Александр ПронинБыл ли князь Владимир викингом?Как прокололись создатели нашумевшего художественного фильма Эта лента, снятая при участии Первого канала, демонстрируется сегодня чуть ли ни во всех российских кинотеатрах, Центральное телевидение транслирует восторженные отклики зрителей и кинодеятелей на него, реклама фильма звучит отовсюду. А самой лучшей ему рекламой стало то, что посмотреть фильм нашел время даже сам Президент России Владимир Путин, охарактеризовавший князя Владимира как духовного основателя государства Российского, собирателя и защитника русских земель. Правда, слегка усомнившись в исторической достоверности повествования. Действительно, почему фильм назван «Викинг»? Ведь они оставили о себе только страшную память как о жестоких и жадных завоевателях, несколько веков наводивших ужас на всю Западную Европу. Русским не нужна эта сомнительная слава. Тем более, нам совсем не нужен поиск «богатых и знаменитых» европейских «родственников»...Безусловно, тема возникновения и становления Киевской Руси – первой восточнославянской державы, уже в конце X века ставшей на европейской арене в один ряд с такими могущественными государствами, как Византийская, Франкская, Священная Римская империи, – архиважная и злободневная. Как и тема принятия христианства на Руси. А исторический образ святого великого равноапостольного князя Владимира заслуживает тем более самого пристального внимания.
Создатели фильма «Викинг» изначально ориентировались на лучшие мировые образцы отечественных и зарубежных исторических блокбастеров. На картину была потрачена гигантская сумма – один миллиард 250 миллионов рублей. В течение семи лет высокопрофессиональным творческим коллективом велись съемки, были построены масштабные декорации и сшито около полутора тысяч костюмов. Ожидалось, что картина далёкой русской истории, будет воссоздана идеально. И действительно, многое кинорежиссёру Андрею Кравчуку и его единомышленникам удалось. Тем более, как он заявлял в своих интервью, за сценарную основу была взята первая русская летопись XII века, которая, по оценке такого авторитетного специалиста, как бывший директор Института российской истории РАН, член-корреспондент РАН А.Н. Сахаров, заслуживает полного доверия – «Летопись временных лет», написанная Нестором.
Художественные успехи создателей «Викинга» можно перечислять и перечислять. Раскрыта в полном соответствии с летописным источником тема борьбы за власть между Владимиром и его старшим братом Ярополком, закончившаяся смертью последнего.
Вполне убедительно изображена опасность, исходившая для Киева и всего русского Поднепровья от жестоких кочевников печенегов, совершавших внезапные набеги, грабивших города и села, убивавших и уводивших в рабство тысячи русичей,.
Не стал отступлением от истины и ключевой эпизод ленты, когда Владимир обещает византийскому послу принять христианство, но выдвигает обязательное условие: отдать ему в жены сестру императора ромеев Анну. По летописи точно воспроизведены подробности последовавшей затем осады Корсуни (византийского Херсонеса в Крыму), когда русский князь заставляет горожан-ромеев сдаться на милость победителя.
А каковы детально воспроизведенные на экране сцены охоты на зубров, подробности жизни и быта князя и его дружины, простых славян!
Впечатляют сцены беспощадных битв, которыми изобилует лента (хотя по количеству их явный перебор, создающий далекое от реальности мнение, что князь и его окружение только и делали, что проливали кровь; да и звуки этих сражений, сопровождающие показ кадров, излишне громки, просто бьют по ушам).
Словом, фильм заслуживает того, чтобы его посмотреть, например, для того хотя бы, чтобы составить об этом блокбастере собственное мнение.
Но вот какое обстоятельство нельзя не иметь в виду. Само название ленты - «Викинг» - уже вызывает глубочайшее недоумение.
По логике сценариста А. Рубанова и режиссера А. Кравчука, главный герой их фильма князь Владимир был по происхождению (или, может быть, по воспитанию) викинг, то есть представитель норманнского этноса. Из этого проистекает целый ряд далеко идущих выводов, ставящих всю историю Киевской Руси и вообще государства Российского с ног на голову.
Кстати, такая смысловая метаморфоза отнюдь не оригинальна, она восходит корнями еще в XVII век, когда Швеция в ходе войны захватила русский Северо-Запад, Приладожье и Ингерманландию, отрезав Московское царство от Балтики, и эту аннексию необходимо было чем-то оправдать, обосновать незаконные притязания на русские земли. В исторической науке эти не соответствующие правде обоснования шведских захватов российской территории получили название норманнской теории, а вдалбливавшие в головы русских и вообще всех европейцев эту чушь ученые стали называться, соответственно, норманнистами.
Но уже в XVIII веке М.В. Ломоносов и другие выдающиеся российские историки – антинорманнисты убедительно доказали, что ни князь Владимир, ни его предшественники не имели вообще никакого отношения к викингам.
Рубанов и Кравчук, как они утверждают, основывали свои исторические изыскания и последующее художественное воспроизведение сценарного материала на «Повести временных лет» Нестора. Там, действительно, говорится о появлении на Руси Рюрика и его братьев, которые были призваны восточными славянами на княжение. По словам Нестора, в 862 году состоялось призвание их на новгородские земли. К нам прибыли три брата с родами своими: Рюрик, Синеус, Трувор. Рюрик сел на княжение в Новгороде Великом, Синеус – на Белоозере, Трувор – в Изборске. По смерти Синеуса и Трувора вся власть перешла к Рюрику.
Владимир, его братья и потомки были продолжателями рода Рюрика – Рюриковичами, правда, все более и более ославянившимися, потому что из поколения в поколение браки князьями заключались по большей части с представительницами славянского племени.
Но весь казус этой истории заключается в том, что Рюрик и его родичи были вовсе не викингами, то есть норманнами, а варягами – представителями родственных восточным славянам южнобалтийских славян.
Это подтверждается многочисленными источниками, как письменными, так и новейшими археологическими изысканиями. Таким образом, окрестив Владимира «викингом», создатели киноленты притянули это название «за уши», и вольно или невольно, но извратили историческую правду.
Как говорится, «Федот, да не тот».
Обратимся к летописи Нестора и увидим, что варягов летописец четко и однозначно отделяет от скандинавов. Он перечисляет среди прочих самостоятельных этносов такие, как урмане (норвежцы), свеи (шведы), дане (датчане), варяги. Заметьте: и речи нет ни о каком отождествлении варягов с первыми тремя этническими группами, которых Европа знала под именем викингов.
Появилась, правда, теория, что пришедшие на Русь варяги вообще представляли «конгломерат» искателей счастья из многих племен: и скандинавов, и балтов, и прочих. Некий «интернационал»…
Резонен вопрос: а на чем ещё, кроме летописи, основывается предположение о братских узах, соединявших варягов с нашими предками?
И глубоко исследовавший проблему этнической близости разных славянских ветвей член-корреспондент РАН А.Н. Сахаров убедительно отвечает: прежде всего, на общности языка. Она стала основой тесных отношений. Не случайно Нестор говорит: славянский и русский языки суть «одно есть». Варяги же многократно упоминаются под именем Русь. Заметьте, не викинги зовутся «Русь», а варяги.
Кроме того, не только в наших летописях, но и сочинениях западноевропейских, латинских хронистов называются обитавшие в различных регионах Европы славянские племена, в корнях названий которых присутствует одинаковое созвучие: русичи, русины, рутены, руги… Огромный славянский мир, населявший большие территории и Восточной Европы, и Западной.
Если пригласившие Рюрика и его родичей новгородцы (ильменские славяне) хорошо понимали их речь, знали нравы, обычаи, традиции и не считали иноплеменниками, тогда многое в нашей далёкой истории становится на свои места. Тогда описанные Нестором события перестают казаться фантастичными…
Не подлежит сомнению, что как раз языковое родство и другие явственные признаки этнической близости и побудили новгородцев пригласить варягов. Это было вопросом элементарного здравого смысла, что защитники норманнской теории старательно замалчивают. Вдумайтесь: кому придет в голову звать себе во властители чужеземцев, воинственных, жестоких и жадных (а именно такими остались викинги в памяти народов Франции, Великобритании и других европейских стран, переживших весь ужас их нападений с моря), с которыми, вдобавок, славянам и объясниться-то почти невозможно?
Из летописи мы знаем также, что в последней четверти X века, в период усобицы между сыновьями Святослава князь Владимир бежал за море, к варягам, спасаясь от Ярополка (некоторые эпизоды этой истории показаны и в фильме «Викинг»). Давайте на миг предположим, что местом его изгнания была Скандинавия. Тогда, вернувшись с варяжской дружиной и победив около 980 года Ярополка, он, наверное, попытался бы утверждать в Киеве порядки, чем-либо напоминавшие норманнские, хотя бы отдаленно, например, в области верований.
Владимир действительно проводит в жизнь религиозную реформу, предшествовавшую принятию им и дружиной, а затем и всеми киевлянами и новгородцами, христианства. Но насаждаемый им в дохристианский период, явно под влиянием впечатлений от пребывания на чужбине, культ языческих богов ничего общего с богами викингов не имеет: в древнеславянских капищах нет и намека ни на Одина, ни на Торна… Зато внедряется культ языческих богов во главе с Перуном, которому приносятся человеческие жертвы, как у поморских славян – жертвы богу Световиту. Это, между прочим, главный бог южнобалтийских славян, вагров и ранов. Нельзя забывать, что именно помощь варяжской дружины помогла Владимиру добыть престол. Так где нашел прибежище Владимир?
Или возьмем имена. Приходится слышать утверждения, что Рюрик и прочие имена (скажем, Ивор), упомянутые в летописи и относящиеся к концу IX - началу X вв. – скандинавского происхождения. Да ничего подобного, они характерны и для поморского славянства, для балтов, пруссов… Кстати, пруссы были балтийским племенем. А балты и славяне – фактически двоюродные братья. Долгое время они представляли единую балто-славянскую общность, которая, сначала отсоединившись от германцев, в свою очередь сама начала разделяться в последние века первого тысячелетия. Так появились литовцы и латыши. Пруссы близки им. А проведенные недавно археологические раскопки в районе Калининграда дали новые материалы, подтверждающие тесные связи тамошних местных жителей с восточно-славянскими землями.
Однако есть существенное «но»: Нестор определяет пруссов, как самостоятельный этнос. То есть с варягами он их явно не отождествляет.
Тем не менее, даже не будучи пруссами, Рюрик и его роды могли выйти из прусской земли: археологи нашли свидетельства расселения поморских славян и на этой территории.
Можно услышать возражения: Киев большой промежуток времени платил варягам дань, как, скажем, позднее – татаро-монголам. Выходит, вели себя поморские «братья» на Руси и как завоеватели. Нет ли здесь противоречия с утверждениями об этнической и прочей близости восточных славян и варягов? Современному человеку, действительно, такие отношения могут показаться странными.
(Окончание следует)