Русская беседа
 
31 Октября 2024, 05:16:07  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Соловецкий монастырь сегодня  (Прочитано 7254 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106327

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 18 Сентября 2007, 16:07:51 »

Правительство России приняло решение о полной передаче Соловецкого монастыря Русской Православной Церкви

МОСКВА. Правительство РФ приняло решение о передаче всех памятников на Соловецком архипелаге, в том числе музея-заповедника, Русской Православной Церкви, пишет 18 сентября газета "Новые известия".

Директор музея Михаил Лопаткин указал на проблему, связанную с тем, что "тотальная передача памятников потребует вывода из их стен музейных фондов, экспозиций, всех служб музея". "На Соловках для такой "эвакуации" помещений нет", - сказал он.

В свою очередь ведущий специалист комитета по культуре администрации Архангельской области Игорь Репневский отметил, что "Соловки представляют собой не только духовный центр, не только символ периода репрессий, но в первую очередь музей", заявив о важности доступа к подобным памятникам "всем гражданам Российской Федерации, а также иностранным туристам".

Как пишет газета, с передачей всего соловецкого имущества Церкви архипелаг автоматически станет закрытой зоной, доступ туда будет возможен лишь православным паломникам.

В свою очередь юрисконсульт Московской патриархии Ксения Чернега заявила, что передача расположенных на архипелаге памятников истории и культуры религиозного назначения в безвозмездное пользование или собственность Церкви "не повлечет тех катастрофических последствий для музея и местного населения Соловков", на которые намекает, по ее словам, М.Лопаткин.

Она также опровергла опасения главы муниципального образования "Сельское поселение Соловецкое" Д.Лугового, что якобы ставится вопрос о ликвидации музея и переселении местного населения Соловков на материк, сообщает сайт "Православие на Северной земле".

Как подчеркнула К.Чернега, обеспечить использование православных храмов по их целевому (религиозному) назначению может только Русская Православная Церковь.

"В этой связи ничего, кроме недоумения, не вызывает соглашение от 23.09.2005, заключенное между Соловецким музеем и монастырем и предусматривающее распределение между ними храмов-памятников", - заявила юрисконсульт.

Так, по ее словам, ряд храмов и часовен, например, храм святого Андрея Первозванного на Большом Заяцком острове, часовню Александра Невского в Макарьевской пустыни предлагается сохранить в исключительном пользовании музея. "И это в наше время, когда повсеместно культовые здания - храмы и часовни - передаются не только в исключительное пользование, но и в собственность Церкви", - добавила К.Чернега.

ИНТЕРФАКС-Религия/Седмица.Ru
Записан
Павел Б.
Ветеран
*****
Сообщений: 2494


Просмотр профиля
Православный, РПЦ Московского Патриархата.
« Ответ #1 : 03 Ноября 2007, 21:04:49 »

В столице пройдет Крестный ход за возвращение Соловецкого монастыря Церкви

В праздник иконы Божией Матери "Казанская" и День народного единства 4 ноября члены православных молодежных организаций Москвы, Подмосковья и других регионов пройдут Крестным ходом вокруг храма вмч. Георгия Победоносца на подворье Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального монастыря в Москве.

Цель акции – привлечь внимание общества к проблеме окончательного возвращения Соловецкого монастыря Церкви.

 Православные молодежные организации предлагают московской молодежи встретить День народного единства без политики и националистических шествий. После Крестного хода в небо Москвы молодежь выпустит белоснежных голубей, как символ мира и народного согласия.
Крестный ход пройдёт у храма вмч. Георгия Победоносца (столичное подворье Соловецкого монастыря (Садовническая ул., д. 6).

Русская линия

http://www.rusk.ru/newsdata.php?idar=724638
Записан

Духовность России есть Христос. Вне Христа, вне Православного понимания Христа никакой духовности у России быть не может...
 
о. Василий, один из трех монахов, убитых в Оптиной пустыни
Павел Б.
Ветеран
*****
Сообщений: 2494


Просмотр профиля
Православный, РПЦ Московского Патриархата.
« Ответ #2 : 03 Ноября 2007, 21:43:22 »

Правая.ru
2 ноября 2007 г.
День народного экстремизма


Верховный суд признал законным отказ ЦИК регистрировать список партии «Народный союз». Похоже, власть предпочитает решать русский вопрос на улицах, куда упорно выталкивает национально мыслящую молодежь. При этом московская мэрия, разрешив 4 ноября даже шествие ДПНИ, запретила крестный ход в честь дня Казанской иконы Божией Матери

Верховный суд России признал законным отказ ЦИК регистрировать список партии «Народный союз». Таким образом, суд отклонил жалобу лидера партии Сергея Бабурина.

Напомним, что в воскресенье Центральная избирательная комиссия отказала "Народному союзу" в регистрации федерального списка кандидатов, поскольку количество недостоверных и недействительных подписей, сданных партией в поддержку своего избирательного списка, по результатам проверки ЦИК, хотя и представленной в достаточно сомнительной форме, составило 8,56%, превысив максимально допустимые 5% от общего числа.

После этого отказа один из руководителей "Народного Союза", депутат Госдумы Виктор Алкснис заявил, что одной из причин снятия партии с парламентских выборов, стало намерение "Народного союза" "впервые в ходе современной избирательной кампании легализовать русский вопрос", а лидер партии Сергей Бабурин сказал, что "Народному союзу" отказано в регистрации на выборах в связи с тем, что и левые, и центристы, и либералы испугались появления реальной консервативно-патриотической русской партии».

И действительно, как уже отмечала Правая.ру, легализация русского вопроса, благодаря интеллектуальным и организаторским способностям и, главное, легитимным правам патриотов могла бы поставить пределы разлагающей экспансии западных ценностей. Теперь этого, во всяком случае, в обозримой перспективе, скорее всего не произойдет. Напротив, судя по всему, власти предпочитают решать этот вопрос на улицах, куда упорно выталкивают национально мыслящую молодежь.


Еще не забылась прошлогодняя история с запретом-разрешением «Русского марша», как в этом году происходит полный переворот. Ни один из многочисленных «Русских маршей» (а по самым скромным подсчетам, 4 ноября в Москве пройдет, как минимум, четыре мероприятия с таким названием) в этот раз не запрещен московскими властями. Разрешили даже шествие, организуемое ДПНИ, в котором примет участия и тот самый «Славянский союз», вокруг которого было сломано столько копий в прошлые годы. Вроде как можно ВСЁ!


Но, оказывается, что все-таки не всё, есть предел и почти безграничному свободолюбию московских властей. Нашлось все-таки одно, видимо, самое экстремистское мероприятие, разрешить которое не решились даже они.


Это – православный крестный ход по Бульварному кольцу в честь дня Казанской иконы Божией Матери. Именно подобного рода мероприятие представилось столичным властям нежелательным и опасным. В самом деле, разве можно позволить, чтобы, пока в разных концах города одни люди будут вскидывать руки в нацистских приветствиях, а другие призывать к свержению существующей власти, какие-то православные вдобавок ко всему станут ходить с иконами и устраивать молебны на бульварах! Никаких молитв, акафистов и крестных ходов в центре города! Все – на Русские марши!
 
Похоже, что именно так решил чиновник из управления по работе с органами обеспечения безопасности правительства Москвы Анатолий Шеляков и запретил крестный ход. Причем сделал он это безо всяких законных на то оснований – даже не вызвав организаторов в мэрию и не уведомив их официально об отказе. Между тем, заявка на проведение Крестного хода была своевременной и составленной с учетом всех требований закона. При этом в телефонных разговорах с организаторами зарвавшийся чиновник допускал хамство и угрозы.

Но, видимо, тяжело идти против воли Царицы Небесной. В пятницу, когда организаторы крестного хода попытались связаться с ним, чтобы узнать причины запрета, им ответили в мэрии, что «Анатолий Николаевич заболел, и его сегодня не будет». Что ж пожелаем г-ну Шелякову скорейшего физического и духовного выздоровления, которого, несомненно, будет удобнее всего достичь уволившись со службы, к которой он явно непригоден.

А крестный ход 4 ноября все равно состоится и все возможные накладки, которые могут произойти во время этого сугубо мирного мероприятия остаются теперь на совести московских властей и лично г-на Шелякова.


Скорее всего, вечером, по окончании крестного хода, большинство его участников примут на площади Тараса Шевченко, участие в митинге «Народного союза», который теперь, после, мягко говоря, странных решений различных государственных органов, начиная с отстранения от выборов национально ориентированной патриотической партии и заканчивая запретом Крестного хода в день Казанской иконы Божией Матери, имеет большой протестный потенциал.


А ведь могло быть по-другому и на площади перед гостиницей «Украина» собрались бы обычные мирные люди, у которых просто болит сердце за русскую Россию.
http://www.pravaya.ru/dailynews/14162
Записан

Духовность России есть Христос. Вне Христа, вне Православного понимания Христа никакой духовности у России быть не может...
 
о. Василий, один из трех монахов, убитых в Оптиной пустыни
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106327

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #3 : 20 Января 2010, 22:48:03 »


Российские власти планируют осуществить комплексную реконструкцию Соловецкого монастыря


МОСКВА. Российские власти планируют в ближайшее время приступить к реконструкции Соловецкого монастыря, в нем будет увековечена память жертв репрессий, заявил управляющий делами Президента РФ Владимир Кожин.

"Это уникальный монастырь, это наша история, это памятник. Он требует такой же комплексной реконструкции, как, например, Валаамский или Иверский монастыри", - отметил В.Кожин 20 января в интервью радиостанции "Эхо Москвы".

По его словам, в настоящее время обсуждается схема финансирования реконструкции - "как будут участвовать государство и жертвователи в этой работе".

"Надеюсь, в этом году мы такую схему совместно выстроим и приступим к этой работе", - добавил управделами Президента.

Он выразил уверенность в том, что на Соловках будет увековечена память о жертвах "страшной страницы в истории страны". "Эта память должна быть увековечена. Как это сделать - я думаю, мы найдем соответствующую форму", - подчеркнул В.Кожин.

http://www.sedmitza.ru/news/936634.html
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #4 : 21 Августа 2012, 20:15:11 »

Пополнение Соловецкой обители братией является очень важным сигналом и Церкви нашей, и всему обществу, - Патриарх Кирилл




Вечером 20 августа 2012 года, в канун дня памяти преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил всенощное бдение в Спасо-Преображенском соборе Соловецкого ставропигиального монастыря, где покоятся честные мощи святых основателей обители.

По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.



Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогая братия сей святой обители! Братья и сестры!

Я хотел бы всех вас поздравить с замечательным событием — престольным праздником Соловецкого монастыря, когда мы вспоминаем святых преподобных Соловецких отцов, основоположников этой святой обители.

В непростых условиях, в холодном климате, большую часть года — под ветрами, дождем и снегом — осуществляется здесь монашеское служение. Люди приезжают сюда не для того, чтобы найти сокровища, как нередко люди светские едут на Крайний Север, в Сибирь или на Дальний Восток, чтобы разбогатеть от приобщения к сокровищам, которые лежат в недрах земли. Никто не едет сюда за материальными сокровищами. Никто не едет сюда в надежде, что, пройдя испытание, искус Соловецкого монастыря, он сможет затем обрести комфортную жизнь, сделать карьеру, быть успешным. Те, кто едет сюда для постоянного жительства и служения, равно как и те, кто едет сюда в паломничество, едут за другим. И это «другое» совершенно непонятно современному миру. Это «другое» не находится в поле зрения большинства современных людей. Более того, те, кто за этим «другим» устремляется и полагает его в основу своего жизненного целеполагания, кажутся остальным странными, несовременными, неуспешными или необразованными.

Но это совершенно не так. Среди тех, кто устремляется на Соловки, есть люди и успешные, и очень образованные, и способные многое сделать для достижения тех целей и ценностей, которые понятны миру, — однако они приезжают сюда. Пополнение Соловецкой обители братией является очень важным сигналом и Церкви нашей, и всему обществу, что не иссякает духовная жажда в нашем народе, что новые и новые поколения людей устремляются к самому главному — к тому, что связывает человека с вечностью. А с вечностью нас связывает молитва, радостное переживание присутствия Божественной благодати, тот духовный опыт, который невозможно заменить никаким другим по силе воздействия на человеческую душу.



И чем суровее условия жизни монашествующих, тем сильнее и значимее их образ жизни для современного человека, которому при соприкосновении с этим опытом нужно ответить на простой вопрос: Что это означает? Почему эти люди здесь? Ведь их нельзя заподозрить ни в чем земном — ни в стремлении к славе, ни в стремлении к богатству, ни в стремлении к человеческой чести. Почему же они здесь? И я очень надеюсь, что многие наши современники, пытаясь ответить на этот вопрос, сами себе откроют дивный путь, ведущий человека к Богу.

Вот почему я особенно радуюсь успехам нашей Соловецкой обители, и скорбел, что в прошлом году из-за состояния здоровья, находясь в больнице, не мог к вам приехать. Радуюсь также тому, что увидел своими глазами пусть не очень значительные, но положительные изменения, произошедшие за то время, пока я здесь не был. Я часто вспоминаю Соловецкую обитель, близкую моему сердцу, братию и скиты острова Анзер, а сегодня утром я имел возможность освятить храм в Савватиевском скиту, который погрузил меня в воспоминания, связанные с жизнью моего деда, заточенного на Соловки и за веру в Бога, и за верность Патриаршей Церкви, и за неготовность склонить главу свою перед обновленческим расколом. Он проходил каторгу в Савватиевском скиту, а затем за участие в тайной Литургии, которую совершали там же находившийся архипастырь и несколько священников, был сурово наказан и отправлен в штрафной изолятор на Секирной горе. По милости Божией, он остался жив, а позднее Господь снова привел его в места заключения, и только в 1952 году он освободился, а затем стал диаконом и священником. Поэтому соприкосновение с Савватиевским скитом сегодня погрузило меня в воспоминания о дорогом для меня человеке, который значительную часть своей жизни провел в испытаниях, гонениях, тюрьмах, ссылках и лагерях, и не потому что он занимался политикой, а потому что он хотел оставаться христианином и не поступался совестью.

Соловецкая обитель имеет значение для всей нашей Церкви — и как свидетельство славы Православия в прошлом, но также и ныне, через подвиг отцов и братьев, здесь пребывающих, она являет пример самопожертвования, самоограничения во имя славы Божией и спасения. Пусть Господь хранит нашу Соловецкую обитель, пусть поможет решить многие из тех вопросов, которые лежат в материальной плоскости, но без решения которых невозможно вернуть былую славу обители, сделать ее центром всероссийского и мирового паломничества. И я очень надеюсь, что при взаимодействии Церкви, федеральной и областной власти, многих жертвователей и благотворителей удастся преобразовать и эти святые острова, и обитель, дабы она вновь воссияла и своей внутренней, и неотразимой внешней красотой.

Сам Господь молитвами святых преподобных Соловецких да поможет всем вам, братья, и паломникам, посещающим это святое место, укрепляться духовной силой и восходить от славы к славе, от славы земной к славе небесной. Храни вас Господь.


21 августа 2012 года


http://www.pravoslavie.ru/news/55588.htm
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106327

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #5 : 04 Февраля 2013, 19:06:32 »

В.Путин ответил на вопрос митрополита Даниила о статусе Соловков



В правительстве решается вопрос об определении особого статуса Соловецкого архипелага, который позволит обеспечить сохранение и функционирование находящихся там культурных и церковных объектов, сообщил Президент Владимир Путин, пишет сайт Архангельской м Холмогорской епархии.

В ходе встречи Президента с участниками Архиерейского Собора с соответствующей просьбой к В.Путину обратился митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил, который отметил, что более двух лет в Госдуме находится законопроект по финансированию реставрации и поддержания церковных памятников на архипелаге.

Архиерей отметил, что «воз и ныне там», и попросил Президента поручить правительству разработать такой законопроект.  Митрополит заявил также о необходимости разработки особого правового статуса для таких духовных центров, как Соловки и Валаам.

«Святейший в разговорах со мной неоднократно эту тему поднимал. Его Святейшество переживает за то, что происходит на Соловках, и считает, что этот объект подлежит восстановлению, я с ним полностью согласен», - сказал В.Путин.

Как сообщил Президент, сейчас в правительстве рассматривается вопрос о принятии соответствующей программы. «Первый шаг здесь так же, как и в случае с Валаамом, - это определение статуса, так, чтобы не было конфликтов между музейным сообществом и светскими властями», - подчеркнул В.Путин.

Он добавил: «Насколько я себе представляю - может быть, я чего-то и не знаю - но там как раз никаких конфликтов нет, и светские власти, и духовные власти в целом готовы действовать совместно».

«Нужно определить статус, выработать общие шаги и определить финансирование. Мы к этому подходим. И постараемся сделать это так, чтобы это было не хуже, а даже лучше, чем на Валааме», - заверил В.Путин, добавив, что «на Валааме тоже еще не все решено, но движение заметно».

http://ruskline.ru/news_rl/2013/02/04/vputin_otvetil_na_vopros_mitropolita_daniila_o_statuse_solovkov/
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106327

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #6 : 18 Августа 2013, 18:32:18 »

Святейший Патриарх Кирилл прибыл на Соловки

Москва, 18 августа 2013 г.



Вечером 17 августа 2013 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл в Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный монастырь, сообщает Патриархия.Ru.

В аэропорту Соловков Предстоятеля Русской Православной Церкви встречалимитрополит Архангельский и Холмогорский Даниил, наместник Соловецкого монастыря архимандрит Порфирий (Шутов), губернатор Архангельской области И.А. Орлов, главный федеральный инспектор по Архангельской области В.Н. Потапенко, заместитель губернатора Архангельской области по развитию Соловецкого архипелага Р.В. Балашов, глава муниципального образования «Сельское поселение Соловецкое» Е.В. Амброче.

В состав официальной церковной делегации, сопровождающей Святейшего Патриарха в поездке на Соловецкий архипелаг, вошли управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, помощник председателя Отдела внешних церковных связей протодиакон Владимир Назаркин, руководитель личного секретариата Святейшего Патриарха М.Г. Куксов.

http://www.pravoslavie.ru/news/63503.htm
« Последнее редактирование: 20 Августа 2013, 11:15:19 от Александр Васильевич » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106327

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #7 : 19 Августа 2013, 07:12:40 »

Святейший Патриарх Кирилл совершил освящение Вознесенского храма на Секирной горе на Соловках

п. Соловецкий, 18 августа 2013 г.



18 августа 2013 года, в неделю 8-ю по Пятидесятнице, предпразднство Преображения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в ходе Первосвятительского визита в Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный монастырь совершил чин великого освящения восстановленного храма Вознесения Господня в Вознесенском скиту на горе Секирной и возглавил служение Божественной литургии в новоосвященном храме, сообщает Патриархия.ru.

Его Святейшеству сослужили: митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил; архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству; епископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; архимандрит Порфирий (Шутов), наместник Соловецкого монастыря; протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества; иеромонах Матфей (Романчук), скитоначальник Вознесенского скита; насельники Соловецкого монастыря в священном сане.

На богослужении присутствовали губернатор Архангельской области И.А. Орлов, заместитель полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном административном округе Ю.С. Шалимов, главный государственный инспектор РФ по пожарному надзору, генерал-майор внутренней службы Б.А. Борзов, заместитель министра регионального развития РФ С.А. Вахруков, главный федеральный инспектор по Архангельской области В.Н. Потапенко, заместитель губернатора Архангельской области по развитию Соловецкого архипелага Р.В. Балашов, глава муниципального образования «Сельское поселение Соловецкое» Е.В. Амброче, руководитель Юридической службы Московской Патриархии инокиня Ксения (Чернега).

За Литургией были вознесены сугубые молитвы о пострадавших от наводнения на Дальнем Востоке: «о еже услышати Господу Богу глас молитвы нашея и помиловати нас, и укротити стихию водную в восточных пределах Отечества нашего, и утешити народ страждущий», «о еже укрепити труждающихся во спасение людей от водного нашествия».

По окончании богослужения наместник Соловецкого монастыря архимандрит Порфирий (Шутов) приветствовал Святейшего Владыку и передал Его Святейшеству икону преподобных Савватия, Германа и Зосимы Соловецких.

Святейший Патриарх Кирилл обратился к верующим с Первосвятительским словом.

В дар Вознесенскому храму Предстоятель Русской Церкви передал икону Иверской Божией Матери, написанную на Афоне. Верующим были розданы иконки Преображения Господня с Патриаршим благословением.

http://www.pravoslavie.ru/news/63510.htm
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106327

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #8 : 20 Августа 2013, 11:14:16 »

Завершился визит Предстоятеля Русской Церкви на Соловки



19 августа завершился визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный монастырь, куда он прибыл 17 августа, сообщает Патриархия.Ru.

18 августа, в предпразднство Преображения Господня, Святейший Патриарх совершил чин великого освящения восстановленного храма Вознесения Господня в Вознесенском скиту на горе Секирной и возглавил служение Божественной литургии в новоосвященном храме.

Святейший Патриарх посетил Филиппову, Савватиеву и Исааковскую пустыни. 18 августа в ризнице Соловецкого монастыря состоялась рабочее совещание по вопросам развития Соловецкого архипелага.

19 августа, в праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Преображенском соборе Соловецкого монастыря и возглавил хиротонию архимандрита Митрофана (Серегина) во епископа Сердобского и Спасского (Пензенская митрополия).

На великом входе Святейший Патриарх совершил иерейскую хиротонию скитоначальника Савватиевой пустыни иеродиакона Иакова (Макеева).

Также Святейший Владыка удостоил насельника Соловецкого монастыря иеромонаха Нестора (Волобуева) права ношения наперсного креста, а настоятеля подворья Соловецкого монастыря в с. Фаустово Московской области иеромонаха Василия (Чавчанидзе) — права ношения набедренника.

По окончании Литургии Святейший Патриарх напутствовал епископа Сердобского и Спасского Митрофана на служение и вручил ему архиерейский жезл. По традиции новохиротонисанный епископ преподал верующим первое архипастырское благословение.

Затем Предстоятель Русской Церкви совершил чин освящения плодов и обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. В дар храму Патриарх передал образ Христа Вседержителя с предстоящими святыми.

Предстоятеля Русской Православной Церкви приветствовал наместник монастыря архимандрит Порфирий (Шутов), который преподнес Его Святейшеству икону преподобных Савватия, Германа и Зосимы Соловецких.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/08/20/zavershilsya_vizit_predstoyatelya_russkoj_cerkvi_na_solovki/
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106327

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #9 : 21 Ноября 2013, 06:48:55 »

Государство возьмет под охрану Соловецкий монастырь



Министерство культуры России планирует взять под свою опеку Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь, сообщает Православие.ru.

Ведомство подготовило приказ об утверждении границ зон охраны культурного наследия ансамбля обители и отдельных сооружений островов архипелага, пишет в среду газета «Известия».

Согласно документу, на территории исторического комплекса будет создан особый режим использования земель и появится особый градостроительный регламент.

«Охранные зоны памятников позволят заблокировать новое строительство на территориях, которые в этих границах находятся. До этого решения были попытки незаконного строительства, что не очень хорошо для Соловецкого монастыря», - заявил изданию источник в Минкультуры.

В свою очередь руководитель юридической службы Московской Патриархии инокиня Ксения (Чернега) заявила, что министерство решилось на такие меры после ходатайства наместника монастыря.

«Речь идет об установлении охранных зон для Соловецкого монастыря. Он является объектом ЮНЕСКО и не может быть передан в собственность юридических лиц или граждан, монастырь принадлежит нашей стране. Благодаря действиям Минкультуры можно будет воссоздать ранее утраченные объекты. Например, там есть фундаменты старых монастырских гостиниц. Для того, чтобы начать восстановительные работы, нужны охранные зоны», - пояснила она.

Председатель комиссии Общественной палаты по культуре и сохранению историко-культурного наследия Павел Пожигайло сообщил, что в ближайшее время ОП проведет слушания по установке охранной зоны вокруг Соловецкого монастыря.

«Если будут сформированы зоны охраны, то это замечательно. Мы в свое время сталкивались с проблемой, что туда приплывает пароход с туристами, которые идут на экскурсию. Потом они возвращаются на корабль, и там начинается дискотека, что не очень хорошо. Были инциденты, когда приезжали люди и жгли там костры, устраивали оргии», - рассказал он.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/11/20/gosudarstvo_vozmet_pod_ohranu_soloveckij_monastyr/
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #10 : 02 Сентября 2015, 15:39:39 »


Ответы на вопросы журналиста New York Times Нила Макфаркуара

Архимандрит Порфирий (Шутов)




В середине лета Наместник и игумен Соловецкого монастыря дал развернутые ответы на вопросы, предложенные ему Нилом Макфаркуаром из "Нью-Йорк таймс". В своей статьей "A Tug of War Over Gulag History in Russia`s North" от 30 августа 2015 г. американский журналист не только не раскрыл позицию священноначалия обители в отношении событий новейшей истории России, но и проигнорировал деятельность, которую насельники и сотрудники монастыря ведут в области изучения и увековечивания памяти жертв политических репрессий. Для того, чтобы восполнить указанный пробел считаем целесообразным опубликовать ответы архимандрита Порфирия, которые оказались практически не учтенными на страницах зарубежного издания, но позволяют получить достаточно полное представление о многих вопросах связанных с прошлым и настоящим Соловецкого архипелага.

- Первый вопрос, чем выделяется Соловецкий монастырь среди других русских обителей? Считается ли особенным местом для православных верующих и если да, то почему?

- Соловки - одна из национальных святынь России. Что это значит? Обителей за тысячелетие христианства на Руси было воздвигнуто великое множество. Но не все они выработали в себе то, что становится достоянием истории и сознания всего народа. Соловки же занимают в уме и сердце русского человека место наряду с такими величинами как, например, Свято-Троицкая Сергиева и Александра Невского лавры, Валаам и Оптина пустынь, Московский кремль и храм Василия Блаженного, а также подобные им центры духовности и памятники архитектуры. Лишись мы любого из них - и потеряется одна из опорных точек национального сознания, а для других народов, для всего человечества - один из драгоценных (точнее, бесценных) камней всемирной сокровищницы культуры.

Из каких слагаемых сложилась святыня Соловков? Это, во-первых, пять столетий православной подвижнической жизни как монахов, так и тысяч мирян всех возрастов и сословий, которые приходили сюда для молитвы и труда во славу Божию и Его угодников Зосимы, Савватия и Германа. Во-вторых, это твердая позиция обители на крутых виражах отечественной истории в защите и просвещении Русского Севера, в одолении смуты и иностранной интервенции начала XVII века, в Крымской войне середины XIX столетия. В-третьих, "Архипелаг ГУЛАГ" - трагедия стонущей под иноверным игом России и, неотделимое от этой трагедии, явление православного мученичества - то есть стояния за веру и верность высоким жизненным принципам даже до смерти, что означало духовную победу личности над беззаконием власти и окружающего мира. В-четвертых, Великая Отечественная война, когда на архипелаге действовали школа соловецких юнг. Наконец, пятое - современное развитие, которое своим основным вектором имеет возрождение именно православной святыни, то есть действующего полноценного монастыря, которое не противоречит обустройству инфраструктуры расположенного у стен монастыря светского поселка.

В наше время обитель отличается еще и своей уединенностью. Многие национальные святыни созидались в пустынной тишине, но со временем вокруг них выросли целые города. На Соловках же легко найти столь необходимое для души уединение. 

- Насколько важным является для монастыря восстановление независимости? Не остается ли он частью государственной системы, что должно искажать его истинное религиозное предназначение?

- Думаю, опасения на этот счет сегодня - лишь инерция сознания. Проблема действительно была злободневной, причем не только в советское время, а на протяжении веков. Так уже с XVI века вошло в обычай, например, что царь назначал епископов. Вообще нарушение симфонии духовной и светской властей в России - одна из первичных бед России, доведших ее в конечном итоге до революционной катастрофы 1917 года.

А сегодня Русская Православная Церковь переживает время уникальной свободы от государственного диктата! Никто извне не вмешивается в кадровые вопросы, никто не навязывает позицию по актуальным вопросам общественной жизни и уж тем более не сочиняет типики веры. Именно поэтому голос Церкви становится все более авторитетным и убедительным в пространстве современной России. Не всем это нравится, конечно. Потому что Церковь никогда не назовет грех нормой и тем более добродетелью, черное не назовет белым и наоборот. Но в том и есть ее соль, которой требует от нее Спаситель (Мф 5. 13)! Или, как Вы говорите, ее "истинное религиозное предназначение".

- В какой степени монашеская жизнь вернулась в монастырь - сколько в нем монахов и прочее.

- Это, действительно, ключевой вопрос для функционирования православной святыни. Важен, конечно, масштаб, количественный аспект. Но только в том случае, когда речь идет о серьезной постановке монашеского жития в обители. Так, например, община Иосифа Исихаста на Афоне состояла всего из нескольких человек, но они сумели оказать колоссальное влияние на все монашество Афона, да и община Самого Иисуса Христа - это всего лишь 12 апостолов, которые, однако, перевернули мир.

В этой связи очень важно подчеркнуть, что Соловки, подобно Афону, представляют собой и развивают в себе целый монашеский мир. Его основа - центральный общежительный монастырь, вокруг которого выстраиваются со своим особым образом жизни удаленные скиты, складываются условия для отшельнической жизни. Именно такими были Соловки исторические.

Верный признак внутреннего здоровья нашей монашеской общины - это ее постепенный, но устойчивый рост. Соловки притягательны для ищущих серьезной монашеской жизни людей. Сейчас нас 100 человек. А в начале пути - в 1990 году было только двое. Кроме расположенных на архипелаге скитов, действуют подворья в Москве, Архангельске, Петербурге и ряде других мест.

- Монастырь сейчас напоминает строительную площадку: какие работы ведутся на его территории, когда они будет закончены и какова цена этих работ?

- Слава Богу, дошла очередь и до Соловков! По сравнению с другими столь же знаменитыми памятниками истории и архитектуры Соловки пока гораздо менее восстановлены. А ведь памятник действительно уникальный! В списке ансамбля значатся 270 отдельных зданий и сооружений. Ничего подобного в столь высоких широтах Приполярья на берегах Ледовитого океана не воздвигнуто на всем земном шаре. Это по достоинству было оценено ЮНЕСКО, которая в декабре 1992 года решением своей Генеральной ассамблеи причислила Соловки к объектам Всемирного наследия, найдя в этой связи столь справедливые слова восхищения подвигом "средневековых монашеских общин".

Так что и мы, и все почитатели Соловков рады появлению этой "строительной площадки"! Теперь главное - это качество и, одновременно, масштаб реставрации. О восстановлении всех имеющихся памятников речи не идет. Это слишком затратно и сложно, а главное не всегда оправданно. Достаточно восстановить основную сотню объектов. Решить эту задачу посильно только в рамках государственной программы, и таковая сейчас реализуется. Вышли на уровень 1 млрд рублей ежегодных ассигнований. Надеемся, что финансово-экономические обстоятельства позволят сохранить такой масштаб и в ближайшие годы. В этом случае в течение пяти лет основной объем работ будет выполнен.

- Приходится слышать критику со стороны представителей ЮНЕСКО, которые обращают внимание на нарушение правил сохранения объектов, входящих в список культурного наследия. Некоторые считают, что памятники находятся в опасности из-за нарушения правил реставрации и активного строительства.

- Думаю, основная проблема здесь не в нарушениях правил реставрации, а в нарушении правил диалога между экспертами ЮНЕСКО и российскими реставраторами. Диалог этот налаживается, и недоразумения из-за недостаточной информированности или несогласованности будут сняты.

Скажу еще, что работа на памятниках Соловков организована не в порядке какой-либо частной инициативы монастыря или какого-нибудь мецената, а в рамках государственной правовой системы реставрации. Это означает, что приведена в действие вся предусмотренная законодательством масса институтов и структур федерального, регионального и муниципального уровней, включая контрольные и надзорные. В таких условиях чрезмерное беспокойство за судьбу памятников совершенно излишне.

- И все же, вокруг монастыря появляется много коммерческих предприятий, в том числе здание нового музея, которые разрушают исторический облик Соловков.

- Три года тому назад действительно выдвигался проект генерального плана, который предусматривал такое строительство, о котором Вы говорите. Но здравый смысл восторжествовал, и сегодня принят весьма тактичный и консервативный план. Согласно ему появятся всего несколько новых объектов: школа, больница, спорткомплекс. Среди них и новое здание музея. (Попутно замечу, относить федеральное учреждение культуры к коммерческим объектам - это неудачная новация из одного неудачного публичного выступления).

Над проектом этого здания работали два года. Специально созданный для обеспечения сохранности архитектурного облика Соловков экспертный совет оценивал предложения проектировщиков. Пять вариантов были отвергнуты, остался приемлемый, хотя, наверное, и не гениальный. Затем были пройдены все предусмотренные законом экспертизы. Началось строительство за счет средств федерального бюджета. И здесь начали раздаваться голоса критики в адрес проекта. А где были эти критики раньше? Никто тайны не делал из проекта - он был опубликован в Интернете, публично обсуждался, собрал массу отзывов. Американцы как нация преимущественно бизнесменов согласятся, что дела так не делаются. Если уж опоздал в уходящий поезд, то не надо на этом основании его останавливать. Лучше в другой раз не опаздывать.

Но, возвращаясь к теме вопроса, из сказанного следует простое резюме: прошедший такую апробацию проект просто не может быть архитектурным монстром, который одним своим появлением исказит исторический облик Соловков, тем более, что возводится он в зоне разрешенного строительства.

И еще соображение в этой связи. Если бы с концепцией безусловной сохранности исторического облика оказаться в Соловецком монастыре в середине XIX - начале XX века, то большую часть сделанного (и воспринимаемого ныне как архитектурная ценность и памятник!) следовало бы запретить. Но в нормальной жизни действуют не искусственные принципы, а насущные невыдуманные потребности и воспитанный вкус. Такая потребность сегодня - вывести с территории действующего монастыря светскую организацию, каким является Соловецкий музей-заповедник, который, кроме того, необходимо снабдить выставочным пространством и современным конференц-залом (а такового нет сейчас на всем острове). Так что же, укладывать эту реальность в прокрустово ложе неизменности исторического ландшафта, или лучше признать не совсем испорченным вкус такого множества уважаемых архитекторов, которые в целом одобрили проект?

- Возможно, наиболее острой является дискуссия о переводе главной выставки о ГУЛАГе за территорию монастыря. По слухам, основная причина переезда экспозиции объясняется тем, что в занимаемых ее помещениях планируется обустроить покои для высокопоставленных гостей. Так ли это?

- Дискуссии в наше время обречены на существование просто потому, что в головах людей живут весьма разные мировоззрения. В этой связи занятна одна из выдвигавшихся концепций приспособления всего центрального монастырского комплекса. А именно: никакого монастыря, никаких монахов, а сделать сплошной музей концлагеря - вроде Дахау или Освенцима. Красивая модель, не правда ли? И логичная. Но только в глазах тех, для кого пятивековая история монастыря и вообще православная святыня - не более, чем пустой звук. Но для нас и большинства русских людей это не звук, а сама жизнь и величайшая ценность. Вот почему выставка о ГУЛАГе разместилась в концептуально родственном ей здании лагерного периода, а объект культурного наследия "Настоятельские покои" готовится к тому, чтобы стать резиденцией Настоятеля Соловецкого ставропигиального монастыря - Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

- Бытует мнение о том, что нынешняя выставка в монастыре сфокусирована на преследовании духовенства, что оставляет обманчивое впечатление, будто его представители несут на себе всю тяжесть политических репрессий.

- Те несколько планшетов, которые установлены на экскурсионном маршруте в современном смысле слова выставкой и назвать-то нельзя. Тема духовенства в условиях гонений советской власти требует тысяч квадратных метров самой оснащенной выставочной площади. Но и тогда в здоровом сознании сохранится отчетливым простой факт, что преследования духовенства есть часть страданий Церкви, которые в свою очередь составляют часть страданий всего народа. А если целое не поделить на части, то: как им вообще можно заниматься?

О других фрагментах в мозаике трагичной эпохи повествует уже упомянутая стационарная музейная экспозиция, а также передвижная интерактивная выставка "Соловки: Голгофа и воскресение". Речь идет о совместном проекте музея и монастыря, который объехал уже более десятка крупнейших российских городов и познакомил их жителей с нашим наследием. Остается надеяться на то, что благодаря объединенным усилиям светских и церковных специалистов наступит время всеобъемлющего охвата данного исторического периода путем создания целой системы экспозиций. Здесь же можно упомянуть проведение научно-практической конференции "История страны в судьбах узников Соловецких лагерей" и запуск интернет-проекта "Духовенство Русской Православной Церкви в ХХ веке".

- Считается, что монастырь пытается преуменьшить значение лагерного периода: в храмах молятся о погибших, но в действительности никто не углубляется в суть проблемы и не ищет ответственных за случившееся.

- Вновь наталкиваемся на одномерность секулярного мышления. Оно считает, что путь углубления в тему - только научный, рассудочно-информационный и совершенно не понимает пути религиозного познания. А это путь молитвенного единения с личностями пострадавших. Эпоха гонений дала Русской Церкви такой же сонм святых мучеников и исповедников, что и гонения римской власти первых трех столетий после Рождества Христова. Об этих погибших уже не мы молимся, а они молятся о нас перед Престолом Всевышнего. Мы же обращаемся к ним в молитве, и это личное общение побуждает Церковь всемерно углублять свои сведения о новомучениках, обстоятельствах их жизни и подвига. Здесь находится место и мотив для целеустремленного научного исследования.

При этом, какая причина может заставить нас преуменьшать трагедию или значение нравственного подвига других сословий российского общества? Зачем? Наоборот, картина той действительности проступает тем ярче, чем больше собирается живых свидетельств. Именно в этом ключе мы взялись за издание книжной серии "Воспоминания соловецких узников". Здесь представлены десятки мемуаров представителей дворянства и военного сословия, политических партий и иностранных граждан. Среди мемуаристов люди самых разных национальностей и вероисповеданий (православные, католики, протестанты, мусульмане). Большинство из них при всей своей разнохарактерности рассматривали большевизм, как безбожное явление, сетовали по поводу наблюдаемого на Соловках осквернения православных святынь и притеснения духовенства. В качестве рецензентов, авторов вступительных статей, в этом издании выступают представители разных научных дисциплин и центров, члены общественных организаций и родственники заключенных. Читатель получает возможность узнать о событиях лагерной жизни со слов очевидцев и самостоятельно сделать выводы.

- В поселке существует представление о том, что монастырь намеревается выселить жителей и вернуть себе весь остров, оказывая давление на население через различные средства от монополизации Интернета, до установления высоких цен на продукты питания и первой необходимости.

- Представление это не вчера сложилось и не завтра рассеется. Смысл говорить в связи с этим есть о реальной политике, а не о ее отражении в кривых зеркалах, чьих-то, часто ангажированных представлений и распространяемых слухов. А политика такова. В порядке государственно-церковного диалога принята "Стратегия развития Соловков как уникального объекта духовного, культурного и природного наследия". Цели ее достигаются конкретными государственными программами, которые касаются не только реставрации, но самого широкого социального и инфраструктурного строительства. Кризис усложнил их реализацию. Но вектор политической воли обозначен четко: поселению на Соловках быть и процветать. И первым такую иерархию ценностей обозначил Святейший Патриарх Кирилл, когда еще в 2010 году заявил о том, что на "фоне расцветающего монастыря не должно быть стагнирующего поселка". Поэтому, любой здравомыслящий и лишенный лукавства человек понимает, что без знаменитой на весь мир обители, без личной позиции Предстоятеля Русской Церкви по поводу необходимости параллельного обустройства монастыря и места проживания светского населения, поселок был бы одним из тысяч ему подобных сельских поселений и никогда не попал бы в сферу внимания федерального центра.

Теперь о подозрениях, которые иначе как детскими не назовешь. Интернет. Пять лет тому назад на остров сигнал приходил через спутник и оценивался хозяевами принимаемых его тарелок в 3 рубля за мегабайт. Мы установили радиорелейную связь с континентом. Сегодня каждый желающий может пользоваться более качественным и мощным сигналом по цене от 8,5 до 18 копеек за мегабайт в зависимости от выбранного тарифа. Естественно, спутниковые провайдеры остались без покупателей. Так для кого плоха такая монополия, и кому она угрожает? Есть намерение у государства проложить оптико-волоконный кабель с большой земли. Когда проведут, тогда и мы, разумеется, перейдем на услуги материковых провайдеров. Пока же имеющийся в распоряжении монастыря ресурс связи - наиболее доступный и качественный на архипелаге.

Продукты питания. Их жители покупают в одном из двух частных магазинов, к которым монастырь не имеет никакого отношения. Так как мы можем, если бы даже хотели, влиять на цены частных предпринимателей? То, что на Соловках все цены значительно выше, чем на континенте, - это не происки монастыря, а следствие высоких затрат на доставку (особенно зимой, когда все доставляется сюда на самолете). Мы и сами заложники того же островного положения.

- Имеется ли, по Вашему мнению, конфликт интересов между паломниками, туристами, теми, кто едет на Соловки для того, чтобы насладиться природой или увековечить память о ГУЛАГе, а также местными жителями, или интересы всех этих людей можно примирить в рамках сбалансированного подхода?

- В Вашем вопросе есть и ответ. Конечно, нужен сбалансированный подход. Есть и предпосылки к тому, что он будет реализован. Есть даже уверенность. Иначе просто ничего не получится. А Соловки должны состояться именно как уголок красоты, уюта, тишины и мира - как "Бухта Благополучия", на берегу которой расположились многовековые стены монастыря. В таком своем состоянии они смогут действенно помочь тысячам людей обрести мир в своих сердцах, обрести свою подлинную сущность, свои настоящие исторические корни.




Архимандрит Порфирий (Шутов)
Сайт Соловецкого мужского монастыря

1 сентября 2015 г.


http://www.pravoslavie.ru/smi/81784.htm
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106327

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #11 : 14 Февраля 2016, 16:36:31 »

Правительство утвердило меры по развитию Соловецкого архипелага

 Москва, 14 февраля 2016 г.



Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение о мерах по сохранению и развитию Соловецкого архипелага, перечень которых подготовили федеральные органы власти и правительство Архангельской области, сообщает РИА Новости со ссылкой на сайта правительства РФ.

"Перечень включает модернизацию инженерной, жилищно-коммунальной и социальной инфраструктуры, меры по сохранению и развитию культурного и природного наследия Соловецкого архипелага", — говорится в пояснительной справке к документу.

Согласно распоряжению, мероприятия планируется осуществить в 2016-2020 годах, среди них — строительство и реконструкция объектов Соловецкого архипелага, реставрация и сохранение объектов культурного наследия архипелага, создание на его территории государственного природного заказника федерального назначения.

Как отмечается в документе, правительству Архангельской области рекомендовано принять участие в реализации мероприятий и ежеквартально представлять в Минстрой РФ информацию о результатах работы.

http://www.pravoslavie.ru/90657.html
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!