Русская беседа
 
24 Ноября 2024, 08:38:46  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Сталинград русской литературы  (Прочитано 1908 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106498

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 16 Октября 2015, 12:57:02 »

Сталинград русской литературы

Сокровенные мысли



6 октября 2015 года исполнилось бы 69 лет замечательному русскому поэту Владимиру Пав­ловичу Шуваеву. Он скоропостижно скончался 21 ноября 2014 года. В Воронеже в день рож­дения поэта-земляка состоялся вечер памяти, организованный Благотворительным фондом поддерж­ки ветеранов науки и образования «СОКРАТ». Поводом для встречи послужила и вышедшая накануне в типографии Болховитинова, при поддержке депутата Госдумы Руслана Гостева, посмертная книга стихов Шуваева «Избранное». Близкие друзья и почитатели таланта Влади­мира Павловича читали его стихи, вспоминали, каким он был товарищем и коллегой. Горечь утраты смешивалась с гордостью за то, что все мы были современниками большого русского поэта. Ниже мы публикуем сокровенные мысли Владимира Павловича о литературе.

Я поэт и буду говорить на языке поэта. Для меня основой человеческого образо­вания всегда была литература. Именно она переворачивала нам душу и делала из нас людей. Бла­годаря литературе, мы сами вы­бирали свои книги, свои пути и свое Будущее.

Литература – это язык народа. Сегодня мы как немые. Нам вы­рвали наш язык. А между тем, си­ла воздействия литературы – без­гранична. Для примера: послу­шайте стихи всего лишь малоиз­вестного фронтового поэта Алек­сея Лебедева, написавшего эти бессмертные строки после ране­ния, незадолго до смерти.

20 дней и 20 ночей

Он жить продолжал,

                     удивляя врачей.

20 дней, опершись на кровать,

Рядом с ним не спала его мать.

И только на 21 сутки

Она вздремнула на полминутки

И, чтобы не разбудить ее,

Он сердце остановил свое!


Да, такие стихи может создать только беспримерная и безгра­ничная литература России. В этом ее уникальность и недосягаемый духовный потенциал. Что говорить об этом, когда только лишь имена Чехова и Достоевского не имеют конкуренции в любой стране ци­вилизованного западного мира. А это лишь малая часть этой все­ленной под названием Литера­тура России. И только у нас в са­мой России до сих пор не научи­лись по-настоящему оценивать и применять к нашей жизни это на­ше бесценное богатство, которое и всему миру в любых переводах хватит на пять веков вперед. Ког­да охватываешь глазами всю Рос­сию от края до края, начинаешь невольно думать о ее Великой Ли­тературе. Такой сложной стране без литературы не выжить.

Литература – это ведь не толь­ко художественная история госу­дарства, это еще и уникальный инструмент са­морегулирова­ния всех процес­сов, происходя­щих внутри об­щества и стра­ны. И если поли­тическое руко­водство будет не понимать этого – оно обречено. Спорт – это, ко­нечно, хорошо, но кроме массово­го физического здоровья и живот­ной силы он ничего не даст, лите­ратура же дает высоконравствен­ный интеллект общества, страны и мира в целом.

Сегодня в России после столь­ких лет капитального, политиче­ского и социального передела по­страдала, прежде всего, самая чувствительная и тонкая ее часть – ее литература.

Она ведь, как лес и как дере­во, выращивается долго, а гибнет мгновенно, сгорая в пламени на­ших низменных, шкурных земных драм и пожарищ.

Сегодня писательские органи­зации разгромлены, денег нет да­же на содержание, литературный институт еле дышит. Одни актеры и юмористы.

О «кухонной» же или «кухар­киной» литературе рублевских домохозяек и бездарных акте­ров, замусорившей прилавки не­счастных книжных магазинов все­ми этими мемуарами и детектив­ными страстями, об этой «лите­ратуре» и говорить не хочу – она недостойна разговора, и приго­дится когда-нибудь, когда схлы­нут в нашей куль­туре эти унитаз­ные годы, раз­ве что в галанте­рейных целях.

Вот что напи­сал перед своей кончиной один из самых тонких и умных поэтов конца 20 столетия Владимир Со­колов:

Я устал от ХХ века,

От его окровавленных ран,

И не надо мне прав человека,

Я давно уже не человек!


Да, мы сегодня снова на слож­нейшем переломе истории и от того, как сохраним мы свою нрав­ственность и свой гуманизм, кро­потливо выращиваемые почти 20 столетий, будет полностью зави­сеть и наше Будущее и Будущее всей России да и всего мира. Язнаю немало заказных писателей, которые не меньше нас обеспо­коены судьбой Великой русской литературы. А это уже зависит от того, кто будет властителями на­ших душ и умов: Сорокины и Пе­левины с философией абстракт­ного распада или Валентин Рас­путин, замирающий над каждой клеткой живой плоти, зависшей над гибельной пропастью. Вот эта схватка умов и душ и будет неза­метно решать сегодня, кто мы бу­дем завтра: экономически обра­зованные звери или люди в выс­шем развитии этого слова.

Но для государства – это не пу­стой звук и не местные мораль­ные схватки, а вопрос глобаль­ного развития страны, поскольку литература всегда была не только духовной разведкой России, но и основным ощутимым двигателем всех ее социально-технических рывков.

Возьмем пример только лишь этого века. Нужен стране цемент для великих строек – появляет­ся талантливый «цемент» Федо­ра Гладкова, нужны аграрные про­рывы – появляется «Чернозем» и «Записки агронома» Гавриила Троепольского, нужно сохране­ние леса – и появляется знаме­нитый роман «Русский лес» Ле­онида Леонова. В самые крово­пролитные месяцы и дни Великой Отечественной войны как из бо­жьего рукава, спасая Российский дух, появляется «Василий Теркин» Твардовского, «Жди меня» Симо­нова, «Землянка» Суркова, «Враги сожгли родную хату» Исаковско­го, «Судьба человека» Шолохова и другие шедевры нашей литера­туры. Прошла война, нужен науч­ный прогресс – тут же появляет­ся замечательная повесть «Иду на грозу» Даниила Гранина, гибнут русские села под непродуманны­ми проектами затопления Сибири плотинами электростанций – вот она, замечательная повесть Рас­путина «Прощание с Матерой». Не хватит бумаги перечислять бес­ценную помощь российской ли­тературы для продвижения впе­ред российского общества и го­сударства.

Ябы хотел спросить писателя Сорокина: а что дает сегодня его творчество? И отвечу – распад и полное падение нравов, вплоть до поедания собственного дерьма. И все это, уверен, только ради так модного сегодня унитазного эпа­тажа и, конечно, больших гонора­ров. Но, как говорит литератур­ная попса, в результате вся стра­на «попадает» не только на «баб­ки», но и на века откатывания на­зад в условиях высокой мировой экономической и социальной гон­ки ведущих держав мира.

Можно много говорить об этой сегодняшней схватке за русские души, этот духовный сегодняш­ний Сталинград, но лучше всего все-таки определяет истину са­ма литература. Она помогает нам отвоевать кромку земли, за кото­рой Волга, выиграть это страш­ное сражение – сражение за рус­скую душу, а значит, и за саму Рос­сию, поскольку бездушная Россия – это уже не Россия.
 
Владимир Шуваев, поэт

http://www.voskres.ru/literature/library/shuvaev.htm
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!