Олег ПлатоновЖажда правды. О метафизике русского мираЧаще всего принято исследовать Русский мир, рассматривая его как географическое, историческое, политическое, экономическое, языковое и культурное пространство. Конечно, в этом есть своя правда и необходимость. Опираясь на анализ перечисленных прилагательных, вырисовывается строго материалистическое и в лучшем смысле советское понимание Русского мира в духе песни "Широка страна моя родная".
Но можем ли мы так понять Русский мир правильно? Конечно, нет. Есть сверхопытная, сверхчувственная, сверхъестественная данность, которая составляет основу Русского мира, Русской цивилизации. Это духовная метафизика нашего бытия.
По-настоящему мы начали подходить к её пониманию во время перестройки и последовавших за ней исторических событий. СССР на наших глазах рухнул в пропасть. Тектонические разломы и трещины пошли по всему, что было нам дорого и свято. Некоторым казалось, что всё потеряно и ничто не спасет нас от полного падения. От страны отошли огромные территории. Всё взрывалось и горело, чёрный дым застлал наши глаза. Либералы объявили Россию чёрной дырой и радовались нашим несчастьям. Западный мир открыто говорил о неизбежности полного распада нашей страны на десятки марионеточных государств. Катастрофа, постигшая наше Отечество, потрясла наши устои и вместе с тем до основания разрушила мифы и выдумки, которые насаждали в нашем сознании при Советской власти. Вместе с идеологическим мусором советской эпохи рухнули бутафорские стены коммунистической идеологии, обнажились мощные духовные пилоны метафизики Русского мира.
Именно на этой духовной конструкции более 2000 лет строилась и стояла наша страна, наша великая цивилизация, корни которой уходят в славянские глубины. Когда-то, тысячелетия назад, славянские племена были частью единого этнического целого, зарождающейся славянской цивилизации. Впоследствии в результате исторических катаклизмов наше единство было разрушено, и каждая часть пошла своим путем. Тем не менее духовные корни славянских народов проистекают из этого древнего славянского единства, создавая между ними глубокую мистическую связь, которую невозможно разорвать ни одному нашему недругу. Из корней древней славянской цивилизации выросло дерево, каждая ветка которого потянулась в свою сторону. Важно отметить, что народам славянской цивилизации выпала тяжелая историческая задача: быть бастионом на пути сил мирового зла в самом широком его понимании — западной и османской агрессии, фашизма, сионизма.
История Европы состояла в непрекращающейся борьбе двух цивилизаций — германо-романской и славянской. Каждая из этих цивилизаций строилась на собственных основаниях.
В славянском мире преобладали общинные начала над личными, духовное над материальным. В западном царствовали индивидуализм и рационализм, материальное преобладало над духовным.
В отношении к другим народам у Запада преобладало завоевание. Тогда как миродержавной ролью славянского племени было не завоевание, а хозяйственно-культурный подъём страны.
Основные духовно-нравственные понятия славян сформировались ещё до принятия христианства. Об этом свидетельствует тот факт, что слова, выражающие главные духовно–нравственные понятия, у большинства славянских народов звучат одинаково. Это прежде всего слова "добро" и "доброта", "правда", "справедливость", "вера, "верность", "дух", "душа", "ум", "право", "власть", "честь", "гостеприимство", "счастье".
Славянский мир был укоренён в понятиях добра, правды и справедливости. О приверженности славян этим духовным понятиям говорят древние письменные источники. Так, греческий географ и историк Страбон отмечает "добротолюбие (любезность), справедливость и правдивость (простоту) славян".
Именно на этих духовных началах строится Русский мир. Именно эти начала определили и выбор религии. На своем пути к истинному Богу русский народ неуклонно отвергал жестокие культы и обряды древних верований, отбирая среди них только то, что было близко его душе. В стремлении к свету и добру русский народ ещё до принятия христианства пришёл к идее единобожия.
Первые зачатки национального сознания и философского осмысления мира несут в себе идею о том, что человек по природе добр, а зло в мире есть отклонение от нормы. В древних русских воззрениях отчетливо пробивается мысль о совершенствовании, преображении души человека на началах добра и зла. В древних языческих культах русских нравственная сторона (принцип добра) преобладала над магической. Нравственный, поэтический взгляд наших древних предков на природу отмечал А.Н. Афанасьев. В языческих божках олицетворялись нравственные основы бытия. Язычество для наших предков — скорее духовно-нравственная культура, чем религия. В основе поклонения — всесоздающие силы природы, которые для русского человека суть благо, добро и красота. Обоготворяется всё, что связано с добротой и благом.
Русский человек чувствовал кровную связь с языческими божествами, олицетворяющими добро. Он считал их своими предками. Как справедливо отмечает А.Н. Афанасьев: "Со светлыми, белыми божествами славянин чувствовал своё родство, ибо от них ниспосылаются дары плодородия, которыми поддерживается существование всего живого на земле… "Слово о полку Игореве" говорит о славянах как о внуках Солнца — Дажьбога. Представители творчества и жизни, боги света, были олицетворяемы фантазией в прекрасных и большей частью юных образах; с ними связывались идеи о высшей справедливости и благе".
Метафизика русского мира первоначально возникает на духовных понятиях языческой Руси. Русский мир, русская цивилизация обретают сверхопытные, сверхчувственные, сверхъестественные начала и законы. Говоря языком русских философов начала ХХ века, метафизика Русского мира — это символика духовного опыта русского народа.
К метафизике относят онтологию — осмысление бытия и космологию — осмысление мироздания. Бытие в метафизике русской цивилизации — сверхчувственная реальность, познание которой открывает смысл Русского мира и назначения русского человека. Для того чтобы правильно понять метафизику Русского мира, прежде всего следует отказаться от западного и марксистского материалистического понимания слова "цивилизация" как уровня материального развития общества, материально‑технического прогресса. Правильно понятие "цивилизация" сформулировано Н. Данилевским. Цивилизация — это, прежде всего, духовное, а не материальное понятие. Цивилизация — это главная форма человеческой организации пространства и времени, выражающаяся качественными началами, лежащими в особенностях духовной природы народов, составляющих самобытный культурно-исторический тип. Каждая цивилизация представляет собой замкнутую духовную общность, развивающуюся по собственной шкале координат, существующую одновременно в прошлом и настоящем и обращённую в будущее, обладающую совокупностью признаков, позволяющих классифицировать её по определённым критериям.
Разделение человечества на цивилизации имеет не меньшее значение, чем разделение на расы. Если расы представляют собой исторически сложившиеся разновидности человека, имеющие ряд наследственных физических особенностей, которые образовались под действием географических условий и были закреплены в результате изоляции различных человеческих групп друг от друга, то принадлежность к определённой цивилизации отражала исторически сложившийся духовный тип, психологический стереотип, закрепившийся в определённой национальной общности вследствие особых исторических и географических условий жизни и генетических мутаций. Если принадлежность к расе выражалась в цвете кожи, строении волос и ряде других внешних признаков, то принадлежность к цивилизации выражалась прежде всего во внутренних, духовных, психических и психологических признаках, самодовлеющих духовных установках.
Как и во всей славянской цивилизации, родовой чертой метафизики Русского мира является его онтологическая укоренённость в духовных понятиях добра, правды, справедливости, воплощённых в понятии Святая Русь. Именно через неё Православие стало парадигмой русской цивилизации. Именно понятие Святая Русь легло в метафизическую основу "символов духовного опыта" русской цивилизации. Как учил меня митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев), Святая Русь — особое благодатное свойство русского народа, делающее его оплотом христианской веры во всём мире. Жертвенное служение идеалам добра и справедливости, стяжание Духа Святого, устремлённость к безгрешности, совершенствованию и преображению души сделали русских народом-богоносцем, новым Богом избранным народом, но не в смысле противостояния другим народам и стремления господствовать над ними, а в смысле первенства в борьбе с мировым злом за построение Православного царства, являющегося преддверием Царствия Небесного.
Изучая труды русских святых и подвижников Православия, сочинения славянофилов и таких великих мыслителей, как Ф.М. Достоевский, можно выделить самые важные в духовной истории русской цивилизации идеалы:
— идеал церковности и духовной цельности — неразрывность веры и жизни, вера одухотворяет жизнь и придаёт ей смысл;
— идеал добра и добротолюбия как критерия истинной христианской жизни и святости;
— идеал правды и справедливости;
— идеал нестяжательства — преобладание духовно-нравственных мотивов жизни над материальными;
— идеал самодержавной монархии, симфонии светской и духовной власти, возглавляемой царём и патриархом;
— идеал соборности — растворение личности в Церкви, монархическом государстве, Православном народе;
— идеал патриотизма — любовь к земному отечеству как преддверию Царствия Небесного. После веры в Бога патриотизм — высшее выражение духовности человека.
В духовной символике метафизики Русского мира особое значение имеют, как я уже отмечал, понятия добра, правды и справедливости.
Добро в метафизике Русского мира — это одухотворённая любовь, любящая сила духа (И. Ильин), в понятии Святой Руси божественная норма жизни, всё то, что получает бытие от Бога, благо, что честно и полезно, всё, чего требует от нас долг православного человека, гражданина, семьянина. "Добро делай, никого не бойся", "От добра худа не бывает", "За добро добром и платят", "В ком добра нет, в том и правды мало".
Добрый человек — прямой, простой, бесхитростный, нескрытный и доброжелательный.
"Не пропустите человека, не приветив его, и доброе слово ему молвите", — говорил Владимир Мономах. Получив добро — помни, а сделав — забудь ("Мудрость мудрого Менандра").
"Добро есть жизнь" (Н. Фёдоров). "Делай добро, будь благодарен за это… Сознание своей доброй жизни — достаточная за неё награда. Научись радости творить добро. Делай добро тайно и красней, когда про него узнают… Чтобы поверить в добро, надо начать делать добро" (Л. Толстой).
Для человека Святой Руси, всякого коренного русского человека добро было не абстрактным понятием, а выражалось в конкретных добрых поступках, в движении к Богу, в добротолюбии.
В метафизике Русского мира православное христианство стало добротолюбием, вобрав в себя все прежние народные взгляды на добро и зло и оптимистическую веру в добро. Соединив нравственную силу дохристианских народных воззрений с мощью христианства, русское Православие обрело невиданное нравственное могущество в сердцах и душах русских людей. Вера в Бога как в Добро и путь к Богу через Добро пронизывают русское национальное сознание, отражаясь, в частности, в сотнях народных пословиц и поговорок, посвящённых теме добра: "Без добрых дел вера мертва пред Богом", "С Богом пойдёшь — к добру путь найдёшь", "Кто добро творит, того Бог благословит", "Не хвались родительми, хвались добродетельми".
Понятия добра и зла, что хорошо, что плохо, составляют жизненный кодекс русского человека. "Жизнь дана на добрые дела", — говорит он. "Живи так, чтоб ни от Бога греха, ни от людей стыда", "Лучше самому терпеть, чем других обижать", "Кто добрых людей не слушает, тот Богу спорник", "Тьма свету не любит — злой доброго не терпит", "Злому человеку не прибавит Бог веку", "Худо тому, кто добра не делает никому".
(Окончание следует)