EVG
Гость
|
|
« Ответ #2 : 29 Марта 2016, 10:37:28 » |
|
ВОСХОЖДЕНИЕ
Мне думается, нашему читателю не надо пояснять, чем знаменита и так притягательна гора Моисея. Да-да!.. именно на ней Господь передал пастушку Моисею Скрижали Завета с десятью заповедями. Каждый христианин чтит их, как самый древний Кодекс человеческого общежития; и жить бы нам всегда по нему, но нет, не способны. И вот «христианство на Востоке близко к исчезновению». Такую картину вынуждены мы наблюдать в сии дни.
Ночью у нас подъём на гору, она же библейская гора Хорив.
Где Ангел небесный голосом остановил пастушка и предложил снять обувь, прежде чем двигаться дальше вверх. Таким необычным образом было сказано, что это не просто гора - это как храм, где присутствует сам Господь. (Вот почему у дверей мечетей так много обуви). Муса покорно снял свои неизящные башмаки, и оказался в громокипящей стихии разверзающихся небес. Он увидел, как к нему протянулась рука с каменными письменами. То были Скрижали Завета.
Кое-кто из именитых москвичей там, на вершине, уже побывал до нас. Я как-то давно читала об этом заметку Александра Крутова в журнале «Русский Дом». Народная певица Татьяна Петрова тоже поднималась к вершине (правда, с помощью верблюда) и даже там, в церкви Святой Троицы, имела счастье петь духовные песнопения… Писатель Сергей Есин подробней других описал своё восхождение в самом начале нового тысячелетия. Таким образом, я кое- что знала, как подготовиться, во что экипироваться, дабы «не дать дуба» наверху, где бывает очень студёно. Конечно, у меня был опыт горных восхождений, но это осталось в далёком прошлом, да и не ночные они были. У туристов-альпинистов непреложное правило – с наступлением сумерек быть внизу, в лагере. А тут всё наоборот. Почему? Когда установился такой порядок? – А идёт это от монахов, от их строгого Устава, от их всенощных бдений.
Если мы выйдем в путь в час ночи, то, даст Бог, и доползём к началу утра, к Божественной литургии с участием восходящего солнца.
…И вот подошла ночь. Нас ждёт гора Моисея, она же библейская гора Хорив. На вершине её Господь передал пастушку Мусе свои Законы, объединившие разрозненные стада людей в единобожии. Скрижали эти таинственным образом как появились, так и пропали, но человечество ухватилось за возможность новой жизни в едином Боге. Потому гора Хорив так притягательна для тысяч верующих во Вседержителя: и мусульман, и христиан.
Вот и мы ступили на тропу паломников. Два часа ночи. В группе есть весьма пожилые люди, поэтому не до форсажа, решили идти средним шагом. Под ногами рассыпается мелкий, коварный камешник – можно проехаться вниз, что в такой темноте нежелательно. Сопровождающие нас парни-бедуины активно предлагают своих верблюдов. Я, наслышанная о последствиях езды на верблюде, столь же активно отказываюсь. Но верблюды настырно идут с нами бок о бок, по сути, мешают… Но вот рассыпушка камней в основном закончилась, начались ступени, вырубленные в горе или естественного происхождения, здесь идти стало чуть проще, но верблюды по-прежнему шли за нами. С меня сошло уже несколько потов, куртка давно нашла приют в рюкзачке, а легче не становилось.
Наших я уже не видела, ускакали вперёд. Иной раз удавалось прислониться к каким-то боковым поверхностям и отдышаться. Что это было: или отвесная часть горы, вдоль которой карабкалась тропа? или же какие-то культовые сооружения? - разглядеть не было возможности. Бледный пучок света из моего фонарика едва освещал пядь горы под ногой. Я шла и шла вперёд по наитию. И вот, наконец, обещанный привал. На плоском участочке Хорива бедуины организовали что-то вроде летней кафешки под простецким пологом, там можно было выпить бедуинского чаю, посидеть, прислонившись к горе, на каменных лавках, покрытых местной выработки половиками. Но на всё это удовольствие – с десяток минут. Надо снова идти – сзади подпирают нагнавшие нас молодые туристы-курортники из отелей на Красном море.
После отдыха идти совсем не легче. Вот тут я позавидовала двум нашим старичкам, в руках у которых я видела кривоватые батоги. Какие этисочинцы оказались смышлёные! Где они взяли эти посохи?.. Не с собой же привезли?.. И снова густая тьма ночи, и снова ступени… А где-то рядом пещера пророка Илии, спасавшегося от преследования Иезавели… Сколько ещё мне осталось? Даже мои длинные от рождения ноги оказались коротковатыми для этих ступеней: на некоторые приходилось совсем по-детски карабкаться, сначала на одно колено, потом на другое. Но были и крохотные терраски, где мы снова становились пешеходами. После второго привала (в приюте аборигенов, украшенном с большим изыском – ярким, в три взмаха кисти, палантином – и более освещённым, так что я смогла разглядеть людей, расположившихся на отдых, и даже сделать пару снимков в палатке) ситуация изменилась: верблюды уже не шли за нами. Гид от паломнической службы «Радонеж» Ирина сообщила, что теперь осталось совсем мало: всего 360 ступенек – и мы на вершине. На высоте две тысячи метров это вдохновляло. Но…силы на исходе, а ночь всё не хочет уходить, чтобы хоть сколько-то высветлить мой путь. Последняя часть пути показалась самой тяжёлой. Ноги не слушались. Ступени (вырубленные в гранитной горе каким-то монахом по обету) были столь громоздки и высоки, что я пласталась на них, едва ли не рыдая и вслух взывая за помощью к Богородице (и что бы мне не сделать этого раньше?). Она услышала. И от той мольбы страдания мои закончились; дальше я и не заметила, как оказалась наверху, словно бы крылья у меня выросли. И это разве не чудо?! Чем его попытаться объяснить? – может быть, там, откуда верблюды возвращаются домой, уже началось небо ангелов, куда верблюдам доступа нет, а только богомольцам, таким как мы?...
На вершине Хорива в момент восхода солнца испытываешь неописуемый восторг от красоты Божьего мира, каковой нет внизу и в помине. Да, я побывала, как минимум, на втором небе! Значит, где-то здесь, недалеко, и третье, куда был восхищен апостол Павел?! И все тяготы восхождения, испытанные мной, - это как прохождение верблюда сквозь игольное ушко, это сдирание старой шкуры с грешного тела ради обретения новой – лёгкой и сияющей.
Да, солнце не изменило своему распорядку и взошло на востоке. Народ, густо забивший «партер» – карниз над самой пропастью (а пропасти – те же горы, только вершиной вниз, как заметил Андрей Чуклин, замечательный поэт из Нарьян-Мара). Народ дождался-таки зрелища и не был разочарован. Утро начиналось так прекрасно, так ясно, что на юге даже высветился пролив Акаба.
Гора Моисея – она же Хорив, она же Джебель Мусса – лежала под нами, залитая золотом проснувшегося утра. Её сестра – гора святой Екатерины – была почти рядом, во всяком случае, её вершина, самая высокая во всей Малой Азии, казалась в этой зыби горных кряжей ближе других и тоже нежно светилась пурпурными гранитами, как лепесток гигантской, на наших глазах раскрывающейся розы. На площадке ещё много воодушевлённого увиденным народа: кто-то фотографирует, кто-то молится у церквушки святой Троицы, кто-то подбирает себе здешние сувениры – яички, верблюжьи фигурки и кубки из оникса, алебастра – местных минералов, которыми так богаты здешние горы. Сувенирами торгуют парни-бедуины, пристроившись почти у самой пропасти со своими тяжеленными ящиками с товаром. Наши матушки из Красноярска Раиса, Надежда и Галина, с преображёнными сияющими лицами, роются в окаменелых плитках с отпечатком веточек купины – якобы они помогают при серьёзных болезнях. Здесь, наверху, этих отпечатков у торговцев много, а внизу уже не найдёшь. Матушки отоварились от души, а я не поспевала за ними, и теперь у меня всего лишь один сувенир с горы Моисея – отливающее перламутром яичко из белого оникса. (И куда смотрят китайцы? – белый оникс у них почитается за драгоценность.)
Спуск. Это особая глава в моём рассказе. Наша гид Ирина, не слишком- то щедрая на информацию, сказала, что есть две дороги вниз: та, по которой мы поднимались, и другая – по которой ходят монахи, она короче, но опасней. – «Поднимите руки, кто по какой хочет…» – Большинство пошло по знакомой, длинной. А мы, несколько человек, по короткой, следом за Ириной. Действительно, монашеская тропа много круче. Проложена рисковыми людьми: запнись – и полетишь в пропасть, в тартарары, – никто не удержит. Здесь почти вся тропа вьётся по вековечной горной породе, бортиков, укреплённых цементом, почти нет. Лучший способ передвиженья - скачи по-козьи с камня на камень, забывши о страхе. Но моя не по возрасту ретивость была вознаграждена: в наступившем свете дня мы увидели другую Джебель Муса, полную фантастических духовных сокровищ. Ведь каждый сантиметр горной тропы освящён витавшими здесь святыми душами, прошедшими отшельниками, страстотерпцами и духовидцами. Много веков назад они торили эту тропу, поднимаясь к вершине на молитву, славя Господа и Царство его. Здесь прозревали в духе первоначальные, здесь укреплялись в вере, здесь побеждали дьявольские козни. Здесь и мы, русские паломники, укреплялись в желании послужить Богу чистотой жизни, добронравием и добротолюбием. Мало ли сказать, что сам Паисий проходил здесь, а до него сколько святых мужей!.. а после него! Было от чего парить по воздуху. Видимо, мы были не из самых грешных, и ангелы помогли нам без ущерба вернуться на ровную землю: ни синяка, ни царапины.
Когда я добралась до монастыря, настало время завтрака, но значительная часть группы ещё спускалась по тропе паломников. И чтобы не терять времени, я снова пронырнула в музей с подъехавшей, на моё счастье, новой группой шумных курортников. И, наконец, оставшись там одна, я окунулась в историю этого славного монастыря, выжившего не без помощи римского императора Юстиниана, повелевшего в 530-м году укрепить обитель мощными стенами, построить церковь и придать военный гарнизон для защиты от арабских завоевателей – радикальных мусульман той поры... Я смогла рассмотреть, что не удалось сделать в первое посещение, важнейший для истории монастыря документ – Охранную грамоту, будто бы данную в 625-м году монастырю самим Мухаммедом (Магометом). Копия её красуется на белой стене музея, притягивая взоры каким-то своим ориентальным магнитом. И мой добровольный проводник по музею юноша Ахмет (он вполне приемлемо изъясняется на русском языке) не случайно обращает моё внимание на броскую вязь подписи внизу грамоты – рука Магомета. (Для этого юноши здесь это главное сокровище.) В годы иконоборчества Охранная грамота и географическая удалённость монастыря спасли его сокровища от гибели. С того самого времени греческий монастырь агиа Катрин остаётся единственным островком православия на мусульманском полуострове. Это не просто монастырь – это символ. А, как известно от мудрецов, символы управляют миром.
И вот все собрались и после завтрака, вполне монастырского,
мы получили возможность отдохнуть. Однако не тут-то было: гид Ирина – специалист в области чуть ли не компъютерного программирования, очередная жертва «перестройки» - не слишком активно предложила желающим отправиться в ущелье Фола. Желающих оказалось не много. И это не удивительно. Но у меня сомнений не было идти или не идти. Ноги устали, разбухли в красовках, но я прихватила с собой лёгкие, разношенные мокасины, потерявшие свой приличный вид ещё в Иордании. Они-то меня и спасли. Повалявшись на кровати не больше часа, мы, самые несгибаемые, пошли... Нас оказалось семеро. И мы были вознаграждены за своё рвение в неизвестность. Не иначе, что-то подталкивало нас изнутри: обязательно идите!... на Синае всякое ущелье – святое. Дары судьбы начались сразу же. Нужно было найти ключ для доступа в церковь Иоанна Крестителя, что возле кельи Иоанна Лествичника, куда мы идём. Ключ – огромный, амбарного образца – мы нашли не сразу, для этого пришлось поехать в посёлок с магазинчиком и ещё куда-то, пока не заполучили сей массивный ключ от массивного же монаха. После чего поехали в сторону ущелья, таким образом сократив часть пешего хода. Возле развалюх бедуинской деревни Санта Катарина микроавтобус повернул назад, а мы вышли и оказались в плотном крикливом кольце бедуинчиков, они ждали от нас «чёколатку», приученные прежними детолюбивыми паломниками. Но у нас ничего не было. Разочаровав ребятишек, но пообещав исправиться, мы двинулись к краю ущелья, сопровождаемые подростком Мухамедом, вполне по-взрослому выполнявшим свою роль – соблюдать щадящий темп, быть рядом с более пожилыми паломниками. И опять следом за нами шли два верблюда, этакий непременный эскорт. Ущелье оказалось достаточно широким. Правильное название – ущелье Вади-Фола, где Вади означает «высохшее русло». Тропа опять шла по камешнику, ноги в тонких мокасинах скользили на камешках, мой боевой настрой стал быстро затухать, и где-то, ещё в начале пути, я хотела повернуть, пока не поздно, назад. Но слава Богу, пошла дальше… При свете дня мы то и дело тормозили, чтобы разглядеть открывавшийся перед нами мир бытования монахов-исихастов. Вот налаженный кем-то из них мостик через высыхающий летом водосток, вот каменные ворота, называемые «воротами грешников», или Исповедальные врата – через них монаху нельзя пройти, пока не откроет своего греха постоянно живщему здесь отшельнику. Кажется, именно здесь верблюды останутся ждать нашего возвращения. А мы идём мимо опустевшего давно древнего монастыря Косьмы и Дамиана. От него осталась часть дувала, несколько старых олив, следы простой жизни… Посидели недолго в молчании. И в дорогу. Вот прямо в горе вырубленная ниша, прикрытая железной(?) дверью, – церковь Богородицы-экономиссы. А дальше, ещё выше, на правой стороне ущелья, открывается чудесная картина: под защитой необычной волнообразной формы горного кряжа расположилась довольно просторная площадка с несколькими деревьями – это так называемая Долина семидесяти мудрецов, а на ней виднелся невеликий домик – келья Паисия Святогорца, два года пребывавшего здесь в молчании, а значит, спускавшегося иной раз к монастырю по этой же тропе! И почему Ирина не сказала всем, что их ждёт в походе, ещё в гостинице? – тайна сия велика есть.
Ущелье не слишком-то прямое, тропа забирается ещё выше влево; и снова карабкаемся, уже по вырубленным ступеням, поднимаемся круто вверх, буквально упираясь в пещерный вход, придавленный двумя агромадными каменюгами. Это келья, где четыре десятка лет пребывал в молчаливом монашеском подвиге Святой Иоанн Лествичник! И мы, грешные и недостойные, коснулись этой святости, этой иоанновой лествицы возрастния в духе. Вот милость так милость. Что тут ещё скажешь! Зайди туда молча, благоговейно, как в святая святых, возжги оставленный здесь огарок свечи, осени лоб крестом, помолись в благодарность за радость здесь пребывания, поцелуй простой образок на каменной божнице, присядь на каменное ложе, служившее отшельнику одром, и ещё, перед уходом, прими помазание тем же огарком свечи, совершённое братом твоим во Христе Алексеем – прихожанином храма в Останкино.
Вот сколько радости и любви мы получили в неведомом ранее ущелье Фола.
И это ещё не всё. На обратном пути встретились нам два афонских монаха, они шли совершить вечернее богослужение там, где мы только что побывали. Монах, что постарше, благословил нас на дальнейший путь. У него было мудрёное имя, и я его тотчас забыла. А вот его благодушный, светившийся радостью лик до сей поры перед глазами.
|