масштабных репрессий против Православной Церкви по всей стране. С этого времени гонения Советского государства на Православную Церковь приобрели целенаправленный характер, и последующие два десятилетия XX века вошли в историю, как эпоха новомучеников и исповедников Российских.
Но уже в самом начале этой эпохи Православная Церковь одержала важную моральную победу над своими гонителями. И произошло это на Владимирской земле: в ночь на 28 октября 1922 гг. в камере №17 Владимирской тюрьмы группа заключенных там епископов тайно отслужила здесь службу Всем Русским святым, написанную одним из участников этого необычного богослужения, епископом Ковровским Афанасием (Сахаровым). Подвиг этого человека следует считать поистине уникальным: с этой ночи ему предстояло прожить ровно сорок лет, из которых тридцать три года он провел в тюрьмах и ссылках. В 2001 году в жизни города Владимира произошло важнейшее, с духовной точки зрения, событие. После того, как в 2000 году к лику святых были одновременно причислены более 800 подвижников, в их числе был причислен к лику святых и выдающийся подвижник Владимирского края епископ Ковровский Афанасий (Сахаров). Состоялось перенесение его мощей с Князь-Владимирского кладбища, где он был похоронен после своей кончины в 1962 году в Богородице-Рождественский монастырь города Владимира. В этом монастыре святитель Афанасий был последним наместником до его закрытия Советской властью, и теперь его мощи находятся там и доступны всем. Последние восемь лет он прожил на свободе в городе Петушки.
|