(Продолжение)Проведённые "мероприятия" привели к денационализации школьных программ. Была подорвана и повреждена их научная и воспитательная содержательность. Так осуществлялось злостное обеднение преподавания целеполагающих дисциплин, формирующих личность и питающих здоровое мировоззрение школьников, возросшее на почве отечественной культуры.
Школа практически отошла от принципов научности, системности и целостности изложения учебных дисциплин, определявших изучение предметов в государственной системе образования России ХХ века.Современные стандарты по предметам «русский язык» и «литература» для массовой средней школы вследствие организованной их ущербности – непригодны для обучения, имеющего целью полноценное среднее образование независимой державы. Большая часть молодёжи (в том числе учащейся) уже
не владеет русским языком на культурообеспечивающем уровне, а значительная часть, оканчивая школу, не умеет грамотно выражать свои мысли.
Ни для кого не секрет, что за этими "успехами" разрушителей стоят финансы Всемирного банка и иезуитская деятельность Высшей школы экономики.
Задача школы в России сегодня состоит в том, чтобы восстановить преподавание филологии на научной основе (с возвращением утраченного содержания) и на время реабилитации значительно увеличить против прежнего, бывшего до "реформ", количество учебных часов. Требуется решительная смена обеднённых и изуродованных за время реформ школьных стандартов и вузовских программ –
стандартами и программами, соответствующими уровню школы независимой державы. Необходим решительный поворот от ориентации школы на воспитание человека с потребительским, обыденным сознанием к воспитанию человека-созидателя, исполненного чувства гражданской ответственности и патриотизма.
***
Проведённые и до сего времени проводимые "реформы" фактически определили навязанные ими разрушительные установки в преподавании и преподнесении дисциплин.
Это:
1) отказ от принципа научности и историзма;
2) отказ от освоения основополагающих научных понятий;
3) обеднение и примитивизация материала, лежащего в основе изучения;
4) нигилистическое отношение ко многим ценным педагогическим традициям;
5) игнорирование иных плодотворных принципов дидактики и методики преподавания и др.
Реформы знаменовали во многом переход на дрессировкуи приобретение компетенций вместо знаний, на «раскультуривание» школы, на привитие слепого исполнительства и повиновения вместо приобретения рассудительного и творческого подхода и утверждения человеческого достоинства и радости созидательного служения народу, государству, Богу, на прагматизацию целей образования и практический отказ от его воспитательной составляющей.
В итоге «реформ»:1) разрушена высококачественная научная и методическая система школьного изучения словесности;
2) повреждены и во многом практически утрачены плодотворные методы традиционного научно и педагогически обоснованного обучения грамоте;
3) недопустимо обеднено содержание осваиваемой лексики, необходимой для нормальной жизнедеятельности и здорового языкового мироощущения;
4) губительно сокращено количество текстов классики, на которых только и можно утвердить знание литературного языка ки основ культуры;
5) выведена за рамки активного изучения языка в школе коренная задача – овладение ясным и точным смыслом слов, оттенками их значений; практически исчезли как жанр уроки развития речи;
6) изъята, а затем фактически заменена суррогатом основная форма обучения письменной речи – сочинение;
7) значительно сужена сфера получаемых знаний: системное изучение предмета подменено формированием механических навыков для выполнения типовых «дрессировочных» заданий по предлагаемым моделям;
неосновательно и вредительски сокращено количество учебных часов по русскому языку и литературе;
9) большинство новых учебников и пособий не выдерживают сравнения с прежними ни с научной, ни с методической стороны, но активно внедряются через систему «организованного» рецензирования;
10) практически не учитывается тяжелейшее современное состояние языковой и культурной среды, испытавшей с 90-х годов ХХ века катастрофические изменения.
Разрушение было начато официальным
включением механизма развала. Введение
инноваций (новшеств без традиций – В.Т.) согласно концептуальному докладу Э.Днепрова "Развитие образования в России"(1992) "становится предметом систематической и целенаправленной деятельности, а сами
инновации выступают как
ведущий фактор развития образования"(с.16) (выделено мной – В.Т.). Так узаконивалась непрерывная смена "установок", практически изживались достижения педагогических наук и богатого опыта отечественного просвещения, плодотворный консерватизм, необходимая преемственность. Это на деле привело к отрыву от традиций, составляющих существенный и отличительный признак всякой здоровой системы образования.
Провозглашённая же "свобода и плюрализм в образовании" (с.28) мыслились как свобода вне идеологии, целей и задач государственной школы, утверждающейся на основе национально-государственных задач.
Вторым рычагомВторым рычагом[/i][/u] "механизма развала" стали абстрактно толкуемые идеи "общегосударственных ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности", внедрение в образование идей плюрализма. При этом
отсутствовало определение целей образования, осознание связей личности и народа, личности и государства, а свободное развитие утверждалось на основе
плюрализма и
общечеловеческих ценностей, нигде
не подкреплённых научно определёнными основополагающими понятиями...
Третьим рычагом разрушения стала декларируемая в докладе ориентация на "обязательный
минимум содержания основных образовательных программ" (с.28). В докладе
не были определены основные цели нормальной системы образования, именно:
приобретение
знаний,
навыков и
начального опыта в областях фундаментальных школьных предметов, которые по уровню и полноте были бы достаточны для целостного и достоверного представления о них.
Академик Б.В. Раушенбах, признавая первенство российской
системы образования, остерегал "от всяких экспериментов и перемен"[5], которые могут только её ухудшить.
Академик И.В. Арнольд, после рассмотрения им в
2002 г. новых документов и стандартов школьного образования, заметил, что Франция, например, "перешла недавно от примерно 5% ВВП до примерно 7% (затраты на науку и образование)… Россия, напротив, сократила свои расходы (за 10 лет примерно в 10 раз) на науку" и так оценил положение: "Угроза наступления века невежества кажется совершенно реальной..."[6]
Всё это вполне согласуется с "большой политикой разрушения". Неслучайно же и ныне влиятельный бывший госсекретарь США Г.Киссенджер заявил в 2004 г.: "Существование науки в государствах недружественных США рассматривается как стратегическая угргоза США."[7]
Российский же министр образования цинично заявлял, что
не будет опираться на знания "профессионалов, пусть даже самой высокой квалификации" и сожалел, что "общество сейчас
не готово к тому, чтобы исключить из стандарта по литературе Толстого, Чехова" (
В.М.Филиппов; см.: Российскаянаучная газета. 3 сентября 2003 г., среда, №33; выделено мной – В.Т.); другой министр – открыто провозглашал мракобесие, утверждая, что
выпускник школы "не должен рассуждать (! –
В.Т.), он должен делать то, чему его научили для получения конкретного результата"[8] (
А.А.Фурсенко; выделено мной – В.Т.)...
Четвёртым рычагом разрушения государственного образования в России стало указание на составление программ, основанных на усвоении "подлинной гуманистической культуры, несущей идеалы демократии, свободы личности" (с.49). Что значили
на деле эти "красивые слова" можно понять по первому вредоносному "вбросу" книг и учебников по Соросу, русофобским учебникам истории и обезображенным новым книгам по литературе для школы, наконец всё новым и новым способам "торможения" и недопущения в школы курса Основ православной культуры, то есть того, что фактически лежит в основании великой русской культуры.
Пятым рычагом разрушения – стала кампания по
модернизации образования. Модернизация на деле означала замену собственных государственных целей образования узкими, прагматическими и фальшивыми задачами, "приспосабливающими" образование к интересам хозяев-распорядителей и ориентированными на формирование человека-исполнителя и человека-потребителя. Государство при этом снимает с себя прямую ответственность за состояние школы, ибо образование строится "на основе распределения ответственности между объектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса..." В концепции были названы и основные направления образовательной политики: "обновление содержания образования",
единый
государственный
экзамен, перестройка педагогической науки в целях обеспечения "непрерывности процессов обновления образования". Комментарии излишни!..
За четверть века квалифицированного и системного разрушения образования, преступно осуществляемого через командные учреждения
литература как научный предмет школьного изучения была утрачена. Снижая таким образом уровень обучения, "реформаторы"
отодвинули самую возможность
восстановления нормальной школы в нашем Отечестве. В созданных «реформами» условиях в школе невозможно научить главному: вчитываться в книги, верно и полноценно осознавать художественный мир и смысл произведения, наконец – ценить и любить литературу…
Современные школьные стандарты по литературе не просто ущербны, они
неграмотны: не содержат основополагающих литературоведческих понятий, не связаны должным образом с отечественной историей и историей русской литературы, не учитывают многих важнейших историко-литературных явлений и т.д. Количество часов, отводимых на литературу, невежественно сокращено.Кроме того, в стандарты внесён чуждый материал, снижающий их содержательный и художественный уровень.
Сокращение обязательных для изучения в школе произведений русской классики давно перешло границы минимума, за которым начинается профанация и невежество. В средней школе литературу давно не изучают, но лишь прививают школьникам ненаучное и вульгарно-поверхностное отношение к ней. Современный учащийся лишён той полноты знания отечественной литературы, которая необходима для формирования
первоначального культурного фундамента полноценного гражданина России. Молодёжь утрачивает связь с великим духовным наследием своего народа, отчуждается от истинной культуры.
В условиях общего падения культуры и разрушения школы расплодились малоквалифицированные и безграмотные толкователи художественных произведений, не знающие науки о литературе и выдающие свои малограмотные и субъективные «объяснения» за истолкование действительного смысла этих произведений...Серьёзно повреждено и вузовское филологическое образование. Волею "сверху" в педвузах и педуниверситетах выброшен из числа обязательных ряд необходимых филологических дисциплин. Таким образом, современные выпускники не могут считаться полноценными специалистами-филологами. Это ещё одно несомненное преступление "реформаторов".
Осуществлённые «перестройщиками» реформы образования в России, проведённые словно с учётом и по всем правилам, извлечённым из знания теории катастроф[9], –
тягчайшее государственное преступление и прежде всего – преступление перед народом, молодые поколения которого нагло ограблены «реформаторами», ибо у них отняли имевшиеся в школьных программах ХХ века, законно принадлежащие им сокровища великой русской культуры в объёме, необходимом
для становления нормального национально-исторического культурного
сознания гражданина независимой России!
***
Силы разрушителей и замаскировано и открыто направлены сегодня на духовное удушение и ослабление государствообразующего народа. Русский человек лишён возможности у себя дома дышать воздухом родной культуры.
Это – антирусский экстремизм, чистой воды русофобия. Будем же решительны в борьбе с этой преступной реальностью, не получающей сколько-нибудь действенного и достойного отпора либеральствующих "верхов".
Экстремистская политика в удушении отечественной культуры ведётся открыто и откровенно. В информационном пространстве России непомерно и бесстыдно плодятся произведения чужих и чужеродных культур, а также – поделок
псевдокультуры и
антикультуры, выдаваемые за современные "достижения". О грамотной литературной речи в СМИ нечего и говорить! В эфире современной России почти нет ни русской литературной классики, ни замечательных русских песен, ни русской и европейской музыки.
Такой "отбор" – информационное преступление перед народом!Сегодня, – писал несколько лет назад В.Г. Распутин, – «…отечество наше во всех его материальных, духовных и нравственных ипостасях извращено так, что и смотреть нет сил, когда тысячелетние его приобретения выбрасываются на свалку или, как вторчермет, идут в переплавку в печах мирового порядка, когда культура отдана в руки разнузданных шоуменов, а образование преобразуется в функциональное натаскивание и программное выскабливание родногодуха…»[10]. Мне приходилось неоднократно свидетельствовать о том же[11].
«Выскабливание родного духа» в иных случаях приобретает ныне чудовищные размеры. Русский народ оказывается в своей стране самым незащищённым и постоянно испытывающим незаслуженные им упрёки и оскорбления. А иные представители «властных структур» то и дело обнаруживают своё невежество в знании русской истории, в понимании миссии русских и её государственной значимости. Впрочем, недруги и волонтёры пятой колонны как раз хорошо это осознают; поэтому-то они
нагло и откровенно русофобствуют, зная, что за это им ничего не грозит: ведь ныне
суды-то у нас
даже и не избираются, а
назначаются той же нередко русофобствующей властью. Можно ли (даже с натяжкой!) считать их легитимными?!
Русская культура проникнута православным
миропредставлением, мыслью о радении Великой русской земле, осиянной светом
истинной веры, природным стремлением к правде-
истине и правде-
справедливости, ощущением
исторического долга и
верностью Отечеству земному и Небесному, наконец –
энергии духовного единения,
соборности, чистоте человеческих
помыслов, всечеловечности и всемирной
отзывчивости. Это отразилось и в русском фольклоре, и в литературе, и в искусстве…Без этих идей не может стать у нас плодотворным стремление к восстановлению разрушенного образования в России. Но всеохватная изоляция масс от спасительной полноты русской культуры продолжается, продолжается и деградация нашей средней и высшей школы, всё более отстающих от уровня, достигнутого в лучшие годы ХХ века...
Информационная среда современной России по преимуществу противостоит русскому духу, то есть остро переживаемым чувствам совести, сострадания, милосердия, безусловной жертвенной готовности стоять за правду-истину, справедливость и веру; убеждённости– в окончательной победе правды и добра.
В массовой информации и заметной части политических дискуссий – продолжают иной раз навязывать ложные понятия о национализме, о нации, онациональном достоинстве. В государственной политике нередко культивируется невежественная и враждебная народам идея
деэтнолизации. Такая политика пропагандируется под знаменем "объединения народов" в упряжке
глобализма. Глобализм, как и навязываемый сегодня всякого рода
космополитизм, – несомненные враги в исполнении нашего национального долга "сохранения народной души". «Глобализм, – писал В.Г.Распутин, – это…могила всего индивидуального и заповедного,…где из всякого своеобразия, и прежде всего из национального, вырабатывается стандартный продукт…»[12]. Пока ещё все наши усилия в утверждении долга национального достоинства – практически бесплодны.
(Окончание следует)