Сбербанк меняет стратегиюОн вложится в облигации США и других развитых странСбербанк нашел альтернативу вложениям в государственные долги России — он планирует накупить американских казначейских облигаций (US Treasures), а заодно поменять политику в отношении собственных займов. В частности, Сбербанк намерен упаковать кредитные риски корпоративных клиентов в CLN и структурированные продукты.
«Мы к сложившейся ситуации на финансовых рынках относимся «по-бычьи», — заявил директор департамента операций на международных рынках казначейства Сбербанка Александр Татауров, выступая на Втором банковском форуме стран СНГ и Восточной Европы в Вене. Раньше Сбербанк торговал только еврооблигациями РФ, теперь, по словам Александра Татаурова, банк готов покупать бонды и других государств, а также расширить свою кредитную историю за счет выпусков CLN на портфель корпоративных клиентов. При этом он подчеркнул: «Все операции, которые Сбербанк проводит на международных рынках капитала, являются продолжением стратегии и «сбербанковской парадигмы», выработанной в ходе многолетнего развития банка».
Однако появление новых инструментов свидетельствует о серьезной корректировке инвестполитики Сбербанка. Сейчас банк вкладывает средства в российские инструменты высшего класса — бумаги РФ, Минфина, Банка России и ВЭБа, облигационный портфель по рублевым облигациям составляет около 300 млрд руб., а по валютным (в основном евробонды РФ) — около 2 млрд долл. При этом доходность по валютному портфелю облигаций за четыре месяца с начала года составила 12% годовых. Такой результат, пояснил Александр Татауров, был достигнут за счет активных операций с ценными бумагами, в том числе с использованием стратегий арбитража. Теперь же Сбербанк намерен вложиться в казначейские облигации США, а также Великобритании, Франции, Германии, Швейцарии, Австрии, Италии и Испании. Доходность по российским госбумагам снижается, а по американским, как прогнозирует Александр Татауров, скоро вырастет — как только их окончательно «продавят» инвесторы. «Когда доходности сравняются, тогда-то мы их (US Treasures. — РБК daily) и встретим», — поясняет он.
Руководитель департамента операций на финансовых рынках Связь-банка Сергей Кузнецов отмечает, что поскольку рынок еврооблигаций в последнее время был подвержен серьезной волатильности, Сбербанк вполне мог заработать 12% годовых по портфелю валютных бумаг. «И если Сбербанк хочет нарастить свой портфель, то он будет вынужден выходить на работу с еврооблигациями казначейств иностранных банков — там больше ликвидности», — говорит Сергей Кузнецов.
В свою очередь начальник отдела операций на внешнем долговом рынке Банка Москвы Александр Николаев отмечает, что на сегодняшний день доходности выше, чем по российским еврооблигациям, нигде в развитых странах нет. «И доходность по US Treasures никогда не сравняется с российскими бумагами, поскольку между ними всегда есть спред», — подчеркивает он. Однако Александр Николаев также отмечает, что ликвидность российского рынка еврооблигаций значительно уже, чем по бумагам развитых стран. «Практически невозможно в один день разместить миллиард долларов в еврооблигациях РФ, но это просто сделать, покупая бумаги американского казначейства», — поясняет он. По его мнению, заработать на облигациях иностранных государств можно не на долгосрочном вложении в бумагу, а через арбитраж.
Но наиболее радикальные корректировки инвестстратегии Сбербанка связаны с развитием инвестиционного бизнеса. «Банк рассматривает возможность создания инвестиционно-банковского блока. Первым шагом, который будет сделан, может стать выпуск CLN, обеспечением по ним мы рассматриваем наш портфель корпоративных кредитов», — сказал г-н Татауров.
Как пояснил РБК daily один из топ-менеджеров Сбербанка, CLN нужны банку в первую очередь не как инструмент собственного финансирования, а как способ снизить концентрацию рисков по крупным заемщикам. Дело в том, что, размещая CLN, банк списывает со своего баланса кредиты, выступавшие обеспечением по этим бумагам. К тому же, добавил собеседник РБК daily, некоторые заемщики близки к тому, чтобы исчерпать лимит кредитования на одного заемщика, устанавливаемый ЦБ через норматив H6 (то есть не более четверти капитала банка). После допэмиссии, проведенной год назад, Сбербанк получил возможность кредитовать одного заемщика или связанную с ним группу на сумму до 5 млрд долл. Сейчас из-за кризиса на финансовых рынках спрос на банковские кредиты повысился, и в последнее время Сбербанк наращивал кредитный портфель рекордными темпами за счет крупных кредитов, клиентская же база в этом сегменте заметно не расширилась.
ЕЛЕНА ЗУБОВА,ПОЛИНА СМОРОДСКАЯ http://www.rbcdaily.ru/2008/04/28/finance/339719