Русская беседа
 
24 Октября 2024, 18:20:50  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Ленд-лиз. Ни к чему преувеличивать его вклад в Великую Победу  (Прочитано 1909 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106207

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 06 Мая 2011, 10:17:50 »

Сергей БРЕЗКУН (КРЕМЛЁВ)

Ленд-лиз. Ни к чему преувеличивать его вклад в Великую Победу

В преддверии 70-летия со дня начала Великой Отечественной войны раскрываются новые странички героической поступи советского народа к Победе. От первых приграничных сражений до поверженного рейхстага и водружения советского флага над сопками Порт-Артура прошли долгие годы войны, годы тяжелейших оборонительных сражений и неустрашимого наступления.

Огромное значение для победы принадлежало труженикам тыла, женщинам, старикам и детишкам, вставшим к станкам вместо мужей, сыновей, отцов. Ведь без поступления новых видов вооружения и боеприпасов невозможна была победа, и это -неоспоримо.




Это они своими женскими руками ковали мощь оружия Победы

Одновременно наполняется «новым-старым» содержанием легенда, согласно которой без ленд-лиза Советский Союз неминуемо проиграл бы войну. И появляются забытые мелодии неспроста: 11 марта 2011 г. исполнилось 70 лет с того времени, когда утвержденный Конгрессом США «Закон о Ленд-лизе» был подписан Президентом Ф.Д.Рузвельтом. И семь десятилетий спустя не утихают споры о том, был ли ленд-лиз спасением или только подспорьем для Великой Победы…. Даже сегодня ответы исследователей полярно противоположны...

Попробуем разобраться, оперируя исключительно документально подтвержденными данными.

Ешё в 2000 г. в издательстве «Вече» (Москва) вышла в переводе с английского книга Эдварда Стеттиниуса «Ленд-лиз – оружие победы», в которой утверждалось, что СССР победил в войне благодаря американским поставкам по линии ленд-лиза. Что такое ленд-лиз? Как небольшая справка: ленд-лиз (от англоязычного «lend» - давать взаймы и «lease» - сдавать в аренду, внаем) – программа поставок Соединенными Штатами Америки вооружения, продовольствия и оборудования союзным странам в период Второй мировой войны.

Возвращаясь к книге Стеттиниуса, кстати, впервые изданной в январе 1946-го, отметим, что она дает достаточно полный перечень предоставленного по ленд-лизу в СССР. Но дает все в валовом показе. Как пример, в книге отмечено, что: «СССР получил по ленд-лизу в 1941-1945 гг. грузов на сумму 11 млрд. долл. (в ценах 1945-го), в том числе 22 150 самолетов, 12 700 танков, 8000 зенитных и 5000 противотанковых орудий, 132 000 пулеметов, 376 000 грузовиков, 51 000 джипов, 8000 тягачей, 35 000 мотоциклов, 472 млн. штук снарядов, 4,5 млн. т продовольствия, 2,1 млн. т нефтепродуктов, 1,2 млн. т химических и взрывчатых веществ, 11 000 вагонов, 2000 паровозов, 128 транспортных судов, 3 ледокола, 281 военный корабль». И сразу отмечу, что все указанное – полная правда. Причем даже не вся, и я позволю себе дополнить господина Стеттиниуса.

Наряду с поставленными самолетами Советский Союз получил специальное аэродромное оборудование и 9351 американскую радиостанцию для установки на истребителях советского производства. В 1943 году поставки союзников позволили оснастить радиостанциями 150 дивизий, а полевыми телефонами - 329 дивизий. 400-ваттные радиостанции полностью обеспечили надежной связью советские штабы фронтов, армий и аэродромов (отечественная промышленность стала выпускать их только в конце 1943-го). Трудно также переоценить поставку 445 английских и американских радиолокационных станций в конце 1942-го и на протяжении всего 1943-го (в СССР в это время лишь приступили к массовому выпуску). Также не стоит забывать, что поставки продовольствия обеспечивали высококалорийным питанием нашу армию в течение всей войны. Не забудем мы и 15 миллионов пар обуви, которые носили советские солдаты.



Да, это все ленд-лизовские поставки, от тушенки, прозванной «вторым фронтом» до надежных истребителей Аэрокобра

Должны мы также помнить и о том, что только на самом коротком, но наиболее опасном – северном морском маршруте поставок ленд-лизовской продукции было потоплено 38 советских и 77 союзнических транспортов, 17 британских военных кораблей, а во время проводки «полярных конвоев» погибло 4861 человек – русских, американцев, канадцев, англичан, поляков, голландцев, австралийцев, норвежцев. Мы помним об этом, помним о трагедии конвоя «PQ-17» и других, помним погибших и скорбим по ним.

Но долг историка обязывает меня вернуться к сути поднятого вопроса. Неслучайно, ой неслучайно, он сегодня возносится на щит: мол, только валютные поступления с Запада спасли, спасают и могут спасти славянский мир. А что на самом деле?

Известно, какие тяжелые потери, в том числе и в технике, понесла Красная Армия в начале Великой Отечественной войны. Уже к концу лета были оккупированы значительные территории, а в начале октября все левобережье Днепра было оставлено советскими войсками. Сотни предприятий были эвакуированы, но к работе на новом месте еще не приступили. Несмотря на заявление Черчилля, сделанное еще 22 июня 1941-го, а затем и Рузвельта, союзники заняли позицию выжидания и реальной помощи до 15 ноября не предоставили. И лишь 1 октября 1941-го был подписан первый Московский протокол о военных поставках на период с 1 октября 1941-го по 30 июня 1942 года. А первый конвой судов с 150 самолетами, 150 танками, 52 зенитными и 156 противотанковыми орудиями, а также некоторыми другими видами сырья, вооружения, военных материалов и продовольствия прибыл в Архангельск 23 августа.

Однако, говоря языком цифр, не стоит забывать, что есть еще язык логики и язык своевременности. Так вот: самая большая по объему помощь, предоставленная Соединёнными Штатами и Великобританией вкупе с Канадой, пришлась на лето 1943-го – осень 1945-го, т.е. тогда, когда перелом в войне был очевиден. Сейчас, просматривая кинохронику Великой Отечественной, особенно период Сталинградской битвы или битвы за Донбасс, мы, как не старайтесь, не увидим ни «Студебекеров», ни «Доджей» с «Виллисами», ни танков «Генерал Грант» и «Валентайнов», ни «Аэрокобр» со «Спитфайерами». Их там в дни горячих сражений не было…


А этот стоп-кадр из хроники лета 1943-го

Красной армии нужно было в пух и прах разгромить немецко-фашистскую армию в Сталинградской битве, чтобы объем англо-американских поставок по всем маршрутам значительно возрос. Что еще стоит сказать по этому поводу? Знаменитые «Студебекеры» в массовом количестве стали прибывать к весне 1943-го, как и остальной автотранспорт, авиационная помощь - также в этот период, а корабли - лишь с весны 1944-го.


Достаточно посмотреть на фотографии той поры, как, к примеру, на эту, и увидеть что возле ленд-лизовского «Бостона» или А-20 стоят морские летчики Балтийского флота летом 1944-го, поскольку в 1942-м этих бомбардировщиков не было

И самое главное, нельзя забывать о героическом, подвижническом труде работников советского тыла! А ведь как раз об этом, заводя речь о ленд-лизе, «деликатно забывают». Брешь в этом позорном забвении пробивает сухая статистика цифр. За годы Великой Отечественной войны советская оборонная промышленность выпустила более 19 миллионов единиц стрелкового оружия; 98 тысяч танков и самоходный орудий; 525 тысяч артиллерийских орудий всех систем и минометов; более 122 тысяч самолетов всех типов и 71 боевой корабль. И историческая правда заключается в том, что наибольший объем военной продукции пришелся на 1943-1944 года.

В сравнении с числом поставленных видов вооружений, указанные данные не могут не впечатлять.

Но есть и еще одна статистика, о которой умалчивают западные, да и некоторые наши историки – это поставки по линии Военно-Морского флота. Я знаю эту тему не понаслышке - я занимался ей во время прохождения службы на Тихоокеанском и Северном флотах и могу кое-что прояснить.

Согласно всем исторически подтвержденным данным, советским Военно-Морским фотом было получено 176 кораблей для Тихоокеанского флота и 116 для Северного. Основными поставками были сторожевые (эскортные) корабли типа «Такома» - 27 единиц, большие охотники типа «SC» - 78, тральщики типа «AM» и «YMS» - 56 и торпедные катера типов «Воспер», «Хиггинс» и «Элко» - всего 131 единица. На первый взгляд впечатляет. Однако есть и другая статистика. Из 29 торпедных катеров «Элко» в Заполярье 12 прибыли 20 июня 1945-го, как и из 41 катера типа «Воспер» 14 прибыли также 20 июня 1945-го – то есть тогда, когда война в Европе закончилась (!). Да и с 46-ю большими охотниками для Северного флота тоже «промашка вышла» - прибыли они на Север 25 апреля 1945-го и в боевых действиях уже не участвовали. Такая же статистика и по Тихоокеанскому флоту. Из 27 сторожевых кораблей, поступивших на флот половина, т.е. 12 штук поступили лишь после 9 сентября 1945-го. Тоже самое касается и других классов. К примеру, из 32 больших охотников к месту назначения, т.е. в советские порты и военно-морские базы Дальнего Востока 16 прибыли аж в октябре 1945-го. Из 56 тральщиков, предназначенных тихоокеанцам – 28 также прибыли только 10 сентября. Т.е. только тогда, когда война была окончена, почти как в песне «… и на Тихом океане свой закончили поход». Я привел эти данные лишь для того, чтобы отметить – да, число поступавшей техники совпадает с указанным в рукописях заокеанских историков, вот только без уточнений, когда эта техника поступила и что делала… Ведь 90 % всех классов кораблей по ленд-лизу поступило на флот в период с мая 1944-го по октябрь 1945-го.

Я никоим образом «не ставлю крест» на ленд-лизовских поставках, поскольку их значение действительно высоко, но, говоря «А», видимо следует доходить и до «Я». Точно такое же состояние и с судами типа «Либерти», которые израненными добирались до Мурманска, Молотовска (Северодвинск) и Архангельска, там бросались своими экипажами, а затем уже «задним числом» вписывались в программу поставок, как это было с транспортами, ставшими «Мариной Расковой», «Леной», «Большевиком», «Молотовском» и другими.

Наконец, не стоит забывать, что программа по линии ленд-лиза была выгодна самим Соединенным Штатам, которые за её счет сократили собственные материальные и людские потери в войне. Знать и помнить надо также и о том, что ленд-лиз принёс огромные выгоды американской промышленности, которая, пока СССР воевал, выросла более чем в 2,5 раза. И не забудем также, что в обмен за помощь по ленд-лизу Советский Союз отправлял в Соединённые Штаты важное стратегическое сырье.

Отрицать или преуменьшать роль ленд-лиза, как это нередко делалось в СССР в «холодной войны», было бы неверно, да и нелепо. Но точно так же нелепо утверждать, будто исход Второй мировой войны решила материальная помощь Запада Советскому Союзу. Ведь цифры умеют разговаривать - особенно, когда «специалисты» молчат.

Прошли годы. Нет уже в живых многих участников перевозок грузов ленд-лиза. Однако народы стран-участниц антигитлеровской коалиции помнят героические подвиги моряков транспортных и военных флотов СССР, США, Великобритании, Нидерландов, Греции, Норвегии, Польши. Сегодня устанавливаются мемориальные плиты и памятники тем, кто участвовал в полярных конвоях и перегонах самолетов из Аляски в Сибирь.


Как этот

А самолеты, особенно американские, несмотря на некоторые критические замечания, были все же, хорошими.


Асы прославленной 9-й гвардейской авиадивизии у истребителя P-39 «Аэрокобра»

Да, поставки по линии ленд-лиза были существенной помощью, но недопустимо превозносить её до небес, чем занялись сегодня некоторые мои коллеги по случаю 70-летия американского закона о ленд-лизе.

И если бы меня спросили: ставить памятник ленд-лизу или нет, я бы сказал – да, ставить, но не впереди памятника советскому воину-освободителю, не рядом с ним, а чуть поодаль - позади. Именно так – и это самое правильное.

http://www.fondsk.ru/news/2011/05/06/lend-liz-ni-k-chemu-preuvelichivat-ego-vklad-v-velikuju-pobedu.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106207

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 13 Мая 2016, 11:02:41 »

Андрей Борцов

Насколько были полезны для СССР «ленд-лизовские» танки?



Вопрос ленд-лиза, как и следовало ожидать, стал резко идеологизированным со времён «перестройки»:  начали восхвалять Запад в целом и ленд-лиз в частности; появились статьи, продвигающие мысли о неоценимой помощи союзников.

Однако действительность, если обратиться к историческим фактам, выглядит несколько иначе. Достаточно, честно говоря, лишь одного факта: хотя основную задачу выполнил СССР, неся гигантские потери, Англия получила по ленд-лизу от США товаров на втрое большую сумму. Также не стоит забывать, что одновременно с ленд-лизом фирмы США вполне себе осуществляли поставки и Рейху, ведь бизнес превыше всего! Крайне важно и распределение поставок по годам: в самые сложные для СССР годы, 1941 и 1942, поставки выполнялись лишь частично от обещанного объёма, регулярными они стали лиши в 1943-м году, когда стало ясно, что Союз переломил ход войны.

Вопрос ленд-лиза объёмен, его невозможно разобрать в одной статье. Давайте посмотрим лишь на один аспект: поставки танков, насколько они оказались полезными для Победы?

Юрий Нерсесов, «Ленд-лиз на два фронта»:

    «...может быть, при общей незначительности объема заокеанской помощи она сыграла решающую роль именно в 41-м, когда немцы стояли у ворот Москвы? Что ж, посмотрим статистику поставки вооружений за этот год. С 22 июня по 31 декабря Красная Армия получила … 648 танков… С учетом же вооружений, имевшихся на 22 июня 1941 года… процент снижается до совершенно ничтожных цифр (соответственно, … 2,32%...). Маловато будет, особенно если учесть, что изрядная часть присланной техники, как, в частности, 115 из 466 танков английского производства, в первый год войны до фронта так и не добралась

    …американцы обещали прислать в 1941-м 600 танков… послали …всего 182… Та же история продолжалась и в 1942 году. Если советская промышленность выпустила тогда …24,5 тысячи танков и самоходных орудий… то по ленд-лизу за январь-октябрь было этих видов вооружения получено… 2703… штук. После чего (в разгар боёв за Сталинград и Кавказ!) поставки значительно сократились. После разгрома конвоя PQ-17, о чём мы поговорим ниже, союзники тормозили до 2 сентября, потом со скрипом отправили следующий караван PQ-18, а затем прикрыли лавочку аж до 15 декабря».


Товары по ленд-лизу поставлялись таким образом, чтобы собственные ресурсы Советского Союза максимально истощились, при этом задержки с поставками «случайно совпадали» с моментами, когда поставки были нужны максимально. Когда же СССР под руководством Сталина стал побеждать, поставки наладились.

В книге Маршала Жукова «Воспоминания и размышления» имеются такие слова о ленд-лизе:

    «К общему числу вооружения, которым советский народ оснастил свою армию за годы войны, поставки по ленд-лизу составили в среднем 4 процента. Следовательно, о решающей роли поставок говорить не приходится. Что касается танков и самолётов, которые английское и американское правительства нам поставляли, скажем прямо, они не пользовались популярностью у наших танкистов и лётчиков».

С количеством и своевременностью поставок всё ясно; давайте посмотрим на технику, которую поставляли по ленд-лизу. Вопрос, понятно, обширнейший, поэтому сделаем лишь краткий обзор бронетехники в качестве примера.

Какая техника требовалась? Вспомним кратко, что у нас было.

Большая часть советских танков были лёгкими, оснащёнными 45-мм орудиями, которые могли поражать средние немецкие танки лишь на расстояниях до 300 метров, сами же имели противопульную броню 10-13 мм, явно недостаточную для боевых действий. Однако БТ-7, например, при указанных недостатках имел скорость до 72 км/ч, так что в него ещё надо было попасть, а в условиях «танки с танками не воюют» польза от него была очевидна.

Средний трёхбашенный Т-28 имел 76,2-мм пушку (и четыре пулемёта), по опыту Финской войны их дополнительно экранировали листами брони, доводя суммарное бронирование до 50-60 мм. Это, правда, повышало массу и несколько снижало скорость, изначально равную 43 км/ч. К сожалению, эти машины в значительном количестве были потеряны в первые месяцы войны, причём по большей части — из-за технических неисправностей. Тем не менее танк мог сражаться со всеми танками, имевшимися у немцев в начале войны.

Были у СССР и танки, опережающие мировое танкостроение: тяжёлые «КВ-1» и «КВ-2», ну и, разумеется, знаменитый средний «Т-34». Правда, лучшим танком Второй мировой признана более поздняя модификация «Т-34-85», на котором было установлено 85-мм орудие ЗИС-С-53, что позволяло отстреливать «Тигров», «Пантер» и прочий зверинец, а также были ликвидированы выявленные при эксплуатации первых выпусков конструктивные недостатки (проблемы с трансмиссией, обзором и т.д.). Конечно, современных машин было маловато и они были рассредоточены, но проблемы оккупантам они создавали.

Воспоминания Гудериана, 8 октября, после встречи 4-й немецкой танковой дивизии с бронетанковой бригадой Катукова:

    «Особенно неутешительными были полученные нами донесения о действиях русских танков, а главное, об их новой тактике. Наши противотанковые средства того времени могли успешно действовать против танков Т-34 только при особо благоприятных условиях. Например, наш танк T-IV со своей короткоствольной 75-мм пушкой имел возможность уничтожить танк Т-34 с тыльной стороны, поражая его мотор через жалюзи. Для этого требовалось большое искусство».

Итак, что требовалось СССР в плане бронетехники? Лёгких танков было много и своих, при этом в условиях той войны для эффективного применения они должны были иметь большую скорость. Очевидна была нужда в средних и тяжёлых танках с хорошими характеристиками. Что же нам поставляли по ленд-лизу?

    Примечание: понятно, что поставляемые танки имели множество модификаций, которые в обзорном материале, коим является эта статья, рассматриваться не будут. Соответственно, фото также могут быть от другой модификации.

Первая поставка — 20 английских танков (США делали поставки по ленд-лизу в Великобританию, а они нам поставляли свои танки — логика с военной точки зрения отсутствует, но это же бизнес!).

Первая модель — «Матильда II». Так называемый «пехотный танк»: 27-тонная машина имеет 78-мм броню. То есть пробить в начале войны такой танк немцы могли лишь из 88-мм зенитного орудия, но ползал он со скоростью до 24 км/ч. Понятно, почему «пехотный»? Потому что бегущую пехоту он не обгоняет.

Вооружение: 40-мм пушка (к которой не было поставлено соответствующих осколочно-фугасных снарядов, что характерно). Если бы «Матильда» была бы прыткой, как БТ-7, то это было бы нормально. Но это явно не про этот танк. Всего прибыло 916 танков, последнее серьёзное боевое применение — летом 1942 г.


http://wikimedia.org

Показательно: когда СССР весной 1943 года отказался принимать «Матильд», в самой Великобритании эти танки в строевых частях уже отсутствовали, поскольку устарели.

Второй танк — «Валентайн». Тоже «пехотный»: 25 км/ч, орудие 40-мм (позже, в 1943-м, англичане разработали модификацию с 75-мм орудием) — и с той же проблемой со снарядами. При этом «Валентайн» был более лёгким, всего 16 тонн, что обуславливалось более тонкой, хотя всё равно солидной 60-65-мм бронёй.


http://worldoftanks.ru

Итого: конечно, это лучше, чем ничего; но не более того.

Тяжёлые же танки из Великобритании стали поступать лишь с лета 1942 года: Мk. IV «Черчилль». Защищенный солидной 77-175-мм бронёй 40-тонный танк имел всего лишь 57-мм пушку и развивал скорость до…  до 25 км/ч.

Пожалуй, лучше без комментариев сразу перейти к американским танкам.

Лёгкий танк МЗ «Генерал Стюарт» — самый массовый лёгкий танк Второй мировой. С американским размахом! По ленд-лизу поступали модификации МЗ и МЗА1. Масса — 13 тонн, броня 25-45-мм, вооружение — 37-мм пушка, оснащен также тремя (или пятью в зависимости от модификации) 7,62-мм пулеметами Browning. Правда, в отличие от английских, ездили они со скоростью до 50 км/ч.


http://pro-tank.ru

Всего СССР было получено 1232 «Генералов Стюартов». Достаточно мобильный танк, который может шустро доставить в нужное место свою практически бесполезную пушку. Огневая мощь — никакая, а наши лёгкие танки будут пошустрее.

Средний танк МЗ «Ли», названный в честь другого генерала, несмотря на то, что был разработан в 1941 году, был сконструирован поклонником многоэтажных танков. Масса его равна 29 тоннам, броня 22-50-мм, вооружение: 75-мм и 37-мм орудия, а также три пулемета Browning. При этом (видно на фото) 75 мм орудие расположено в спонсоне по правому борту танка. Скорость — 40 км/ч.


http://www.istpravda.ru

Советские танкисты, вынужденные использовать этот шедевр, называли его БМ-6 («братская могила на шестерых») или ВГ-7 («верная гибель семерых») - экипаж мог состоять из 6 или 7 человек. «Ли» был очень неплохим изделием для специфических условий: в Северной Африке он показал себя очень хорошо: не спеша подъехал в подготовленный капонир и давай стреляй по аборигенам из пушек по выбору. Передвижной дот, почти неуязвимый для противника такого ранга. А вот в условиях советско-германского фронта, в танковых прорывах и контратаках, когда танки нередко сражаются с танками, сараям приходится трудно.

Всего было получено 976 машин. Несмотря на все странности, 75-мм орудие — штука в бою полезная, и в 1942 году «Ли» достаточно успешно расправлялись с немецкими танками. Однако в 1942 году был модернизирован PzIV, начали появляться «Тигры» и «Пантеры», и боевая ценность M3 «Ли» сошла на нет. Показательно, что производить его перестали в конце этого же 1942 года, а значит, РККА использовали как тестера и признали танк непригодным к современной войне.

Самым же массовым зарубежным танком в РККА был американский М4 «Генерал Шерман». Первые машины прибыли в конце 1942 года, но основные поставки были осуществлены в 1944-м году, что показательно.

В СССР поставляли модификации М4А2 (с 75-мм пушкой) и М4А2 (76)W (с 76-мм пушкой), плюс один крупнокалиберный пулемёт и два обычных. Масса: 31-33 т, бронирование 38-51 мм, скорость — до 40 км/ч.


http://pro-tank.ru

Если кратко, то это вполне неплохой танк для начала войны. Если сравнить с Т-34 первых модификаций, то броня чуть потолще, скорость поменьше, мощность вооружения — практически аналогичная, плюс полезный крупнокалиберный пулемёт. Однако со временем с развитием как противотанковых средств, так и самих немецких и русских танков, М4А2 быстро устарел. Кстати, особо следует отметить обрезиненные гусеницы первых модификаций. Герой Советского Союза, генерал-майор танковых войск Александр Михайлович Овчаров рассказывал (цитата по Д. Ибрагимову, «Противоборство»):

    «Я воевал... на английских "Матильда"и "Валентайн", американских М4А2. Первый заваливался набок на любом косогоре, второй горел от попадания даже 50-миллиметрового снаряда.

    Несколько лучше был американский танк. Он имел почти такие же данные, как и Т-34. Неплохая у него была и броня — вязкая. При попадании вражеской болванки броня не давала осколков и не поражала экипаж. Но эта машина была рассчитана на боевые действия по дорогам с твердым покрытием. В её гусеничные траки была впрессована резина. На марше колонна машин не создавала большого шума, и можно было подобраться незамеченным очень близко к противнику, если марш совершался по асфальту или брусчатке. Но стоило сойти с дороги и попытаться взобраться на небольшой пригорок, особенно после дождя, как эти "Шерманы" становились беспомощными, скользили по грунту и сползали юзом.

    Зато уж наша "тридцатьчетверка" могла преодолевать любую кручу под углом даже 45 градусов. Она выгодно отличалась от иномарок такого же класса. Наша машина оставила добрую память о себе для потомков».


Стоит согласиться, что «Шерманы» были лучшими танками из поставлявшихся по ленд-лизу. Однако, как уже упоминалось, расписание поставок — это отдельный вопрос. Вот удобные сводные таблицы:


http://topwar.ru


http://topwar.ru

В 1942 году поступило целых 35 единиц, в 1943-м — ещё 469. Остальные же, более трёх тысяч, — в 1944 и 1945 годов, когда вполне бы обошлись и без них, промышленность на Урале уже заработала на полную мощность. Танки модификации M4A2(76)W HVSS в количестве 183 штук были поставлены лишь в мае-июне 1945 года, и в боевых действиях в Европе, понятно, никакого участия не принимали. Аналогично «второй фронт» всерьёз открылся лишь тогда, когда стало понятно, что если русским срочно не помочь, то всю Европу они освободят и без чьей-либо помощи.

То, что более совершенные модификации «Шермана» (М4А3Е8 и «Шерман Fairfly») в СССР не поставлялись, не удивительно. Но очень показателен факт, что М4А2 поставлялись по ленд-лизу в Великобританию, причём в количестве, большем, чем в Россию, — 17181 танк. При том что англичане с Рейхом танками не особо-то и воевали, как вы в курсе. Взамен британская корона милостиво присылала нам вместо очень даже востребованных в начале войны «Шерманов» описанные выше «Матильды» и «Валентайны».

Итак, можно сделать два вывода.

Во-первых, поставки танков по ленд-лизу в некоторой степени были полезны. Эти танки мы использовали в дополнение к отечественным. Однако существенного вклада в Победу они не принесли, так как поставлялись в основном устаревшие модели, в недостаточном количестве и уже тогда, когда острая надобность отпала.

Во-вторых, целью поставок по ленд-лизу была не помощь СССР в борьбе против оккупантов, а обычный гешефт, что наглядно показывается спецификой графиков поставок. Дополнительно это доказывается тем, что той же Англии США быстро списали значительную часть долга по ленд-лизу ещё в 1946-м, а когда СССР запросил аналогичные условия, то получил отказ. Переговоры закончились лишь в 1972-м году (выплаты завершены в 2006 году).

Примечание на всякий случай: статья написана по конкретному вопросу «танки и ленд-лиз». Это не означает, что по всем видам товаров была аналогичная ситуация. Конечно, гешефт делали и на них, но, скажем, поставки алюминия действительно были очень важны, и автомобили также сыграли важную роль. Тушёнка под солдатским названием «второй фронт» также очень помогла, но это название указывает именно на то, что лучше бы второй фронт был открыт в военном смысле сразу, а не когда пришло время примазываться к Победе СССР и делить влияние в Европе. Так что не надо вестись на агитацию «без ленд-лиза мы бы не победили». Сейчас, между прочим, западная пропаганда уже сформировала мнение в своих странах о том, что основным победителем во Второй мировой войне являются США.

Миф о сверхзначимости ленд-лиза (никто не отрицает его полезность, речь именно о «без него никак») и искреннем желании помочь — это именно вражеская пропаганда, нельзя об этом забывать. Именно на этих поставках экономика США преодолела затяжной кризис — но это другая история.

http://politrussia.com/istoriya/naskolko-byli-polezny-569/
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!