Нил НИКАНДРОВПереворот в Гватемале Администрация Обамы ведёт беспощадную войну против президентов тех стран Латинской Америки, политика которых не устраивает Вашингтон. Задачи по отстранению от власти неугодных лидеров до истечения срока их полномочий решаются посольствами США в Венесуэле, Эквадоре, Боливии, Бразилии, Аргентине. Интенсивность атак против Николаса Мадуро, Рафаэля Корреа, Эво Моралеса, Даниэля Ортеги, Дилмы Руссефф, Кристины Фернандес постоянно возрастает. В Вашингтоне считают, что падение кого-то из них вызовет эффект домино, и Латинская Америка будет полностью зачищена от «популистов».
На этом фоне спецоперация посольства США по отстранению от власти президента Гватемалы Отто Переса Молины может показаться неожиданной. Всегда считалось, что он является креатурой Пентагона и Госдепартамента. В 80-е годы, когда Вашингтон поощрял кровавые репрессии, чтобы подавить партизанское движение в Гватемале и Центральной Америке, генерал Перес Молина руководил карательными операциями спецчастей «кайбилес», а затем с подачи ЦРУ стал директором Национальной службы разведки. В Вашингтоне не сомневались, что на посту президента он будет послушным исполнителем установок, которые ему даются.
Однако с каких-то пор Перес стал претендовать на самостоятельность, игнорируя прямые указания посольства. Всячески демонстрировал, что в Гватемале вправе распоряжаться только он. В ближайшем своём окружении как-то заявил, что намерен объявить посла США Тодда Робинсона persona non grata. В посольстве, узнав об этих планах, сыграли на опережение. Поводом, использованным для отстранения Переса от власти, стала борьба с коррупцией. Формально занимается этим «Международная комиссия против безнаказанности в Гватемале (CICIG)”, патронируемая ООН. На самом деле комиссией руководят Госдепартамент и ЦРУ, расчищающие политическое поле страны для проамериканских ставленников «нового поколения».
Перес хорошо знал, что компрометирующую информацию на него и его сотрудников поставляет в CICIG посольство США, где функционирует электронная система прослушки. Не афишируя своего недовольства деятельностью CICIG, Перес пытался прикрыть комиссию. Он заявил, что свою задачу она выполнила и собирался поставить точку на её деятельности в конце года. Однако прессинг американцев был настолько мощным, что Перес капитулировал: объявил о продлении мандата CICIG ещё на два года.
В феврале 2014 года CICIG возглавил колумбиец Иван Веласкес, который был членом Верховного суда в своей стране, где занимался тем же самым, чем сейчас в Гватемале: «зачищал» скомпрометированную агентуру ЦРУ и военной разведки США. Обычный для силовых структур США метод. Проамериканские СМИ в Гватемале подают Веласкеса как героя, публикации о нём идут под заголовком «Колумбиец, который свалил Переса». Сам он умалчивает об участии посольства США в расследовании и тем более о своих контактах с резидентурой ЦРУ.
Манипуляция информацией, нередко на уровне сплетен, недобросовестных обвинений, целевых вбросов, убедила многих гватемальцев в том, что в стране заправляют две мафиозные военные группировки. Одной из них под названием El Sindicato якобы руководил сам Перес, другой группировкой – Cofradía- командовала Роксана Балдетти, вице-президент. Нередко подобные обвинения, сшитые на живую нитку, рассыпаются при первом серьёзном анализе. Однако до того, как это произойдёт, утечёт много воды, а тем временем поставленные перед спецслужбами США задачи по компрометации и устранению неугодных политиков будут успешно решены.
Под давлением ультимативных требований в ходе «стихийных» уличных манифестаций, протестовавших против коррупции, Пересу пришлось пойти на уступки: вначале подала в отставку вице-президент Роксана Балдетти, потом покинули свои посты десятки крупных чиновников. Многие обвинялись в причастности к коррупционной структуре La Linea, действовавшей на таможне и в налоговых органах. СМИ называли Переса Молину ключевой фигурой этой структуры, объясняя его вражду к CICIG нежеланием терять огромные теневые доходы.
Ситуация в стране начала выходить из-под контроля Переса, он маневрировал, давал гарантии послу Тодду Робинсону, что предпримет решительные шаги для проведения правовых и политических реформ. Однако было уже поздно. Острота уличных демонстраций и других акций протеста неудержимо возрастала: 5 июня активисты малоизвестной организации «Рабоче-крестьянский альянс», названной так в лучших традициях ЦРУ, блокировали дороги, ведущие в гватемальскую столицу. В конце августа началась общенациональная забастовка, первая за минувшие десятилетия, в которой приняло участие не менее ста тысяч человек. Парламент отреагировал на протесты и лишил Переса иммунитета. 2 сентября президент был вынужден подать в отставку. 3 сентября суд Гватемалы принял решение об аресте Переса по делу о коррупции.
«С учётом серьёзности обвинений» бывшего президента отправили в военную тюрьму. В интервью телеканалу CNN Отто Перес Молина во всём обвинил Вашингтон, подчеркнув, что «Международную комиссию против безнаказанности в Гватемале» контролируют американцы. «Они мне говорили об этом по меньшей мере трижды, - пояснил Перес, - [в том числе] вице-президент Байден во время [моего] визита в Вашингтон. Он просил о продлении полномочий CICIG». Согласиться на такой шаг Перес, по его словам, долго не решался, потому что военное руководство страны считало комиссию репрессивным органом, созданным на деньги США для преследования гватемальцев, не только подозреваемых в коррупции, но и тех, которые «защищали страну» в годы гражданской войны.
В соответствии с конституцией опустевшее кресло президента занял вице-президент Алехандро Мальдонадо, 79 лет, непотопляемый гватемальский политик, которого считают «человеком США». Он останется в должности до 14 января 2016 года, когда будет приведён к присяге новоизбранный президент. Посольство США опубликовало на своём сайте 3 сентября следующее заявление: «Мы отметили факт отставки президента Отто Переса Молины. Будем работать с новым президентом Александром Мальдонадо Агирре, с его программой реформ, продолжая борьбу против коррупции и безнаказанности в Гватемале. Мы поздравляем гватемальцев и их институты с мирным подходом, благодаря которому разрешился этот кризис. Подтверждаем нашу поддержку демократическому процессу в Гватемале, в том числе всеобщим выборам, назначенным на 6 сентября».
Скоропалительные выборы прошли в указанный срок, но никто из претендентов не набрал нужного количества голосов. 25 октября состоится второй тур. По оценкам СМИ, определённые шансы на победу есть у Джимми Моралеса, 46 лет, телеведущего, кинорежиссёра, актёра комического жанра. Партию, от которой он баллотируется, Фронт национальной конвергенции (FCN), поддерживают военные консервативно-националистического толка и реакционные буржуазные круги. Моралес обладает сценическим опытом, умеет общаться с массовой аудиторией и говорить то, что от него хотят услышать. Избирательную кампанию он провёл под лозунгом «Не коррумпированный и не вор». Однако прочных позиций в партии у него нет, и в случае победы Моралес будет подчиняться установкам партийного аппарата. До сих пор неясно, кто будет соперником Моралеса во втором туре. Сандра Торрес от партии "Национальный союз надежды" (UNE) или Мануэль Бальдисон от партии "Лидер" (LDR). Они набрали примерно одинаковое количество голосов, и потребуется тщательный пересчёт, чтобы выявить второго кандидата на пост президента. Никто из этой тройки опасений у Госдепа не вызывает.
Для чего всё-таки американцы устранили Переса? Коррупции на континенте много, и для США куда опаснее масштабные коррупционные процессы в соседней Мексике. Может быть, запланированы какие-то геополитические комбинации с будущим «Альянсом во имя процветания» (с участием Гватемалы, Гондураса и Сальвадора)? Или Перес отказался возглавить «региональную оппозицию» планам построения Межокеанского канала в Никарагуа? Отверг замыслы Пентагона по созданию крупных опорных баз в Гватемале?
А может, просто для элементарного показа центральноамериканцам, кто в доме хозяин, - по принципу «бей своих, чтобы чужие боялись»? Я склоняюсь к последнему варианту, поскольку всё, что творят США в сфере внешней политики последние четверть века, подпадает под формулировку «силы много, ума не надо». Разве мог представить себе президент независимой и суверенной Гватемалы Отто Перес Молина, что попадёт под раздачу из-за «Международной комиссии против безнаказанности - CICIG»?
http://www.fondsk.ru/news/2015/09/16/perevorot-v-gvatemale-35428.html