(окончание)К 8-м годам Кирилловская премия перестала присуждаться.
Постепенно стал меняться сам характер праздника. Он стал чем-то похожим на годовое научное собрание. А в 1876 году даже и такое собрание не было проведено.
Один из ревнителей всенародных чествований славянского слова в России О. Миллер, выступая 14 февраля 1883 года в Петербургском комитете, с горечью говорил: «Не странно ли после этого, что как 14 февраля (1000-летие преставления Кирилла), так и 11 мая все еще остаются днями не всенародного, а как бы «приходского» праздника Славянского общества?»
Факты печальные и столь красноречиво говорящие сами за себя, что их истолковывать нет необходимости. Праздник отмечался лишь на ученых заседаниях. Всенародным он никак не становился. Была в государстве третья сила, которая не желала единения народа вокруг славянской идеи.
Наступил 1885 год. Еще одно 1000-летие! На сей раз отмечалась кончина старшего из братьев – Мефодия (5 апреля).
Подготовка была серьезной и основательной. Вышло более двадцати книг, рассказывающих о жизни Кирилла и Мефодия. Всю зиму крупнейшие газеты государства печатали материалы о подготовке к знаменательной дате и программе торжеств.
Шестого апреля во всех храмах Петербурга состоялись торжественные богослужения. А в Москве праздник получился прямо-таки грандиозным. На литургии в Храме Христа Спасителя присутствовали по 10–15 учеников из каждой московской школы. А когда служба закончилась, к Успенскому собору тронулся малый крестный ход. Тем временем тысячи москвичей заполнили Кремлевскую набережную и Красную площадь. По окончании литургии в Успенском соборе начался общий кремлевский крестный ход.
Открывали его, как писали газеты, сорок пар хоругвей из соборов, за хоругвеносцами шли попарно 130 псаломщиков, 140 дьяконов и 150 протоиреев и иереев, все в одинаковых дорогих одеяниях из золотой парчи. Звонили все колокола Кремля. И под этот звон и пение синодального хора процессия прошла через Спасские ворота и Красную площадь, где к ней присоединились святыни Покровского и Казанского соборов, а потом уже через Никольские ворота вернулась в Успенский собор…
Народная волна, поднятая в столицах днем памяти Мефодия, была столь высока, что дохлестнула и до самых дальних провинций Российской империи. Но волна и есть волна: накатилась, встала стеной, сверкнула радужным гребнем и отступила, откатилась и ушла в песок. Апрель 1885 года считается верхней точкой в истории чествования Солунских братьев и их великого дела в дореволюционной России.
Вывод: В последние десятилетия девятнадцатого века и первые двадцатого в среде российской интеллигенции нарастали настроения, отнюдь не способствующие утверждению славянской идеи в общественном сознании. Закордонные враги славянства пугали Европу жупелом панславизма, свои же доморощенные недруги старались всячески опорочить взгляды первозвестников славянской идеи в России – славянофилов.
О революционных и послереволюционных годах говорить не приходится. О празднике письменности, как и о ее создателях Кирилле и Мефодии, просто забыли, и надолго.
В 70-е – начале 80-х годов в СССР оголтелого преследования церкви уже не происходило. Но в сознании идеологов страны славянская идея так и оставалась чуждой, если не враждебной. О первоучителях славян, создателях славянской азбуки братьях Кирилле и Мефодии если и вспоминали, то в ученых и церковных кругах.
Такова наша с вами история. Дело, наверно, в том, что наши русские святые, с точки зрения западных и местных «телевизионных пропагандистов» и агитаторов, не всегда вписываются в исповедуемый ими «морально-этический кодекс». Что тут поделаешь! К сожалению, свою дорогу к храму нашли еще не все.
…Мурманск – 1986 год. Уже не раз отмечались здесь Дни литературы «Баренцево море». Так вот в рамках этих Дней и был задуман и проведен первый праздник славянской письменности. Идея «учреждения» праздника, его подготовка и проведение – надо сказать об этом с полной ответственностью – принадлежит мурманскому писателю Виталию Маслову.
И здесь я позволю себе некоторое отступление. На Всемирном Русском народном соборе, который проходил в декабре 2008 года в Москве, мне посчастливилось познакомиться с удивительным человеком, Семеном Ивановичем Шуртаковым, известным русским писателем. То, что Семен Иванович – лауреат литературных премий им. К. Симонова, А. Платонова, В. Пикуля, Н. Карамзина, лауреат Государственной премии РСФСР, награжден Золотой медалью В. Даля и Почетной грамотой «За вклад в русскую культуру», я узнал гораздо позже. Как и все делегаты собора от Союза писателей России, мы проживали в Переделкино. В тот день я задержался в книжной лавке и опоздал на автобус. Узнав о моем «несчастье», Семен Иванович предложил мне переночевать у него: Москва, улица Усиевича… Весь тот декабрьский вечер у нас прошел во взаимных разговорах. Вернее, больше спрашивал меня он. Как и чем живет Калининградская область, о писательской организации, какие у нас отношения с нашими прибалтийскими соседями… Я старался отвечать как можно подробнее. А он внимательно слушал и то одобрительно кивал головой, то с удивлением переспрашивал. «Это я с тебя за проживание, Виталий, словом оплату взял, – улыбнулся он в конце нашего разговора. – Люблю из первых уст информацию узнавать, а то наши журналисты о Калининграде в последнее время врут и глазом не моргнут». Да, чуть не забыл: кроме чая, Семен Иванович угощал меня яблоками со своей дачи. Среднего размера, зеленоватые, но очень сладкие. У нас такие растут в Белоруссии, теща их называет – каштели. Семен Иванович долго смеялся, когда я ему об этом сказал. Даже записал для себя в тетрадку. Уже перед самым отходом ко сну он вдруг спросил: «А как у вас Дни славянской письменности проходят в Калининградской области?» Тут я и ляпнул не подумавши: «Нормально проводим. Выступаем в школах и библиотеках. Участвуем в городских мероприятиях». Я и не ожидал, что эти мои слова так его опечалят. «Не мероприятия проводить надо, а праздник славянский организовывать. Да так, чтобы от мала до велика на него люди приходили, чтобы каждый частичку своей славянской души в него вкладывал. Потому как день это не простой, а великий для всех славян. В нем сила наша и единение заложены». А наутро, когда мы с ним уже собирались на очередное заседание Всемирного Русского народного собора, он мне подарил свою книгу «Славянский ход», с напутствующей надписью: «Виталию Шевцову – с пожеланием праздновать вместе с собратьями по перу – хоть живете вы на отшибе – святой для всех нас День Кирилла и Мефодия, которые дали нам азбуку». 05 декабря 2008 года.
Прочитал я эту книгу уже в Калининграде и узнал из нее о Виталии Маслове. Родом он оказался из архангельской Семжи. Служил на гидрографическом судне «Иней», в той географической точке России, где великая сибирская река Лена впадает в Ледовитый океан. Потом, семь лет, начальником радиостанции на атомном ледоколе «В. И. Ленин», в Арктике. Как и многие из нас, начинал свою писательскую жизнь с коротких рассказов. Первые публикации в столичных журналах, первая книга… Член Мурманской писательской организации. И как знать, не эта ли любовь к родному краю и уважение к книге, к Слову стали отправной точкой у писателя Маслова к почитанию письменного литературного Слова?! Кому-то надо быть первым. Многим приходят в голову интересные идеи, но, столкнувшись с первыми же трудностями, люди отступают. Виталий был не таким человеком. По натуре лидер, он собрал вокруг себя единомышленников – помощников. Первое, что сделал Виталий Маслов, это списался с болгарами. В Болгарии на то время День письменности уже отмечался более ста лет как национальный праздник. А потом были годы и годы кропотливого труда по подготовке к празднику.
В тот день, 24 мая 1986 года, в заполярный город Советского Союза Мурманск на первый Праздник славянской письменности приехали члены Союза писателей России: Владимир Крупин, Владимир Личутин, Юрий Кузнецов, Юрий Медведев, Владимир Сангин, Владимир Бондаренко, Валентин Устинов, Вячеслав Шапошников, Владимир Шириков, Геннадий Юшков и Семен Шуртаков.
Приветственные телеграммы в адрес возрожденного праздника – Дня славянской письменности – прислали Валентин Распутин, Василий Белов, Дмитрий Балашов.
Писатели провели уроки Слова в школах, встречались с рыбаками и моряками в клубах и на кораблях. А еще посадили памятную аллею молодых деревьев. Заключительным аккордом праздника стал большой вечер в одном из лучших залов города – во Дворце культуры имени Кирова. Это был вечер величия Слова. Так через 130 лет были возрождены Дни славянской письменности в России.
Эстафету праздника Славянской письменности от Мурманска принял: в 1987 году – Вологда, в 1988 году – Новгород, в 1989 году – Киев, в 1990 году – Минск.
Долгий путь возвращения к славянским истокам прошла наша страна. Знать, помнить и продолжать великое дело славянских первоучителей Кирилла и Мефодия – наш с вами поистине священный долг.
Используемая литература: С. Шуртаков. Славянский ход. Москва, 2003.
Калиниград, 24 мая 2015 года.
Виталий Шевцов
http://www.voskres.ru/school/shevtsov.htm