Игорь Шафаревич: ушел великий русский ученый и мыслительУченый, который пытался увести русский народ от "двух дорог к одному обрыву"В Москве на 94-м году жизни скончался Игорь Шафаревич - легендарный русский ученый-математик, историк и публицист, диссидент. Ушел незаметно - почти сутки журналисты не могли получить ни подтверждения, ни опровержения скорбной новости, и лишь утром следующего дня стали появляться скупые некрологи.
Развернуто говорить о Шафаревиче вслух не принято, для широкой прессы он давно - фигура умолчания. И это несмотря на то, что он внес колоссальный вклад в развитие современной алгебры и теории чисел.
Игорь Шафаревич еще школьником увлекся наукой, он закончил школу экстерном, в 13 лет поступил на механико-математический факультет МГУ, и уже в 17 - закончил его, а в 23 - получил докторскую степень. Дальше - стремительная научная карьера, международное признание. Однако вскоре имя одного из крупнейших математиков современности стало неудобно произносить вслух и на родине, и за рубежом, ведь помимо своей научной деятельности он прославил себя как публицист и диссидент, выступивший с крайне непопулярной тогда позиции - русского мыслителя.
Изначально Шафаревич как бы не выделял себя из общего диссидентского течения. В середине 1970-х он написал несколько статей для сборника Александра Солженицына, в которых критиковал социализм, а в 1977 г. выпустил книгу "Социализм как явление мировой истории", которая обошла мир, но в России была издана лишь после распада СССР. Именно с этого момента началась травля ученого на родине, его уволили из МГУ, но главная волна ненависти была впереди.
Изданная в 1982 году в Европе и в 1989 году в России "Русофобия" настроила против Шафаревича и советских диссидентов-демократов, и покровительствующих им западных либералов. Давление было беспрецедентным - несколько сотен американских ученых в открытом письме, опубликованном на страницах журнала Американского математического общества, потребовали от коллеги отказаться от своих взглядов или уйти. Последовали и официальные заявления с осуждением "антисемитизма" Шафаревича. "Мы были бы рады, если бы вы отказались от членства в НАН США", - открыто заявляло руководство организации. Русскому математику направили официальное письмо, в котором предлагали ему выйти из Академии, "если эссе "Русофобия" действительно содержит точное выражение Ваших взглядов". Первое подобное письмо за всю ее более, чем столетнюю историю.
По признанию президента Академии, сразу не исключили его лишь потому, что в Национальной академии наук США не существует процедуры исключения - логично, ведь общественная деятельность и взгляды ученого не имеют ничего общего с наукой. Однако именно это ему и ставили в вину, мол, математик-гений и авторитет для тысяч студентов своими взглядами может навредить молодежи.
Тогда Шафаревич не ушел, он отстаивал свое право свободно выражать взгляды, тем более, что никакого антисемитизма в них не было. Его поддержали и некоторые коллеги. Кстати, позже Шафаревич добровольно вышел из американской академии наук в знак протеста против вторжения США на Ближний Восток.
Но самая жуткая вакханалия творилась на родине. Выступив одновременно против социализма и против русофобского либерализма, Шафаревич стал ненавистен обоим лагерям. Впрочем, его это не пугало, по собственному признанию, он и писал "Русофобию", чтобы показать, почему он никогда не подпишет письмо за Синявского, который называет Россию "сукой, которая еще поплатится за все". Борьба борьбой, но ненависть к своему отечеству Шафаревич принять не мог и открыто осуждал. "Малым народом" в эссе названы не евреи, как принято толковать этот термин, но вообще "оппозиционная" интеллигенция, ненавидящая свою страну. Теория, в общем-то, не утратившая своей актуальности на фоне современных дискуссий о "14%" - сами же нынешние либералы и записываются охотно в "малый народ", не видя в этом ничего крамольного. А Шафаревича в свое время объявили "фашистом" и "черносотенцем", подобные оскорбления присылали ему после публикации "Русофобии" в журнале "Наш Современник", где он был одним из редакторов. О самом журнале тоже стоит сказать пару слов. На пике своей популярности, в 1990 году "Наш современник" выходил тиражом почти в 500 тысяч экземпляров! В нем публиковались работы крупнейших русских писателей, поэтов, философов и публицистов, в том числе и из эмиграции.
К сожалению, после окончательного развала СССР ученого окончательно задвинули в тень, пытаясь создать вокруг него ореол маргинальности. Считая и либерально-демократический, и социалистический пути для России "двумя дорогами к одному обрыву", Шафаревич как бы оказался полностью вне политического дискурса на долгое время. А описанная им русофобия все эти годы только расцветала с новой силой, становясь уже нормой не только для "малого народа" либеральной интеллигенции.
Возможно, даже такое печальное возвращение одного из русских гениев на первые полосы СМИ может стать поводом для переосмысления его работ и идей, возможно, настало именно то время, когда они смогут ответить на запрос русского народа, из которого в очередной раз пытаются вылепить "российскую нацию".
Говоря о целостности России в одном из интервью, Игорь Шафаревич сказал следующее:
"Долго и навязчиво марксистская идеология нам долдонила о могучих, якобы все определяющих производительных силах и производственных отношениях, а все остальное, как весьма несущественное, относила к надстройке. Но пришла мировая война, и стало ясно, кто побеждает в подобных катаклизмах. Тот, кто готов идти на большие жертвы. А жертвенность - это та духовная сила, которая неразрывно связана с глубокой привязанностью к родной земле, вошедшей в плоть и кровь.
Как раз эта сила, сплачивающая людей в народ, истреблялась, подавлялась все 73 года и до сих пор наступление на русское самосознание продолжается. Слошь и рядом любое высказывание, продиктованное русскими национальными чувствами, сразу клеймится как русский черносотенный фашизм и почему-то даже как антисемитизм. Люди, которые так говорят, обычно называют себя "демократами". Но вот что странно. Ровно то же самое говорил Сталин, утверждавший, что самая главная опасность - это "русский великодержавный шовинизм".
До сих пор некоторые политики и публицисты утверждают, что русские должны еще себя "реабилитировать" перед миром, представить оправдание, покаяние, что-то еще в таком духе. Боже милостивый, как будто мы под подозрением, как будто преступники, выпущенные на волю, но которые должны еще доказать, что раскаялись.
Самое страшное, что это внедряется в русское сознание и глубоко проникло уже в его толщу: "Русские-рабы", "русские любят тоталитарную власть". И многие русские, к великому сожалению, это принимают всерьез, для них чувствовать себя русским и само слово "русский" - это что-то такое сомнительное, опасное. А ведь растущее национально самосознание - единственная надежда на выход из бедственного положения, в которое мы попали".
Редакция Царьграда скорбит об утрате и выражает соболезнования родным и близким выдающегося русского ученого и мыслителя.
http://tsargrad.tv/articles/igor-shafarevich-ushel-velikij-russkij-uchenyj-i-myslitel_50052