(Окончание)Коротко говоря, Жаку Казоту, чтобы стать "предсказателем", надо было не в
«даль грядущую, закрытую пред нами» глядеть,а всего лишь вслушаться в разговор своих друзей-аристократов, чтобы понять, что они уже ничем не отличаются в своем нравственном и культурном развитии от детей прачек и, значит, утратили право на статус "лучших людей". А уж у истинных детей прачек и угольщиков кроме веры в то, что, хотя бы наверху социальной пирамиды, есть какие-то высокие смыслы, ничего иного в жизни и не имеется. И ради этих высоких смыслов в 1788 г. они сокрушили ставшую ложной пирамиду, а когда поверх пирамиды новой уселся уверенный в своей особой исторической миссии Наполеон, то они стали ему поклоняться точно так же, как, может быть, лишь варвары-язычники поклонялись своим идолам.
А в России к началу 20 века, когда аристократия стала заметно уступать в нравственном развитии, получившей доступ к высшему образованию разночинной интеллигенции, когда уже и сам Император, глядя на свое окружение, невольно признал: «Кругом измена, трусость и обман!» – низы все еще пытались сохранить существующий порядок. Но империя рухнула и закончилось дело гражданской войной, храмом-мавзолеем Ленину у древней Кремлевской стены и фараоновым культом личности Сталина, который за пару десятилетий превратил руины прежней Российской Империи в сверхдержаву, оказавшуюся способной во второй мировой войне в союзе лишь с Сербией выстоять против всей Европы (вот список всего лишь тех, кто воевал на стороне Гитлера и затем оказался у нас в плену: немцы — 2 389 560, венгры — 513 767, румыны — 187 370, австрийцы — 156 682, чехи и словаки — 69 977, поляки — 60 280, итальянцы — 48 957, французы — 23 136, хорваты — 21 822, молдаване — 14 129, евреи — 10 173, голландцы — 4 729, финны — 2 377, бельгийцы — 2 010, люксембуржцы — 1652, датчане — 457, испанцы — 452, цыгане — 383 и т.д. При этом на Гитлера работала и почти вся европейская военная индустрия.)
Но на самом деле СССР при Сталине представлял из себя химерическое государство, где конституционное народовластие единолично осуществлял тиран, не имеющий правового инструмента передачи власти другому тирану, пусть и поднявшемуся по управленческим лифтам в результате своих личностных и управленческих качеств даже из самих низов.
И стоило Берии показать Сталину на появившиеся управленческие элиты как на политических конкурентов, они были сразу же уничтожены (так называемое ленинградское дело). И потому после смерти тирана в СССР, как и в царской России после дарования вольности дворянам, началось разложение советской правящей верхушки и её нравственную функцию "лучших людей" на себя стала брать народная интеллигенция.
Помню Георгия Ивановича Куницына – литературоведа, искусствоведа и философа, в 60-е годы работавшего в аппарате ЦК КПСС в должности заместителя заведующего отделом культуры, но изгнанного оттуда, поскольку считал он, что при построении социализма в СССР были допущены грубые ошибки, и в результате социализм лишь дискредитируется.
Я впервые увидел Куницына на трибуне в Большом зале ЦДЛ в 80-е годы, когда этот самый образованный и самый принципиальный коммунист уже обвинялся в отклонении от линии партии и предпринимались попытки по его исключению из КПСС. Будучи блистательным оратором, он сразу же покорил весь Большой зал, а оппоненты Куницына, ловко жонглируя цитатами из Маркса и Ленина, пытались уличить его в искажении марксизма-ленинизма (все эти оппоненты в конце 80-х быстренько переобулись в антикоммунистов и создали движение "Писатели в поддержку перестройки", положившее начало расколу нашего творческого Союза).
Но и сам Куницын за цитатами в карман не лез. Помню, как поразило меня вот это суждение Маркса (я его потом нашел и переписал), на которое Куницын ссылался, аргументируя свою мысль о том, что крестьянам нужно вернуть экономический и правовой уклад традиционных для них сельских общин:
"Обращаясь к далекому прошлому, мы встречаем в Западной Европе повсюду общинную собственность более или менее архаического типа; вместе с прогрессом общества она повсюду исчезла. Почему же избегнет она этой участи в одной только России?
Отвечаю: потому, что в России, благодаря исключительному стечению обстоятельств, сельская община, еще существующая в национальном масштабе, может постепенно освободиться от своих первобытных черт и развиваться непосредственно как элемент коллективного производства в национальном масштабе. Именно благодаря тому, что она является современницей капиталистического производства, она может усвоить его положительные достижения, не проходя через все его ужасные перипетии. Россия живет не изолированно от современного мира; вместе с тем она не является, подобно Ост-Индии, добычей чужеземного завоевателя".Группировались "лучшие люди" вокруг русских журналов. Их называли "почвенниками", а глава КГБ Андропов их презрительно называл "русистами" и считал для правящей верхушки более опасными, чем даже диссиденты (так, неоднократно отсидевший в лагерях "за русизм" известный писатель Леонид Бородин рассказывал: «Маленькая деталь. В 1983 году следователь, который вёл мое дело, в заключительном своём слове при подписании 201-й статьи говорил мне, что ещё не поздно раскаяться, и прочее, и прочее... И добавил: имейте в виду, всё кончено... Будем сажать". А позднее вся дружная команда из 5-го управления КГБ, искоренявшая «русизм», успешно работала у одного из лидеров Всемирного еврейского конгресса — у банкира Гусинского.).
У меня нет фактов тому, что "почвенники" имели покровителей в Политбюро или хотя бы в ЦК КПСС в виде "русской партии", как об этом любят рассказывать фрондеры. Да, были в партийной верхушке истинные государственники. Но пока глава КГБ Андропов готовил Горбачева в Генсеки, те из них кто мог составить Горбачеву конкуренцию, стали таинственным образом в рассвете сил умирать, как Кулаков, или погибать, как Машеров, или, например, вся страна вдруг в один день узнала, что Романов в Таврическом дворце устроил свадьбу своей дочери, взяв в Эрмитаже "напрокат" царский сервиз и половину из него себе присвоив. И, к сожалению, лишь теперь становится понятным, почему Андропов не позволил нашим СМИ уличить западные радиостанции в клевете, почему изгонялись из ЦК люди, типа Куницына, и почему умножались там будущие "прорабы перестройки", почему сведения нашей разведки о том, что Александр Яковлев и небезызвестный Олег Калугин завербованы иностранными спецслужбами во время стажировки в Колумбийском университете, Андропов клал под сукно.
А.Н. Яковлев, был из ЦК изгнан лишь потому, что слишком открыто, не по-андроповски, выступил в "Литературной газете" против "почвенников", вызвав возмущение у всех наиболее значительных представителей русской интеллигенции, в том числе и у Шолохова. Но не в преподаватели был изгнан, как Куницын, а послом в Канаду.
И еще помню книгу "ЦРУ против СССР", изданную в "Молодой гвардии" в 1979 г. и впервые поведавшую советским людям о технологиях "оранжевых революций".
Автором её был другой Яковлев – Николай Николаевич, историк и публицист. А противником издания этой книги был непосредственный начальник Н. Яковлева – директор Института США и Канады Георгий Арбатов. И стоит ли удивляться тому, что как только Горбачев стал Генсеком, Арбатов Николая Николаевича сразу же из института изгнал и примкнул к Горбачеву вместе с остальной пятой колонной.
А первое ощущение того, что не просто отдельные "лучшие люди" у нас появились, а целое если не социальное, то уж точно духовно-нравственное сословие, у меня возникло, когда вокруг Михаила Лемешева против поворота Северных рек вдруг объединились не только такие писатели, как Леонид Леонов, Белов, Распутин и многие сотни других, а и ученые, и деятели культуры, и тысячи безымянных библиотекарей, школьных учителей и технарей…
Потом эти библиотекари не то что "не позволяли себе есть с серебра", а годами без зарплат сидели в своих библиотеках, потому что знали, что пятая колонна, вдруг пришедшая к власти, теперь только и ждет, когда они сдадутся, чтобы книги выбросить и библиотечные здания продать или отдать в аренду под торговые и увеселительные заведения. Потом много чего перетерпели и деятели науки. Потом и лучшие русские писатели стали терпеливо дожидаться лучших времен…
А Лемешев на своем юбилее был весел и невозмутим.
Подобно старинным английским аристократам, не изменяющим привычке бриться два раза в день и к послеобеденному чаю менять сюртук на смокинг даже и в далекой Индии, даже и оставшись лишь в окружении аборигенов, Лемешев остается Лемешевым. Как, впрочем, и все лемешевские друзья, пришедшие поздравить его с юбилеем, были похожими на тех трехсот спартанцев, которые невозмутимо остались самими собой даже и на виду у семи тысяч персов.
Николай Дорошенкоhttp://www.voskres.ru/articles/doroshenko2.htm