Святослав Князев Южный Судан катится в пропастьМассовые убийства и изнасилования, каннибализм, голод, бои с применением гаубиц, вертолетов, луков и копий - все это, похоже, снова врывается в жизнь одного из самых молодых государств на планете - Южного Судана. На днях там после годичного перемирия с новой силой возобновились боевые действия. Наряду с сотнями местных жителей в столкновениях уже погибли трое миротворцев ООН (два китайца и один руандиец). После вмешательства международных структур насилие пошло на спад, но судя по тому, как быстро эвакуируются из страны западные дипломаты - это ненадолго.
Проблемы Судана в целом были заложены фактически с первых дней его существования. В XIX веке независимые исламские княжества и кочевые племена на территории Судана номинально находились в составе Османской империи, фактически - под контролем Египта. Во второй половине XIX столетия в регионе усилилось влияние Великобритании. В самом конце века англичане и египтяне подавили в Судане серию восстаний и установили над ним совместное управление (де-факто вскоре полностью перешедшее англичанам). После Второй мировой войны Египет попытался восстановить над Суданом свой суверенитет, однако вскоре сам же от него и отказался.
В 1955 году и британцы, и египтяне вывели из Судана свои войска, а год спустя он стал независимым государством.
Главной бедой новой независимой страны оказался цивилизационный раскол. Более развитые Север и Центр были заселены арабами и африканцами, исповедующими ислам, а значительно менее развитый Юг - племенами, лишь частично христианизированными, а по большей части - исповедующими традиционные верования и живущими примерно также, как их предки сотни лет назад. Центральная власть оказалась в руках арабов, и их лидеры попытались исламизировать Юг, южанам же вмешательство в их жизнь не понравилось.
С 1955 по 2005 годы по стране прокатилось две кровопролитные гражданские войны, унесшие жизни примерно 2,5 миллионов человек, а более 4 миллионов - заставившая стать беженцами и переселенцами.
Отпускать Юг, несмотря на его низкий уровень развития, Северу не хотелось.
На Юге находятся огромные запасы полезных ископаемых. По официальным данным, там существуют одни из самых больших в Африке месторождений нефти. Но они еще до конца не разведаны. Согласно некоторым оценкам, их запасы могут оказаться сопоставимы с запасами Саудовской Аравии. Кроме того, на Юге есть газ, медь, уран, золото, алмазы. Серьезные виды на все это имел Китай, который начал инвестировать в суданскую экономику миллиарды долларов, но не тут то было.
Запад подверг Судан жесточайшему прессингу. Против хартумского режима были введены жесточайшие санкции, инициировано международное уголовное преследование. И в конце концов Хартум таки додавили.
В 2005 году в Кении между официальными суданскими властями и полевыми командирами мятежного Юга
были подписаны Найвашские соглашения, предусматривающие формирование переходного правительства, предоставление южным районам страны автономии и проведении в 2011 году референдума об их будущем. Когда в 2007 году между Севером и Югом произошли очередные столкновения, "успокаивать" стороны прилетел лично Генсек ООН
Пан Ги Мун.
Позиция Штатов и других западных государств была понятна - они надеялись получить двойную выгоду: вытеснить из региона Китай и сами захватить сказочные богатства Юга Судана. Отсюда и давление на Хартум, и обещания "золотых гор" повстанцам.
В итоге
97% жителей Южного Судана на референдуме в январе 2011 года проголосовали за отделение. Уже в июле он официально провозгласил независимость, вступил в ООН и получил признание значительной части международного сообщества. Однако старания Запада оказались напрасными. У Южного Судана нет моря. Все основные коммуникации (включая нефтепроводы, в строительстве которых принимал участие Китай) идут через территории, находящиеся под властью Хартума. Плюс - на территории Южного Судана сохранились активы КНР, а официальный Пекин их категорически не хотел терять. Да и южносуданский президент Салва Киир быстро сообразил, от кого можно ждать реальной помощи. В 2012 году он отправился с пятидневным визитом в Китай, где ему пообещали инвестиции, кредиты и технологии. И по странному стечению обстоятельств уже вскоре после этого в Южном Судане произошла попытка государственного переворота.
Президент
Салва Киир - представитель самой многочисленной в Южном Судане народности динка, составляющей 30 - 40% населения страны (от 3 до 4 миллионов человек по разным подсчетам). Вторая по численности этническая группа - нуэр (порядка 15% населения), которую во власти представлял вице-президент
Риек Мачар. Сторонников Мачара Салва Киир обвинил в попытках свергнуть "конституционный строй", а самого заместителя за некоторое время до начала открытого противостояния уволил. С
декабря 2013 года в Южном Судане началась тотальная война между властью, поддерживаемой народом динка, повстанцами нуэр и многочисленными бандами, а также - местными фактически независимыми князьками и вождями.
Нуэр, практически сразу выбитые из столицы Южного Судана Джубы, "неожиданно" бросили все свои силы на захват нефтепромыслов, большая часть из которых находится в штате Юнити. Учитывая тот факт, что в условиях активных боевых действий, нормальный экспорт наладить все равно не удалось, это больше напоминало попытку смешать карты официальной власти.
В ходе полутора лет активных боевых действий все стороны конфликта проявляли чудовищную жестокость. За это время было убито около 50 тысяч человек, огромное количество жителей страны стало беженцами, из-за невозможности вести хозяйство в ряде регионов начался голод. И "повстанцы", и солдаты практиковали массовые казни и занимались грабежами. Однако жестокости нуэр были более откровенны. Их лидеры прямо призывали к геноциду (причем, как против динка, так и некоторых других народностей), рекомендовали своим боевикам активно насиловать женщин из других племен (это стало своего рода "зарплатой" для боевиков), убивать детей. Массовые убийства представители нуэр устраивали прямо в больницах. Кроме того, бойцы активно практиковали каннибализм - в том числе ради морального подавления противника заставляли своих пленников под угрозой смерти есть своих одноплеменников и родственников (невольные каннибалы после этого массово сходили с ума).
Если правительственные войска и повстанцы нуэр используют в ходе боевых действий артиллерию, бронетехнику и автоматическое оружие (а официальная Джуба - еще и вертолеты), то банды и гвардии местных князьков вполне успешно воюют с луками, мечами, копьями и щитами. Словно сотни лет назад они совершают набеги на соседей, чтобы захватить их коров, украсть женщин, продать в рабство детей.
На фоне войны, ООН резко увеличила количество находящихся в стране миротворцев, однако те даже не собирались вмешиваться в происходящее. Роль "голубых касок" свелась к охране лагерей беженцев, куда со всей страны стекались те, кому грозила смерть.
При этом, международная общественность начала оказывать давление преимущественно на официальные власти Южного Судана, введя против них санкции и буквально, выкрутив им руки, принудив к переговорам с нуэр.
В конце концов под беспрецедентным давлением из вне в 2015 году власти страны практически в одностороннем порядке прекратили огонь и инициировали переговоры. В августе 2015 было подписано мирное соглашение, итогом которого стало возвращение представителей нуэр (и в частности - Мачара) во власть. Но хватило его не на долго. Как мы уже говорили выше, на днях в Южном Судане возобновились боевые действия. За несколько дней было убито около 300 человек. Что характерно - целенаправленным нападениям подвергаются миротворцы из КНР: была обстреляна китайская бронемашина, а затем - лагерь беженцев, которых охраняли китайские военнослужащие. Двое из них были убиты, трое - получили тяжелые ранения, еще трое - легкие.
Американцы же в срочном порядке эвакуируют из Южного Судана своих дипломатов. Представитель США при ООН
Саманта Пауэр объявила, что ситуация в Южном Судане выходит из-под контроля. А одна из ведущих американских газет The Washington Post вышла с заголовком: "Соединённые Штаты приютили Южный Судан 5 лет назад. Теперь он готов уйти".
Ситуация получается очень некрасивая. США фактически создали Южный Судан, пытаясь лишить Хартум и Пекин доступа к его богатствам. Потом, сразу после попыток Южного Судана наладить отношения с геополитическими противниками Вашингтона, в стране началась жесточайшая гражданская война. Позиция Запада в ходе этой войны весьма тенденциозна. Представителей динка просто принудили поделиться властью, но, очевидно, это не принесло Штатам ожидаемых дивидендов. И вот опять война, в ходе которой первым делом расстреливают китайских миротворцев. А американскую общественность вовсю готовят к тому, что в происходящее в Южном Судане вмешиваться не нужно.Однако надежда на положительное вмешательство внешних сил все же есть: Южный Судан располагает гигантскими запасами полезных ископаемых, а это всегда бывает кому-нибудь интересно и нужно.
http://politrussia.com/world/yuzhnyy-sudan-katitsya-715/