«Запад рассматривает нас не как коллег, а как побежденную нацию»Известные пастыри рассуждают о том, почему отношение русских к западной цивилизации ухудшилосьДатская газета «Политикен» перечислила пять событий, которые изменили отношение русских к Западу, пишет Regions.ru.
По мнению датского обозревателя, главными пятью вехами, ознаменовавшими поворот к нынешнему противостоянию, были «дефолт» (1998), война в Косове (1999), расширение НАТО на восток (2004), события в Ливии (2011) и переворот на Украине (2014).
Действительно, в начале 1990-х гг. отношение к странам Запада в России в целом было весьма дружеским: казалось, что прежнее противостояние было обусловлено только враждебностью коммунистической идеологии «общечеловеческим ценностям», и отказавшаяся от коммунизма Россия теперь входит как равная в семью цивилизованных народов. Не только добровольный отказ от контроля над Восточной Европой, но даже и распад СССР многим казались не слишком высокой платой за это. Эти умонастроения действительно давно остались в прошлом.
«Менялось ли отношение к странам Запада лично у вас? Если да, то в связи с чем?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям. Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, ответил утвердительно: «Мое отношение к странам Запада менялось, и значительно». «До поры до времени мне казалось, что там действительно присутствует и настоящая демократия, и высокая культура. Казалось: эти страны во многом для нас образец, - добавил он. - Но изучая историю, в том числе войны с Наполеоном и Гитлером, и сравнивая происходившее тогда с современными событиями, я пришел к выводу: агрессивное отношение к России, антирусское настроение – следствие того, что происходило и продолжает происходить в Европе уже более трехсот лет, когда наша страна впервые вышла на мировую арену. Последние исторические события только помогали формироваться таким представлениям».
«Страны Запада за последние годы сделали все, чтобы разрушить доверительное отношение к себе, продемонстрировав агрессивность и враждебность к России независимо от ее политического строя», - убежден отец Александр.
Протоиерей Алексий Кульберг, настоятель Вознесенского храма города Екатеринбурга, первый помощник правящего архиерея, считает, что «сегодняшнее противостояние и взаимная неприязнь корнями уходят в разделение Восточной и Западной частей Европы, когда происходило падение Константинополя, принятие Православия русским народом, укрепление нашей страны на международной арене и прочие всем известные события. Принцип здесь не в общечеловеческих ценностях, не в коммунизме и даже не в отношении к однополым "бракам". Налицо противостояние цивилизаций и отстаивание своего места под солнцем».
«То, что Россия 90-х была слаба, за бесценок можно было покупать ее ресурсы, безусловно, расположило к нам сердца наших западных партнеров, создало видимость уважения, но это не более чем уважение конкистадора к папуасу, - сравнил отец Алексий. - Так что мое отношение к западу нисколько не изменилось - как, безусловно, и уважение к жителям Западных стран - от Украины до Канады, к их культуре. А вот методы, которыми наши западные партнеры пытаются обратить нас в сырьевой придаток, конечно же, неприемлемы - ни в 90-е годы, ни сегодня. Посему я разделяю позицию первых лиц нашего государства, выраженную в уважении к партнерам, но твердому отстаиванию национальных интересов».
Иерей Святослав Шевченко, настоятель храма мученицы Лукии Сиракузской в Благовещенске, сказал: «Я помню, как все начиналось: когда бомбили Белград, а позже – Багдад, когда "западная демократия" пришла на Восток. Трудно забыть ощущение ада на земле – сбрасывали бомбы, а затем в сети появлялись фотографии этих бомб с подписью: "Счастливой Пасхи"».
«Примерно такой же сценарий реализовывался в Ираке: в прямом эфире показывали, как громят Багдад, стреляют по жилым районам. Потом наступила очередь Ливии. Сейчас нам доступны много источников информации, и при желании можно узнать, что сделал Каддафи для своего народа. Он создал проект искусственных оазисов, обеспечив Ливию водой. Добился для страны дешевой медицины, а старший ребенок из любой семьи мог получить бесплатное образование в любой точке мира. Государство было небольшим, но успешным. И вот чем все закончилось», - подчеркнул отец Святослав.
«Мы понимаем: это передел мира, - отметил пастырь. - Он продолжается и сейчас. Ирак, Ливия, Сирия – "нефтяные скважины", и идеологи "демократии" заявляют с экранов телевизоров одно, а на деле получается другое. Эти люди создают искусственные революции, что приводит к гибели мирного населения. Так что недоверие к Западу началось в результате победоносного шествия демократии западного образа. Сейчас дошла очередь до Европы, где для переустройства мира, великих переселений народов используют радикальный исламизм. Это не может быть совпадением, это явно управляемый процесс – любой, кто способен анализировать, легко может в этом убедиться. Порой становится очень страшно за будущее планеты».
«Между тем завоевать доверие и уважение очень сложно, а вот потерять легко. Думаю, из-за того, что творят в мире наши "западные партнеры", доверие к ним еще долго не сможет восстановиться, - полагает он. - Слава Богу, у нас появилась политическая воля остановить этот процесс, начиная с Сирии. Иначе рано или поздно эти ребята подошли бы к нашим дверям. Владимир Владимирович Путин недавно в интервью одной из западных изданий на вопрос "если у вас друзья", ответил: в политике друзей не бывает, максимум партнеры. И мы действительно можем надеяться только на себя, на свой народ и на Бога».
Священник Димитрий Лин, клирик Храма святителя Николая на Трех Горах, обозначил два аспекта – гражданский, политический и духовный. «Первый - все перечисленные события, к которым я бы еще отнес систему радиолокационного слежения, - отметил он. - Помните, была история с Габалинской станцией в Азербайджане, которую мы предложили использовать, и на что не пошел Запад под предлогом угрозы Ирану? Это был, скорее, выпад против России».
«Но есть еще и духовная сторона вопроса: Запад в последние десятилетия принял очень много юридических актов, с которыми православные никак не могут согласиться. Прежде всего, это касается греха гомосексуализма – в угоду человеческим страстям и похотям предают христианские ценности, законодательно закрепляют права больных людей во многом определять характер отношений в этих странах. Это многих насторожило», - признался отец Димитрий.
«Кроме того, - продолжил он, - западные страны активно отказываются от своих христианских ценностей. Известны процессы, связанные с запретом христианской символики, например, в Англии, когда женщине запретили надевать крест, публично его демонстрировать окружающим. Это, конечно, и узаконивание во многих странах однополых "браков". Самое ужасное – это не просто право, это декларируется фактически как норма для всех остальных. Думаю, эти аспекты тоже сыграли большую роль в нашем охлаждении к Западу».
«Кроме того, стало ясно, что Запад рассматривает нас не как коллег, а как побежденную нацию. Мы, отказываясь от советского прошлого (что, впрочем, отражало чаяния большинства населения), принесли в жертву свою советскую государственность, и сейчас многие рассматривают это как слишком большую плату за то, чтобы стать частью европейского мира. Но мы все-таки надеялись: Россия будет рассматриваться как полноправный участник европейского процесса, однако оказалось, что Соединенным Штатам Америки, да и многим странам Запада, недостаточно распада Советского Союза, они, рассчитывали на большее, - считает пастырь. - События на Украине тому подтверждение. Искусственное разделение двух народов, которое вначале казалось временным, малозначимым, после оранжевой революции и майдана приобрело характер противостояния. Понятно, что Украина исторически имела некие особенности - языковую, культурную, историческую, но общего у нас гораздо больше. А акцент был сделан на противостоянии. Когда из общего исторического процесса вырывают отдельные события, получается искаженная картина: антирусская пропаганда восторжествовала. Запад приветствовал это противостояние, и активно его провоцировал. И поэтому мы разочарованы».
«Хотя я считаю, что это противостояние временное. Россия - восточно-европейская, не азиатская цивилизация. И конечно, мы культурно гораздо ближе к Европе, нежели к Китаю или другим азиатским странам. Поэтому очень хотелось бы преодолеть эти разногласия - чтобы в нас видели не врагов, но коллег по европейской цивилизации, и в то же время - чтобы Европа сознала губительность своего отхода от христианских корней», - заключил отец Димитрий.
Священник Андрей Постернак, директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук, считает, что «из отмеченных событий все, кроме дефолта, действительно повлияли на часть общественного мнения. Вопросы с Балканами, Украиной, расширение НАТО на восток – все это, конечно, влияет на отношение к Западу».
«Представление обывателя о Западе было нейтральным, когда разрешили выезжать за границу. Люди ехали на Запад с туристической, научной целью. Когда я впервые оказался на Западе, то встретил интерес к России как к закрытой стране. В конце 90-х годов такое представление еще сохранялось, нас воспринимали как жителей СССР, не было понимания о современной России. Враждебности и напряженности на бытовом уровне не чувствовалось вообще», - отметил он.
«А отношение будет меняться с объективными обстоятельствами. Скачки курса валют создают физические препятствия для людей: сокращается количество тех, кто может ехать в западные страны, в какие-то страны и ехать не хочется, как на Украину, а куда-то россиян не пускают. Так что я бы не сказал, что именно со стороны русских формируется явно агрессивно-отрицательное отношение к Западу. Тут можно привести в пример Украину, где более отрицательное отношение к России, чем в России к Украине», - уверен отец Андрей.
«Это скорее вопрос информационного поля, которое формирует СМИ. Мне кажется, в отношении России на Западе с этим связаны две причины: страх и враждебность, которая искусственно формируется, потому что с нашей точки зрения Россия не занимает никакой агрессивной позиции, не стремится возродить "холодную войну". И вообще у России и Европы есть более насущные проблемы, решение которых могло бы нас объединить. Например, радикальный исламизм представляет куда большую угрозу, чем Россия. И в политических интересах Запад должен дружить с Россией, как и Россия с Западом. Надо искать общие точки соприкосновения, а не враждовать, потому что ослабление отношений играет на руку противникам Европы и противникам России», - заключил пастырь.
Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери, считает, что «отношение менялось. Менялись и мы сами. Я вырос в СССР, и нам казалось, что советский строй плох, потому что он подавляет инициативу человека, не дает нам быть достаточно свободными, чтобы делать добрые дела. Да, нас воспитывали хорошо в отношении альтруизма, помощи друг другу, заботе о мире во всем мире: кто-то называл и это "промывкой мозгов", но многие считали, что это хорошо. Да, хорошо, когда честно и искренне. И когда оковы пали, оказалось, что и без них можно быть хорошим человеком».
«Но выяснилось и другое, - отметил он. - Запад ли виноват, или мы такие уроды, но наше общество переняло с Запада все самое плохое: проституцию, наркотики, организованную преступность, которая стала руководить государством за спиной Бориса Николаевича Ельцина. И это все не беспричинно воспринимается людьми как влияние Запада, - или направленное, режиссируемое из Вашингтона, или естественное, то есть люди сами выбрали не добро, а грех при свободе. Мы могли пасть и сами по себе, но вполне возможно, что это по-своему приветствовалось Западом, потому что привыкшему бояться нас Западу удобнее, чтобы большая русская держава стала слабой и развалилась».
«Слава Богу, рано или поздно человек приходит в себя и задумывается, что у него есть свое человеческое достоинство, что его Родину тоже должны уважать. И если на Западе вернется положительное отношение к России, думаю, у нас не будет дурного отношения к Западу, - полагает отец Георгий. - Мы привыкли, что мы сильные, и нам не нравится, когда кто-то попытается нас ослабить. Так что привыкайте и вы, товарищи с Запада, что мы сильные. Если с нами общаться по-человечески и уважительно, то мы совершенно безобидные и безопасные».
«Поэтому я даже не задумываюсь, какие именно события повлияли на наши отношения. Повлияло то, что с нами перестали считаться, - подчеркнул он. - На меня даже события на Украине так не повлияли. Да, печально, что там мозги у людей повернулись набекрень, но больше меня оскорбила бомбежка Сербии, когда наших друзей бомбят, а мы оказывается не в состоянии ничего сделать! И я помню август 2008 года, я был в Псково-Печерском монастыре, мне жена звонит и говорит: "Война с Грузией! Напали на Южную Осетию!". У меня внутри что-то оборвалось, и я подумал, неужели опять мы не защитим тех, кому обещали эту защиту? Всю ночь мы все не спали, и утром сообщили, что наши заступились за Осетию. Это был праздник души! Честь русского народа оказалась не попрана. Оказывается, мы можем не стыдиться своего государства. Так что если с нами по-мирному, и мы не огрызаемся».
http://ruskline.ru/news_rl/2016/05/24/zapad_rassmatrivaet_nas_ne_kak_kolleg_a_kak_pobezhdennuyu_naciyu/