Русская беседа
 
26 Октября 2024, 14:16:07  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: «Заключенные — это наша паства, это не изгои»  (Прочитано 1657 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106234

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 14 Апреля 2016, 16:30:33 »

«Заключенные — это наша паства, это не изгои»

Святейший Патриарх Кирилл подчеркнул, что главная цель Церкви — помочь каждому сидельцу встретиться со Христом



Вчера под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось очередное заседание Высшего Церковного Совета, сообщает Патриархия.ru. Предстоятель Русской Церкви обратился к участникам заседания со вступительным словом.

«Сегодня у нас очередное заседание, которое, в первую очередь, будет включать в себя оценку выполнения ранее принятых решений, - отметил Первосвятитель. - Но, тем не менее, обычно мы делаем акцент на какой-то конкретной теме. В этот раз я хотел бы подчеркнуть значение той работы, которая у нас осуществляется в сфере пастырского окормления заключенных. Владыка Иринарх (председатель Синодального отдела по тюремному служению — ред.) сделает сегодня соответствующее сообщение, представит информацию о текущих делах. Но мне бы хотелось особо сказать о том, что мы помним времена, когда священник не мог войти в место заключения, а теперь стоит вопрос о системном служении Церкви в местах лишения свободы. И для того, чтобы эта система была создана и функционировала, уже сделано очень многое. И мы можем с удовлетворением говорить о том, что создана служба пастырского попечения о заключенных в нашей Церкви».

«Во все большем количестве мест отбывания наказания при содействии администрации открываются домовые храмы и часовни. При участии Синодального отдела по тюремному служению разрабатываются методические рекомендации по духовному окормлению заключенных. Печалование о заключенных всегда было частью миссии Православной Церкви, - напомнил он. - Это отвечает самой природе Церкви: забота о спасении грешников — вот что в центре церковного служения. А тюрьма объединяет людей прежде всего по одному общему признаку — все они согрешили, совершили прегрешения, в том числе, имеющие характер правонарушения здесь, в земной жизни. И здесь, в земной жизни, они несут наказание за это правонарушение, за свой грех, который в категориях светского законодательства расценивается как преступление, то есть нарушение норм общественного бытия».

«Тюремный срок — это испытание для человеческой личности, - пояснил Святейший Владыка. - Никто не выходит из тюремной камеры таким же, каким он в нее вошел. Это огромный вызов для души человека. Но в то же время и очень большой шанс, данный Богом. Тюрьма способна сломать и искалечить человека, ввергнуть его в бездну отчаяния, но она способна и преобразить его, возродить к новой жизни».

«И Церковь приходит в тюрьму именно за тем, чтобы не дать узникам пойти по первому, губительному для них пути. Главная цель Церкви в тюремной камере — помочь каждому сидельцу встретиться со Христом, - подчеркнул Святейший Патриарх. - Ведь Спаситель пришел призвать к покаянию не праведников, а грешников, в том числе тех, кто заслуженно отбывает наказание в местах лишения свободы. А мы должны ясно понимать, что заключенные — это наша паства, это не изгои. Они ведь от Церкви не отлучены, они отлучены от общества в силу совершенных правонарушений. Но от Церкви их никто не отлучал, это наша паства. И поэтому с не меньшим пастырским рвением мы должны относиться к духовному окормлению этих людей».

«Поэтому надо предпринять все возможные усилия к тому, чтобы тюрьма не разрушала человеческой личности, человеческого достоинства, - призвал он. - К сожалению, есть немало примеров, когда в условиях заключения, вынужденного существования в замкнутом пространстве камеры это человеческое  достоинство грубо попирается. Образ Божий уступает место звериным инстинктам, извращениям, подрывается доверие, господствует страх и ненависть. Церковь не может оставаться к этому безучастной».

«Заслуженно или по ошибке попал человек за решетку — его достоинство одинаково неприкосновенно, - убежден Предстоятель Русской Церкви. - И за ним остается прежде всего право на общение с Тем, Кто не оставляет нас нигде, где совершается молитва и богослужение. То есть каждый имеет право на общение с Богом и каждый имеет право осуществлять это общение в соответствии с тем религиозным выбором, который он делает».

«Люди Церкви прошли через тюрьмы в богоборческие времена, - напомнил он. - Бог не оставлял тех, кто сохранял верность Христу, и их вера оказывалась словно защитным щитом против того беспредела, который происходил вокруг. Они не только выживали, а оставались носителями образа Божия в любви к ближним. Их смелость в исповедании Евангелия приводила к тому, что к верующим в камере относились с особым уважением».

«Но так было в век государственных гонений на Церковь. А сегодня мы живем и проповедуем в свободных условиях. И потому спрос с нас сегодня гораздо выше, чем в то время, когда Церковь не имела возможности заниматься пастырской работой с заключенными, - предупредил Первосвятитель. - Сумеем ли мы воспользоваться теми новыми условиями, которые существуют, в полной мере, и привнести христианское основание, убеждения в отечественную систему исполнения наказаний, конечно, зависеть будет от нас».

«Каждая из категорий заключенных требует отдельной пастырской работы, - отметил он. - Душепопечение о подростках, находящихся в колониях для малолетних, о беременных матерях за решеткой, отличается от окормления осужденных, отбывающих пожизненный срок за тяжкое преступление. О каждом из них Церковь должна заботиться особо».

«Отдельный непростой вопрос — ресоциализация лиц, выходящих из мест лишения свободы. Известно, как непросто бывает бывшим узникам вернуться в мир, найти работу, восстановить социальные связи. Известно, с каким отчуждением общество встречает бывших заключенных, - с сожалением констатировал Первоиерарх. - И Церковь должна прийти им на помощь. Работа по социальной реабилитации бывших заключенных должна вестись на епархиальном и приходском уровне. Это особая работа, потому что иногда человек, отбыв наказание, не исправляется, а укореняется в своих преступных намерениях и нравственно деградирует. И поэтому церковная реабилитация заключенных требует особого подхода к этим категориям лиц и, конечно, особо ответственного отношения со стороны правящих архиереев».

«У меня был личный опыт участия в такой работе, - рассказал Святейший Владыка. - И должен сказать: не всегда этот опыт был положительным. Были и очень большие разочарования. Поэтому, идя с открытым сердцем навстречу людям, вышедшим из мест заключения, мы не должны терять пастырской бдительности и осмотрительности. Особенно мы должны помнить о тех людях, которые вместе с ними трудятся, общаются, молятся, но которые не прошли тюремного опыта».

«Поэтому считаю важной и очень своевременной работу по ресоциализации лиц, вышедших из мест заключения. Я глубоко убежден в том, что для правильной организации этой работы мы должны в первую очередь хорошо организовать самих себя. И поэтому я попросил бы наш профильный Синодальный отдел обратить внимание на возможные программы подготовки духовенства и мирян для работы в этой очень непростой сфере нашей пастырской ответственности. Сегодня мы услышим ваши доклады, сообщения о текущей деятельности. Но я хотел бы предварить наше заседание этими размышлениями о важности пастырской работы с лицами, находящимися и вышедшими из заключения. Теперь приступаем к рассмотрению повестки дня», - заключил Святейший Патриарх Кирилл.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/04/14/zaklyuchennye_eto_nasha_pastva_eto_ne_izgoi/
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106234

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 16 Апреля 2016, 08:22:10 »

Патриарх Кирилл: «Печалование о заключенных всегда было частью миссии Православной Церкви»

 Москва, 14 апреля 2016 г.

«Мы помним времена, когда священник не мог войти в место заключения, а теперь стоит вопрос о системном служении Церкви в местах лишения свободы. И для того, чтобы эта система была создана и функционировала, уже сделано очень многое. Мы можем с удовлетворением говорить о том, что в нашей Церкви создана служба пастырского попечения о заключенных», — заявил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на открытии очередного заседания Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви, состоявшегося 13 апреля 2016 года.


на открытии очередного заседания Высшего Церковного Совета    

Предстоятель Русской Православной Церкви отметил, что «во все большем количестве мест отбывания наказания при содействии администрации открываются домовые храмы и часовни, при участии Синодального отдела по тюремному служению разрабатываются методические рекомендации по духовному окормлению заключенных.

«Печалование о заключенных всегда было частью миссии Православной Церкви. Это отвечает самой природе Церкви: забота о спасении грешников — вот что в центре церковного служения», — подчеркнул Святейший Владыка.

По словам Его Святейшества, тюремный срок — это особое испытание для человеческой личности. «Никто не выходит из тюремной камеры таким же, каким он в нее вошел. Это огромный вызов для души человека. Но в то же время и очень большой шанс, данный Богом, — полагает Патриарх Кирилл. — Тюрьма способна сломать и искалечить человека, ввергнуть его в бездну отчаяния, но она способна и преобразить его, возродить к новой жизни. И Церковь приходит в тюрьму именно за тем, чтобы не дать узникам пойти по первому, губительному для них пути».

«Главная цель Церкви в тюремной камере — помочь каждому сидельцу встретиться со Христом, — продолжил Святейший Владыка. — Ведь Спаситель пришел призвать к покаянию не праведников, а грешников, в том числе тех, кто заслуженно отбывает наказание в местах лишения свободы. А мы должны ясно понимать, что заключенные — это наша паства, это не изгои. Они отлучены от общества в силу совершенных правонарушений, но от Церкви их никто не отлучал... И поэтому с не меньшим пастырским рвением мы должны относиться к духовному окормлению этих людей».

«Сегодня мы живем и проповедуем в свободных условиях. И потому спрос с нас сегодня гораздо выше, чем в то время, когда Церковь не имела возможности заниматься пастырской работой с заключенными, — напомнил Святейший Патриарх. — Сумеем ли мы воспользоваться теми новыми условиями, которые существуют, в полной мере и привнести христианское основание, убеждения в отечественную систему исполнения наказаний, конечно, зависеть будет от нас».

Святейший Владыка также обратил внимание на необходимость учитывать в пастырской работе специфику различных категорий заключенных. «Душепопечение о подростках, находящихся в колониях для малолетних, о беременных матерях за решеткой, отличается от окормления осужденных, отбывающих пожизненный срок за тяжкое преступление. О каждом из них Церковь должна заботиться особо», — отметил Святейший Патриарх Кирилл.

Предстоятель Русской Церкви особо выделил тему ресоциализации лиц, выходящих из мест лишения свободы. «Известно, как непросто бывает бывшим узникам вернуться в мир, найти работу, восстановить социальные связи. Известно, с каким отчуждением общество встречает бывших заключенных. И Церковь должна прийти им на помощь», — заявил Святейший Владыка.

«Работа по социальной реабилитации бывших заключенных должна вестись на епархиальном и приходском уровне. Это особая работа, потому что иногда человек, отбыв наказание, не исправляется, а укореняется в своих преступных намерениях и нравственно деградирует. И поэтому церковная реабилитация заключенных требует особого подхода к этим категориям лиц и, конечно, особо ответственного отношения со стороны правящих архиереев», — добавил Предстоятель.

В завершение Святейший Патриарх Кирилл дал поручение Синодальному отделу по тюремному служению «обратить внимание на возможные программы подготовки духовенства и мирян для работы в этой очень непростой сфере».

Патриархия.ru

http://www.pravoslavie.ru/92469.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106234

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #2 : 20 Апреля 2016, 10:56:14 »

«В тюрьме воцерковленных людей больше, чем на воле»

Протоиерей Игорь Александров об участии Церкви в деле ресоциализации лиц, выходящих из мест лишения свободы



Как сообщалось, 13 апреля под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось очередное заседание Высшего Церковного Совета.

Выступая на открытии заседания, Патриарх отметил, что за прошедшие годы «создана служба пастырского попечения о заключенных в нашей Церкви».

В то же время Первосвятитель указал на узкие места в системе окормления лиц, оказавшихся в местах лишения свободы:

«Отдельный непростой вопрос — ресоциализация лиц, выходящих из мест лишения свободы. Известно, как непросто бывает бывшим узникам вернуться в мир, найти работу, восстановить социальные связи. Известно, с каким отчуждением общество встречает бывших заключенных. И Церковь должна прийти им на помощь. Работа по социальной реабилитации бывших заключенных должна вестись на епархиальном и приходском уровне. Это особая работа, потому что иногда человек, отбыв наказание, не исправляется, а укореняется в своих преступных намерениях и нравственно деградирует. И поэтому церковная реабилитация заключенных требует особого подхода к этим категориям лиц и, конечно, особо ответственного отношения со стороны правящих архиереев».

Мы попросили настоятеля храма преп. Серафима Саровского в мужской колонии N 7 протоиерея Игоря Александрова прокомментировать слова Святейшего Патриарха Кирилла.


Нельзя не согласиться со словами нашего Первосвятителя, о том, что служба пастырского попечения о лицах, временно находящихся в местах лишения свободы, действительно, существует. И хотя тюремный священник бывает в своем храме не ежедневно, в целом у человека по ту сторону решётки даже больше возможностей для воцерковления, чем на воле. И храм – у порога жилища, и никто не осудит за незнание каких-то правил поведения, церковного этикета. Приведу несколько фактов, свидетельствующих о том, что к священнику в тюрьме, по меньшей мере, привыкли. Так, при разделении Санкт-Петербургской епархии оказалось, что некоторые священнослужители стали для своих колоний «чужими», т.е. клириками других епархий, и, формально, подлежали замене, сотрудники соответствующих учреждений обратились к епархиальному руководству с просьбами сохранить им «своих» батюшек, что и было сделано. По своему опыту могу сказать, что сейчас в храм в колонии люди подчас заходят просто «излить душу». Это нельзя назвать воцерковлением, но это тоже свидетельство преодоления каких-то подозрений, многолетнего недоверия. В 90-е годы такого не было. 

Что касается вопроса об участии Церкви в ресоциализации освобождающихся, моя позиция такова: если речь идет о прихожанах наших тюремных храмах, помогать им – наш долг. Человек, подчас переходит в Церковную организацию из другой организации – криминальной, по сути дела, антицерковной, но очень хорошо организованной. И если мы не поможем ему, помогут другие. Со всеми вытекающими отсюда последствиями. Со своей стороны, я даю всем своим освобождающимся прихожанам свой телефон, и если нужна помощь, то стараюсь ее оказать. К счастью, большинство наших прихожан освобождается, не «в пустоту». Практическую помощь им оказывают родственники. Наша задача – напоминать о той высокой «мере бытия», которую они выбрали, став православными христианами, т.е., заниматься специфически церковными делами, вовлекать в жизнь православных приходов. Вы спросите, как на всех хватает сил и времени? Считайте сами: моя тюремная община – тридцать человек. Много это, или мало? На тысячу осужденных, пожалуй, немного. Но если учесть, что это люди посещают храм ежедневно (в мое отсутствие служба совершается мирянским чином), причащаются ежемесячно, и что это – молодые мужчины, то получится, что воцерковленных людей в тюрьме больше, чем на воле. И дальше: освобождается, покидают этот особенный приход три-четыре человека в год. Как же не уделить им внимание в начале их новой жизни, когда воздух свободы кружит голову?

Но бывают и острые ситуации, когда жилье утрачено либо по своей вине, либо в результате незаконных действий тех же родственников, которых, подчас, и не осудишь: их терпение лопнуло, и они пошли на любые хитрости, лишь бы выписать неудобного брата или племянника с занимаемой жилплощади. Вот для таких людей церковный центр реабилитации был бы весьма полезен. Если вернуться к моим подсчётам, из моих «выпускников» им бы воспользовались 1-2 человека в год. Умножьте на число колоний города и области, - получите 15, самое большое, 20 человек в год. Небольшой приют (комнаты для временного проживания), консультация юриста, помощь в трудоустройстве при обязательном духовном окормлении. Задача не выглядит фантастической. Пока же такого центра нет, его функции выполняют православные монастыри и приходы, хотя, конечно, они и не обязаны это делать. За годы моего служения моих прихожан по моей рекомендации принимали в Валаамском Спасо-Преображенском монастыре, в Святогорском Свято-Успенском монастыре Псковской епархии, в Покрово-Тервеническом монастыре, в приходе преп. Серафима Саровского в Песочной. Серьезно они меня не подводили. В худшем случае, сбегали, не выдержав монастырского распорядка жизни. Но сейчас человека без регистрации могут принять только на очень короткий срок. Так что нужда в подобном центре, несомненно, существует.

И последнее: уверен, что нельзя понимать слова Патриарха расширительно и возлагать на Церковь функцию реабилитации всех выходящих из мест лишения свободы. Еще раз напомню, что в сейчас возможность прийти в Церковь как раз в этих местах предоставлена каждому. И если человек за три, пять, а то и десять лет не воспользовался этой возможностью, похоже, мы просто говорим на разных языках.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/04/20/v_tyurme_vocerkovlennyh_lyudej_bolshe_chem_na_vole/
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!