Юрий РУБЦОВЧто ждет Украину в Бухаресте?Чем ближе очередной саммит НАТО, проведение которого намечено на 2–4 апреля 2008 года в Бухаресте, тем запутаннее ситуация с перспективами предоставления Украине (как и Грузии) Плана действий относительно членства в альянсе (ПДЧ). Неясно не только то, обретет ли Украина такой статус, но и будет ли этот вопрос вообще рассматриваться в Бухаресте.
ПДЧ представляет собой процедуру, обязательную для любого государства, которое стремится войти в НАТО. Первый этап – участие в Интенсифицированном диалоге по вопросам членства и соответствующие реформы – официальный Киев уже прошел. Так что формально он может делать следующий шаг по сближению с Брюсселем.
Между тем силы, выступающие за и против интеграции Украины в структуры Североатлантического блока, сейчас поляризуются и в самой Украине, и за рубежом.
Несколько дней назад 10 стран - членов НАТО в послании на имя генсека Альянса Яапа де Хооп Схеффера высказались за то, чтобы не откладывать предоставление Украине и Грузии ПДЧ и положительно решить вопрос уже на саммите в Бухаресте. В составе «десятки» лишь один давний член Альянса - Канада; девять остальных – недавно вступившие в НАТО Болгария, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Румыния, Словакия, Словения и Чехия. Формулируемая ими точка зрения состоит в том, что «поддержка Украины и Грузии способствовала бы укреплению стабильности и безопасности в Европе». Логика такого утверждения обезоруживающе проста: «Очевидно, что Украина и Грузия исповедуют те же ценности, что и трансатлантическое сообщество. Поэтому приглашение начать ПДЧ НАТО является естественным результатом их усилий и реформ», - заявляет секретарь МИД Литвы Жигимантас Павиленис
Как известно, молодые члены НАТО из стран Центральной и Восточной Европы – одна из главных опор политики США на европейском и евразийском направлении. Именно они чаще всего выступают с инициативами, собственное авторство которых Вашингтон по тем или иным причинам предпочитает скрывать. Так было, например, в 2007 году при решении вопроса о численном усилении войск Альянса в Афганистане, против чего возражали старые члены блока. Аналогичная ситуация сложилась и в отношении к продвигаемому американцами плану размещения в Восточной Европе элементов национальной ПРО.
Однако демарш младонатовцев – это только легкий шумовой эффект по сравнению с тем сигналом, который посылает своим партнерам Вашингтон. Накануне саммита в Бухаресте, а именно 31 марта – 1 апреля, Украину посетит с государственным визитом Джордж Буш. Такой шаг делается впервые за последние восемь лет, и это значит, что Вашингтон готовится совершить на украинском направлении серьезный прорыв. Задача - дожать тех, кто предлагает не форсировать процесс интеграции Украины в атлантические структуры.
Официальный Киев, со своей стороны, продолжает прилагать максимум усилий, чтобы уже на Бухарестском саммите получить согласие на присоединение к ПДЧ. Самым активным образом лоббируют вступление Украины в НАТО премьер Юлия Тимошенко, министр иностранных дел Владимир Огрызко, министр обороны Юрий Ехануров. А дирижирует пронатовской кампанией Виктор Ющенко. За короткое время с начала 2008 года он дважды направлял руководству НАТО обращения с просьбой определить для Украины ПДЧ. Одно из этих обращений, подписанное, кроме главы государства, премьером Юлией Тимошенко и председателем Верховной Рады Арсением Яценюком, вызвало протесты в обществе, спровоцировав парламентский кризис и блокирование работы Рады со стороны оппозиции. Однако украинского президента это не смутило. Он намерен лично прибыть в Бухарест и убедить участников саммита в том, что для перехода Украины к ПДЧ есть все основания.
У идеи скорейшего вовлечения Украины в НАТО есть и влиятельные противники. Разногласия существуют, прежде всего, в самом Североатлантическом блоке. Так, канцлер Германии Ангела Меркель недавно заявила, что членами НАТО могут стать только те страны, в которых такое членство поддерживает значительный процент населения. А поскольку Украина к числу таких стран, мягко говоря, не относится, торопиться с ее присоединением к ПДЧ не следует. Позицию Берлина разделяют и некоторые другие члены Альянса.
Учитывая это, представитель генсека НАТО по Закавказью и Средней Азии Роберт Симмонс, побывавший перед сессией Совета НАТО в России, заявил на пресс-конференции в Москве, что вопрос о ПДЧ для Украины и Грузии на саммите в Бухаресте стоять не будет. Принимаются во внимание при определении повестки Бухарестского саммита, по словам Симмонса, и возражения России. Возможно, накануне смены в России хозяина президентского кабинета Брюссель хотел бы исключить дополнительную напряженность в отношениях с Москвой.
Впрочем, слова чиновника такого уровня, как Симмонс, легко дезавуировать. Генсек НАТО Яап де Хооп Схеффер, выступая 7 марта на заседании Совета министров иностранных дел стран – членов НАТО, в очередной раз отметил большую заинтересованность Альянса в сближении с Украиной и Грузией. Косвенно признав отсутствие единства в атлантических рядах, он подчеркнул, что решение о приеме новых стран-членов принимают все 26 государств Альянса на основе консенсуса, но «никакая третья сторона не имеет влияния на решение этого вопроса». Под «третьей стороной» подразумевается Россия.
Не меньшее значение, чем отсутствие единства в Атлантическом блоке, имеют выступления протеста в самой Украине. Месячный парламентский кризис, вызванный письмом трех первых лиц государства на имя Яапа де Хооп Схеффера, завершился принятием Верховной Радой постановления, в котором определено главное условие вступления в НАТО – всеукраинский референдум.
Один из подписантов упомянутого письма – Арсений Яценюк, не имевший полномочий от Верховной Рады на обращение в штаб-квартиру НАТО, фактически дезавуировал свою подпись. В интервью газете «Известия» он уже расценил присоединение Украины к ПДЧ как несвоевременное. Положительное решение проблемы «Украина и ПДЧ» в Бухаресте станет, по его словам, «броском перчатки со стороны НАТО – России».
Лидер Партии регионов Виктор Янукович также настаивает на том, что внутриполитическая ситуация в стране «голосует» против решения о присоединении Украины к ПДЧ, поскольку общество не разделяет устремлений западнически настроенной элиты. Можно принимать участие в отработке системы коллективной безопасности в Европе, не будучи членом НАТО, как это делают, например, Россия, Финляндия или Швеция, говорит Янукович.
Настроения протеста против присоединения Украины к НАТО подогрели недавние сообщения из Косова, где в районе Косовской Митровицы в результате столкновения с сербскими демонстрантами получили ранения сразу 15 украинских миротворцев. Ранее Киев неоднократно заявлял, что в задачу украинских военных в Косове входит защита славянского меньшинства в крае, однако инцидент в Косовской Митровице произошел в результате того, что украинских солдат бросили на подавление выступлений сербов. Получается, что украинскому миротворческому контингенту в Косове отводится совсем не та роль, которая официально провозглашалась. Киев и ранее не скрывал, что участие Украины в миротворческой операции в бывшей Югославии является важной предпосылкой интеграции в НАТО. К слову, Украина – единственная страна, которая, не будучи членом НАТО, активно участвует в его операциях. Вспоминается и обещание Виктора Ющенко увеличить число украинских миротворцев в Афганистане, где Вашингтону уже давно не хватает свежего пушечного мяса.
Чтобы сбить волну возмущения и не позволить общественности по следам событий в Косовской Митровице потребовать вывода украинского контингента из Косова, украинские власти запустили версию о причастности к инциденту... российских спецслужб: сделано, мол, для того, чтобы любой ценой не допустить вступления Украины в НАТО. Однако никакая «конспирология» не отменяет того факта, что вступление в НАТО налагает обязательства на нового члена блока платить по счетам Вашингтона в любой точке мира, которую укажет американский «гегемон».
Что на самом деле ждет украинцев в крепких, как смерть, объятиях НАТО, хорошо сформулировал народный депутат Украины Леонид Грач, заявивший российским журналистам, что от присоединения к Альянсу «в первую очередь выиграют США, которые резко укрепят свои позиции в Евразии, получат возможность активно противодействовать росту влияния России и Китая, окончательно утвердятся на постсоветском пространстве в качестве главного геополитического игрока. Определенные выгоды могут получить Турция и Польша, которые, воспользовавшись украинским кризисом, смогут укрепить свой статус ведущих региональных держав».
В эти дни Украина переживает момент истины. В попытках определить внешнеполитическую ориентацию страны на длительную перспективу схлестнулись противоположные политические и общественные силы. Дни, остающиеся до Бухарестского саммита, покажут степень зрелости украинского общества и наличие (или отсутствие) возможности примирить интересы части западнической политической элиты и широких масс населения, ратующих за невступление Украины в военные блоки. Угроза целостности и суверенитету Украины исходит не с востока, не со стороны вчерашнего «старшего брата». Расколом Украинского государства грозит нагнетаемое противоречие между настроениями основной части народа и прозападной ориентацией «оранжевых» верхов.
http://fondsk.ru/article.php?id=1311