Русская беседа
 
24 Ноября 2024, 13:44:21  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Феномен экономики Победы  (Прочитано 1629 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
EVG
Гость
« : 28 Апреля 2015, 10:32:26 »

Феномен экономики Победы

Беседа

 Об экономике Победы, людях, которые ее создавали, говорит с восхищением член-корреспондент РАН, заведующий кафедрой мировой экономики Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова Руслан Хасбулатов.

Корреспондент Галина Платова попросила ученого рассказать, в каком состоянии была экономика СССР накануне фашистской агрессии, как удалось в считаные месяцы перевести ее на производство вооружений и даже обогнать Германию, на которую работала вся Европа? Сегодня, когда российская экономика четверть века барахтается в рынке, считая минусы и кризисы, экономические достижения тех невероятно трудных лет кажутся фантастическими.

Руслан Имранович задумался на мгновение. Тема ему понятна и близка. Накануне 70-летия Великой Победы самое время вспомнить о достижениях тех лет, и не откладывать в сторону наработки, а использовать их сегодня, подчеркивает экономист:

 

– Тема эта неплохо изучалась в первые годы после Великой Отечественной войны. Потом стала забываться. События последнего периода наталкивают на мысль о необходимости изучения этого опыта. У  нас же сплошные неудачи в экономике. За последние 15 лет в страну притекло порядка 3 трлн долларов. А результаты более чем скромные. Специалистов, которые не подвержены чрезмерным увлечениям современными доктринами, связанными с неолиберальным капитализмом, интересует, как в 1941-м за короткое время Советский Союз сумел мобилизовать такую военную промышленность, что страна уже в 1943 г. превосходила по производству танков, самолетов, орудий и прочих вооружений Германию. А под Германией была вся хорошо обустроенная Западная Европа. Это уникальное явление!

– Что позволило советской экономике быстро мобилизоваться?

– Прежде всего то, что весь советский народ был объединен общей целью – победить врага. Был мощный внутренний порыв у людей, вызванный единым желанием выстоять, наказать агрессора. Думаю, это был главный фактор. Но и технические, технологические, плановые моменты, на чем строилась тогда экономика, преуменьшать никак нельзя.

…Вспомним начало войны. Оно было трагическим для страны. Красная Армия терпела поражение за поражением. Города, села быстро откатывались на восток. Враг подступал к столицам. Москва и Ленинград не пустили врага. Встали стеной люди, армии, гении полководцев.

– Экстремальный период требовал особых решений в экономике.

– Тут сыграли главную роль уникальные кадры. Их невозможно сравнить с современными, которые трудно даже назвать кадрами, – слабые, безвольные, трусливые, ни за что не отвечающие, не умеющие ни сформулировать задачу, ни выполнить ее, вечно глядящие в рот своему начальнику. Разве эти кадры могли бы что-нибудь сделать? Нет, конечно. Они бы бежали. Я в этом не сомневаюсь. Пусть меня критикуют, но это совершенно точно. Абсолютно ни на что не годные люди.

Тогда же, в 41-м, гитлеровские войска наступали, а в СССР началась переброска на восток наиболее крупных промышленных предприятий – военно-промышленных, машиностроительных. Случалось, что еще виден был хвост последнего вагона уходящего поезда с оборудованием, а немцы уже врывались в город. Оккупанты даже не догадывались, какая уникальная в мировой практике грандиозная операция совершалась в Советском Союзе. Талантливыми организаторами проявили себя в те жестокие годы такие гражданские специалисты, как инженер Алексей Косыгин – будущий премьер, Дмитрий Устинов – будущий министр обороны, Вячеслав Малышев, возглавивший производство артиллерии, Николай Вознесенский, осуществлявший вывоз промышленности, – тысячи других талантливых людей.

Должен отметить, что уровень профессиональной подготовки инженеров в СССР был одним из лучших в мире. По классу управления они стояли на несколько ступеней выше хваленых современных так называемых менеджеров. В период Великой депрессии, в 1929–1933 гг., в нашу страну приезжали люди из Америки, Западной Европы набираться умений и опыта. У нас промышленные отрасли были высокотехнологичными и высокоорганизованными. Их только было недостаточно.

А к концу 1941 г. на оккупированных территориях СССР оказалось около 40% всего населения, 65% всей добычи угля, 68% выплавки чугуна, 58% всей выплавки стали, 60% производства алюминия. На территории, захваченной врагом, производилось около 40% всей довоенной валовой продукции зерна, 85% сахара, около 40% всей численности крупного рогатого скота. Протяженность железных дорог на оккупированной территории составила более 40% того, что было в стране. Выбыло из строя 303 предприятия.

Страшные потери. Из-за них к концу 41-го объем промышленной продукции в СССР уменьшился в 2,5 раза. Народное хозяйство не получило ни одной тонны угля из Донецкого и Подмосковного бассейнов, являвшихся тогда основными источниками угля. Черного металла, основы военной промышленности, в декабре 41-го страна получила в 3 раза меньше по сравнению с тем, что имела. Металл, самолеты – все это были потери…

И все же стратегические военно-промышленные предприятия в основном были вывезены. Врагу они не достались. В этих неимоверно тяжелых условиях наши советские экономисты, организаторы, производственники запустили одновременно два процесса – перевод основных отраслей на восток и перестройку всей промышленности. Работали на износ. Ради Победы. Через пару месяцев на перевезенных предприятиях запускались мощности, станки, конвейеры.

Уже в 1943 г. производство промышленной продукции в Западной Сибири, Казахстане, Средней Азии по сравнению с 1940 г. увеличилось в 3 раза, а в целом по СССР – более чем вдвое.

На Победу работали не только эвакуированные, но и новые предприятия по производству авиамоторов, самолетов, шарикоподшипников, кабельной промышленности, автомобилей, газовая промышленность. Урал превратился в мощный промышленный регион. Туда были эвакуированы 500 крупнейших предприятий. К концу 1942-го они выдавали продукцию.

– Какие меры, действия предпринимались, чтобы так оперативно, можно сказать, на пустыре,  создать промышленный комплекс по обеспечению армии всеми видами вооружений?

– Один из главных организаторов тех оперативных процессов, многолетний председатель Госплана Николай Вознесенский в своей книге «Военная экономика СССР» называет 8 факторов:

1. Мобилизация производственных мощностей промышленности и рабочих кадров. Все предприятия были переключены на выпуск военной продукции.

2. Мобилизация материальных ресурсов сельского хозяйства и труда колхозного крестьянства на обеспечение армии продуктами питания. Без продуктов питания мы бы не выиграли войну.

3. Мобилизация, военная перестройка транспорта.

Уникальнейшее явление! Был введен график перевозок, обеспечивающий скорейшее продвижение военных маршрутов, но и одновременную перевозку грузов для производства военной продукции. Это была очень сложная работа: надо было мобильно перебрасывать войска с одного конца огромной страны в другой, и в то же время не снижать ритма промышленных, продовольственных поставок. Как в этом добиться слаженности?

Добились благодаря тому, что объем перевозимых грузов планировался в централизованном порядке, что позволило увеличить пропускную способность железных дорог во всех регионах. Эта уникальная операция была доведена до совершенства. Люди, которые это все придумали и реализовали, вызывают восхищение.

4. Мобилизация строительства. На возведение военных заводов и кооперируемых с ними предприятий были мобилизованы все механизмы. Между всеми звеньями отрасли и охватившего ее процесса существовали бесперебойная связь, четкая координация действий. Такая взаимосогласованность была налажена во всех сферах. В народно-хозяйственном комплексе все работало, как единое целое. Это было очень важно.
Записан
EVG
Гость
« Ответ #1 : 28 Апреля 2015, 10:33:25 »

(окончание)

5. Мобилизация рабочей силы. В армию ушли специалисты. Промышленность была обескровлена, несмотря на то, что вводились бронь и прочее. Требовались переподготовка людей в короткое время, обучение рабочих, инженеров. На это были направлены мощные усилия. И они оправдались.

6. Мобилизация продовольственных резервов страны на бесперебойное снабжение не только армии, но и городов.

7. Мобилизация средств населения и ресурсов народного хозяйства. Тогда многие граждане добровольно отдавали свои средства на производство вооружений, на свои деньги строили танки, самолеты. Люди отдавали последнее.

8. Перестройка государственного аппарата для обеспечения мобилизации всех сил. Были созданы наркоматы по военному производству, танковой промышленности, самолетостроения…

– Работа планировалась?

– Было военно-промышленное планирование. В СССР оно осуществлялось здорово. На каждый квартал разрабатывался тщательный план работы по каждому направлению промышленности. Планы были совершенны, выполнялись исключительно. Об эффективности их выполнения можно судить по такому факту: в 1943 г. СССР обогнал Германию по количеству производства тяжелой техники – самолетов, танков, военных кораблей, артиллерии. Западу стало совершенно ясно, что, имея такие ресурсы военно-промышленной мощи, которые развернулись в СССР, мы можем победить Германию и без открытия второго фронта.

– Не только на фронте, но и в экономике, в промышленном производстве Советский Союз победил Третий рейх?

– Система гитлеризма была повержена. Советский Союз разгромил немецкий фашизм полностью и везде.

– В чем основное значение нашей Победы?

– Советский Союз спас цивилизацию. Если бы Гитлер одержал верх, как хотел, это был бы конец цивилизации, наступили бы времена рабства, варварства. К счастью, победителем стал Советский Союз.

– Что скажете о помощи союзников?

– Конечно, нам помогали. Рузвельт и Черчилль прекрасно понимали, что без объединения усилий с Советским Союзом они потерпят крах. Поэтому сразу же осенью 1941 г. начали нам поставлять и военную продукцию, и продовольствие. Показателен такой факт: 95% «катюш» размещались на американских студебекерах… Но эту помощь нельзя ни приуменьшать, ни преувеличивать.

– Как оцениваете сегодняшнее состояние экономики?

– Это экономика, которая не сумела до сих пор использовать исторический шанс. Ей не помогло даже то, что за последние 15 лет притекло к нам порядка 3 трлн долларов.

– Что нужно было бы сделать в первую очередь?

– Восстановить уровень жизни населения, который в 90-е годы катастрофически упал. Когда были высокие цены на нефть, были и крупные промышленные проекты за 500–600 миллиардов долларов. Но мы «экономим» на всем, но почему-то не можем до сих пор отыскать, куда ж девалось, скажем, порядка 2 трлн долларов? За эти деньги можно было бы обеспечить уровень жизни в России выше, чем во Франции. Уровень технологический – не ниже, чем в ФРГ. Но мы все еще стоим у разбитого корыта. Весь мир сейчас развивается устойчивыми темпами, а у нас кризисы…

– Отчего они возникают?

– Кризис у нас один – управленческий. Нет внятной экономической политики. Вокруг одни обсуждения и ссылки на рынок. Да ничего не сделает рынок, если нет умной направляющей руки государства. Создали какие-то научные центры, дали им огромные деньги, а они снабжают фальшивыми рекомендациями. Сколько их написано за последние годы… Несколько стратегий экономического развития. Не успели высохнуть чернила на подписи премьера Медведева под очередной стратегией, как разразился кризис. Что за стратегия, что за ученые, что за научная школа? А по сути нет людей, которые могли бы справиться с задачей подъема экономики.

– Как должна бы, на ваш взгляд, развиваться наша экономика?

– Надо было оставить в государственной собственности всю тяжелую, военную промышленность. Это один сектор.

Второй сектор – это малое предпринимательство, легкая промышленность, производство продовольствия, потребительских товаров.

Первый, государственный, сектор должен поддерживаться государством. Причем не так как сейчас так называемые государственные предприятия – Газпром, Роснефть... Фактически это не государственные предприятия, а бюрократическая собственность, где реализуются права собственников. Они не подчиняются ни парламенту, ни общественности. Надо было, если уж пошли в сторону рынка, делать государственный сектор, как на Западе, где была развернута система индикативного планирования. Там достигли высокого уровня в экономике. А мы что? Отдали все на растерзание двум десяткам миллиардеров и говорят, что рынок создают.

– Называют этих собственников эффективными.

– Редкие «специалисты». Кому-то из таких вот… отдали в управление министерство обороны. Непонятной даме вручили сельское хозяйство. Сынки высокопоставленных  чиновников, адмиралов, генералов превратились в менеджеров. По сути, получился корпоративный капитализм, бюрократия поедает государство. Никакого развития не будет в таком обществе при такой управляющей структуре.

– А кто нам нужен?

– Профессионалы, 50–100 тысяч высших управленцев на всех уровнях должны быть заменены.

– Где их взять? Власть уповает на бизнес.

– Бизнес у нас вороват, испорчен, коррумпирован, потому что к этому его приучили. Кадры можно взять из науки, образования, культуры. Нужны люди, которые прекрасно знают, что такое экономика, социальная жизнь, не заражены стяжательством, у которых есть совесть, честь. А наше чиновничество, какой бы высоты оно ни было, думает о том, как украсть, смошенничать, взять взятку… За счет кого? За счет государства. Поэтому всю эту вертикаль надо ломать… Надо браться за старые книги по экономике, заново их изучать, искать кадры, привлекать сохранившихся специалистов и поднимать экономику. Мы отстали по всем направлениям.

…Сколько раз ставился вопрос о предпринимательстве. Но действий – никаких. Давят это несчастное предпринимательство в хвост и в гриву.

– Почему так?

– Потому что на крупный бизнес трудно надавить. Он связан особыми отношениями с высшей властью. Сколько больших бизнесменов уличали в необоснованно высоких ценах на бензин, ставили перед ними серьезные задачи, развивайте то, модернизируйте это. Но миллиардеры ничего не делают, никого не слушают, игнорируют науку, уходят от ответственности. А малый бизнес никто не защищает.

Возьмите ставки ЖКХ. Думаю, если будет у нас революция социальная, то из-за ЖКХ. Люди уже не могут терпеть этот грабеж со стороны разных частных лиц и контор, которых развели местные органы власти. В том числе и в Москве, этот хваленый мэр. Москва перестала быть городом для москвичей. Она только для бюрократии. Попробуйте в центре найти небольшой хлебобулочный магазинчик или газетный киоск. Нет их. Только торговые центры, а цены там, знаете какие.

– Нужны ли нашей разваленной экономике мобилизационные меры?

– Нет, не нужны. Надо использовать опыт, который у нас был, – то же самое планирование, та же самая кадровая политика, которая была блистательно разработана и осуществлялась.

Нынешняя система вся прогнила. Управляющая структура, все высшие имена, начиная с премьера, обязаны отвечать за сегодняшний кризис. Как они смели его допустить? У них были все возможности поднимать экономику, никто им не мешал, были высокие цены на нефть, был приток средств… И что за экономику они создали? Они принесли нам кризис.

Сколько мы слышим смешных, невразумительных дурацких объяснений, противоречащих одно другому со стороны высшего чиновничества! И люди вынуждены прощать глупость нашим руководителям. У них выбора нет.

…Проблема очень тревожная.

Руслан Хасбулатов
http://www.voskres.ru/economics/hasbulatov.htm
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!