Русская беседа
 
24 Ноября 2024, 04:23:10  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Русское знамя альтернативной экономики  (Прочитано 1623 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
EVG
Гость
« : 28 Ноября 2015, 21:08:23 »

Русское знамя альтернативной экономики

Исполнилось 160-лет великому экономисту, мыслителю и гражданину

Сергей Федорович Шарапов (1.06.1855 – 9.07.1911) – русский экономист, военный и политический деятель, издатель, публицист. Родился 1 июня 1855 года в имении Сосновка Вяземского уезда Смоленской гу­бернии в родовитой дворянской семье. По окончании 2-й Московской военной гимназии (которую окончил с отличием) продолжил образо­вание в Николаевском инженерном училище в Санкт-Петербурге, ко­торое вскоре был вынужден покинуть из-за болезни матери, не кон­чив полного курса, но получив специальность сапера. С началом осво­бодительной войны на Балканах Шарапов отправился добровольцем в Боснию. Работал в качестве парижского корреспондента ведущей российской газеты «Новое время».
Вернувшись осенью 1878 го­да на родину, он вышел в отставку и занялся сельским хозяйством, поселившись в Сосновке. Про­славился как изобретатель плугов новой системы, которые с успе­хом экспонировались на многих выставках (получил 16 наград, в том числе 10 первых). Он явил собой пример той части дворян­ского сословия, которая не рас­терялась в условиях реформ, на­чавшихся в эпоху Александра II, и показала свою способность ве­сти хозяйство в новых условиях (а не продавать и закладывать зем­ли «новым хозяевам» жизни и ве­сти праздный образ жизни в за­границах). В Сосновке им был по­строен прекрасный двухэтажный дом, куда он любил приезжать из Москвы и Петербурга и в котором были написаны многие его ста­тьи, книги, романы.
В нескольких километрах от Сосновки находилась деревня Заборье. Там была организова­на система каскадных прудов, где разводили рыбу, в том числе и осетров. В Заборье был пре­красный храм Преображения Го­сподня. Сергей Федорович ока­зывал помощь в благоустрой­стве храма. На кладбище этого храма он был похоронен летом 1911 года.
С.Ф. Шарапов работал в жур­нале «Русская беседа», создал и выпускал газету «Русский труд» (в 1897—1902, с перерывами). Издал «Московский сборник» (1887), куда вошли произведе­ния М.Д. Скобелева, А.А. Кирее­ва, Ф.М. Достоевского, И.С. Ак­сакова и др., и сборник « Теория государства у славянофилов» (1898), включавший труды И.С. и К.С. Аксаковых, А.В. Василье­ва, А.Д. Градовского, Ю.Ф. Сама­рина. Автор книг: «Министерство земледелия и его задачи в Рос­сии» (1882), «Будущность кре­стьянского хозяйства» (1882-83), «По русским хозяйствам» (1881), «А.Н. Энгельгардт и его значение для русской культуры и науки» (1893), «Франция и славянство» (1894), «Бумажный рубль» (1895), «Как ликвидировать золотую ва­люту» (1899) и других.
В плане государственного строительства свои надежды Шарапов связывал с сильным государством, которое, опираясь на систему самоуправ­ления, смогло бы добиться «при­ведения капиталистического по­тока в некоторые рамки». У него был свой проект устроения «на­ционального, исторического рус­ского земско-самодержавного строя». На этот счет он писал: «История и наша печальная дей­ствительность учат, что чем слож­нее становится бюрократическая машина, чем более звеньев от­деляет верховную волю от на­рода, тем большие препятствия сопровождают применение этой воли, тем труднее поддержание в полной исправности правитель­ственного механизма...»
Идеалом Шарапова была не­зависимая от западных стран развитая экономика, регулиру­емая сильной самодержавной властью, имеющей традицион­но нравственный характер. Да­же покупательная стоимость ру­бля, по мнению Шарапова, долж­на оставаться на нравственном начале всенародного доверия к единой, сильной и свободной верховной власти, в руках кото­рой находится управление де­нежным обращением.
Шарапов был убежден, что са­модержавное государство долж­но играть в экономике ту роль, какую на Западе игра­ют крупнейшие банки и бир­жи. Такое государство ограни­чивает возможности хищной, спекулятивной наживы, созда­ет условия, при которых парази­тический капитал, стремящийся к мировому господству, уже не сможет существовать.
Вместо шаткой и колеблю­щейся золотой валюты, связан­ной со всеми неурядицами ми­рового рынка, Шарапов предла­гал введение «абсолютных де­нег», находящихся в распоряже­нии центрального государствен­ного учреждения, регулирующе­го денежное обращение. Введе­ние абсолютных денег ликвиди­рует господство биржи, спеку­ляцию, ростовщичество. Шара­пов не был противником частно­го предпринимательства, но счи­тал, что оно должно носить про­изводительный характер, увели­чивая народное богатство.
Анализ произведений С.Ф. Ша­рапова показывает, что большин­ство его идей о государственном устройстве страны, организации денежного обращения, структу­ре кредитной системы хоть и яв­лялись утопическими для XIX ве­ка, были фактически реализо­ваны в эпоху советской власти. Так, например, кредитная ре­форма в СССР 1930-1932 годов была осуществлена в соответ­ствии с идеями Шарапова. Его прогнозы о политическом раз­витии страны во многом оправ­дались, многое из высказанного им не потеряло своего значения и поныне, что, безусловно, ста­вит его в один ряд с выдающими­ся экономистами России. Глав­ным трудом Шарапова по эконо­мике можно считать «Бумажный рубль» (1895). Его творчество за­малчивалось еще при его жизни как либеральной печатью, так и левыми революционными сила­ми. В советский период на иссле­дование творчества С.Ф. Шара­пова было наложено табу. Лишь в начале 90-х годов XX века ис­следователи стали обращаться к его наследию.
В пользу того, что его наследие востребовано, говорит тот факт, что в начале 2012 году в Москве инициативной группой во главе с известным экономистом В.Ю. Катасоновым было создано Рус­ское экономическое общество им. С. Шарапова (РЭОШ). Главной целью Общества является фор­мирование православной альтер­нативы, православного представ­ления об экономике. Формирова­ние такого представления пред­полагает прежде всего возвра­щение русскому человеку того богатейшего духовного и ин­теллектуального наследия, которое на протяжении мно­гих веков накапливалось в христианском мире.
В прошлом году группа членов Русского экономи­ческого общества им. С.Ф. Шарапова (РЭОШ) в составе В.Ю. Катасонова, В.В. Мака­рука, М.В. Смирнова посети­ла родину великого экономи­ста, мыслителя и гражданина, именем которого названо об­щество.
Некогда цветущий островок русской жизни, сегодняшняя Со­сновка и ее окрестности стали достаточно безлюдным местом. Дом Шарапова сгорел в 1989 го­ду. Чудом сохранилась на цер­ковном кладбище могила Сер­гея Федоровича.
Посмотреть на места Шара­пова приезжали гости из-за гра­ницы (в частности, из Финляндии и Венесуэлы). А вот из России и даже из Вязьмы (она находится от Сосновки на расстоянии 25- 30 километров) никто на могилу Сергея Федоровича не приезжа­ет. В краеведческом музее Вязь­мы, правда, есть скудная экспо­зиция по Шарапову. В 2011 году неимоверными усилиями уда­лось в Сосновке установить па­мятный камень Шарапову. Но при необратимых утерях важных ма­териальных свидетельств жиз­ни и творчества С.Ф. Шарапо­ва у нас все равно остаются пло­ды его интеллектуального твор­чества.
Сергей Федорович много размышлял о будущем России. Одна из его работ так и называется «После победы славянофилов». В ней Шарапов  размышляет каким  будет мир после победы национально ориентированных сил? Какой могучей и процветающей станет Россия после прихода к власти духовных наследников великих русских мыслителей — славянофилов К.С.Аксакова, И.В.Киреевского, А.С.Хомякова? Как одолеть смуту, уничтожить бюрократизм, отвергнуть диктат мировых банков и решить еврейский вопрос?  В том числе и за честный нелицеприятный анализ последнего труды славянофила С.Ф.Шарапова, в течение ста лет не издавались. Между тем, вот что писал на эту тему Сергей Федорович в  статье «Социализм как ре­лигия ненависти» в 1907 году : «Еврейский вопрос – религи­озный лишь косвенно, и не на этой почве предстоит борьба; суть еврейского вопроса заклю­чается исключительно в расо­вых свойствах еврейского пле­мени, как прирожденных, так и воспитанных несколькими тыся­чами лет гнета и борьбы с други­ми расами и племенами. Имен­но в силу этих свойств борьба возможна лишь до тех пор, пока евреи не перешли по своей чис­ленности и общественному по­ложению известной границы. На Западе эта граница перейдена давно, у нас определенно ска­зать еще нельзя, но, судя по без­успешности борьбы, которую от времени до времени начинает государственная власть, грани­ца эта перейдена тоже, и можно повторить лишь: «поздно».
Да, поздно, поэтому у нас нет и не может быть теперь никакой сколько-нибудь реальной и осу­ществимой программы по еврей­скому вопросу. Нечего предло­жить, не о чем хлопотать. Беспо­лезность каждой проектируемой меры, несостоятельность каждо­го возможного направления в ев­рейской политике бьет в глаза. Возьмем главные пункты:
Возврат к древнерусскому взгляду: удаление всех евреев без всякого исключения. Оче­видный абсурд. Некуда удалять, да и средств не найдется.
Малороссийский взгляд: уни­чтожение излишних, то есть по­громы. Нужно ли говорить, что в современном государстве этот возмутительный сам по себе и нехристианский взгляд даже не­мыслим?
Полное уравнение прав, уни­чтожение черты оседлости и пр.? А Галиция? А современная Франция, Венгрия, Австрия, Гер­мания?  …славяне по своей при­роде особенно идеалистичны, то есть особенно беззащитны в борьбе с евреями. Наконец, по­литика слияния. Смешанные бра­ки, переход евреев в христиан­ство? Увы! Это тоже не решение вопроса. Еврейская кровь, вли­тая в арийскую, претворяет ее до такой степени, что новая ра­са становится своего рода бичом Божиим среди того народа, ко­торый этот опыт в больших раз­мерах проделал. Что же касается перехода евреев в христианство, то при ослаблении в нас церковного духа и веры каков будет в новой вере гораздо более крепкий ду­ховно еврей и по каким мотивам он здесь очутится? Не говорим об исключительных случаях ис­креннего перехода единиц, но огромное большинство разве не делает из этого акта очевид­ного гешефта?
Можно ли об этом серьез­но говорить? Не наоборот ли? Не следовало ли бы установить более осмотрительный и стро­гий прием евреев в христиан­скую сферу?  Мы глубоко убеждены, что ев­рейский вопрос неразрешим. Оттого так тяжело и грустно о нем говорить».
Но главный пафос трудов и деятельности Шарапова, конечно, не борьба и инородцами, а  беззаветная вера в Россию, в её способность к возрождению. Недаром друг Сергея Федоровича С.Эфрон после его смерти писал. Шарапов «пламенно верил», что «как бы мы низко не упали, до какой бы нищеты материальной и духовной не дошли, Россия таит в себе все нужные силы для возрождения, счастья, величия».

Подготовил Святослав Иванов
http://www.voskres.ru/literature/critics/ivanov12.htm
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!