Русская беседа
 
27 Ноября 2024, 04:32:00  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Начало конца классического офшорного мира  (Прочитано 833 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106505

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 17 Марта 2019, 05:46:00 »

ВАЛЕНТИН КАТАСОНОВ

Начало конца классического офшорного мира

Об автоматическом обмене финансовой информацией



Летом прошлого года российские СМИ сообщили, что Федеральная налоговая служба России (ФНС) присоединилась к единой системе автоматического обмена финансовой информацией ОЭСР и начала тестовый обмен страновыми отчётами с иностранными компетентными органами. Это событие, которое может серьезно повлиять на многие процессы как внутри России, так и за её пределами.

В ХХ веке в мире окончательно сложился институт банковской тайны, причём образцом для подражания служила швейцарская модель. В 1988 году ОЭСР и Совет Европы приняли Конвенцию о взаимной административной помощи по налоговым делам. Однако США стали подвергать сомнению целесообразность сохранения банковской тайны, ссылаясь на то, что она способствует разрастанию теневого сектора мировой экономики. В 2005 г. не без стараний Вашингтона были внесены изменения в статью 26 Модельной налоговой конвенции ОЭСР: установлен запрет на отказ в предоставлении информации со ссылкой на банковскую тайну.

В 2008 году Вашингтон от слов перешёл к действиям. ФБР возбудило судебное дело против крупного швейцарского банка UBS AG. Было выявлено, что более 50 тысяч граждан США хранят в швейцарском банке деньги, не уплатив налоги. Швейцарию под давлением Вашингтона внесли в чёрный список ОЭСР, а в следующем году Вашингтону удалось додавить все крупные банки Швейцарии.

В 2010 г. был принят протокол к Конвенции 1988 года, который сделал её открытой для стран, не являющихся членами ОЭСР. Особо важным событием в деле налаживания информационного обмена по налоговым вопросам стало подписание 29 октября 2014 года соглашения компетентных органов об автоматическом обмене информацией в соответствии с общим стандартом отчётности (CRS MCAA). Свои подписи под документом тогда поставила 51 юрисдикция (сейчас число подписантов соглашения достигло 100). CRS MCAA носит характер рамочного соглашения, которое должно дополняться двухсторонними соглашениями. Финансовая информация имеет два формата – финансовые счета (отдельных юридических и физических лиц) и страновые отчёты (обзорно-аналитическая информация).

Экспериментальные обмены информацией в рамках соглашения CRS MCAA начались вскоре после подписания соглашения. Значимой вехой явился 2017 год, когда в обменах приняли участие 49 юрисдикций. А первым годом полноценного обмена финансовой информацией между участниками соглашения CRS MCAA, по признанию ОЭСР, стал 2018 год. В обмен было вовлечено 86 стран.

Россия присоединилась к соглашению CRS MCAA 12 мая 2016 г. Через полтора года (27 ноября 2017 года) был принят Федеральный закон, регламентирующий участие России в реализации данного соглашения. В качестве компетентного органа определена ФНС. Россия обозначила время начала обмена финансовой информацией – с середины 2018 года.

ОЭСР в своем отчёте Automatic Exchange of Information Implementation Report 2018 сообщала, что в прошлом году было совершено в общей сложности 4500 передач информации. Были, правда, сбои. Например, в некоторых передачах не было всей соответствующей стандартам информации. Не все страны передали страновые отчёты (ограничились финансовыми счетами). Кстати, Россия попала в отчёте ОЭСР в «серый список» (список из четырёх стран, которые на момент публикации отчёта – 22.11.2018 – «по техническим причинам» задерживали передачу информации в полном объёме). Ещё один «серый список» ОЭСР – страны, которые не передавали информацию по причинам правового характера (не приняты нормативные акты, регламентирующие участие страны в соглашении CRS MCAA). Среди них – Израиль, Катар, Турция.

Однако в целом ОЭСР как главный организатор обменов довольна. «Это веха, настоящий успех, начало новой эры в налоговой прозрачности», – пишут авторы доклада, полагая, что в 2019 году круг участников будет ещё шире, а количество обменов больше.

В начале сентября 2018 года ФНС сообщила, что уже проведен автоматический обмен страновыми отчётами с 26 государствами и территориями. В рамках этого обмена в службу поступила информация о почти 600 крупнейших международных группах компаний, присутствующих в России (разновидность странового отчёта). Имеются в виду сведения о доходах, прибыли, среднесписочной численности сотрудников, а также о суммах налогов, исчисленных и уплаченных в бюджетную систему РФ и иностранного государства. Кроме того, на начало осени, по данным ФНС, более 700 организаций финансового рынка представили в налоговую службу отчёты о финансовых счетах иностранных налоговых резидентов.

Хотя Россия в 2018 году заявила о полном участии в обменах, обмен информацией о финансовых счетах с Россией активировали 83 юрисдикции, с двумя юрисдикциями (Латвия и Монако) обменов не произошло. Обмен страновыми отчетами был произведён с 54 юрисдикциями. К концу прошлого года все обмены как по входящей, так и выходящей информации Россия завершила. ФНС в марте месяце сего года скупо сообщила об информации, полученной из-за рубежа. Зафиксированы активы россиян в 58 юрисдикциях, включая Британские Виргинские и Каймановы острова, Маврикий, другие офшоры и низконалоговые юрисдикции (получается, что в 25 юрисдикциях, откуда ФНС получила информацию, российских следов не обнаружено). Других подробностей и комментариев по информации, полученной от иностранных коллег, ФНС не публикует, ссылаясь на то, что это налоговая тайна.

Пока ещё более половины существующих в мире государств и юрисдикций остаются за пределами соглашения CRS MCAA. По ним члены соглашения составляют чёрные списки и предпринимают меры в отношении тех банков, компаний и физических лиц, которые заподозрены или уличены в финансовых связях с фигурантами чёрных списков. В чёрном списке, впервые разработанном ФНС в 2015 году, было 119 стран и 18 территорий. На 2018 год ФНС составила и утвердила чёрные списки, включающие 107 государств и 18 территорий. Среди них, например, Андорра, Бразилия, Колумбия, Нигерия, ОАЭ, Руанда, Тунис, Эфиопия, Ямайка, Пуэрто-Рико, Виргинские острова (США), Гибралтар, Тайвань.

Сейчас РФ готовится к новому раунду обмена информацией. До 1 мая банки должны передать отчёты за 2018 год. Штраф за отказ предоставить информацию или нарушение сроков составляет от 300 тыс. до 500 тыс. руб., но до 2020 года действует мораторий на его применение. Подготовлен и утверждён новый чёрный список, в котором уже только 100 государств и все те же 18 территорий.

Медленно, но верно шагреневая кожа офшоров сжимается. Это очень актуально для России, где в офшорные юрисдикции выведены гигантские активы. Согласно оценкам Бюро экономического анализа (США), сделанным в 2017 году, они составляют около 1 трлн. долл. Имеются и более высокие оценки.

Ещё до начала функционирования системы автоматического обмена финансовой информации российские владельцы офшорных компаний и офшорных счетов стали себя чувствовать неуютно из-за регулярных утечек информации. Одна из наиболее крупных и скандальных произошла в 2016 году, когда были обнародованы сведения о многих тысячах бенефициаров такой офшорной юрисдикции, как Панама. В списках фигурантов панамского скандала были граждане РФ, причём не только бизнесмены, но и чиновники высокого ранга. Ситуация для тех российских граждан, которые привыкли к жизни под офшорным зонтиком, дополнительно осложняется антироссийскими санкциями Запада. В частности, сейчас Вашингтон начинает раскручивать кампанию по «поиску зарубежных активов президента Путина». Задача ставится широко – выявлять и блокировать банковские счета и иные активы тех лиц, которые «могут пользоваться покровительством президента России и/или действовать в его интересах». При такой расширительной трактовке под дамокловым мечом санкций Вашингтона может оказаться любой гражданин РФ, имеющий активы за рубежом.

Для понимания ситуации, сложившейся вокруг России, следует принять во внимание один важный момент: США не участвуют в рамочном соглашении по обмену финансовой информацией. Хотя именно Вашингтон всячески активизировал борьбу с офшорами и банковской тайной. Во времена президента Б. Обамы, в 2010 году США приняли закон о налоговой отчётности по зарубежным счетам (FATCA). Это закон экстерриториального действия, он требует от зарубежных финансовых организаций, чтобы они сообщали Налоговому управлению США подробную информацию об американских гражданах, являющихся клиентами этих организаций. Когда в 2014 году происходило подписание соглашения CRS MCAA, США заявили, что они к соглашению присоединяться не будут. Мол, FATCA позволила Америке выстроить собственную эффективную систему обмена финансовой информацией и участие Вашингтона в соглашении CRS MCAA является «избыточным».

Так что за систему выстроила Америка с помощью закона FATCA? Ряд стран (в первую очередь европейских) поспешил заключить с Соединёнными Штатами межгосударственные соглашения об обмене информацией налогового характера в соответствии со стандартами FATCA. Там сотрудничество носит взаимовыгодный характер, поскольку другая сторона получает из США информацию о своих гражданах. Однако у большей части стран таких межгосударственных соглашений с Соединёнными Штатами нет; банки и другие финансовые организации таких стран представляют в Налоговое управление США информацию по стандартам FATCA напрямую. А страны, не имеющие с Соединёнными Штатами межгосударственных соглашений, не могут рассчитывать на взаимность, т. е. получать информацию о счетах своих граждан в США. Получается улица с односторонним движением. Россия пыталась заключить межгосударственное соглашение с Соединёнными Штатами, но после того, как Вашингтон стал вводить санкции в отношении Москвы (с 2014 года), переговоры по инициативе Вашингтона были прекращены; банки и другие финансовые организации РФ исправно поставляют информацию, нужную Налоговому управлению США. Выстроена улица с односторонним движением.

А Вашингтону и нужно одностороннее движение – в этом случае он постепенно превращается в единственный в мире офшор. США не собираются раскрывать другим странам информацию о клиентах американских банков и иных финансовых организаций (страховых компаний, трастовых и хеджевых фондов и т. п.). Уничтожив десять лет назад банковскую тайну в Швейцарии, Вашингтон стремится сделать Америку «новой Швейцарией». Сегодня спрятать капитал и исчезнуть из поля зрения национальных финансовых служб намного проще не в Цюрихе или на Кипре, а в банках Вайоминга, Невады и некоторых других американских штатов, имеющих все признаки «налоговых гаваней» и «райских островов».

Те российские граждане, которые привыкли к жизни в «офшорном раю», сегодня начинают нервничать, перебегая с одного «райского острова» на другой. В условиях расширения системы автоматического обмена финансовой информацией количество офшоров стремительно сокращается. Единственным местом для любителей «райской жизни» скоро станет юрисдикция под названием USA.

Статистика Банка России фиксирует, что бегство капиталов из РФ не снижается, а растёт. За январь-февраль 2019 года чистый отток капитала из нашей страны составил 18,6 млрд. долл. А ведь в декабре 2018 года Банк России прогнозировал, что за весь 2019 год чистый отток капитала не превысит 20 млрд. долл. Прогноз на год почти полностью «выполнен» за два месяца. А в предыдущем году за первые два месяца чистый отток составил 8,7 млрд. долл. Получается, что меньше 100 млрд. долл. чистый годовой отток капитала никак не будет.

Куда бежит капитал из РФ? Банк России географической структуры экспорта капитала не даёт, но есть много косвенных признаков того, что все большая его часть устремляется прямо в пасть нового неофициального офшора под названием USA. Почему «в пасть»? Да потому, что в американском законодательстве есть множество оснований для ареста и конфискации активов российского происхождения. Как говорится, были бы активы, а статья американского закона для их конфискации найдётся.

https://www.fondsk.ru/news/2019/03/17/nachalo-konca-klassicheskogo-ofshornogo-mira-47804.html
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!