Русская беседа
 
20 Октября 2024, 01:21:08  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Прогулки по русскому Киеву  (Прочитано 1275 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106185

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 31 Августа 2015, 16:34:12 »

Илья РОМАШИН

Прогулки по русскому Киеву



 Что бы ни говорили украинские политики, как бы ни лгали местные телеведущие, как бы ни вздыхали в очередях горожане, перебирая в руках обесцененные гривны, весна в Киеве и в этом году была прекрасна. Чуть холоднее обычного выдался май. Прохладный ветер раскачивал белые свечи каштанов. В старом Ботаническом саду, рядом с красным корпусом университета, некогда носившим имя святого князя Владимира, цвели магнолии.

Давно люблю этот город. Когда возвращаюсь в него и за окном поезда появляются первые привокзальные строения, всегда волнуюсь. Это мой дом.

Сегодня в моём доме тревожно. Хотя всё как обычно – много красивых лиц, домов, парков, но есть что-то, что не позволяет радоваться. Как в сказке Шварца: горожане живут, растят детей, трудятся, но где-то рядом живёт дракон. Чужой, злой, ненавидящий. И пусть чужой дракон Киеву ещё не грозит, но своих мелких звероящеров развелось много…

Так уж привык, когда неспокойно на душе, иду туда, где прошло детство, хожу по старому городу, по дорогим местам. Вот улица Институтская. Здесь в одном из домов жил наш Пушкин. Поэт дважды приезжал в Киев, ещё совсем молодым. Жил у генерала Раевского, тут на Институтской. Мысленно произношу название улицы и вдруг вспоминаю, как в январе прошлого года сюда рвались революционные поджигатели шин, как бросали бутылки и камни в безоружных бойцов «Беркута»...

Но стараюсь думать не о поджигателях, а о Пушкине, о нашем Поэте. Есть мнение (историки спорят), что жил он не здесь, а в другом красивом особняке, сохранившемся и доныне, с барельефом декабристов. Это недалеко отсюда, на Печерске. Бывшая улица Александровская, потом Кирова, а теперь Грушевского. Того самого «историка» Грушевского, который в угоду политическому заказу нарёк князей Владимира и Ольгу украинцами, державу Ярослава назвал Украиной-Русью, а Московское царство объявил вечным врагом, за что внесён ныне с почётом в украинские школьные учебники.

И снова встают призраки прошлого. Словно на цветущий сад опускается густой мрачный туман. Туман лжи. Вспоминаются дети Донбасса, покалеченные солдаты АТО и оставшиеся без крова люди. Дракон сидит где-то здесь. Это он – источник тумана. Но знаю: там за душной завесой неправды всё так же течёт Днепр и золотится лавра. Иду к ней.

В лавре многолюдно. По говору узнаю приезжих. Вот, кажется, люди из Молдавии. Это наши, говорят по-украински с особым выговором, примешивая русские слова. Похоже, Полесье. А вот паломники из России. Характерное протягивание гласных, когда спрашивают о чем-то. Может, Подмосковье, а может, и дальше намного. Все похожи, особенно женщины. В платочках, крестятся, улыбаются. В руках свечи. Киевлянам говорят по телевизору, что это враждебный и не похожий на них народ. Лгут. Когда смотришь на эти родные лица, понимаешь, что они наши. А мы – их.

Спускаемся в Ближние пещеры. Самые древние. Их называют Антониевы. Антоний – основатель русского монашества. Хотя по Грушевскому, наверное, «украинского». Ладно, шутки в сторону. Идём со свечами вдоль рак с нетленными мощами Печерских святых. Так здесь ходили и сто, и двести лет назад. Паломники из Сибири приходили пешком… Шли долго, кто год, кто два. Шли просить помощи. Верили, что святые, отмеченные нетлением, могут заступиться за них, за страну и народ. Единую тогда страну. И народ, который ещё никто не разделил…

Вот мощи Николы по прозванию Святоша. Сын черниговского князя. Правнук Ярослава. До монашества – князь в Луцке. Потом монах в Киеве. Включён в собор святых в Туле вместе с героями Куликовской битвы. Как говорится, широкая география жизни. Общерусская. Совсем не по украинскому учебнику.

А вот Илья Муромец. Тот самый богатырь. Он же – киевский монах. Сам из Мурома. Потому частица его мощей пребывает в России, в одном из храмов Владимирской области. Погиб, защищая Киев и лавру от половцев. Его левая рука пробита копьём, правая сложена для крестного знамения.

Вот если б можно было спросить их – Илью, Николу Святошу, Алипия, Пимена, Анатолия, Нифонта и всех Печерских святых, кто они. Где их родина? То ведь ответ был бы один: родина – Русская земля. А, значит, все мы русичи, русские…

Выходим на солнышко из Ближних пещер. Немного отдыхаем. Здесь легко дышится. Внизу несёт свои волны наш Днепр-батюшка. А между Днепром и лаврой, сразу за двумя источниками, Антония и Феодосия, виден храм «Живоносный источник». Название символичное. Здесь чувствуешь бодрость, словно жизнь в тебя вливается. По длинному переходу с деревянными лесенками движемся в Дальние пещеры.

Тут погребён Феодосий. Второй после Антония игумен лавры. Одиннадцатый век. Детство и юность провёл в Курске. Потом Киев. При нём стали строить главный храм лавры – Успения Богородицы. Отсюда пошло не только русское монашество, но и русская литература, образование, культура. Здесь наш общий корень. Здесь общий код единого народа.

А вот мощи святого, рядом с которым в последние полтора года стою дольше обычного. Прошу его помолиться о моём городе. О стране и народе. Защитить от предателей и обманщиков. Он, как никто, знает, что бывает, когда народ обманут. Это священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий. Убит в 1918-м, в дни всероссийской и украинской смуты.

Биография тоже общероссийская, русская. Родился на Тамбовщине, окончил духовную академию в Киеве, потом служил в Новгороде, Саратове, в Грузии. Был митрополитом Московским, Петербургским, наконец, Киевским. Здесь был зверски убит. Кем? Есть споры: большевики, националисты, бандиты-грабители. Скорее, последние. Но это лишь итог. Главная причина – предательство и обман народа России. В дни смуты митрополит Владимир выступил за единство Русской Церкви против автокефалии. Националисты в Церкви ненавидели его и настраивали верующих и монахов против своего предстоятеля. Обманывали, говоря о необходимости самостийной украинской церкви. Прочь от Москвы! Большевики тем временем соблазняли народ всеобщим равенством, натравливали на «церковников». Будили ненависть, жадность, зависть. И те и другие - обманщики - клеветали на Церковь, говорят, что она утаивает от народа ценности. В результате уверенные в своей безнаказанности бандиты при полной безучастности распропагандированных монахов вывели за ворота лавры митрополита Владимира и зверски убили. Шесть пуль. Несколько колотых ран…

Как похоже на нынешнюю нашу ситуацию. И сегодня народ обманут, и сегодня на Украине требуют уйти «геть вид Москвы». И не только неграмотные митингующие, но и священники, епископы. Хаос в жизни, в умах. Однако же как ни страшно было в Киеве тогда, в дни расправы над митрополитом Владимиром, ведь всё прошло. Рассеялось. И Церковь жива. И земля, и город живы. Вон, уже припекает июньское солнце.

Останавливаюсь на этой, как мне кажется, важной мысли. Разве было нам когда-нибудь легко? Татары разорили наш Киев. Поляки, иезуиты соблазняли, требуя предать православную веру. В ХХ веке – немцы. Навсегда врезалось в память детское воспоминание: женщина, склонившаяся со слезами над иконой, лежащей на снегу перед храмом, из которого выгоняют верующих. И ведь всегда мрак рассеивался. Ненавистники, хулители исчезали. А лавра, Киев, Русь оставались. И вот уже больше тысячи лет здесь, у общих святынь, по-прежнему молится народ. Так не потому ли мы сохранились, не потому ли миновало лихолетье, что они у нас есть наши святые? Наше тайное сокровище. А значит, и нынешнее нацистско-бандеровское лихолетье не навсегда, оно временно и ничтожно.



Эти мысли укрепляют меня. Мне ясно видится их непреложная правда. Выхожу из Дальних пещер. Киевское солнце горячее, но ласковое и смиренное. Совсем неподалёку – резиденция предстоятеля Церкви на Украине, Блаженнейшего Онуфрия. Его положение в чём-то очень похоже на положение священномученика Владимира. Ему тоже угрожают бандиты (псы «Правого сектора» готовы захватить и терзать лавру). Его также ненавидят отступники-раскольники и внутренние предатели Церкви. Он тоже служил по всему православному русскому миру – Москва, Троице-Сергиева лавра, Афонское подворье, Почаевская лавра. А ещё мы помним, что именно он был среди трёх епископов Украины, решительно отказавшихся в январе 1992-го подписывать письмо к Московскому патриарху с требованием «автокефалии». И сегодня он бесстрашно отвергает политику войны, проводимую киевскими властителями.

Однажды мне посчастливилось побывать у митрополита Онуфрия. И моё тогдашнее впечатление теперь подтверждают многие. Владыка всегда весел и добродушен. Что бы ни случилось. В разгар русофобской истерии он, как прежде, последовательный сторонник единства с Московским патриархом. Не сломавшийся ни при Кравчуке, ни при Ющенко, ни при Порошенко. Трудно даже представить, какой силы злоба бушует вокруг него с того дня, когда он отказался в Раде чествовать «героев АТО». А он улыбается, посмеивается: «И хорошо, что нас гонят. Значит, мы правы. Значит, мы ещё со Христом. А были бы не с Ним, любили бы нас власти».

В этом благодушии и спокойствии словно есть знание какой-то тайны. Тайны Предстоятеля. Тайны всей нашей Церкви. Знание её и даёт покой, уверенность в будущем.

Я поднимаюсь по знакомым мостовым лавры вверх, в город. На повороте у большого мраморного креста останавливаюсь и оглядываюсь. Передо мной широкий вид – золотые главы церквей монастыря, левый берег Днепра, лаврские сады, напоминающие о рае. Купола храмов весело сияют. Красиво у Тебя, Господи! На Руси Твоей, на Украине Твоей.

И вдруг покой приходит и ко мне. И тайна Блаженнейшего Онуфрия, и тайна Церкви, и народа нашего становится понятной. Да, собственно, я знал о ней и раньше.

Никогда ни для Церкви, ни для народа не было разделения Святой Руси по границам. Мы всегда были и остаёмся одним народом… Враги разделяли, но мы снова собирались по молитвам наших святых.

Их пример, их жизнь укрепляют нас сегодняшних. Они верили, что Бог не оставит. Так и получалось – по их вере, а не по воле врагов. Значит, и нам нужно не терять надежды.

Ухожу спокойный и радостный. Каких только душегубов не пережила эта земля! И где они? Сгинули. И теперешние сгинут, поскольку ничтожна их сила перед силой киевских святых, перед силой тысячелетней правды о нашем единстве.

И тут приходит последняя, в чём-то детская мысль. А что, если все мы - и вот эти, летящие на джипах, и просящие милостыню у ворот, и едущие в троллейбусах Киева, Одессы, Москвы, Новосибирска, по примеру Печерских святых вместе попросим помощи и избавления? Ведь если вместе, то уж точно будем услышаны. На мгновение это кажется смешным. Разве эти, на джипах, будут просить? Хотя, кто знает. Может быть, и попросят, и дойдёт их молитва. И как раз тогда, может быть, и совершится то, что сейчас представляется таким трудным – коричневый туман, павший на землю Святой Руси, рассеется. Мы выстоим, и воссияет наш общий русский Киев. Мой вечный город.

http://www.fondsk.ru/news/2015/06/03/progulki-po-russkomu-kievu-33654.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106185

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 31 Августа 2015, 16:38:36 »

Илья РОМАШИН

Иерусалим на Днепре (Из цикла «Прогулки по русскому Киеву»)



 Вновь приглашая читателей на прогулку по русскому Киеву, мне особенно хочется увидеть с нами тех, кто в невежестве своём называет Киев «украинским городом с европейской перспективой», а все напоминания о его богатом событиями русском прошлом отвергает как политические манипуляции либо старомодную ностальгию.

…Начнём прогулку с бульвара, который теперь носит имя Тараса Шевченко, от собора, построенного в честь Крестителя Руси, святого равноапостольного князя Владимира. Если я назову имена лишь некоторых людей, связанных с созданием этого собора, у апологетов «украинского Киева» могут возникнуть трудности с аргументацией. Император Николай Первый, назвавший Киев Русским Иерусалимом. Императоры Александр Второй Освободитель и Николай Второй страстотерпец. Митрополит Филарет (Амфитеатров). Архитекторы Александр Беретти и Рудольф Бернгард. Художники Виктор Васнецов, Михаил Нестеров, Михаил Врубель…

От возникновения идеи создания этого храма и до дня освящения в 1896 году в присутствии последнего русского царя Николая Александровича и его семьи прошло более сорока лет. Специалисты сразу же назвали Собор «вдохновенным произведением русского религиозного искусства». Только на создание центрального образа Богородицы Виктор Михайлович Васнецов потратил два года. Всего же этот замечательный русский художник отдал собору одиннадцать лет жизни и трудов.

Ненадолго, не крестясь, войдём в храм, поклонимся мощам великомученицы Варвары и снова вернёмся на бульвар. Почему не крестясь? Скоро объясню.

Итак, вот Она – васнецовская Богоматерь. На золотом фоне, в алтаре. А вот исторические композиции кисти Васнецова: «Крещение князя Владимира», «Крещение киевлян». Святые Борис и Глеб изображены Михаилом Васильевичем Нестеровым полными смирения, чистоты и печали. Вот нестеровские «Рождество», «Богоявление». Десятки композиций, фресок, икон, орнаментов…

Святая великомученица Варвара приняла смерть за веру во Христа в начале IV века. Её святые мощи привезла в XII веке в Киев византийская царевна Варвара, вышедшая замуж за великого киевского князя Святополка Изяславовича. Вот уже девять столетий киевляне в самые трудные минуты своей жизни и жизни города прибегают к помощи великой святой, известной всему миру. Сделаем то же и мы, а затем сразу покинем собор и объясним причины нашей поспешности.

Киевский кафедральный Владимирский собор уже более 20 лет не принадлежит Украинской Православной Церкви Московского патриархата. Храм захвачен раскольниками, именующими себя «киевским патриархатом». А там, где раскольники, православные ни молиться, ни креститься не могут. Вот и выходит, что собор святого Владимира пребывает в плену. А вместе с ним в плену находятся величайшие достижения русской живописи, зодчества, русской культуры. Это пленение символично. В такой же неволе пребывает и весь русский Киев, чающий освобождения вместе с подлинной историей своего русского происхождения.

Продолжая прогулку, двинемся вниз по бульвару среди знаменитых пирамидальных тополей. Эта картина – движение среди высоких зелёных деревьев туда, где внизу шумит Крещатик, – составляет часть души любого киевлянина. Однако новый киевский режим посягает и на душу. Недавно появился проект уничтожения киевских тополей и замены их другими насаждениями. Есть «проекты» и пострашнее. Например, в Парке Славы, на Печерске, там, где Вечный огонь и Могила Неизвестного солдата, производить захоронения «героев АТО». И  это безумие - тоже знак киевского пленения. А ещё знак пленения ложью новых киевских правителей.



И раз уж мы заговорили о киевских правителях и идём не по бульвару Шевченко, а в первую очередь по Бибиковскому бульвару, названному так в честь Дмитрия Гавриловича Бибикова, киевского военного губернатора, раненного и потерявшего руку при Бородине, то вспомним рядом с ним и других славных отцов города.

…Граф Пётр Александрович Румянцев-Задунайский. Легендарный русский полководец и государственный деятель, блестящий победитель при Ларге и Кагуле. В 1764 году был назначен генерал-губернатором Малороссии. Он знал и любил этот край. Провёл здесь детство. А потом ещё 25 лет его трудов были связаны с Малороссией и Киевом, которые он сумел превратить из «рассадника смуты» и ненавидимых фельдмаршалом расхлябанности и пьянства  в опору государства и престола. Среди его выдвиженцев – крупный русский дипломат и государственный деятель эпохи Екатерины Второй и Павла Первого князь А.А.Безбородко, первый министр просвещения империи граф П.В.Завадовский.

И хотя Екатерина однажды попеняла Румянцеву за то, что в Киеве мало украшают здания, а он передал императрице, что его дело брать города, а не украшать, всё же именно его стараниями Киев и Малороссия административно и по духу снова стали русскими землями, освободившись от унизительного польского гнёта. Киевляне считают Румянцева «спасителем Подола». Этот старинный район города иногда страдал от наводнений, и потому возник беспощадный проект генерала Миллера уничтожить Подол, а его храмы заново построить в другом месте. С военной решимостью Румянцев отверг этот проект и спас древнейший район «матери городов русских». Похоронен был генерал-губернатор в Киево-Печерской лавре, в Успенском соборе (позднее разрушенном гитлеровцами). Надпись на постаменте надгробия работы И.П.Мартоса гласила: «Внимай, росс! Пред тобою гроб Задунайского». Долго ли будут помнить нынешних правителей Киева и Украины? И что напишут на их могилах?

…Два поистине народных русских героя стояли во главе города в начале XIX века. В сентябре 1806 года военным губернатором Киева был назначен будущий победитель Наполеона князь Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов. А с 1810 по 1812 г. киевским генерал-губернатором был храбрый воин, служивший под командованием Суворова и Кутузова, освободитель Молдавии и Валахии от турок, популярнейший герой Отечественной войны 1812 года граф Михаил Андреевич Милорадович. Их управление Киевом было недолгим, и всё же киевляне сохранили о них добрую память.

Кутузов жил в Печерской крепости, в доме генерал-губернатора. Современники-мемуаристы отмечают его тонкий ум, обширное для своего времени образование, доброжелательность в обращении с людьми даже самого простого звания. Трогательная история любви связывала Кутузова с Украиной. Ещё в маленьком чине он служил на Полтавщине, где встретил и полюбил Ульяну Александрович, дочь местного помещика. Однако свадьба не состоялась. Невеста тяжело заболела, и, хотя Михаил Илларионович не считал это препятствием и готов был жениться, от брака она отказалась. Всю жизнь между ними была переписка, и письма Кутузова Ульяна Ивановна хранила до конца своей жизни.

Что касается графа Милорадовича, то его весёлый, энергичный нрав особенно полюбился киевлянам. Его управление запомнилось организацией народных гуляний, щедростью угощений. Есть свидетельства, что генерал-губернатор не раз обращался в казённую палату с предложением финансировать празднование тех или иных торжественных дней и, получив вежливый отказ, герой Итальянского похода выкладывал свои личные средства. Когда же в 1811 году в Киеве вспыхнул пожар и в нижнем городе сгорело множество жилых домов, Милорадович составил план помощи погорельцам, а не получив быстрой помощи от казны, сумел привлечь частные пожертвования дворянства и помочь пострадавшим.

И ещё один факт. В декабре 1810 года в Киев прибыл 28-летний генерал Иван Фёдорович Паскевич, будущий генерал-фельдмаршал и полный кавалер ордена Святого Георгия. Приближалась война и ему было предписано сформировать Орловский пехотный полк. Задача была не из лёгких. Проблемы с личным составом, с дисциплиной потребовали от Паскевича немалых сил. Однако уже в январе 1811 года в Киеве прошёл смотр нового Орловского полка, сам же Паскевич стал командующим 26-й пехотной дивизией. А когда он, по его собственным воспоминаниям, «от трудов и беспокойств сделался болен страшной горячкой», навестить его, а заодно и поздравить с повышением по службе приехал новый главнокомандующий князь Пётр Иванович Багратион, тоже, кстати, в молодости служивший в Киеве в чине премьер-майора.



…Быстро минуем шумный Крещатик, не омрачая себя воспоминаниями о недавних безумствах майдана. Вот мы уже возле Владимирской горки, у памятника Крестителю Руси князю Владимиру. Ещё раз скажем себе: наш город - не только колыбель русской истории, но и колыбель русской православной веры, скрепившей государство Российское и навсегда определившей облик нашего единого народа.

Отсюда, от памятника Владимиру, довелось мне недавно с сыном совершить самую знаменательную прогулку этого года. Говорю о многотысячном крестном ходе 27 июля. Среди шельмования и оскорблений наша Церковь, называемая сегодня пятой колонной и «пособницей Москвы», спокойно собрала тысячи верующих и прошла крестным ходом вот отсюда, от Владимирской горки до Печерской лавры. И пускай кругом взахлёб лгали, будто «московская церковь не имеет поддержки и прихожан». Сколько нас было? Православные СМИ сообщили – 20 тысяч. Телеканал «Интер», снимавший крестный ход, честно сказал – 30 тысяч. Когда голова крестного хода входила в ворота лавры, хвост ещё был здесь, возле Владимира. А раскольники-филаретовцы едва наскребли и свезли в Киев несколько сот человек.



…Когда мы шли крестным ходом по улицам Киева, пели, молились, смеялись, на душе были покой и полная уверенность: вот это и есть правда о нас, о сыновьях и дочерях одного народа, об исповедниках одной веры, которую не сокрушат ничтожные временщики. Голоса, прокричавшие нам вслед «агенты Путина», потонули в общем смехе и радости. Что ж, если у Путина такое количество молящихся «агентов», если среди них Блаженнейший Онуфрий и весь епископат Украины, возглавлявшие крестный ход, если с нами Пресвятая Богородица (восемь Её чудотворных икон прибыли в Киев, и они тоже были с нами), тогда плохи дела киевских временщиков. 

Не для того князь Владимир крестил киевлян, чтобы мы отдали наш город захватчикам. Киев никогда не поверит их лжи и навечно останется русским городом.

Киев, август 2015

http://www.fondsk.ru/news/2015/08/31/ierusalim-na-dnepre-iz-cikla-progulki-po-russkomu-kievu-34930.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106185

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #2 : 18 Октября 2015, 12:18:10 »

Илья РОМАШИН

Там русский дух… (Из цикла «Прогулки по русскому Киеву»)



 …Отправляясь в очередную, на этот раз литературную прогулку по Киеву, повторим ещё раз: сама киевская история, здания, камни, напоминающие о том, что это - русский город, никуда не исчезли.

Начнём прогулку на знаменитом Андреевском спуске, возле дома №13. Здесь в 1906 году, в двухэтажном доме, спроектированном и построенном архитектором Николаем Гордениным, поселилась семья профессора Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова – она же семья одного из самых известных русских писателей ХХ века Михаила Булгакова.

Пожалуй, никто так вдохновенно и с такой юношеской пылкостью не писал о нашем городе: «Ах, какие звёзды на Украине. Вот семь лет почти живу в Москве, а всё-таки тянет меня на родину. Сердце щемит, хочется иногда мучительно в поезд... и туда. Опять увидеть обрывы, занесённые снегом, Днепр... Нет красивее города на свете, чем Киев. Эх, жемчужина-Киев!».

От этой любви перо Михаила Афанасьевича, увидевшего разорение родного города в годы злобного мельтешения Петлюры и Скоропадского, становилось беспощадным. Показывая карикатурность новой украинской власти, он защищал родной дом.

Нынешняя киевская власть с подозрением и скрытой ненавистью смотрит на писателя. Да и советская власть не слишком жаловала Булгакова. Первым стал прокладывать тропинку к дому на Андреевском спуске другой замечательный русский советский писатель, киевлянин, также очарованный родным городом, Виктор Платонович Некрасов. Фронтовик, автор всемирно известной повести «В окопах Сталинграда». Это он, Виктор Платонович, человек, имевший в Киеве тысячи друзей – от простого работяги до непризнанного гения-поэта из кафе на Крещатике – опубликовал в 1967 году в «Новом мире» очерк «Дом Турбиных» и тем прервал заговор молчания о Булгакове.

Именно этот дом (семь комнат во втором этаже) описан в романах «Белая гвардия» и «Мастер и Маргарита». Но ещё задолго до мирового признания в этих семи комнатах в начале прошлого века старший в семье, где было семеро детей и овдовевшая в 1907-м мать, Миша Булгаков стал познавать мир. Русский мир. Здесь, в церкви неподалёку, его крестили. Здесь он ходил в гимназию, вместе с отцом смотрел на росписи Владимирского собора, учился в университете. Сюда он вернулся с войны, здесь принимал больных, работая врачом, здесь писал по ночам. Булгаков весь родом из Киева. И никто и никогда не дерзнёт превратить его, большого русского художника, в «украинского писателя». Да и не пытаются. Ибо невозможно.

Спустимся, не торопясь, вниз «по Андреевскому», по самой загадочной, как говорил Михаил Афанасьевич, улице Киева. И войдём мы с вами в пространство другой писательской жизни, поскольку вспоминаем сегодня русских писателей в Киеве.

Имя этого человека дорого каждому, кто имеет счастье знать русский язык и любить русскую литературу. Николай Васильевич Гоголь. Вот уж кого хотели бы новые киевские власти «приобрести для собственных нужд». Каких только небылиц не разносят сегодня по Украине. Одна из самых смешных: проклятый царизм не давал великому писателю писать по-украински.

Между тем Николай Васильевич множество раз и в книгах, и в письмах к друзьям повторяет: «Надо любить Россию!». Говоря о России, Гоголь говорит и о любимом им Киеве. Он сам никогда в себе не разделял два начала – малороссийское и великорусское – ведь это один народ и один, в сущности, язык.

…Итак, мы спустились на Подол. Его улицы, жители, предания наполняют страницы бессмертных «Тараса Бульбы», «Вия», «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Здесь, на страницах «Вечеров», мы впервые читаем то, что навсегда становится частью нашей души: «Чуден Днепр при тихой погоде…».

Вот перед нами Контрактовая площадь. Тут, на Контрактовой ярмарке и расположенном совсем близко Житнем рынке, Гоголь любил бывать. Тут же на Контрактовой мы видим Киево-Могилянскую академию. Однако ничего сегодня нет в ней от прежней славной Могилянки. Нынче это «флагман европейской Украины», который в народе именуется «вашингтонское ПТУ». Прозвище присвоено за то, что питомцы сего заведения словно и не местные, а созданные в специальных лабораториях, носители «украинской идеи» в чистом виде.

Гоголь тоже старую Могилянку не застал, но дух студенческой вольницы и весёлые рассказы о ней были живы, и Николай Васильевич, собрав эти сокровища, с радостью наполняет свои творения образами киевской старины. Недаром бурсаками были и сыновья Тараса Бульбы, и «пан философ», несчастный Хома Брут из «Вия».

Когда в 1834 году открылся Киевский университет, а ректором университета назначили его друга, учёного Михаила Максимовича, Гоголь стал мечтать о том, как займёт профессорскую кафедру. И ещё о том, как поселится в «прекрасном, древнем, обетованном Киеве, увенчанном многоплодными садами, опоясанном моим южным прекрасным, чудным небом, упоительными ночами, где гора обсыпана кустарниками, со своими как бы гармоническими обрывами, и подмывающий её мой чистый и быстрый, мой Днепр».

И хотя мечтам о кафедре не суждено было сбыться, приезд в Киев в 1835 году имел глубокое влияние на дальнейшую жизнь и творчество писателя. Друг его, Максимович, был занят в университете, и Гоголь в одиночестве целыми днями гулял по городу, наблюдал, думал, поднимался на Большую колокольню Лавры, долго смотрел в Днепровские дали с высокой площадки у церкви Андрея Первозванного. Однажды там, на горе, возле Андреевской церкви Николай Васильевич заметил неподвижно стоящую малороссийскую молодицу, в белой свите и намитке. Она, молча, смотрела на Днепр и Заднепровье, на Кудрявец и Кожемяцкое удолье, любуясь красотой киевских видов. «Чего ты глядишь там, голубко?», - спросил Гоголь. «Бо гарно дивиться», – ответила молодица, не отрывая взгляда. Николай Васильевич был очень обрадован этим ответом. И, кстати, никаких языковых великорусско-малороссийских барьеров в общении с народом у писателя никогда не возникало. И у народа тоже. Потому, что, как уже сказано, язык был один, вера одна и народ тоже один.

Максимович отмечает, что приезд в 1835 году (а писатель бывал в Киеве и раньше, и позднее, в конце 40-х) имел для Гоголя особенное значение: «Я думаю, что именно в то лето начался в нём крутой переворот в мыслях, – под впечатлением древнерусской святыни Киева, который у малороссиян 17-го века назывался русским Иерусалимом».

В двух шагах от Контрактовой площади, где мы с вами вспоминали Николая Васильевича Гоголя, расположена улица Александровская, которая связана с памятью ещё одного большого русского писателя. В доме номер 4, в 1894-1896 годах проживал Александр Иванович Куприн. К слову, улица называлась Александровской во времена Куприна. В годы же советской власти она носила имя А.А.Жданова, а теперь, в духе последних времён носит имя гетмана Петра Сагайдачного. Правда, мемориальный знак, напоминающий об Александре Ивановиче, новые властители города пока не тронули, но что им взбредёт в голову, предполагать трудно (вдруг узнают, что Куприн - русский дворянин и учился кадетском корпусе).

Так или иначе, наш Киев стал свидетелем первых шагов Куприна на литературном поприще. Сюда с четырьмя рублями в кармане он прибыл, выйдя в отставку и твёрдо намереваясь стать настоящим писателем. Здесь, в Киеве Александр Иванович писал для местных газет, работал грузчиком, землемером, актёром, управляющим имением и даже зубным врачом. В Киеве Куприн накопил те сильные, яркие впечатления от жизни, которые отразились в его знаменитых рассказах. Да и первая книжка Александра Ивановича появилась в Киеве. Причём при весьма оригинальных обстоятельствах.

В 1895 году Куприн стал печатать в газете «Киевское слово» серию очерков «Киевские типы». Это принесло 25-летнему журналисту широкую городскую известность. Киевляне удивлялись и восторгались тем, как точно, с каким знанием материала Куприн описал классические киевские типажи: «днепровского морехода», богомольцев, квартирных хозяек, церковных певчих, рыбаков, попрошаек, воров.

И вот одна из горячих почитательниц восходящей литературной звезды, жена богатого нотариуса Анна Карышева (в прошлом воспитанница Московской консерватории) тайно собрала все газетные публикации этой серии, отнесла их в типографию и попросила издать за её счёт. Так в 1896 году вышла в свет первая книга Александра Куприна «Киевские типы».

И хотя позднее, когда к писателю пришла всероссийская слава, он жил в столице империи, киевские впечатления продолжали питать его творчество. В 1909 году начал публиковаться роман «Яма», написанный на основании киевских наблюдений (известного рода заведения находились в Киеве на улице Ямской, сохранившейся и поныне). Страницы «Ямы» полны изломанных человеческих судеб, портретов обитателей Киева, оказавшихся в страшных условиях, казалось бы, на самом дне жизни. Однако страницы романа согреты глубочайшим сочувствием писателя к несчастным, которых довелось ему увидеть в дни его киевской молодости…

На этом, возможно, можно было бы и закончить нашу краткую литературную прогулку, только как не вспомнить Александра Сергеевича? И хотя во время предыдущих наших прогулок мы говорили о пребывании великого поэта в Киеве, но к счастью, поводов говорить о Пушкине в нашем городе немало. Конечно, мы, киевляне, как и большинство провинциалов, любим иногда приписывать своему городу планетарное значение. Замечу, кстати, мой знакомый филолог любит уточнять – «киевляне», а не «кыяны» (то же слово, только на державной мове). Так вот, наверняка, кое-что из того, что у нас рассказывают о Пушкине, является легендой. Однако за этим безобидным мифотворчеством кроется не только местный патриотизм, но и нежная любовь к поэту.

Так, местная киевская легенда гласит (а многие учёные, считают, у этих фантазий есть серьёзные основания), что ряд своих произведений Пушкин задумал, написал и переработал под впечатлением от двух приездов в Киев.

Как и в случае с Гоголем, главным толчком к этому послужили посещения киевских святынь и памятников старины. Говорят, в Киеве к Пушкину пришла мысль о создании «Полтавы» и «Бориса Годунова». Побывав в крепости возле Печерского монастыря, устроенной Петром Первым, Александр Сергеевич заинтересовался петровскими временами, которые впоследствии начнёт основательно изучать. Вместе с Николаем и Марией Раевскими молодой Пушкин побывал в пещерах Киево-Печерской лавры. Особенно долго стоял он у мощей Нестора Летописца и Ильи Муромца в Ближних пещерах. Там же, в Лавре отыскал поэт могилы Искры и Кочубея, казнённых Мазепой. И здесь мы видим следы, а точнее, истоки его «Полтавы»:

Забыт Мазепа с давних пор…
Но сохранилася могила,
Где двух страдальцев
прах почил,
Меж древних праведных могил
Их мирно церковь приютила.

Киевские наблюдения над монастырским бытом Лавры отзовутся позднее в образах монахов Варлаама и Мисаила в трагедии «Борис Годунов». А знаменитая «Песнь о вещем Олеге», по убеждению киевлян, была написана после посещения древнего Подола, с его старинными горами – Щекавица, Хоревица…

«Руслана и Людмилу» Пушкин закончил до приезда в Киев, но тут он в действительности соприкоснулся с местами, которые раньше лишь являлись его поэтическому воображению – могилы киевских князей, остатки владимировых строений, прах Десятинной церкви, место древнего дворца Владимира. Готовя второе издание «Руслана и Людмилы», Пушкин допишет сцену осады Киева и добавит о городе на Днепре: «Там русский дух… там Русью пахнет!».

Незабываемые слова! Возможно, кому-то и хотелось бы предать забвению то, что Киев русский город, но великая русская литература не даёт и не даст об этом забыть.

Киев

http://www.fondsk.ru/news/2015/10/18/tam-russkij-duh-iz-cikla-progulki-po-russkomu-kievu-36171.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106185

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #3 : 14 Февраля 2016, 11:50:11 »

Илья РОМАШИН

Проспект нашей Победы. Из цикла «Прогулки по русскому Киеву»



 Чтобы убедиться в том, что Киев - русский город, не нужно далеко уезжать. Мы идём по проспекту Победы – одной из самых протяжённых магистралей города. В 1985 году её назвали так в честь победы советского народа в Великой Отечественной войне, но сегодня, когда сведения о той войне в школьных учебниках извращены до предела, а память о Великой Победе стирают из сознания граждан Украины как только можно, уже трудно сказать, какую свою «победу» нынешние власти имеют в виду.



Перед нами на одной из самых оживлённых частей проспекта Победы - Политехнический институт (ныне университет). Если пройти через небольшой университетский парк, то увидим возле старейшего корпуса памятник Дмитрию Ивановичу Менделееву – великому русскому учёному. Памятник поставлен двадцать лет назад при поддержке Украинского химического общества и выпускников химико-технического факультета. Ведь Менделеев стоял у истоков Киевской политехники. В 1903 году он был первым председателем экзаменационной комиссии этого вуза, хотя связи Менделеева и всей химической школы Петербурга с Киевом, с его научным сообществом установились гораздо раньше. В августе 1873 года в Киеве проходил третий съезд естествоиспытателей и врачей, Менделеев принимал в нём участие. Горячим сторонником идей Менделеева был его друг профессор Киевского университета П. П. Алексеев. Первая работа, выполненная в России с применением открытого Менделеевым периодического закона, также была опубликована в Киеве. Киевское общество естествоиспытателей и Киевский университет избирали Д. И. Менделеева своим почетным членом. А однажды, в 1898 году, Дмитрий Иванович получил из Киева такую телеграмму от ученых-коллег: «Русские естествоиспытатели вспоминают Вас, гордость русского естествознания, и шлют сердечный привет творцу объединяющей все элементы системы».

И снова слышим – «русский…русский…». В Киеве имена из русской истории всплывают на каждом шагу.



Вот ещё одно славное имя – Игорь Иванович Сикорский. Русский авиаконструктор, изобретатель, учёный. И памятник ему тут совсем недалеко, на территории того же Политеха. И дом его есть на улице Ярославов вал. Потому что родился Игорь Иванович в Киеве в 1889 году. Здесь в Политехническом учился, здесь увлёкся воздухоплаванием. Созданные Сикорским самолёты «Русский витязь» и «Илья Муромец» положили начало многомоторной авиации. Летом 1911 года появился Игорь Иванович в киевском небе на своём «Илье Муромце», совершая рекордный перелёт Петербург - Киев. А ещё, оказавшись за границей в самом начале гражданской войны и прожив там остальную часть жизни, всемирно известный русский и американский авиаконструктор оставался, конечно же, не украинцем. Он числил себя русским монархистом, был главой пушкинского и толстовского обществ, членом Русского национального союза в Америке, занимался богословием (его работа «Отче наш» - о Молитве Господней). Был близок к идеям Ивана Лукьяновича Солоневича.

…Совершая нашу прогулку, не будем теперь  никуда сворачивать и продолжим движение по проспекту Победы, перейдя на противоположную сторону. Тут нас тоже ждёт встреча со знаменитым русским человеком. Николай Михайлович Амосов – кардиохирург, писатель, академик, депутат Верховного Совета СССР. Люди старшего и среднего поколения прекрасно знают это имя. А вспоминаем мы о Николае Михайловиче, потому что идём рядом с Медицинским университетом. Здесь учёный защитил докторскую диссертацию, здесь возглавлял кафедру. Теперь о нём пишут – «украинский учёный». Да и в телевизионном конкурсе «100 великих украинцев» Николай Амосов занял второе место после «украинца» Ярослава Мудрого. А вот коренные киевляне и особенно те, кому он спас жизнь, хорошо помнят его характерное нижегородское «окание» (Николай Михайлович родом из крестьян села Ольховка под Череповцом). До последних дней его жизни мы слышали это милое русское окание в телевизионных передачах, в фильмах по его книгам и, конечно, в больницах, клиниках - всюду, где появлялась его высокая фигура, чем-то напоминавшая образ Дон-Кихота. В своей книге «Записки из будущего» ещё в далёком 1965-м он написал слова пронзительно созвучные нашим дням: «Нужно искать не то, что разъединяет людей, а то, что их объединяет. Больше мне нечего сказать».

А вот словно в насмешку над ранимыми украинизаторами в тридцати шагах от Медуниверситета – Александр Сергеевич! Один их четырёх киевских памятников великому русскому поэту. Пушкин дважды бывал в Киеве. На постаменте надпись:  «А.С.Пушкину от украинского народа». Читаешь и думаешь:  а принадлежат ли к украинскому народу те, кто во время  майданных безумий оскверняли этот памятник, обливали краской, повязывали на шее Поэта вульгарный желто-блакытный шарфик?

Ещё буквально два шага по проспекту и рядом с Пушкинским парком мы видим  знаменитую Киностудию имени А.П.Довженко. Нет-нет, Александр Петрович Довженко, безусловно, выдающийся украинский кинорежиссёр (хотя более двадцати лет, до самой своей кончины он прожил в России, там снял большую часть своих картин, он народный артист РСФСР). Два других русских имени вспоминаются мне у центрального входа в киностудию. Это немного личное. На студии имени Довженко был снят простой, замечательный, смешной и очень «киевский» фильм «За двумя зайцами». Фильм до сих пор пользуется горячей любовью и на Украине, и в России.  Два припоминаемых мною имени  –  это Маргарита Васильевна Криницына, актриса, блестяще сыгравшая Проню Прокоповну. И Олег Иванович Борисов – уроженец Ивановской области, легендарный актёр Киевского театра русской драмы, Ленинградского БДТ и МХТ им. Чехова. В судьбе этих двух талантливых русских художников есть нечто символичное, многое говорящее нам, сегодняшним.

С Маргаритой Васильевной – уникальной трагикомической актрисой – мне выпала честь быть хорошо знакомым, немного сотрудничать с ней, знать её близких. Родившаяся на Урале, она закончила ВГИК в пору его небывалого расцвета и получила восторженные предложения от лучших московских театров и режиссёров. Судьба привела её в Киев, и здесь она поселилась  навсегда. В итоге она осталась в истории кино актрисой лишь одного фильма, невостребованной, тайно травимой украинской «элитой» (существовало закрытое письмо деятелей местной культуры, в котором говорилось, что актриса Криницына не соответствует стандарту украинской красоты и не должна появляться на экране!). Многие годы, пока были силы, она всей душой стремилась в Москву, где её талант бы оценили. Но не сложилось.

Олег Иванович Борисов после несомненных успехов на сцене киевской Русской драмы, после оглушительной славы, пришедшей к нему с ролью Голохвастова, всё же чувствовал себя здесь непросто. Ему намекали, что хорошо бы сменить фамилию, например, на Борисенко - и тогда откроются новые горизонты. Он пренебрёг «горизонтами», фамилию менять не стал -  и уехал. Благодаря тому, что уехал, состоялся как художник. В этом есть некий глубокий смысл. Всякое отделение, всякая попытка создать нечто национально стерильное оборачивается для художественной культуры Украины творческой немощью, упадком, а подчас и трагедией.

Впрочем, не только для художественной культуры - для науки и техники точно так же. Если мы с вами пройдём вперёд по проспекту Победы, то попадём в места, где почти каждый настоящий киевлянин вспоминает ещё об одном русском человеке, уроженце Подмосковья, о выдающемся конструкторе Олеге Константиновиче Антонове. Под его руководством КБ Антонова в содружестве с учёными, инженерами РСФСР, Белоруссии, других республик бывшего СССР создали знаменитые самолёты – Ан-22 «Антей», Ан-124 «Руслан», пассажирские лайнеры Ан-10 и Ан-24… Только мне вдруг вспомнилось, как несколько лет назад сотрудники авиаконцерна «Антонов» перекрывали  этот самый проспект в знак протеста против планомерного развала уникального научно-технического комплекса (проблемы у «антоновцев» начались ещё в 90-х, когда после развала СССР специалисты высочайшего класса сидели без зарплаты). Вспоминается также, что буквально на днях, 26 января 2016 года, правительство Яценюка окончательно ликвидировало авиаконцерн «Антонов». Да, официально это назвали «реорганизацией», но радости у авиастроителей Киева она не вызывает.



И однако же заканчивать нашу прогулку на грустной ноте не хочется. Вернёмся немного назад – и увидим на постаменте танк времён Великой Отечественной. Памятный знак в честь освобождения Киева от немецко-фашистских захватчиков. И вот здесь нам открывается современное значение названия проспекта. Для  многих киевлян этот проспект носит имя не прошлой, но будущей победы - победы исторической памяти, победы исконного русского Киева над его фальсифицированным образом....

Киев

http://www.fondsk.ru/news/2016/02/13/prospekt-nashej-pobedy-iz-cikla-progulki-po-russkomu-kievu-38587.html
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!