СМИ как оружие массового пораженияРоссия уже который год провозглашает курс на модернизацию экономики. Но этого нельзя добиться с одебилившимся населением. Как же влияют СМИ на ментальность россиян? Какой формат личности продуцируют СМИ и чего можно ждать от нового поколения?Российское правительство в последнее время все чаще подчеркивает, что спасти нашу экономику от краха сможет только модернизация. Очередную комиссию по модернизации и технологическому развитию экономики, созданную в мае этого года, возглавит сам президент. Хотя успехов на этом трудном пути пока не достигнуто, радует, что власти уже поняли, с чего нужно начать. Объявление о создании комиссии Дмитрий Медведев сопроводил крайне важными словами: "Образование стоит в начале любых научных и бизнес-проектов. Инноваторов надо воспитывать".
1. Чтобы создать инновационную экономику, надо изменить информационную среду. Однако возникает вопрос, насколько серьезно власти намерены реализовать эту установку. "Инноваторов надо воспитывать с детства. Чтобы человек вообще чем-то заинтересовался и решил заняться наукой, он с первых же лет жизни должен развиваться в нормальной информационной среде, которая стимулирует любознательность и стремление к совершению открытий. Но проблема в том, что существующее у нас сегодня информационное пространство растит людей совсем другого толка. Примитивные комедийные и реалити-шоу, демонстрация насилия, культ быстрой наживы, тупость и пошлость так называемых звезд формируют человеческий капитал, с которым серьезно задумываться о построении "инновационной экономики" просто смешно", - замечает главный редактор журнала "РБК" Петр Власов.
2. Телевидение способствует моральной деградации общества. Телевидение - один из наиболее мощных рычагов воздействия на сознание населения. К сожалению, пока он используется скорее для "отключения мозгов" и, грубо говоря, для зомбирования. Понятно, что управлять людьми, отвыкшими думать, гораздо легче. Однако настойчивое "оболванивание" населения в течение пары последних десятилетий приводит к последствиям, которые могут стоить России будущего. Далеко не каждый взрослый четко осознает, что мир на экранах телевизоров имеет мало общего с реальным, и уж совсем извращенное представление о мире формирует телевидение у детей.
"Включите среди бела дня телевизор - больше чем на нашем телевидении нигде не покажут столько убийств, процесса потребления наркотиков, не расскажут, как организовать сеть их распространения или стать сутенером. Кто у нас главный киногерой? Наркобарон, рэкетир, разбойник, проститутка или на худой конец выпивающие менты из нашего питерского сериала. Чем подрастающее поколение от взрослых отличается? Тем, что оно все за чистую монету воспринимает. Если телевизор показал - значит, так и должно быть", - возмущается депутат Госдумы Николай Коломейцев.
И дети, которые подсознательно подражают взрослым, чуть ли не с детсадовского возраста привыкают считать, что прав тот, кто сильнее, а убийство - дело житейское, что настоящие мужчины не мыслят отдыха без пива, и главное - взять от жизни все и словить кайф.
3. Боевики и "стрелялки" приучают детей к насилию. Стоит ли после этого удивляться росту детской преступности. Телеканал 100 ТВ привел жуткую цифру: 6% опрошенных российских школьников от 8 до 17 лет готовы совершить убийство, если оно будет оплачено. Впрочем, дети все чаще убивают и безвозмездно, на деле используя все, чему научил их виртуальный мир телевидения и компьютерных срелялок. Согласно статистике более половины впервые совершенных правонарушений приходится на детей в возрасте 10-12 лет. При этом "каждое третье преступление, совершаемое детьми и подростками, - тяжкое и особо тяжкое. Это убийства и насилия", - заявил на недавней конференции, посвященной состоянию преступности в России, глава Следственного комитета при прокуратуре РФ Александр Бастрыкин.
4. Телегерои с бутылкой и сигаретой - образец для миллионов российских детей. Во многом благодаря телевидению все больше детей приобщаются к алкоголю, сигаретам и наркотикам. В резолюции Всероссийской акции в защиту материнства и детства, проведенной КПРФ в начале июня 2009 г., приводятся страшные цифры:
- 17 тысяч детей стали наркоманами;
- 3 миллиона школьников хоть раз пробовали наркотики;
- за последние десять лет смертность от наркомании среди детей увеличилась в 45 раз;
- ежедневно употребляют алкоголь 33% юношей и 20% девушек.
Помимо этого, Россия лидирует в мире по темпам прироста курильщиков, особенно в среде подростков и молодежи. По данным исследований, в России курят 15% подростков.
5. Вялые попытки оградить детей от эротики и насилия малоэффективны. Нельзя сказать, чтобы власти совсем не осознавали опасной силы телевизионных антипримеров. Согласно поправкам к закону "Об основных гарантиях прав ребенка", вступившим в силу с 3 июня этого года, смотреть эротику или рекламу табака и алкоголя "не рекомендуется" молодежи до 18 лет (а не до 16, как было раньше).
Кроме того, Госдума рассматривает сейчас отдельный законопроект "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". Разработчики этого документа считают, что с 6 лет дети могут смотреть передачи о различных заболеваниях человека, несчастных случаях и катастрофах, но "без демонстрации последствий, которые могут вызвать у них страх и панику". С 12 лет допускается показ насилия, но "с обязательным выражением сострадания к жертвам". Более того, не исключается и употребление бранных слов, "оправданных сюжетом". А с 16 лет, полагают авторы документа, подростки вправе созерцать любовные сцены, но с оговоркой, что "они не будут носить сексуального характера".
Согласно новому закону, вся продукция СМИ должна будет маркироваться специальными знаками: "универсальная", "до 6 лет", "с 6 лет", "с 12 лет", "с 16 лет" и "с 18 лет". В печатной продукции этот знак должен будет присутствовать на первой странице или титульном листе, а в телепрограммах такой знак должен появляться в начале каждой передачи и "висеть" не менее трех минут.
Конечно, это уже гораздо лучше, чем полное попустительство, однако эффективность предлагаемых мер вызывает большие сомнения. Интересно, в какую категорию будут зачислены непрерывные боевики и криминальные сериалы - квинтэссенция насилия, эротики и прочих "пагубных привычек"?
Ограничение рекламы спиртного и табака - тоже мера довольно условная, поскольку до подростков реклама все равно доходит. Зачем вообще рекламировать товары, которые однозначно вредят здоровью? От заболеваний, связанных, например, с табакокурением, в России ежегодно умирает 500 тысяч человек. Между прочим, несмотря на могущество табачных и алкогольных корпораций, в США и многих других странах удалось добиться запрета на рекламу алкоголя и табака.
6. СМИ должны воспитывать, а не развращать. Не пора ли российским властям направить мощную силу телевоздействия в "мирное русло"? По мнению главного редактора журнала "РБК" Петра Власова, "та информация, которая поступает людям из бесплатных СМИ, должна не забивать мозги, а стимулировать их работу". Телевидение и прочие СМИ должны учить и воспитывать, а не развращать и потакать низменным инстинктам. Да, это гораздо труднее, требует больше сил, средств и совершенно другого подхода. Но игра все же стоит свеч, ведь на кон поставлено будущее - и нашей страны, и наших детей, и нас самих. И, в конечном счете, это окупится. Ведь столь необходимая нам модернизация экономики невозможна без изменения морально-этического облика общества. Например, как поясняет Петр Власов, "ключевым элементом модернизации XIX века в Великобритании стал отказ граждан пить пиво по утрам. Когда пиво заменили на чай и кофе, производительность труда в стране сразу выросла в несколько раз".
http://kapital-rus.ru/articles/article/135272