Александр Цыганов
ЦарьградТу-154: теракт не исключёнГибель Ту-154 над Чёрным морем объяснения пока не получила, но эксперты не исключают терактРасследователи катастрофы самолёта Ту-154 пока не могут определиться с наиболее приоритетной версией причин его гибели – каждому предположению мешают какие-то обстоятельства, не укладывающиеся в логичную картину.
Так описал один из источников Царьграда в оборонном ведомстве ситуацию вокруг гибели борта, летевшего в Сирию и сделавшего посадку для дозаправки в Адлере:
"Версий много, - заявил он, -
но все так или иначе упираются в противоречащие им обстоятельства. Пока не будут расшифрованы "чёрные ящики", о причинах происшедшего можно говорить только гадательно".
Первые вопросы возникают из характера разлёта обломков самолёта. Фрагменты корпуса Ту-154, как сообщается, обнаружены расстоянии от 1,5 до 7 км от берега, на глубине 50-70 метров. Разлет обломков самолета составил порядка 15 км. Тело одного из погибших найдено в 6 км от берега.
Техническая неисправность?Техническую неисправность специалисты рассматривают пока в качестве приоритетной причины аварии, сообщают практически все источники, причастные к расследованию происшедшего. Действительно, самолёт относительно пожилой - ему уже 33 года. В условиях эксплуатации военными - это реально много. Но при этом пресса приводит слова директора программ МКАА "Безопасность полетов" Виктора Галенко, согласно которым данный самолёт "после ремонта был практически новый - ресурс данного борта составлял 11%".
Конструктивно Ту-154 считается сверхнадёжным - да и статистика это подтверждает: на выпущенных за всё время 1026 таких самолетов пришлось всего около 70 аварий. Но самолёт есть самолёт. Это тысячи деталей и узлов, и среди них десятки таких, от которых безопасность полёта зависит критически. Могли заклинить рули, могло быть залито некачественное топливо, мог дать сбой контур управления - да сотни причин могут быть!
Некоторых настораживает, в частности, "нештатное" место, на котором оказался самолёт во время аварии. При обычной вертикальной скорости набора высоты для Ту-154 в 15 - 17 м/сек за 2 минуты полёта самолёт должен был бы оказаться на высоте около 2 км. За 7 минут (даже в продолжительности полёта есть разногласия) он поднялся бы на 4 км. И при наиболее выгодной скорости в 550 км/час машина должна была бы за те же 2 минуты удалиться на 18 км от аэродрома. Между тем поступающие сообщения говорят, что самолёт набрал всего 200 метров высоты и, по данным радиолокации, успел пролететь всего 6 километров.
Кроме того, специалистов смущает, что обломки самолёта оказались разбросаны на очень большой площади – называется цифра 15 км. Оторвано и упало отдельно переднее шасси. Говорят про паспорт одного из пассажиров, который был найден где-то на берегу.
Есть также свидетельства, что самолёт вроде бы начал разворачиваться – возможно, для возвращения на аэродром.
Но при этом всех удивляет, что от пилотов не поступило сигналов о неисправности на борту. Ту-154 – машина очень живучая, уверяют авиационные специалисты, она обладает очень хорошими аэродинамическими качествами – то есть даже при отказе всех трёх моторов самолёт мог спланировать и сесть на воду, но никак не уйти мгновенно под неё.
Значит, если это и техническая неисправность, то такого свойства, что лишила пилотов возможности обратиться к диспетчеру или подать сигнал бедствия.
Радиолокационное изображение места крушения самолета Ту-154 у побережья Черного моря. Изображение получено с помощью космического аппарата Sentinel-1B (Европейское космическое агентство). Институт космических исследований РАН/ТАССПогодные и природные условия?Практически все причастные специалисты исключают плохие погодные условия как причину для катастрофы. Тот же Виктор Галенко подчеркнул, что
"опасные метеоявления во время происшествия отсутствовали, ветер во время взлета был попутный". "Обледенения и грозы там не было, о высокой турбулентности другие борты не докладывали", - добавил Галенко.
Погода была хотя и пасмурной, но видимость была штатной. Конечно, старт самолёта можно считать ночным – в 5:25 утра в Адлере, разумеется, темно, но лётчики были опытные, с хорошим налётом. Тем более, что только что они в темноте же совершили посадку.
Некоторые эксперты не исключают такого фактора как попадание птицы в кабину пилотов или в мотор самолёта. На Чёрном море действительно зимует много перелётных птиц, а возле Сочи – в особенности. Но при попадании птицы в двигатель самолёт мог бы продолжить полёт, а пилоты уж наверняка доложили бы на землю о таком происшествии и попытались бы вернуться. А при попадании птицы в кабину она должна была убить одновременно двоих пилотов, что, согласимся, маловероятно.
Ошибка экипажа?Отсюда закономерно делается переход к ещё одной версии – что к падению самолёта привела ошибка экипажа.
Обломки, найденные во время поисково-спасательных работ у побережья Черного моря, где потерпел крушение самолет Ту-154 Минобороны РФ. Фото: Алексей Штокал/ТАССТакие версии в подобных происшествиях возникают всегда. Но в данном случае машиной управлял опытный экипаж: командир - лётчик первого класс Роман Волков летал уже 14 лет, налетал в общей сложности более 3000 часов. Второй пилот, капитан Александр Ровенский работал в авиации десять лет. У штурмана, подполковника Александра Петухова было свыше 9000 часов налета.
Это означает, что вероятность ошибки экипажа довольно низка, отметил в беседе с Царьградом источник в авиации. Ещё больше её снижают опять же факты очень большого разлёта осколков, хотя, судя по количеству находок тел и их фрагментов, большинство пассажиров должно было оставаться в салоне. То есть фюзеляж самолёта оказался относительно целым, но, скорее всего, с вырванным куском.
Теракт?Именно версия теракта больше всего занимает сейчас мозги специалистов, несмотря на первоначальное отрицание её руководством Минобороны. В принципе, это предположение объясняет если не всё, то многое – и непонятное молчание экипажа, и разброс обломков, и странное поведение самолёта при наборе высоты.
Но тут возникает проблема: говорят, что Ту-154 должен был совершить промежуточную посадку в Моздоке, то есть в Адлере он сел в известной мере случайно. Это исключает, например, предположение, что к аварии привело чьё-то злонамеренное использование средств радиоэлектронной борьбы, применение которого могло бы, скажем, обесточить всё управление самолётом (что, впрочем, специалисты считают едва ли возможным при системе дублирования основного электрооборудования). Значит, теракт, если это теракт, был организован ещё в Москве. И где? На авиабазе Министерства обороны? Военные пока исключают такой вариант – ведь охрана и оборона таких объектов организована даже выше, нежели в гражданской авиации.
Спасатели во время поисково-спасательных работ у побережья Черного моря, где потерпел крушение самолет Ту-154 Минобороны РФ. Фото:Артур Лебедев/ТАССТем не менее по СМИ уже ходят высказывания специалистов, которые всё же теракт называют наиболее вероятной версией причин катастрофы. Так, в газете "Коммерсант" приводится мнение лётчика-инструктора Андрея Краснопёрова. Он опирается на два установленных факта - слишком большой разброс обломков, достигающий 15 км, и слишком резкое и скорое прерывание полёта после взлета. И на этом основании эксперт считает, что можно вести речь о взрыве на борту:
"Это слишком подозрительно, что самолет после взлета в наборе высоты пропадает с экранов радара… Резкое падение… бывает в том случае, когда что-то нештатное случилось, что-то взорвалось, что-то отвалилось... Лётчик спокойно мог передать информацию, включить сигнал бедствия, но этого не случилось. Значит, что-то было такое нештатное, резкое… На экипаж я не могу грешить, а техника так резко не ломается".
Собеседник Царьграда также склонен именно терактом объяснять случившуюся катастрофу Ту-154. Но в любом случае, призвал он, надо подождать, когда будут извлечены "чёрные ящики", после расшифровки которых и можно будет
"утверждать что-либо ответственное".
Сейчас в районе падения самолёта ведутся поисково-спасательные действия. Правда, именно спасать уже, к сожалению, некого.
"В поисках задействованы 27 кораблей и судов, 37 водолазов, 4 вертолета, беспилотные летательные аппараты и телеуправляемые глубоководные аппараты. В ближайшее время в район авиакатастрофы с других флотов дополнительно будут доставлены более 100 водолазов-глубоководников со специальным оборудованием. Всего в поисково-спасательных мероприятиях принимают участие более 3000 человек", - заявил официальный представитель Министерства обороны РФ Игорь Конашенков.
По официальным данным Минобороны, спасатели нашли и подняли на поверхность тела 12 погибших.
http://tsargrad.tv/article/2016/12/26/tu-154-terakt-ne-iskljuchjon