Русская беседа
 
29 Ноября 2024, 07:37:37  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Неделя 31-я по Пятидесятнице  (Прочитано 2408 раз)
0 Пользователей и 2 Гостей смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106529

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 02 Января 2016, 18:00:49 »

О родословной Спасителя

Слово протоиерея Александра Шаргунова в Неделю святых отец



Накануне Рождества Христова мы слышим Евангелие о книге родства Господа нашего Иисуса Христа. Прежде всего, эта родословная открывает нам, что Иисус Христос не ворвался в историю человеческого рода, как метеор. Рождество не есть случайность, непредвиденная милость Божия. Иисус Христос — Тот, Чьи корни, Чьи предки вполне человеческие, именно человеческие. Иисус Христос — Тот, приход Которого уготовлялся в течение всех веков, пока не пришла полнота времен и пока не нашлось в роде человеческом столь чистого Существа, способного стать вместилищем Бога, как Пресвятая Дева Мария. И мы видим, как вся история богоизбранного народа, в особенности со дня, когда Бог призвал Авраама, направлена к Рождеству Христову.

Евангелие от Матфея было написано, прежде всего, для иудеев — в нем больше, чем в других Евангелиях, цитат из Ветхого Завета, которые возвещают о конце мира, о Царстве Божием. Через эту родословную святой евангелист Матфей как бы взывает к богоизбранному народу. Он от нас, но мы — входим ли в Его родословную, принадлежим ли мы Его роду, оттого что Ему надлежало так придти в мир?

Эта родословная заканчивается именем праведного Иосифа, «мужа Марии», — как сказано в Евангелии, — «от Которой родился Иисус, называемый Христос». И далее мы слышим, какое место занимает праведный Иосиф в родословной Христа. «Рождество Иисуса Христа было так. По обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде, нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого. Иосиф же, муж Ее, будучи праведен, и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее, но когда он помыслил это, се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: «Иосиф, сын Давидов, не бойся принять Марию, Жену твою, ибо Родившееся в Ней есть от Духа Святого». Так просто и чудесно нам показано, что эта родословная праведного Иосифа не есть в полном смысле родословная Христа. Однако Господь принимает праведного Иосифа и всех людей, имена которых мы слышали, за Своих предков.

Тем более мы не являемся Его наследством по крови. Однако Он называет нас Своими родными и Своими чадами. Это совершается по дару Его благодати. Как избрание Избранной от всех родов Пречистой Его Матери и как избрание праведного Иосифа быть Ее обручником. Мы не можем сравнивать себя с кем-либо из великих избранников Божиих, но Рождеством Христовым мы все вступаем с Богом в родство.

Эти имена родословной свидетельствуют, что Христос восхотел воспринять всех предков праведного Иосифа, тех, от кого Он не родился, но которых Своей Божественной благодатью Он возводит в достоинство Своих предков, предков Христа Мессии. В этой родословной мы встречаем имена достойнейших святых людей, возлюбивших более всего Бога, Божие добро. Таких как Авраам, Исаак, Иаков, Вооз, Езекия и Иосия. И имена людей, о которых, по существу, ничего не сказано, потому что о них ничего не известно. Людей, которые не оставили в истории никакого яркого следа — ни плохого, ни хорошего. Таких большинство. Большинство таких людей в истории рода человеческого. И в этой родословной большинство таких. Следует череда неизвестных людей, о которых Священное Писание ничего не сообщает, кроме их имен. Мы знаем, что эти Елиаким, Азор, Садок, Аким, Елеазар, Матфан — люди из какой угодно среды и какого угодно происхождения.

Но самое поразительное, что в родословной Спасителя мы находим имена людей, совершивших тяжкие постыдные грехи, прелюбодеяния, убийства и идолопоклонства. Однако и они, — оттого что Бог был для них единственным смыслом и надеждой в жизни, — несмотря на свои падения, продолжали, падая и вставая покаянием, — и с ними все человечество — свой путь к Богу. Здесь начало Евангелия, поистине благой вести для всех людей. Бог, ставший человеком, принимает их в Свое родство. Из какой бы то ни было среды, с какими бы то ни было грехами. Всех без единого исключения принимает Христос. И мы знаем, что Он будет постоянно называть Себя Сыном Давидовым не только за любовь Давида к Богу и за кротость Его, но и потому что Давид не уберег себя от страшных грехов. Горе было бы нам, если бы в родословной Христа были только безупречные по чистоте и вере люди, если бы Бог наш был только Богом Авраама, Исаака и Иакова. Мы понимали бы, что Его жизнь — не наша жизнь. Но это не так, и надежда наша велика.

Как хорошо, что Церковь напоминает нам об этом накануне Рождества Христова! Он плоть от нашей плоти, Он от нас, От берет на Себя грехи Своих предков и наши грехи. Со слезами любви и благодарности приблизимся к источнику нашей радости. Будем читать и перечитывать в Библии историю мужей и жен, описанных в этой книге, и находить в них свою жизнь. Это история нашего усыновления Богу, история нашего прощения. Приготовиться к Рождеству Христову значит приготовиться к тому, чтобы принять дар от Бога — Его любовь, Его прощение, Его родство. Принять Того, Кого никакой человек не отпугивает, никакой грех не отталкивает, никакой грешник не приводит в отчаяние. И только этой Его любовью может измеряться наше покаяние. Придя в мир, Он взял на Себя судьбы всех людей, грехи всех людей, жизнь и смерть всех людей. Принесем новорожденному Богомладенцу, как воспевает Церковь непрестанно в своих стихирах, золото, ладан и смирну — нашу веру, надежду и любовь. И наше благодарение и хвалу за Его родословную от лица всех тех, с кем Он восхотел быть в вечном родстве.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

http://ruskline.ru/news_rl/2015/12/31/o_rodoslovnoj_spasitelya/
« Последнее редактирование: 14 Января 2018, 07:10:45 от Александр Васильевич » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106529

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 02 Января 2016, 20:07:39 »

Неделя святых отец




Неделя святых отец (Неделя пред Рождеством) празднуется в воскресенье, предшествующее Рождеству Христову. В этот день Церковь прославляет тех ветхозаветных праведников, от которых по плоти родился Господь наш Иисус Христос.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Предпразднуем людие Христово Рождество и, вознесше ум, к Вифлеему вознесемся мыслию… — слышим мы, други наши, в последнее воскресенье пред Рождеством Христовым призыв Святой Церкви к глубокому размышлению о сущности приближающегося великого праздника.

Событие, совершившееся двадцать столетий назад, было столь велико, что равного ему не было в истории земли. “Велия благочестия тайна, Бог явися во плоти”.

Маленький безвестный Вифлеем, и в нем, в убогом вертепе, бедные “скотии ясли” стали для всего мира центром внимания и точкой отсчета нового времени, ибо в них возлег Невместимый Христос Бог.

Бог — Властитель мира — явился смиренным Младенцем, в Котором в момент рождения мало кто прозрел Божие величие, и славу, и силу. А ведь этого Младенца мир ждал с начала своей истории, приняв в пророчествах обетование Божие о явлении на земле Спасителя и Искупителя человечества: “и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля” (Мф. 2, 6). И вот рождением Христа пришел конец всем пророчествам о Нем. И то, что было в Ветхом Завете прикровенно и туманно, озарилось явлением Божественного Младенца и стало явно.

Много младенцев рождалось в Вифлееме, и знатных, и именитых, но ни в одном из них мир не заподозрил Того единственного, Которым надлежало ему спастись и в ожидании Которого он томился.

Все в мире изменилось только с рождением Иисуса Христа, ибо Им кончилось время закона, и благодать властно преобразила все живое и отерла слезы безнадёжия.

Приведу весьма отдаленную аналогию: вот все мы с вами безошибочно узнаем действие Божией благодати на наши души, на наши сердца. Все меняется в нас — светлеют лица, радостию и светом лучатся глаза, благодатная тишина покоит сердце. И это не только в нас происходит. Благодать, коснувшись нас, преобразует и все вокруг нас — природа, вопреки законам естества, откликается на то, что происходит с нами.

И то же, и даже несравненно явственнее, ощутил мир с рождением Богомладенца Христа. И не могло быть иначе, дорогие мои, ведь Вечный явился во времени и Бестелесный — во плоти, и с Ним вошла в мир вечность. И все живое озарилось нетварным светом Божества и вечности. И Церковь поет: “Тайно родился еси в вертепе, но небо Тя всем проповеда, якоже уста…”

Родился Христос — Бог и Человек, и рождением начался Его крестный путь — труд по спасению мира и созиданию нового человека — чада Божия.

А Вифлеемская пещера, вместившая смиренное величие Сына Божия и Сына человеческого, стала прообразом Святой Православной Церкви, где ежедневно при служении литургии, на проскомидии, как в яслях, на жертвеннике возлежит Богомладенец Христос, вмещающий в Себе всю жизнь от рождения до великой Голгофской жертвы —“…се Агнец Божий, вземляй грехи мира” (Ин. 1, 29).

И каждый год, и каждый день мир переживает Таинство Жизни Христа на земле. Каждый день Христос и рождается, и служит, и умирает, и воскресает, совоскрешая мир Собою. И пред лицом вечности все “дни плоти” Господа Иисуса Христа представляют собой один момент, в котором вочеловечение, и крестная смерть, и воскресение связаны воедино.

У Бога один день как тысяча лет, и тысяча лет как один день, и это и есть вечность, вторгшаяся в земное время. И наши жизни тоже тому пример, ибо и они текут в вечность, стирая время. Оглянитесь на жизнь свою. Только начавшись, она уже стремительно движется к своему концу, и беспредельный океан вечности готов поглотить нас.

И человеческое сердце во мгновение своей жизни должно тоже стать подобием Вифлеемской пещеры, где рождается, возрастает, живет и царствует Христос — Бог и Человек. И, открываясь навстречу Христу Спасителю, оно, наше сердце, освятится Его Божественным светом и станет сильным Его Божественной силой. И “скоты” — наши человеческие страсти, живущие в нем,— бегут из него во внешнюю тьму, и мы сможем принести чистым сердцем Богу дар — свою любовь, соцарствуя ею Христу и Богу.

Сегодня, в преддверии Рождества Христова, когда земное время разделилось пополам, как церковная завеса, и мир стал “до” и “после” Рождества Христова, Святая Церковь вспоминает благодарной памятью тех, которые жили верой, ожиданием, и кто своей жизнью, своей плотью стали сродниками явившегося в мир Богочеловека Христа. Ведь Христос — Бог, приобщившийся человечеству, не новосотворенный Богом Человек, но и Его человечность уходит в историю человечества, жившего до Рождества Христова на земле.

Человечество сотворило в своих ложеснах, в своих недрах Ту, Которая стала Матерью Божией, Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим.

И вот молитвенная память о тех, кто послужил приуготовлению человеческой природы Христа, возносится ныне в Церкви:“Родословие Иисуса Христа, сына Давидова, сына Авраамова. Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова…” — слышим мы слова Святого Евангелия сегодня (Мф. 1, 1-2). И далее длинный перечень имен и имен. И за каждым именем — конкретный человек, который своей жизнью участвовал в рождении Христа Спасителя. Из тысячелетия в тысячелетие ткалась плоть и человечество Христа.

И нельзя, други наши, не отметить одной отрадной для нас мысли.

В этой лествице человеческих имен сохранена для нас память не только тех, кто достиг жизнью своей святости, но и тех, кто шел сквозь грех, пробивался сквозь человеческую немощь и из тьмы искал света, правды и святости. И не всегда человек осуществлял в жизни свои искания и мечты, но он жил верой, шел к Богу, хотел жить Богом.

И Христос соединился с человеческим родом, избрав в нем не только праведных и не только святых. Он Сам, будучи искушаем грехом, знал меру человеческой немощи и слабости и, быв подобен человеку во всем, кроме греха, Своей Божественной любовью всех воплотил в Себя и всех искупил Собою.

Своей человеческой святостью Христос оправдал всех: и тех, кто был Его плотью и кровью, и тех, кто родился от Него духом. И Ветхий Израиль, живший до Рождества Христова, и мы, Новый Израиль, явившийся в мир вместе с Рождеством Христовым под сенью Божией благодати, объединяемся одними чувствованиями, яже во Христе Иисусе. И вера, надежда и любовь — главные из них. И именно эти чувствования делают всех нас родными и близкими вопреки пространству и времени, разделяющим людей. Эти чувствования можно назвать одним словом — жаждой Бога.

Ветхозаветные святые отцы, “сидящие во тьме и сени смертной”, верою в осуществление ожидаемого жили и творили чудеса: “…побеждали царства, творили правду… заграждали уста львов, угашали силу огня… были побиваемы камнями… те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам… и ущельям земли” (Евр. 11, 33-34, 37, 38). Только вера в обетование Божие рождала надежду, и надежда питалась верой и терпеливым ожиданием.

Я не буду вспоминать подвиги веры ветхозаветных святых отцов. Напомню только, дорогие мои, что они не изнемогали в ожидании и жили терпением и надеждой не день, и не год, и не 100 лет, но 5508 лет. Сколько поколений кануло в вечность за эти тысячелетия.

Но это ожидание было их внутренней потребностью, ибо с ними был Бог. И “все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле” (Евр. 11, 13). Жизнью свидетельствуя об истинности веры своей, они искали и стремились к лучшему, то есть к Небесному Отечеству, которого Художник и Строитель Бог.

И вот исполнилось время — родился Христос Бог, и новый ряд святых Божиих начинает Он Собою, и мы, грешные, по благодати Господа состоим в этом ряду.

Святой апостол Павел называет Иисуса Христа новым Адамом, от которого произошло новое святое потомство, украшенное Его именем и предназначенное к вечному спасению. Это великое потомство составляют все христиане, принявшие Его учение, рожденные от воды и Духа во имя Его, питающиеся Божественным Телом Его и Кровию в Таинстве Святого Причастия, вскормленные и живущие в лоне Его Церкви.

Наше родство со Христом не плотское, но духовное, и оно требует постоянного сродства в мыслях, чувствах, желаниях, стремлениях. И имея по сравнению с ветхозаветным человечеством высшие преимущества — сыновнюю близость в отношении к Богу, дары Божией благодати, укрепляющие, и освещающие, и просвещающие всего человека, и несомненную веру в будущую жизнь, — мы все же должны быть внимательными к себе, чтобы быть едины духом со Христом не только по рождению, но и по жизни. Ибо немощь падшей человеческой природы и мы носим в себе, как и наши ветхозаветные предки. Но мы уже не озираемся по сторонам с воплем о помощи, мы знаем, что с нами Бог! С нами живые примеры многих и многих святых Божиих, зовущих нас за собой по пути спасения.

“Приидите же вси, други наши, Христово Рождество верно предпразднуем ныне”. Поревнуем новозаветным святым и ветхозаветным праведникам в их сильной жажде сретить, увидеть и принять Иисуса Христа рождшегося и, подобно им, принесем Ему свою любовь и смирение, чтобы убогие ясли наших сердец стали любимыми яслями Богомладенца Христа на земле.

И не забывайте, чадца Божии,— бессильно зло, мы вечны, с нами Бог! Аминь.

http://zachatevmon.ru/?p=16298
« Последнее редактирование: 02 Января 2024, 08:20:30 от Александр Васильевич » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106529

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #2 : 02 Января 2016, 20:20:15 »

Неделя 31-я по Пятидесятнице. Исцеление слепого.



Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы сейчас слышали святое евангельское повествование, в котором вновь открыли для своих душ чудо любви Божией к людям. В этом Евангелии, которое описывает реальное событие, реальное чудо, совершенное Господом Иисусом Христом, одновременно образно, символически описывается и состояние наших с вами душ. То есть это не только рассказ о том, как когда-то Иисус Христос совершил чудо, это и рассказ о том, что мы с вами должны делать, чтобы такое же чудо совершилось и с нами. Этот евангельский рассказ обращен и к нашей душе, чтобы мы с вами услышали и приложили такой же труд, какой приложил тот человек, о котором говорилось в сегодняшнем повествовании.

Итак, мы слышали, как Иисус Христос подошел к городу Иерихону. В этом городе был слепой человек, который свое пропитание получал тем, что он просил милостыню, и получал то, что ему подавали. Этот слепой человек услышал какой-то шум, непонятное возбуждение в народе, какое-то движение и стал спрашивать, что значит это. А ему сказали, что идет Иисус Назарянин, и он, услышав об этом, несмотря на то, что вокруг него был шум и движение, и народное волнение, он стал громко кричать: «Иисус, Наставник, Сыне Давидов, помилуй меня!»

Дорогие братья и сестры! Этот слепой человек – образ нашей с вами души, ослепленной грехами. Мы действительно должны признать и увидеть в самих себе, что наша душа духовно слепа, что очень часто в своей жизни мы не видим присутствия Божия, мы не видим присутствия промысла Божия и бываем слепы к движениям воли Божией. Мы бываем духовно слепы и не умеем различить очень часто добро от зла. Делаем это порой ненамеренно, совершая злые греховные поступки и не видя их последствий, духовно ослепленные. Не видя рядом с собой тех людей, которые нуждаются в нашей помощи, мы тоже должны в себе признать, что мы духовно слепы. Не видя, как нам правильно поступить, мы тоже должны увидеть духовную слепоту своей души. И вот, как этот слепой, который питался тем, что ему подавали, так порой мы живем с ослепленной душой, довольствуясь тем, что происходит в нашей жизни, в нашей повседневной суете, и не взыскуя, то есть не ища для своей души исцеления. Ведь как часто люди настолько бывают погружены в суету, что даже не задумываются, для чего они живут, даже не задумываются о том, что за каждый поступок, который человек делает, ему нужно нести ответственность, даже не задумываются о том, какие бывают последствия их поступков. Не говоря уже о том, что они имеют бессмертную душу. Не говоря уже о том, что душа человеческая скорбит без Бога. Как часто человек ни о чем об этом не задумывается и, будучи духовно слеп, удовлетворяется тем, что дает ему суета повседневной жизни.

Но вот потом что-то происходит в жизни человека. Начинается какое-то движение – вот подобно тому, как, когда Христос приблизился к Иерихону, в движение пришел этот город. Христос на самом деле Сам ищет нашего спасения и Сам приближается к нам. Он ищет того, чтобы мы обратились к Нему. Он делает нам шаг навстречу. Так же, как Иисус Христос пришел к городу Иерихону. И вот тут вопрос к нашей душе: что мы должны делать в ответ? И здесь пример нам показывает этот иерихонский слепец. Несмотря на то, что вокруг него шум и суета, он начинает громко кричать и обращаться к Иисусу Христу. Это призыв – евангельский призыв – для нас с вами к молитве. Чтобы мы с вами обратились к Господу с молитвой, к Нему, у Него попросили исцеления от наших духовных болезней, у Него попросили, чтобы Он помог нам, чтобы Он открыл для нас спасение, чтобы Он избавил нас от этих губящих наши души повседневных грехов и суеты. Только Он может это сделать. Но очень часто, да все время, как только человек пожелает обратиться к Богу, его что-то отвлекает, ему кажется, что его голос не будет Богом услышан, ему кажется, что он не умеет молиться, и поэтому он говорит: «Да и какой я грешный! Как меня Бог, разве услышит?» – и не обращается к Богу по-настоящему. Вот здесь в Евангелии мы видим для себя пример, как нужно обратиться к Богу по-настоящему. Несмотря ни на что, начать обращаться к Нему, крича из глубины своего сердца, из глубины своей души.

Но что дальше происходит в Евангелии, что мы читаем? Когда так начал он кричать, другие люди стали его унимать и запрещать ему, чтобы он не кричал и не звал Иисуса Христа. И что же в ответ? А в ответ этот слепой еще громче начинает кричать, еще громче обращаться к Христу. Это ведь образ того, что бывает с человеком, когда он начинает пытаться молиться. Как только человек начинает в душе своей пытаться молиться по-настоящему, тотчас против него обращаются все жизненные обстоятельства. Не надо только путать внешнюю молитву, которая бывает иногда показная, механистическая, и подлинную, внутреннюю молитву. Неправильно будет, если человек дома станет демонстративно перед всеми своими домашними на молитву, несмотря на то, что есть много дел, что дети плачут, что нужно там обед варить, – нет, станет и будет полтора часа читать акафисты, чтобы все видели, как он это здорово делает. Не об этой молитве говорится в Евангелии. Эта такая молитва, которая напоказ делается, ее обличал Господь Иисус Христос в лице фарисеев, которые лицемерно любят долго молиться напоказ, чтобы все хвалили их. Нет. Это речь идет о горячей молитве, которая должна исторгаться из самой души человека, чтобы именно Бог ее слышал. Не чтобы люди видели, как ты молишься хорошо и долго, и тем самым раздражались и злобились на тебя. Нет. А из души человека должна идти эта молитва. Но о чем же тогда повествование про тех людей, которые унимали и запрещали слепцу кричать и обращаться к Богу? – Да это речь идет о внутренней борьбе в самой душе человека. Понаблюдайте за собой: как только вы внимательно начнете произносить слова, обращенные к Господу, как сразу вихрем нанесутся разные мысли, которые будут вас отвлекать от этой молитвы, сразу придут самые различные воспоминания, которые не дадут вам сосредоточиться в молитве, сразу вы вспомните множество дел, которых вы не успели сделать, и будете о них размышлять и сами не заметите, как ваша мысль отвлечется от молитвы, и язык будет только произносить слова, а ум блуждать где-то.

Вот об этой духовной борьбе и говорит Господь. Почему молитва наша часто бывает бесплодной? Да потому, что часто она происходит только внешне, а не прилагается к этому внутреннее.

Как кричал этот слепой? Как он хотел? Почему он кричал? Да он хотел, чтобы его Христос услышал! И для этого прилагал все имеющиеся у него силы. Это образ того, как мы с вами должны молиться – прилагать все имеющиеся у нас духовные силы и искать способа и возможности обращаться к Богу. Иногда человек сетует и говорит о том, что жизненные обстоятельства не дают ему молиться, что у него очень много занятий, что у него очень много дел. Но если мы послушаем наставления святых отцов, таких, как преподобный Серафим Саровский и другие подвижники, они поучают о том, что внешние занятия не мешают человеческой душе молиться. Ничто не мешает человеку одновременно с каким-то делом, которое он делает, ум и душу свою обращать к молитве. И более того, если человек трудится и в этот момент раздражается, злится, что ему нужно вот выполнять эту работу, а так бы вот, думает он про себя: «Вот если бы не эта работа, вот я бы как встал бы, как бы прочитал три кафизмы, два акафиста, все бы было здорово». Это он сам себя обманывает, потому что вместо того, чтобы внутренне раздражаться, займись в это время внутренней молитвой, и сам увидишь, как труд твой тебе же даст пользу. Вот об этом и говорит услышанное нами Евангелие.

Итак, так громко кричал этот слепой, что его услышал Иисус Христос и остановился. И сказал: «Приведите его ко Мне». Обратите внимание, Господь Иисус Христос поручает привести к Нему этого слепого. Это объяснение для нашей души в том, что нам будут от Бога посланы помощники нашей душе, чтобы наша душа была приведена к Богу. И такой помощницей и такими помощниками являются святые и Церковь Христова, которая приводит нас к Господу Иисусу Христу. Все, что в Церкви устроено: все обряды церковные, все Таинства церковные, церковные правила, богослужения, – это как раз исполнение слов Господа Иисуса Христа: «Приведите его ко Мне». Церковь приводит нас с вами, нас, духовно слепых, к Христу. Нас, желающих, чтобы Господь нас услышал, Церковь приводит к ногам Господа Иисуса Христа. И, если мы будем слышать голос Церкви, исполнять заповеди церковные, жить церковной жизнью, участвовать в церковных молитвах и в церковных Таинствах, мы, хотя и духовно слепые, будем приведены к Господу Иисусу Христу.

И вот когда привели этого слепого к Христу, Христос спрашивает у него: «Что ты хочешь?» Он говорит: «Хочу прозреть!» А ему Господь говорит: «Прозри! Вера твоя спасла тебя». Смотрите, вера спасает человека! Вот Церковь Христова нас и приводит к Христу, чтобы мы через веру нашу получили спасение от наших грехов, от нашей духовной слепоты, духовно прозрели и увидели Господа Иисуса Христа в нашей жизни. Ибо Господь рядом с нами. Господь пребудет с нами во все дни до скончания века. Только наша духовная слепота мешает нам Его увидеть. А Церковь Христова, помогая нам увидеть Господа Иисуса Христа, научает нас важнейшей добродетели – вере.

Святое Евангелие, рассказывая нам об этом чуде, призывает нас искать этого духа веры, призывает нас к спасительной вере, которая поможет нам узреть Господа и очиститься, и исправиться, и измениться, и увидеть в себе то, что нам мешает в нашей жизни, и поможет нам это исправить. Вот в чем миссия Святой Церкви в этом мире.

И когда Господь сказал эти слова: «Прозри!» – тотчас слепой прозрел. Совершилось чудо. И он стал хвалить и благодарить Бога – и то же стали делать все люди, увидевшие это чудо. Вот и мы, дорогие братья и сестры, собираемся на молитву в храм Божий для того, чтобы прославить Бога, Который спасает нас, Который открывает нам духовные очи. Когда человек воистину чувствует на себе прикосновение благодати, он исполнен благодарности к Богу и благодарит Его словами своими и жизнью своей.

Дорогие братья и сестры! Услышав это содержательное евангельское повествование сегодня в храме Божьем, приложим его к своей жизни. Задумаемся о том, как нам лучше призывать Господа и звать Его, задумаемся о том, как нам лучше веровать и хранить нашу святую веру, задумаемся о том, как нам лучше прославлять Бога делами добрыми и жизнью своею. И помолимся изо всех сил своей души Господу и Спасителю нашему, чтобы Он открыл нам наши духовные очи и чтобы мы видели путь жизни и шли по нему.

Аминь.

Протоиерей Александр Ганаба

http://www.podolsk-sobor.ru/content/nedelya-31-ya-po-pyatidesyatnice-iscelenie-slepogo
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106529

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #3 : 02 Января 2016, 20:24:52 »

Неделя 31 по Пятидесятнице. Исцеление слепого при дороге близ Иерихона



Святитель Григорий Двоеслов

Лк.18:31-44.

1. Искупитель наш, предвидя, что души учеников возмутятся от страданий Его, задолго предсказывает им, как о страдании Своем, так и о славе Воскресения Своего, для того, чтобы они, когда увидят Его по предсказанию умирающим, не сомневались и в том, что Он воскреснет. Но как ученики, еще платяные, никак не могли понять слов тайны, то Он приступает к совершению чуда. Перед их глазами слепец получает прозрение для того, чтобы небесные дела утвердили в вере тех, которые не понимали слов небесной тайны. Но чудеса Господа и Спасителя нашего, возлюбленнейшие братия, надобно понимать так, чтобы и в истину событий их веровать, и сверх того разуметь, что они внушают нам нечто особенное своим значением. Ибо дела Его могуществом указывают на одно, а таинственностью говорят о другом. Вот по истории мы не знаем, кто был этот слепец, но знаем, кого он таинственно представляет. Слепец есть род человеческий, который, в лице прародителя, быв изгнан из рая сладости, не имея понятия о ясности света вышнего, страдает во тьме своего осуждения; но явлением Искупителя просвещается до того, что начинает видеть и желать радости внутреннего света, и на пути жизни обращается к доброй деятельности.

2. Замечательно, что слепец, по сказанию, получает прозрение тогда, когда Иисус приближался к Иерихону. Ибо Иерихон означает луну, а луна на священном языке служит образом немощей плоти, потому что, когда она в месячном своем течении убывает, тогда служит образом нашей смерти. Итак, когда Создатель наш к Иерихону, тогда слепец получает прозрение — это значит, что когда Божество приемлет на себя немощь нашей плоти, тогда род человеческий восприемлет потерянный им свет. Ибо поскольку Бог терпит человеческое, постольку человек получает силы к Божественному. Этот слепец, по Писанию, сидел именно при пути и просил милостыню; а сама Истина говорит: Я есмь путь (Ин 14.6). Итак, тот слепец, кто не имеет понятия о ясности света вечного; но если он уже верует в Искупителя, то сидит при пути; если же верует, но не хочет просить о даровании ему света вечного и не молится, то он слепец, хотя и сидящий при пути, но не просящий милостыни. А если кто и уверовал, и познал слепоту души своей, и молится о даровании ему света истины, то он слепец, сидящий при пути и просящий милостыни. Итак, кто сознает мрак слепоты своей, кто имеет понятие о том свете вечности, которого нет у него, тот сердечно вопиет и умиленно взывает: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня. Но послушаем, что следует за воплями слепца. Шедшие впереди заставляли его молчать.

3. Что же значат эти предыдущий грядущему Иисусу, если не шум плотских пожеланий и мятеж пороков, которые, до приближения к нашей душе Иисуса, рассеивают ум наш своими искушениями и на молитве останавливают сердечные вопли? Ибо часто, когда мы после содеянных грехов желаем обратиться ко Господу, когда усиливаемся вымолить у Него прощение в этих самых содеянных нами грехах, тогда приражаются к душе образы содеянных преступлений, притупляют остроту нашего ума, дух приводят в смятение и не дают простора голосу нашей молитвы. Итак, предыдущий прещаху ему, да молчит; потому что, прежде, нежели приблизится Иисус к душе, преступления, содеянные нами, отпечатываясь в нашем воображении своими образами, смущают нас во время самой молитвы.

4. Но послушаем, что сделал, наперекор этому, тот слепец, который желал прозрения. Сказано: но он еще громче кричал: Сын Давидов! помилуй меня. Вот более и более вопиет тот, кого толпа заставляет молчать; так, чем более стесняет нас тягостный шум плотских помыслов, тем пламеннее и настойчивее мы должны быть в молитве. Этот шум препятствует нам вопиять, так как и на молитве большею частью мы страдаем от воображения грехов наших. Но именно, тем громче надобно возвышать голос сердца, чем сильнее встречает он препятствия, доколе он не превысит шума нетерпимых помыслов, и своим напряжением и неотступностью достигнет святого слуха Господня. Что мы теперь говорим, то, думаю, каждый испытал на себе самом; потому что, когда мы душу свою направляем от мира сего к Богу, когда обращаемся к молитве, тогда во время молитвы нашей становится для нас уже неприятно и тягостно то самое, что прежде мы делали с услаждением. Помыслы о грехах отстраняются от очей сердечных силою святого желания; воображение их превозмогается воплями покаяния.

5. Но когда мы в своей молитве делаем сильное напряжение, тогда в уме напечатлеваем образ мимоходящего Иисуса. Поэтому в Евангелии далее сказано: Иисус, остановившись, велел привести его к Себе. — Вот останавливается Тот, Кто прежде проходил мимо; так, когда мы во время молитвы слышим еще шум мечтаний, тогда чувствуем, что Иисус как бы мимоходит. Когда же мы в молитве делаем особенное усилие, тогда Иисус останавливается, чтобы восстановить в нас свет; тогда Бог водворяется в сердце, и потерянный свет возвращается к нам.

6. Впрочем, в этом событии Господь внушает нам и еще нечто иное, что с пользою можем мы разуметь о человечестве и Божестве Его. Ибо вопль слепца услышал Иисус мимоходящий, а чудо прозрения совершил, остановившись. Мимоходить свойственно человечеству, а стоять — Божеству. По человечеству, Он родился, возрастал, умер, воскрес, переходил из места в место. Итак, как в Божестве нет изменяемости, а мимоходитъ значит то же, что и изменяться, — то это мимохождение было именно по плоти, а не по Божеству. Но по Божеству Ему свойственно всегда стоять, потому что Он вездесущ, не двигаясь ни вперед, ни назад. Итак, вопиющего слепца слышит Иисус мимоходящий, а прозрение дарует стоящий; потому что, по человечеству Своему, Он, сочувствуя, сжалился над воплями слепоты нашей; но свет благодати проливает на нас силою Божества Своего.

7. И замечательно, что Он говорит подошедшему слепцу: чего ты хочешь от Меня? Неужели Тот, Кто мог даровать прозрение, не знал, чего хотел слепец? Но Он хочет, чтобы мы просили, хотя Сам наперед знает, чего мы будем просить, и что даровать нам по нашему прошению. Он заповедует нам непрестанно молиться, и несмотря на то, говорит: не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него. (Мф 6.8 ). Следовательно, за нужное признает, чтобы мы просили Его, для того, чтобы возбудить сердце к молитве. Поэтому и слепец тотчас присовокупил: Господи, да прозрю. Вот слепец просит у Господа не злата, но прозрения, потому что он, хотя и может иметь что-либо, но без прозрения — не может видеть того, что имеет. Итак, возлюбленнейшие братия, будем подражать тому, который, как мы слышали, получил исцеление и по телу, и по душе. Будем просить у Господа не ложного богатства, не земных даров, не скоропреходящих почестей, но прозрения; не того прозрения, которое ограничивается местом, которое имеет пределы во времени, которое разнообразится промежутками ночей, которое видит свет наравне с бессловесными животными; но будем просить того света, который можем видеть с одними только Ангелами, который не имеет ни начала, ни конца. К этому свету служит путем вера. Поэтому и слепцу, при даровании прозрения справедливо дается тотчас ответ: прозри, вера твоя спасла тебя. Но на это плотской помысел возражает: каким образом могу я просить духовного света, которого не могу видеть? Откуда могу я получить сведение, что есть такой свет, который не сияет для очей телесных? — Такому помыслу каждый может отвечать кратко, потому что и то самое, что он ощущает, ощущает не телом, а душою. Никто не видит души своей; и однако же никто не сомневается, что он имеет душу, которой не видит. Ибо душа невидимо управляет видимым телом. Если же это невидимое отделяется, то тотчас падает и видимое, которое видимо стояло. Итак, если в сей видимой жизни существо оживляется невидимым, то есть ли место сомнению в бытии жизни невидимой?

8. Но послушаем, что сделано для вопиющего слепца, или что сделал сам он. Сказано далее: И он тотчас прозрел и пошел за Ним, славя Бога. Видит и последует тот, кто делает добро, которое понимает. Видит же, но не последует тот, кто, хотя и понимает добро, но нерадит о делании добра. Итак, возлюбленнейшие братия, если мы уже сознаем слепоту нашего странствования, если мы, веруя в таинство нашего Искупителя, сидим уже при пути, если ежедневно молясь просим у нашего Зиждителя света, если, видя разумом этот самый свет, мы после слепоты уже прозрели, то делами последуем за Иисусом, Которого видим умом. Будем внимательно смотреть, куда Он шествует, и в последовании держаться стези Его. Ибо Иисусу последует тот, кто подражает Ему. Посему Он и говорит: многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? (Мф 7.22). Последовать значит подражать. Поэтому Он опять увещевает, говоря: Кто Мне служит, Мне да последует (Ин 12.26). Итак, размыслим, куда Он шествует, чтобы служить Ему в нашем последовании. Вот Он, Господь и Создатель Ангелов, желая принять естество наше, которое создал, нисходит в утробу Девы. Родиться в сем мире от богатых не благоизволил, а избирает родителей бедных. Поэтому не доставало даже агнца, которого надобно было (по закону) принести в жертву за Него, а приносит Матерь в жертву две горлицы или двух птенцов голубиных (Лк 2.24). Не благоизволил также быть счастливым в этом мире, но переносил бесчестия и посмеяния, претерпел оплевания, биения, заушения, терновый венец и Крест. И так как мы лишились внутренней радости через услаждение вещами телесными, то Он показывает, с какою горечью она должна быть возвращаема. Итак, что должен человек претерпеть за себя, если Бог столько претерпел за людей? — Посему, кто уже верует во Христа, но еще держится корыстолюбия, гордится почестями, воспламеняется ненавистью, оскверняется нечистотою похоти, желает в мире счастья, — тот небрежет о последовании Христу, в Которого верует. Ибо тот, которому Вождь указует путь скорби, если желает радостей и наслаждения, идет другим путем. Итак, припомним грехи, содеянные нами; размыслим, сколь страшный Судия придет для наказания за них; настроим сердца к пролитию слез; да огорчается жизнь наша во времени покаянием, дабы не чувствовать вечной горечи в отмщении. Плач ведет нас к вечным радостям, по обетованию Истины, Которая говорит: блаженны плачущие, ибо они утешатся. (Мф 5.4). А через радости пролегает путь к плачу, по свидетельству Той же самой Истины, Которая говорит: Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете. (Лк 6.25).

Итак, если мы Желаем радости воздаяния в конце поприща, то на пути должны переносить горечь покаяния. И да будет это так, чтобы не только наша жизнь была благоугодна Богу, но чтобы наше обращение и других воспламеняло к славе Божией. Таким образом и Евангельское сказание заключено: и весь народ, видя это, воздал хвалу Богу.

http://bible.predanie.ru/groups/info/i/117880/
« Последнее редактирование: 22 Января 2022, 07:43:03 от Александр Васильевич » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106529

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #4 : 02 Января 2016, 20:31:06 »

Неделя 31 по Пятидесятнице. Исцеление слепого



Блаженный Феофилакт Болгарский

Во время пути Господь совершает чудо над слепым, чтобы и прохождение Его не было учением бесполезным для нас и для учеников Христовых, чтобы мы во всем, всегда и везде приносили пользу, а праздного у нас не было бы ничего. Слепец веровал, что Он (Иисус) есть ожидаемый Христос (ибо, вероятно, как воспитанный между иудеями, он знал, что Христос от семени Давидова), и кричал громким голосом: "Сын Давидов! помилуй меня". И словами "помилуй меня" выражал, что он имеет о Нем какое-то божественное понятие, а не считает просто человеком.

Подивись, пожалуй, и настойчивости его исповедания, как он, несмотря на то, что многие унимали его, не молчал, а еще громче кричал; ибо горячность изнутри двигала им. Поэтому и Иисус подзывает его к Себе, как поистине достойного приблизиться к Нему, и спрашивает его: "чего ты хочешь от Меня?"

Спрашивает не потому, будто бы не знает, но чтобы находящимся тут не показалось, что тот просит о том, а Он подает другое: тот, например, просит денег, а Он, желая показать Себя, исцеляет слепоту. Ибо зависть может клеветать и таким безумным образом.

Поэтому Господь спросил, и когда открыл, что он желает прозреть, прозрение ему и дает. Смотри и на отсутствие гордости. "Вера твоя, — говорит, — спасла тебя", поскольку ты уверовал, что Я есмь проповедуемый оный Сын Давидов Христос, и высказал такую горячность, что не молчал, несмотря на запрещение. Из сего мы научаемся тому, что когда мы просим с верой, то не так бывает, что мы просим сего, а Господь подает иное, но именно то самое.

Если же мы просим сего, а получаем иное, то явный знак, что мы просим не доброго и не с верой. "Просите, — сказано, — и не получаете, потому что просите не на добро" (Иак. 4, 3). Примечай и власть: "прозри".

Кто из пророков исцелял так, то есть с такой властью? Отсюда и глас, происшедший от истинного Света (Ин. 1, 9), стал светом для больного. Заметь и благодарность исцеленного. Ибо он пошел за Иисусом, славя Бога и других располагая к прославлению Его.

http://bible.predanie.ru/groups/info/i/117880/
« Последнее редактирование: 02 Января 2024, 08:21:51 от Александр Васильевич » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106529

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #5 : 02 Января 2016, 20:35:31 »

Неделя 31-я по Пятидесятнице: Исцеление иерихонского слепца



Епископ Митрофан (Зноско-Боровский)

Когда Господь Иисус Христос приблизился к городу Иерихону, у его ворот совершилось одно из последних чудес на благо страждущего человечества.

У ворот сидели нищие, которые просили милостыню. Среди них был слепец Вартимей. Надеясь на хороший сбор милостыни, он не предполагал, какое ожидало его счастье. Заслышав необычайный шум проходящего народа, он узнал, что тут проходит Иисус Назарянин, слава о чудесах Которого гремела по всей стране. Это возбудило в слепце радостную надежду, и он забыв об ожидаемый милостыни, стал кричать: "Иисусе, Сыне Давидов, помилуй мя!" Народ хотел заставить его замолчать, считая этот громкий крик непристойным в присутствии Того, Который вот-вот должен был войти в Иерусалим, как Мессия Своего народа. Но Христос услышал его вопль и Его сострадательное сердце тронулось им. Он остановился и велел подозвать слепца к Себе. Тогда толпа меняет свой тон и говорит слепцу: "не бойся, вставай, зовет тебя." В порыве радости, он, как свидетельствует Евангелист Марк, поспешно сбросил свой плащ, вскочил и подошел ко Христу. "Чего ты хочешь от Меня?" — спросил его Спаситель. "Раввуни," отвечал слепец, "чтобы мне прозреть!" "Прозри, — сказал Христос — вера твоя спасла тебя." Он прикоснулся к глазам слепого и тотчас прозрели глаза его. И недавний слепец пошел за Христом, прославляя Бога.

Слепец прозрел не только физически, его сердца коснулся тот Свет, о котором ап. Иоанн говорит: "Свет во тьме светит, и тьма не объяла его" (Иоан. 1:5). Посему и пошел Вартимей за Христом, как на землю сошедшим "Светом разума и Солнцем правды." Пошел он за Христом, прославляя Бога, стал благовестником Бога Истинного, Который чрез Иисуса Христа возвестил нам о том, что всем людям дана "власть быть чадами Божиими" (Иоан. 1:12), что все мы, даже самые слабые и грешные из нас, являемся детьми Божиими, имеющими нашим общим Отцом Царя Небесного, и что, как Его дети, все люди равны в своем достоинстве, а посему в отношении их не имеет силы различие между эллином и иудеем, рабом и свободным, так как все мы одинаково дети Божии.

Во Христе воссиял над миром вечный истинный свет, и этот свет неугасим и непобедим, хотя и окружен он непроницаемой толщей тьмы, окружен упорно от света прячущейся злой волей сынов противления. "В Тебе источник жизни... и в свете Твоем узрим свет," — восклицал некогда пророк и псалмопевец Давид (Пс. 36:10). "Бог темные бездны отверзает и выводит тьму к свету," — говорит праведный Иов Многострадальный (Иов. 1:22).

Дорогие мои во Христе братья и сестры! Христа Свет Истинный, просвещающий всякого человека грядущего в мир, прославляли мы с вами в дни праздников Рождества и Богоявления, ныне же зовет нас Промыслитель Господь последовать примеру бывшего слепца Вартимея, для которого Христос стал не предметом веры, а содержанием жизни, Наставником и Водителем, жизненной силой недавнего слепца.

http://www.pravoslavie.by/page/nedelja-31-ja-po-pjatidesjatnice-iscelenie-ierihonskogo-slepca
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!