Русская беседа
 
30 Октября 2024, 05:31:53  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Москва: от креста ко кресту  (Прочитано 1771 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106316

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 21 Ноября 2016, 21:17:53 »

Москва: от креста ко кресту


Зачатьевский монастырь

Многие верующие люди ждут отпуска, чтобы совершить паломничество. Это действительно очень важно: да, святые слышат нас везде, но зачастую именно после паломничества к тому или иному святому у вас складываются с ним глубоко личные отношения. Это удивительно и радостно: соприкосновение со святыней укрепляет веру, словно оживляет, согревает сердце.

С давних пор одним из самых любимых мест паломничества для меня является Москва. Причем паломничества, как правило, кратковременного и незапланированного — когда удается выкроить пару часов в деловых поездках. Это постепенное открытие города «сорока сороков» — и ему пока что не видно конца. В древней русской столице сосредоточено совершенно исключительное количество святынь. Казалось бы — очевидность… Но когда я говорю о том, что люблю паломничать по Москве, у моих собеседников это зачастую вызывает недоумение.

Как-то так получилось, что у Саратова с Москвой сложились отношения прагматичные, чисто деловые. И почти никто из моих знакомых саратовцев — даже из тех, кто часто бывает в столице, скажем, в командировках, или проездом, или навещает друзей и родных, — не рассматривает Москву как место паломничества. Люди говорят, что не знают города, им трудно ориентироваться или что их просто сбивает с ног московская суета, шум и многолюдство — как здесь думать о душе?

Поэтому, начиная свой рассказ, я просто выполняю обещание, данное моим друзьям. Я хочу от души, чтобы малоприятные стороны современной столичной действительности — те, что на поверхности, — отступили, и открылись глубина и тишина святых мест столицы. И если это случится, вы уже не сможете смотреть на Москву по-старому.

В шаге от метро


Храм Николая в Кленниках

Храм Николая в Кленниках известен тем, что здесь служил святой праведный Алексий (Мечев)Парадокс в том, что в Москве паломничество к кому-то из великих святых не займет много времени. Будь вы там просто проездом, и у вас есть лишний час — этого вполне достаточно. Например — центр, метро Китай-город, и прямо у станции (выход к улице Маросейка) — храм святителя Николая в Кленниках. Он известен тем, что здесь служил святой праведный Алексий (Мечев). Обычный приходской священник, в 1893 году он был назначен на бедный московский приход и восемь лет ежедневно служил Литургию в пустом храме. Однако через некоторое время в этой церкви яблоку негде было упасть: люди буквально прикипали душой к храму на Маросейке, потому что ощущали здесь ни с чем не сравнимое напряжение молитвы и безграничную любовь батюшки. Среди духовных чад «старца в миру», как его называли, были известные, образованные люди — врачи, ученые, художники — и вместе с тем самый простой народ. В 1920–1930‑е годы многие члены общины были арестованы, высланы, отправлены в лагеря и тюрьмы. Однако удивительно — были и те, кто дождался возрождения Никольского храма (он был разорен и использовался как подсобное помещение с 1932 по 1990 год) и встретил в нем дорогого батюшку. Мощи святого праведного Алексия были перенесены в храм на Маросейке в 2001 году. И сегодня люди приходят к святому в горе и в радости. Заходя в этот тихий храм с кипящей улицы, оказываешься словно вне времени и пространства…


Храм Христа Спасителя

И таких замечательных святынь, которые находятся буквально в шаге от метро, в столице не счесть. Обычно люди начинают знакомство с церковной Москвой с Храма Христа Спасителя. Конечно, это храм-символ, здесь всегда многолюдно, но очень обидно, что в основном посетители ограничиваются осмотром пышного убранства воссозданной святыни. Душа верующего человека стремится здесь прежде всего к раке святителя Филарета Московского. При жизни его называли Филаретом мудрым — и действительно, он оказал огромное влияние на жизнь Русской Церкви. Мы до сих пор пользуемся его переводом Священного Писания и катехизисом. Аскет, молитвенник и в то же время — человек огромного сердца. И несмотря на то, что к его раке приходит в течение дня не так много людей (печальная особенность сегодняшнего почитания святых!), люди рассказывают, что святой удивительно участлив к тем, кто молитвенно просит его помощи.

Главная святыня Храма Христа Спасителя — частица Ризы Господней, переданной в 1625 году персидским шахом Аббасом II в дар царю Михаилу Федоровичу.


Частица Ризы Господней

Упомяну о том, о чем сама узнала недавно. В Храме Христа Спасителя хранится частица Ризы Господней. В 1625 году она была передана персидским шахом Аббасом II в дар царю Михаилу Федоровичу и торжественно положена в Успенском соборе Московского Кремля. В честь этого события был установлен ежегодный праздник Положения Ризы Господней в Москве (10/23 июля). В советское время Риза хранилась в запасниках музеев Московского Кремля и только в 2007 году была возвращена Русской Православной Церкви. Сейчас изнесение частицы Ризы из алтаря и поклонение ей совершаются в каждый последний воскресный день месяца.

Еще очень интересный факт: в ноябре 2015 года в галерее нижней, Преображенской церкви кафедрального соборного Храма Христа Спасителя открылся Патриарший музей церковного искусства. В состав его экспозиции входят памятники V–ХХ веков! Древнейший экспонат — египетский фаюмский портрет. Здесь же развернута очень интересная выставка, посвященная истории самого Храма Христа Спасителя. Музей открыт ежедневно с 10 до 17 часов, вход в него бесплатный.

«Милости источниче»
 

Зачатьевский монастырь

Помню, много лет назад меня поразило в Москве вот что: стоишь где-нибудь в центре — и видишь сразу несколько куполов храмов, очень красивых, старинных. Подобное можно было увидеть в каждом русском городе до революции. Но в Саратове, где я росла, было две действующих церкви почти на миллион жителей… Поэтому, когда я бывала в Москве и у меня было время, я просто двигалась наугад — от креста ко кресту. Так, от Храма Христа Спасителя можно свернуть в Обыденский переулок к древнему Ильинскому храму (1702 год), а оттуда хорошо виден Зачатьевский монастырь, куда я как­то направилась зимним вечером.

Одна из святынь Зачатьевского монастыря — чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Милостивая»Уже стемнело, монастырь еще не был полностью восстановлен. И я замешкалась: куда идти, в какой церкви служба и где в нее вход? Вдруг меня обогнала девушка, она почти бежала к храму. «Наверное, торопится на службу», — подумала я и последовала за ней. Войдя в храм, она буквально припала к какой-то иконе, как ребенок к матери. Так я узнала о существовании чудотворной иконы Пресвятой Богородицы «Милостивая».


Чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Милостивая»

Первое упоминание о ней встречается в монастырской описи XVIII века. К началу ХХ века «Милостивая» была одной из самых почитаемых святынь монастыря. Когда в 1923 году властями было объявлено о закрытии обители, чудотворный образ был перенесен сестрами в храм Илии Обыденного. Многие насельницы были репрессированы. Небольшая община сестер тайно продолжала монашескую жизнь в миру. Многие годы они молились неотступно в Ильинском храме у своей Заступницы. В 1991 году было образовано сестричество в честь иконы Божией Матери «Милостивая» — это стало началом возрождения Зачатьевской обители. В 1999 году чудотворный образ вернулся в монастырь. Сестры собирают свидетельства о благодатной помощи Матери Божией, их множество: как и прежде, Она исцеляет и вразумляет, возжигает веру и не оставляет в самых безысходных житейских обстоятельствах. Такая вот история…

В память Воскресения
 

Храм Воскресения Словущего на Успенском вражке

У престольного праздника этого храма есть одна очень интересная особенность: в этот день в храмах, освященных в честь Воскресения Словущего, служба совершается, как на пасху — пасхальным чином, с ликующими возгласами: «Христос воскресе! — Воистину Воскресе!»

До 1917 года в Москве было около 900 храмов, к 1980‑м годам их осталось 353. Действовали из них 67, остальные были перестроены и отданы под разные учреждения. Снос церквей в Москве продолжался вплоть до 1984 года… Неудивительно, что москвичи особенно любят храмы, которые не закрывались в советское время. В них передавали на сохранение святыни из тех церквей, которым грозило разорение (об одном примере я рассказала только что). Здесь особенно чувствуется живая связь времен.


Икона Божией Матери «Взыскание погибших»

Московский образ «Взыскание погибших», находящийся в храме Воскресения Словущего на Успенском вражке, датируется 1802 годом. По преданию, владелец иконы неожиданно разорился, овдовел и остался с тремя дочерьми-подростками. Находясь в крайнем отчаянии, он запил и был близок к самоубийству, но взмолился перед иконой и получил помощь. Жизнь его наладилась, дочери-беспреданницы счастливо вышли замуж. А благодарный отец передал святыню в храм.

Среди самых известных — храм Воскресения Словущего на Успенском вражке. Он находится в Брюсовом переулке, что между Тверской и Большой Никитской. Церковь построена в первой половине XVII века. Что означает старинное выражение «Воскресение Словущее»? Это значит, что церковь слывет, прозывается Воскресной. Освящаются такие храмы в честь обновления храма Воскресения Господа Иисуса Христа в Иерусалиме. Он был обновлен, то есть возрожден святыми равноапостольными Константином и Еленой в 355 году. Церковь ежегодно вспоминает это великое событие 13/26 сентября. У этого праздника есть одна очень интересная особенность: в этот день в храмах, освященных в честь Воскресения Словущего, служба совершается, как на Пасху — пасхальным чином, с ликующими возгласами: «Христос воскресе! — Воистину воскресе!». И если вам повезет оказаться здесь в день престольного праздника, вы увидите Пасхальный крестный ход на фоне осенней листвы. Посвящение храма в честь Воскресения Словущего напоминает о том, что духовное обновление, преображение жизни верующего человека является прообразом грядущего воскресения.

Этот старинный уютный храм расположен в квартале, где традиционно проживала творческая интеллигенция. Поэтому его прихожанами всегда, в том числе в советское время, были люди искусства и науки. Здесь пели на клиросе Иван Козловский, Антонина Нежданова. И поскольку среди прихожан были люди всемирно известные, это не раз спасало храм от закрытия. Рассказывают, что в советские годы в Пасхальную ночь все примыкающие к церкви улицы заполнялись народом, стоявшим с зажженными свечами, а в самом небольшом храме каким-то образом умещались более двух тысяч человек!

В храме Воскресения Словущего тоже находится ряд особо почитаемых московских святынь. Среди них очень интересный образ святителя Спиридона Тримифунтского с частицей его мощей и чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших». Редкий случай: Божия Матерь изображена на ней с непокрытой главой — это символ того, что Она отдала Свой покров людям ради спасения грешников.

Продолжение следует…

Газета «Православная вера» № 19 (567)

Наталья Горенок

http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/moskva-ot-kresta-ko-krestu
« Последнее редактирование: 21 Ноября 2016, 21:20:18 от Александр Васильевич » Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106316

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 21 Ноября 2016, 21:33:48 »

Москва: от креста ко кресту. Иверская

«— …Ворочь, Антипушка, к Царице Небесной… нипочем мимо не проходят.

Иверская открыта, мерцают свечи. На скользкой железной паперти, ясной от скольких ног,— тихие богомольцы… Мы ставим свечки, падаем на колени перед Владычицей, целуем ризу. Темный знакомый лик скорбно над нами смотрит — всю душу видит. Горкин так и сказал: ″Молись, а она уж всю душу видит″».


Эти теплые строки из «Богомолья» Ивана Шмелева вспоминаются, когда речь заходит об Иверской. Простыми словами сказано самое важное: Иверская икона Божией Матери издавна была окружена в Москве исключительным почитанием. В часовне у Воскресенских ворот благая Вратарница несколько веков встречала и провожала всех, кто прибывал в древнюю столицу. И сами москвичи, и пришлые просили у Нее благословения на предстоящие труды и на далекий путь. И здесь же – объяснение, почему люди так любят эту икону: правда ведь – в самую душу смотрит! Лик Пресвятой Богородицы на этой иконе скорбный и строгий, что не случайно. Вспомним, что отличительной чертой Иверской является рана на лике: в IX веке, в период богоборчества воин ударил копьем икону Божией Матери, хранившуюся у одной вдовы в Никее, и из раны тут же истекла кровь. Впоследствии икона чудесным образом «пришла» на Афон по морю и стала хранительницей Иверской обители. Список с этой чудотворной иконы впервые был доставлен в Москву со Святой Горы в середине XVII столетия.

С большой долей вероятности можно сказать, что, несмотря на все перипетии ХХ века, древние чтимые московские иконы сохранились до наших дней, и это настоящее чудо.

«Всю душу видит»


Иверская икона, 1648 г.

Первый Иверский образ для Москвы был изготовлен на Святой Горе по просьбе будущего патриарха Никона, тогда архимандрита московского Новоспасского монастыря, в годы правления царя Алексея Михайловича. На иконе сохранились греческие автографы: «Писал со тщанием Ямвлих Романов, в кельях Иверских живущий. Лета 7156 (1648)», «Старанием и иждивением Пахомия, архимандрита Иверского». Иконописец старался создать изображение Матери Божией, полностью идентичное тому, что на Иверской иконе, однако дополнил свой список живописными изображениями ангелов и двенадцати апостолов на полях образа. Первоначальная Иверская омывалась святой водой, и на этой воде разводились краски. Перед началом работы и до ее завершения 365 человек братии Иверона «дважды в неделю пели великий молебен от вечера до утра и ежедневно служили святую Литургию». «Иконописец писал эту святую икону, принимая пищу лишь по субботам и воскресеньям, и со многим радением и бдением в великом молчании завершил ее»,— сообщается в грамоте за подписью архимандрита Пахомия, присланной в Москву вместе с иконой и хранящейся ныне в одном из государственных архивов.

Когда икону привезли в Москву, навстречу ей к Воскресенским воротам Китай-города вышла торжественная процессия во главе с государем и множество народа. В память принесения Иверской иконы в Москву было установлено ежегодное празднование 13/26 октября. Поначалу образ пребывал в Успенском соборе Московского Кремля, затем в домовой церкви царицы Марии Ильиничны Милославской. В 1654 году царь Алексей Михайлович взял икону в военный поход против поляков и, одержав победу, установил образ в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря, который имел высокий статус «царского богомолья».

От Иверской иконы изливалось и изливается множество чудес, поэтому ее почитание быстро распространилось по Руси. В 1656 году с Афона был доставлен второй список Вратарницы — для Валдайского Иверского монастыря (к сожалению, он был утрачен в советское время). В 1669 году в Москве у Воскресенских ворот Китай-города была построена Иверская часовня, куда был помещен третий список Иверской. Он был сделан с первой московской иконы, но чуть большим по размеру.

Богородица вернулась в Свой дом


Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь

Новодевичий монастырь – одно из красивейших мест столицы. Он был основан в 1524 году. Архитектурный ансамбль монастыря сложился в XVI-XVII веках. Он сохранился с тех пор практически без изменений и поэтому был поставлен под охрану ЮНЕСКО как всемирное достояние. У обители интересная и сложная история, которая заслуживает отдельного рассказа, но мы остановимся на судьбе Иверской.

Место своего постоянного пребывания до революции она покидала только один раз: во время празднования 300-летия дома Романовых образ приносили для поклонения в митрополичьи палаты Чудова монастыря.

В 1922 году монастырь закрыли, и в его стенах был образован историко-бытовой музей. В начале 1930-х в Новодевичьей обители разместился… «Музей раскрепощения женщины». С 1934-го он становится филиалом Государственного исторического музея. Иверская в это время оставалась где-то в музейных хранилищах, но в родных стенах. С 1945 года монастырский Успенский храм стал действующим. В 1994-м была организована монашеская община, но основная часть храмов и зданий монастыря по-прежнему принадлежала музею. Многие годы обители пришлось просить об их возвращении Церкви. Наконец в 2010-м все строения Новодевичьего были переданы в безвозмездное пользование Московской епархии. «Это было парадоксально: с одной стороны, нам вернули здания, с другой стороны, нашу святыню, икону Божией Матери Иверская, которая даже как музейная единица всегда оставалась в монастырских зданиях, увезли в Государственный исторический музей на Красной площади! Мы все очень переживали, казалось, что вернуть ее в монастырь в этой ситуации просто нереально», — рассказывала игумения Маргарита (Феоктистова). Но случилось невозможное и неожиданное: без всяких официальных ходатайств в мае 2012 года икона была торжественно передана в распоряжение обители. Надо отметить, что это действительно небывалый случай – музеи практически не расстаются с древними иконами (это тоже отдельная сложная тема). «Единственное, что тут можно сказать, что Пресвятая Богородица Сама захотела, чтобы Ее образ вернулся в нашу обитель»,— считает матушка игумения. Сегодня святыня пребывает в Успенской церкви.

Для начинающих московских паломников добавлю, что найти Новодевичий монастырь тоже очень просто: станция метро «Спортивная», дальше 5-10 минут пешком, а дорогу укажет каждый.

Сердце Москвы


Иверская часовня у Воскресенских ворот. Начало ХХ в.

Об Иверской часовне упоминается во многих произведениях русской литературы. Но, наверное, самые пронзительные строки принадлежат Марине Цветаевой: «А вон за тою дверцей,/ Куда народ валит,— / Там Иверское сердце / Червонное горит»...

Вскоре после октябрьского переворота святыня была подвергнута поруганию. К первому празднованию Первомая в 1918 году возле часовни появились красная пятиконечная звезда и лозунг «Религия есть опиум для народа». В эти же дни часовня впервые была ограблена, но милиция бездействовала. В Сочельник 1923 года богоборцы провели здесь так называемое «комсомольское рождество». Изображавшие духовенство ряженые несли плакаты с непристойными надписями, «чучела богов» разных религий, включая кощунственные изображения Господа Иисуса Христа и Богоматери. Закончилось все большим костром перед часовней, в котором сожгли «религиозную атрибутику». В 1929 году часовню закрыли и снесли за одну ночь по инициативе члена ЦК, главы «Союза воинствующих безбожников» Емельяна Ярославского.

К тому времени древней святыни в часовне уже не было. В дни кампании по изъятию церковных ценностей в 1922 году чудотворную Иверскую икону увезли в неизвестном направлении...

В 1994-1995 годах Воскресенские ворота и Иверская часовня были восстановлены. Здесь помещен современный список Иверской, написанный на Святой Горе. Службу совершает поочередно все московское духовенство: каждый день читается акафист Божией Матери. К сожалению, присоединяется к этой молитве не так много людей из тех, кто приходит посмотреть на Красную площадь, главную московскую достопримечательность.

Сокровища храма Воскресения


Храм Воскресения Христова в Сокольниках

Как сложилась судьба иконы из Иверской часовни? Есть надежда, что она не погибла в лихолетье. Ее описанию в точности соответствует икона, в 1933 году поступившая в Третьяковскую галерею без указания происхождения. Но многие убеждены, что уже долгие годы икона находится в храме Воскресения Христова в Сокольниках. Он тоже не закрывался в советское время, и здесь сосредоточено множество почитаемых святынь, которые свозили сюда из разоренных церквей. Расскажем о нем кратко, ведь его история не менее удивительна.

На переломе ХIХ–ХХ веков в маленьком больничном храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Сокольнической слободе служил протоиерей Иоанн Кедров. В то время это был рабочий район, где жили в основном небогатые люди, которые были задавлены заботами о «хлебе насущном» и редко посещали храм. Отец Иоанн был ревностным священником, который болел душой о людях. Однажды после горячей молитвы ему явилась в сонном видении Царица Небесная и повелела построить в Сокольниках большой и красивый храм, чтобы он самим своим видом и благовестом мог напоминать окрестным жителям о Боге. Однако приход был бедный, денег на новый храм у священника не было, и он не решался приступить к строительству. Тогда во второй раз увидел он Божию Матерь, но теперь со строгим ликом. Убоявшись и положившись на волю Божию, отец Иоанн начал строить храм Воскресения. Строительство велось с 1908 по 1913 год с огромными трудностями. Несколько раз положение становилось совершенно безвыходным. Однако по горячей молитве пастыря помощь приходила совершенно чудесным образом.

 Храм Воскресения — выдающийся образец стиля «русский модерн». Он имеет форму креста и девять куполов в честь девяти Ангельских чинов. Есть и такая особенность: он обращен алтарем не на восток, как обычно, а на юг, то есть к храму Воскресения Христова в Иерусалиме.

В 1929 году, после разрушения Иверской часовни, чтимая икона была перенесена в церковь в Сокольниках. Празднование Иверской здесь совершается как один из престольных праздников храма. Кстати, здесь же находятся и другие великие святыни из уничтоженных московских церквей: икона Богоматери Страстной из Страстного монастыря, икона святого Пантелеимона из Пантелеимоновской Афонской часовни у Лубянских ворот Китай-города.

Если вы захотите побывать в храме Воскресения, найти его тоже предельно просто: он расположен у выхода со станции метро «Сокольники».

У нас получился целый паломнический маршрут, связанный с Иверской иконой, причем все три станции («Спортивная», «Охотный ряд», «Сокольники») находятся на одной – Сокольнической, «красной» линии.

***

Горит сердце, причем в буквальном смысле, когда молишься у древнего строгого Иверского образа. Именно это и заставило меня после очередного посещения Новодевичьего начать собирать информацию, которая лично для меня сложилась в удивительную мозаику. Это помогло по-новому посмотреть на те места, где я бывала, в общем-то, неоднократно, но о которых знала так мало. И душа опять стремится в новое московское паломничество…

Продолжение следует

Наталья Горенок

http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/moskva-ot-kresta-ko-krestu-iverskaya
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106316

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #2 : 21 Ноября 2016, 21:55:44 »

Москва: от креста ко кресту. Таганка

На этот раз мы совершим паломничество по Таганке — одному из старейших московских районов. Здесь множество древних храмов и монастырей. Святая блаженная Матрона Московская, преподобный Аристоклий Афонский, священноисповедник Роман Московский - эти удивительные святые слышат нас, помогают и утешают, заботятся о том, чтобы как можно больше людей всем сердцем обратились к Богу.
 

Церковь Успения Божией Матери в Гончарах

С 1948 года это подворье Болгарской Православной Церкви в Москве Однажды мне пришлось провести несколько дней на Таганке. Я была в командировке, на конференции, которая проводилась в двух шагах от метро «Таганская», и после работы несколько дней по вечерам просто бродила по улицам и переулкам — снова от креста ко кресту. И, несмотря на то что была поздняя осень, эти дни запомнились как прекрасное теплое время многих открытий.

Теперь в числе храмов, где я стараюсь вновь побывать по возможности, церковь Успения Божией Матери в Гончарах (Гончарная, 29). Само внешнее убранство храма может многое рассказать о его истории: храм украшен множеством разноцветных изразцов. Он строился в Гончарной слободе, а это один из старейших московских районов, возникших к концу XV века. Здесь селились ремесленники, и, как это часто было на Руси, каждое из ремесленных сообществ считало своим долгом построить свой храм. Нарядная каменная Успенская церковь была возведена в 1654 году. В ее украшении принимал участие известный изразцовых дел мастер Степан Полубес. Главной святыней Успенского храма является чудотворная икона «Троеручица» (список, сделанный в 1716 году). Многие считают, что именно благодаря заступничеству Божией Матери храм никогда не закрывался. С 1948 года это подворье Болгарской Православной Церкви в Москве.


Храм Мартина Исповедника — один из самых ярких памятников архитектуры классицизма в Москве

Еще одно крайне интересное место на Таганке — величественный храм Мартина Исповедника. Если искать по карте — это ул. А. Солженицына, 15. Однако на адресной табличке на стене самого храма указано историческое название улицы: до 1919 года она именовалась Большой Алексеевской. Даже несмотря на то, что сегодня церковь с колокольней несколько затерялись среди новостроек, их видно издалека. Специалисты считают, что храм Мартина Исповедника — один из самых ярких памятников архитектуры классицизма в Москве. Он был освящен в 1806 году. В 1812-м сильно пострадал от пожара, однако именно здесь было проведено первое благодарственное богослужение после того, как французы оставили Москву. Интересно, что в храме сохранились росписи в живописном стиле работы итальянского художника А. Клаудо.


Главная святыня храма Мартина Исповедника — древний список Грузинской иконы Божией Матери

В советское время здесь располагались киностудия, книгохранилище, вычислительный центр. В начале 1990-х храм вернули Церкви, начались долгие восстановительные работы. И случилось настоящее чудо: выяснилось, что в 1930‑е годы, когда храм был закрыт, кто-то спрятал роспись за тонкими листами фанеры, поэтому она дошла до наших дней невредимой. Исторический иконостас храма в виде триумфальной арки тоже сохранился в запасниках Государственного музея архитектуры им. А. В. Щусева. Несмотря на то что архитектура и росписи этого храма нетипичны для Москвы (скорее, они характерны для имперского Петербурга), он производит очень большое впечатление.

Его главная святыня — древний чудотворный список Грузинской иконы Божией Матери. Здесь же, в отдельном ковчеге — святыни, связанные со святой блаженной Матроной Московской: ее погребальная рубашка и пояс.

Сила в немощи
 

Покровский монастырь, где пребывают мощи святой Матроны Московской

Именно от станции «Таганская», как правило, начинается путь паломников в Покровский монастырь (Таганская, 58), к мощам этой удивительной святой. В будни и праздники, летом и зимой — здесь огромное количество людей. Случаи помощи по молитвам к блаженной Матроне неисчислимы. В годы моего церковного неофитства мне казалось неправильным, что люди идут к ней в основном со своими земными проблемами и заботами, причем даже те, кто никогда в церковь не ходит. Было даже чувство своеобразной ревности и недоброжелательности к таким «просителям», от которого меня избавила… сама святая.

Однажды поздней осенью я оказалась в очереди к ее мощам. Стала оглядываться. Лишь несколько человек рядом стоят с книжечками в руках, читая житие или акафист. Сразу видно тех, кто приехал издалека, или тех, кто пришел в какой-то нужде, но их — не большинство. Удивило то, что рядом оказалось много хорошо одетых женщин с роскошными букетами цветов, много молодых мужчин. Даже иностранец с переводчицей стоял в той очереди. По внешнему виду этих людей нельзя было заподозрить, что в их жизни существуют неразрешимые проблемы. Почему же они идут к Матронушке, зачем стоят по нескольку часов на промозглом ноябрьском ветру? Но когда я подумала — почему? — где-то в глубине души прозвучали слова: «Сила Божия в немощи совершается».

В самом деле — если подумать, кем была Матронушка при жизни по меркам сегодняшнего мира? Беспомощным инвалидом, не видевшим солнечного света? Бездомной гонимой странницей? Но вот идут к ней за помощью — и при жизни, и после смерти, и до прославления ее в лике святых, и, конечно же, теперь — миллионы с житейской точки зрения гораздо более благополучных людей. И она помогает, утешает, наставляет и главное — приводит в храм, к Богу…


В будни и праздники, летом и зимой к Матронушке приходит множество людей

Рядом со святой совершенно явно испытываешь внутреннее умирение, желание молиться, приходят благоговейная душевная тишина и какое-то особое тепло где-то в глубине сердца. Для меня все это неопровержимые свидетельства истинности святыни, которые будут вновь и вновь заставлять стремиться к ней.

Для паломников из Саратова может быть важен еще один факт. В 1923–1929 годах настоятелем Покровского мужского монастыря был архимандрит Вениамин (Милов) — будущий архипастырь, один из самых почитаемых подвижников Саратовской земли. На территории монастыря установлен большой Поклонный крест в память о почившей братии.

Добраться до Покровского монастыря несложно: от станций метро «Таганская» или «Марксистская», которая находится на другой стороне Таганской площади, — минут 15 пешком или две остановки на любом троллейбусе, идущем по улице Таганской. Возле «Марксистской», на остановке общественного транспорта, вас будут зазывать к себе водители специальных маршрутных такси «до Матроны», но пользоваться их услугами — раз в пять дороже, и, думаю, в этом нет никакой необходимости.

Афон в центре столицы
 

Подворье Русского на афоне Свято-Пантелеимонова монастыря

Не менее удивительные открытия можно сделать, если от выхода со станции «Таганская кольцевая» направиться в другую сторону — по улицам Гончарной, Нижней Радищевской к реке Яузе. На Гончарной, 6 находится подворье Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря. До революции Афонское подворье размещалось на Большой Полянке (потом здания были реквизированы, церкви и часовни уничтожены). В 1991 году для размещения подворья было передано здание храма великомученика Никиты на Швивой горке (1595 год). Сегодня это тоже значимый центр паломничества: люди приходят сюда не только для того, чтобы прикоснуться к Афону, к его святыням (здесь находятся иконы с частицами мощей великомученика Пантелеимона, апостола Андрея Первозванного, преподобного Силуана Афонского), но и… в гости к преподобному старцу Аристоклию. Рассказывают, что множество людей шли к нему при жизни, никогда не зарастала тропа к его могиле на Даниловском кладбище в безбожные времена. В 2004 году старец был прославлен в лике местночтимых святых, а недавно, в 2016‑м, по решению Архиерейского Собора его имя было внесено в святцы для общецерковного почитания. Пока имя преподобного Аристоклия не так известно за пределами Москвы, как в самой столице, но верующие москвичи относятся к нему с огромной любовью и теплотой.


Преподобный старец Аристоклий: «Нет у меня большей заботы, как только привести вас ко Господу»

Иеромонах Аристоклий, в миру Алексей Алексеевич Амвросиев, родился в Оренбурге 1848 году. В 1876 году он отправился на Святую Гору Афон и поступил в Русский Свято-Пантелеимонов монастырь, в 1880 году был пострижен в монашество. Много лет был настоятелем подворья в Москве: с 1891 по 1894-й и с 1909 до кончины в 1918 году. Люди видели, что старец обладает исключительными духовными дарами. Он принимал ежедневно сотни посетителей, посещал больных, щедро помогал бедным. Известны случаи удивительных исцелений по молитвам старца: слепорожденного отрока, парализованной девушки. И главное, что, получив помощь, люди уже не отступали от Церкви, потому что увидели в жизни батюшки живой пример жизни во Хрис­те. Он излучал тихую радость. Известны его слова духовным чадам: «Нет у меня большей заботы, как только привести вас ко Господу. И нет серьезнее дела на земле, как спасение души. Весь мир не ст!оит одной души, работающей Господу». И сегодня люди чувствуют его любовь и идут к преподобному со своими скорбями или духовным вопросами, как к живому…

Богослужение на Афонском подворье имеет свои особенности: воскресная служба (всенощная и ранняя Литургия) совершается здесь в ночное время (начало в 22.30). Пение за службой особенное, монашеское: безыскусное, но очень сосредоточенное.

Надо отметить, что на Афонском подворье достаточно строгие порядки. Например, на всей территории не разрешается пользоваться мобильным телефоном, в храм не пускают мужчин в шортах или женщин без традиционных юбки и платка. Сегодня мы от такой строгости уже почти отвыкли, но здесь она воспринимается как нечто естественное: чувствуется, что насельники относятся строго, прежде всего, к себе, чтобы сохранить свое монашеское устроение в самом центре бурного мегаполиса.

Думаю, многим будет интересно и то, что прямо напротив святых врат подворья действует Музей русской иконы (Гончарная, 3). Это богатейшая частная коллекция византийского и древнерусского искусства, преобразованная в общедоступный музей: посещение музея бесплатное, выходной день — среда.

Главное — жизнь души
 

Священноисповедник Роман Московский (Медведь) был духовным чадом праведного Иоанна Кронштадтского…

А с этим святым я «познакомилась» во Владимирском морском соборе Севастополя. В одном из киотов увидела икону священника-новомученика с частицей мощей. На свитке в его руке слова: «Отвержитеся своего малого, и Господь воздаст вам Свое великое». Было ощущение встречи с близким по духу человеком, который сказал тебе что-то очень важное. Поэтому, вернувшись домой, я стала искать житие этого святого — священноисповедника Романа Московского (Медведя). Оказалось, что его мощи ныне находятся в храме Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе (Лыщиков пер., 10, стр. 1). Сверившись с картой, я отправилась как­то его искать от той же любимой «Таганской».

В семинарии Роман Медведь был учеником будущего святителя Тихона, затем, в годы учебы в Санкт-Петербургской Духовной Академии, стал духовным чадом праведного Иоанна Кронштадтского. От него воспринял отношение к пастырству как к служению, которому нужно отдавать все свои духовные и телес­ные силы. В 1907–1917 годах протоиерей Роман был настоятелем Владимирского адмиралтейского собора в Севастополе и благочинным храмов береговых команд Черноморского флота. Многие моряки его искренне любили и уважали, и когда в декабре 1917 года революционный трибунал постановил расстрелять священника, ему помогли скрыться от преследования и перебраться в Москву. Здесь отец Роман служил сначала в храме Василия Блаженного, а затем, после его закрытия, в храме святителя Алексия в Глинищевском переулке.


Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе

Удивительно, но в страшные, полные горя послереволюционные годы люди по-особому тянулись к храму, и в Москве действовал целый ряд ярких церковных братств и общин (мы уже говорили об этом, знакомясь с Никольским храмом на Маросейке, где служил праведный Алексий Мечев). Одна из прихожанок оставила такие воспоминания: «Шли 1919–1921 годы и все, что с ними было связано: голод, холод, безработица, темнота на улицах — полное неустройство жизни. А в храме святителя Алексия шла глубокая интенсивная жизнь. Шла глубокая духовная работа каждого человека над собственной душой». Ежедневно совершалось богослужение, по вечерам — акафисты с общенародным пением, проводились беседы, читалось Евангелие и святоотеческая литература. Прихожане читали и пели на клиросе, полностью содержали и обустраивали свой храм. Особое внимание отец Роман уделял исповеди, призывал к жизни по совести, сознательному обновлению крещальных обетов. Тот же праведный Алексий Мечев говорил ему: «У тебя стационар, а у меня — только амбулатория».

В 1930 году батюшка был арестован, а храм разрушен. Отца Романа приговорили к 10 годам лагерей на Соловках. Там он тяжело заболел туберкулезом, и срок заключения был сокращен. В 1936 году он поселился в Малоярославце, где продолжал служить, пока мог. 8 сентября 1937 года исповедник скончался и был погребен на местном кладбище. В 1999 году его мощи были обретены, перенесены в Москву и положены в храме Покрова Пресвятой Богородицы, что на Лыщиковой горе (он был построен в 1696 году и также не закрывался в советское время)…

***

Вот таким насыщенным может быть паломничество по совсем небольшому московскому району — хотя мы смогли увидеть лишь несколько из его многочисленных святынь. И как хочется, чтобы как можно больше людей из той живой реки, которая течет ежедневно по Таганке, вспоминало о них, обращалось к святым, которые могут оказать самое доброе влияние на нашу жизнь, помочь в бедах — и открыть радость жизни с Богом.

Продолжение следует...

Газета «Православная вера» № 21 (569)

Наталья Горенок

http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/moskva-ot-kresta-ko-krestu-taganka
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!