Протоиерей Геннадий Беловолов считает, что прославление врача Царской Семьи Евгения Боткина мистически связывает Государя с его народом …
Как сообщалось, на завершившимся Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви был принят документ об общецерковном прославлении ряда местночтимых святых. В частности, был канонизирован страстотерпец Евгений (Боткин), принявший страдания вместе с Царской Семьей в Ипатьевском доме (†1918, память 4 / 17 июля).
«Я думаю, что это давно желанное решение, потому что он один из тех святых, которые почитаются не только в Русской Зарубежной Церкви, но и во многих епархиях Московского Патриархата, а также в медицинском сообществе, — подчеркнул митрополит Волоколамский Иларион на пресс-конференции по итогам Собора. — Как и святой великомученик Пантелеимон, который почитается как целитель, теперь доктор Евгений Боткин будет почитаться в лике святых». В отношении других царских слуг, а также тех лиц, которые были убиты вместе с великой княгиней Елисаветой Феодоровной в Алапаевске, будет продолжено изучение их житий и обстоятельств их кончины, сообщил председатель ОВЦС.
Промыслительно, что за несколько дней до прославления в лике святых Евгения Боткина Президент России Владимир Путин высказался по поводу его убийства. «Могли бы быть ещё какие-то идейные соображения по поводу того, что нужно искоренить, так сказать, возможных наследников. Но зачем убили доктора Боткина? Зачем убили прислугу – людей, в общем-то, пролетарского происхождения? Ради чего? Ради того, чтобы скрыть преступление», - подытожил Глава государства.
О прославлении в лике святых царского доктора рассуждает в интервью «Русской народной линии» настоятель храма св. апостола Иоанна Богослова (историческое Леушинское подворье), директор мемориального музея-квартиры св. праведного Иоанна Кронштадтского протоиерей Геннадий Беловолов: Это долгожданное событие, которое является не только актом исторической справедливости, но и постановлением мистической связи или концептуальной идеи, которая состоит в духовной связи Царя и народа. Прославив 16 лет тому назад Царскую Семью, Архиерейский Собор совершил великое дело. Это прорыв. Мы должны быть счастливы, что вошли в Третье тысячелетие со святым Царем Николаем Александровичем. Но, прославив Царя и Царскую Семью без тех, кто с ними разделил екатеринбургскую Голгофу, без верных слуг, получилось так, что Царь оказался отделен от народа. Мистически отделен. И этот подвиг оказался разделен по непонятному признаку.
Объяснить, почему Царь прославлен, а верные ему слуги оказались за чертой святости, невозможно, учитывая, что они православные христиане, расстреляны за верность помазаннику Божию, Царю не земному, а в его лице Царю Небесному, то есть самому Христу. Эта неполнота прославления была чревата мыслью, что жизнь за Царя не может быть удостоена святости. Зарубежная Церковь единым актом прославила совокупно как Царскую Семью, так и верных слуг, всех новомучеников. И это была глубокая концептуальная идея единство Церкви. От Царя иерарха до мирянина, слуги, лакея или комнатной девушки — все мы Единая Церковь Христова, Его Тело по учению Церкви. И ныне Царю возвращаются его верноподданные, отдается должное чести, подвигу, жизни и жертвы за Царя. Подвиг тех людей, поступивших по закону веры и верности, ныне придан статус святости.
Хотя проставлен пока только один из четырех верных царевых слуг Евгений Боткин, но мы помним, что вместе с Царской Семьей разделили мученическую смерть повар Иван Харитонов, комнатная девушка Анна Демидова и лакей Алексей (Алоизий) Трупп. Эти люди, мне думается, как бы оправдывают наш народ.
Приходится иногда слышать, что Царь отрекся, а народ отрекся от Царя. Но если перед глазами иметь этих четырех людей, которые прошли с Царем до конца, то не поворачивается язык сказать, что народ отрекся от Царя. Безусловно, это были лучшие из лучших русских людей, которые достойно представляют наш народ. И для меня эти четыре мученика – это образ русского народа. И удивительно, что в нем представлена и интеллигенция – интеллектуальная часть этого народа в образе профессора медицины Евгения Боткина, и самый простой народ – повар Иван Харитонов, женская половина нашего народа – Анна Демидова, и та часть народа, которая может быть этнически не будучи связана с русским народом, тем не менее стала русской. Это образ Алоизия Труппа, который по происхождению не был русским. Он был не православный. В образе этих четырех мучеников – весь срез нашего народа.
Русские, которые не были этнически русскими, составляли существенную часть нашей Империи. Высший генералитет – тот же Барклай де Толли не был этническим русским. Как и многие наши мореплаватели, генералы, ученые. Но они приняли Россию как свою, и мы их тоже считаем своими. Они для нас русские без всякого изъятия.
Эта четверица мучеников за Царя продолжает традиции Ивана Сусанина, Осипа Комиссарова, людей, которые жертвовали и готовы были жертвовать собой за Царя. Они достойно представляют наш народ и являются оправданием нашего народа пред царским ликом. В этом смысле канонизацию Царской Семьи невозможно переоценить. Я считаю, что она вдохновляет всех верных людей на служение Царю Небесному и Царю земному. Церковь свидетельствует, что смерть за Царя – это образ святости и образ служения Царю Небесному. И может, если бы этот образ святости глубже осознавался нашим народом, то у Царя было бы больше сподвижников и меньше предателей. И, может быть, тогда 2 марта 1917 года он не написал бы самые горькие слова в русской истории: «Кругом измена и трусость и обман!» Может ли быть что-то более страшное, когда Царь пишет о своих подданных такие слова. Это страшный приговор. Но, слава Богу, вокруг него оказались верные люди, прошедшие с ним до конца и теперь один из них прославлен вместе с Государем.
Прославление Евгения Боткина — это только начало. Тут же встает вопрос, почему тогда не прославлен повар Иван Харитонов? Только потому, что он повар? В канонизациях не должно быть социального расслоения. Или почему не прославлена комнатная девушка Анна Демидова? У меня к этой теме еще и личные отношения, потому что Анна Степановна Демидова была родом из города Череповца, из купеческой череповецкой семьи. И была отдана своими родителями на воспитание в церковно-учительскую школу при Леушинском монастыре. Прошла курс обучения и ее вполне можно назвать духовным чадом матушки Таисии. Не исключено, что именно по рекомендации игуменьи Таисии Императрица Александра Федоровна и приняла Анну Степановну Демидову в свое ближайшее окружение, сделала ее комнатной девушкой в своей семье. Анна Степановна тоже не посрамила ту печать духовную, которую получила в Леушинском монастыре. Для нас она наша леушинская подвижница, святая, поэтому мы будем ждать ее прославления.
Но нужно особо отметить труды комиссии по канонизации при Екатеринбургской епархии, потому что их усилиями была осуществлена инициатива. Комиссия по канонизации обращалась и к нам, поскольку у нас были некоторые материалы по Анне Степановне Демидовой. Я в курсе этой работы и рад, что она на этом этапе завершилась прославлением Евгения Боткина. Понятно, что положено начало и должно быть продолжение. Мы будем ждать, когда все верные слуги Царя, пролившие за него кровь и отдавшие жизнь, будут прославлены как святые.
С Алоизием Труппом надо разобраться. Если он православный, то должен быть сопричислен к лику святых. А если не православный, то мы должны сохранить о нем глубочайшую историческую память, почитание как нашего исторического героя.
Повар Иван Харитонов жил на Гагаринской улице, которая в Петербурге располагается недалеко от Баскова переулка, где, как известно, родился Президент России Владимир Путин. Это тот самый пролетарский элемент, о котором упоминает Владимир Владимирович в своем слове про убийство врача и слуг Царя. Так или иначе, он является его земляком в прямом смысле слова. От дома Харитонова до дома Путина пятнадцать минут ходьбы. Быть может, Президент не знает о том, что жил неподалеку с домом Харитонова, говоря о пролетарском элементе.
Справка:
Евгений Сергеевич Боткин (1865-1918) был сыном известного врача, лейб-медика Государя Александра II. Он начал врачебный путь в Мариинской больнице для бедных. В 1892 году был назначен врачом придворной капеллы, позднее занял должность приват-доцента Военно-медицинской академии. С началом Русско-японской войны ушел добровольцем на фронт и был назначен заведующим медчастью Российского общества Красного Креста в Маньчжурской армии. «За отличия, оказанные в делах против японцев» был награждён офицерскими боевыми орденами - орденами Святого Владимира III и II степени с мечами, Св. Анны II степени, Св. Станислава III степени, сербским орденом Св. Саввы II степени и болгарским - «За гражданские заслуги».
Осенью 1905 г. Евгений Боткин возвратился в Петербург и приступил к преподавательской работе в академии. В 1907 г. назначается главным врачом общины святого Георгия. С 1908 г. по желанию Императрицы Александры Федоровны Е.С.Боткин занял должность лейб-медика Царской Семьи.
После свержения монархии остался вместе с Царской Семьей в Царском Селе, а затем последовал за ней в ссылку. Когда большевики предложили Боткину покинуть семью Государя Евгений Сергеевич, ответил: «Видите ли, я дал Царю честное слово оставаться при нем до тех пор, пока он жив. Для человека моего положения невозможно не сдержать такого слова. Я также не могу оставить наследника одного. Как могу я это совместить со своей совестью? Вы все должны это понять». В последнем письме Боткина есть такие строки: «В сущности, я умер, умер для своих детей, для друзей, для дела. Я умер, но еще не похоронен или заживо погребен...»; «...надеждой себя не балую, иллюзиями не убаюкиваюсь и неприкрашенной действительности смотрю прямо в глаза»; «Вообще, если "вера без дел мертва есть", то "дела" без веры могут существовать, и если кому из нас к делам присоединится и вера, то это лишь по особой к нему милости Божьей»; «Это оправдывает и последнее мое решение, когда я не поколебался покинуть своих детей круглыми сиротами, чтобы исполнить свой врачебный долг до конца, как Авраам не поколебался по требованию Бога принести ему в жертву своего единственного сына».
Евгений Сергеевич Боткин был расстрелян вместе со всей Императорской Семьей в Екатеринбурге в Ипатьевском доме в ночь с 16 на 17 июля 1918 г.Русская народная линия