Дар Божий27 марта – праздник иконы Божией Матери «Феодоровская»Чудотворная икона Божией Матери «Феодоровская» — царская икона. Перед этим образом 14/27 марта 1613 года получил благословение на царство Михаил Романов. В 1913 году, во время празднования 300-летия дома Романовых, посещали Кострому и поклонялись чудотворной иконе Пресвятой Богородицы святой царь-мученик Николай Александрович с супругой Александрой Фёдоровной и детьми и преподобномученица великая княгиня Елизавета Фёдоровна.
«Феодоровская» икона Божией Матери была издревле защитницей нашего Отечества. Принятая в благословение от отца великим князем Александром Невским, она была его моленным образом и, несомненно, участвовала во многих его сражениях. В 1262 году она защитила город Кострому от разорительных набегов татарских полчищ. Огненные лучи, просиявшие от лика Богоматери, икону Которой несли впереди себя русские дружины, обратили в бегство неприятеля.
Существуют различные объяснения именования иконы «Феодоровской». Одни связывают это с именем отца Александра Невского, благословившего его чудотворным образом. Другие — с именем небесного покровителя отца святого благоверного князя, преподобного Фео,дора Стратилата. Отметим, что у получившего благословение на царство перед этим образом юного боярина Михаила отчество было Фео,дорович. Это не менее удивительно, чем то, что династия Романовых началась в Ипатьевском монастыре, а завершилась в доме Ипатьева.
Примечателен для нас также следующий факт. С конца XVIII века невесты членов царской семьи, переходившие из инославия в православную веру, брали себе отчество Фео,доровна. К ним относятся Мария Феодоровна (супруга Павла I), Александра Феодоровна (супруга Николая I), Мария Феодоровна (супруга Александра III), Александра Феодоровна (супруга Николая II) и Елизавета Феодоровна (супруга великого князя Сергея Александровича). Таким образом они свидетельствовали свою веру в то, что Сама Пресвятая Богородица становится их Восприемницей и Покровительницей. Имя Феодор означает «Божий дар», и отчество «Феодоровна» равнозначно здесь именованию «православная», «христианка». Оно невольно обращает нас к размышлениям о начальных тайнах нашей веры. Особенно важно это для понимания будущего подвига святой царицы Александры и святой великой княгини Елизаветы.
Само имя «христиане» выражает, что мы — Христовы, люди, облекшиеся во Христа (Гал. 3, 27), имеющие помазание от Святаго (1 Ин. 2, 20). Даже внешние с самого начала называют этим именем уверовавших во Христа. Мы помним, как в Книге Деяний царь Агриппа, выслушав апостола Павла, сказал: Ты немного не убеждаешь меня сделаться Христианином (Деян. 26, 28). Апостол Петр в своём Послании пишет: «Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь» (1 Пет. 4, 15—16). Так именуются верующие в христианских апологиях, обращённых к язычникам, так обыкновенно называются они в мартирологах. «Христианин есмь», — отвечал каждый исповедник Христов на первый вопрос мучителей, кто он. И так отвечают святая царица Александра Фёдоровна и святая великая княгиня Елизавета Фёдоровна. И будете ненавидимы всеми за имя Мое, — говорит Господь Своим ученикам (Мф. 10, 22). В полной мере дано будет вкусить этой ненависти и нашим святым, принявшим по дару Божию новое имя. Но со славой страданий за Христа и с распространением веры среди народов имя «христианин» станет высшей славой, подобно тому, как и Крест Христов, который до этого был древом клятвы, унизительным орудием казни. Во исполнение пророчества работающим Мне наречется имя новое (Ис. 65, 15).
Как созвучно принятие этого нового рождения от Господа с седьмым правилом Второго Вселенского Собора — о порядке введения в Церковь приходящих к вере! «В первый день делаем их христианами, во второй — оглашенными, в третий — заклинаем их и заставляем пребывать в Церкви и слушать Писания (в истинном толковании) и тогда уже крещаем их». То, что называется «делать христианами» в установлениях Церкви, соответствовало у нас наречению младенцам имени. Имя тотчас вносилось в списки Церкви, называемые у древних «диптихами». Это значит — в списки святых. Так как все принявшие крещение должны быть святыми. Как приняли святая мученица царица Александра Фёдоровна и святая преподобномученица великая княгиня Елизавета Фёдоровна свое прекрасное именование? Их отчество — от небесного отечества, по благодати Феодоровской иконы Божией Матери.
Приведём два важных исторических свидетельства об этой иконе. Первое — о чудесном хранении её Промыслом Божиим, приводимое известным историком и краеведом XIX века: «Деревянный храм, в котором была поставлена икона, сгорел, а икона, никем не выносимая из храма, соблюлась невредима от огня невидимой силой; в непродолжительное время сгорел и вновь выстроенный деревянный храм, а святая икона также осталась невредимой. После первого пожара на третий день икона найдена совершенно невредимой в пепле пожарища; во второй пожар была видима выше пламени стоящей на воздухе». И в ХХ столетии грозные события не миновали ни Кострому, ни чудотворный образ. Однако и в годы «огненного искушения» рука Господня сохранила великую святыню. Икона не только избежала поругания от богоборцев, но и находилась в действующих храмах на протяжении всего ХХ века. Может быть, Господь через Фео,доровскую икону Божией Матери не даёт умереть нашей надежде на восстановление в России православной монархии?
Второе свидетельство — о том, с какой любовью и щедростью икона украшалась драгоценными окладами. На средства жителей Костромы для иконы изготовили новый золотой оклад, в который поместили драгоценные камни с прежнего. Как будто благодарные христиане готовы были отдать Божией Матери всё лучшее, что у них есть, и не знали, чем ещё ответить на Ее милости. Вот описание иконы, составленное Успенским собором Костромы в начале XIX века:
«На сем образе риза, устроенная в 1805 году чистейшего золота, соборным иждивением, а более усердием граждан, имеет весу с венцем 20 фунтов 39 золотников; она и венец украшены бриллиантами, яхонтами, изумрудами, рубинами (из коих один красный наидрагоценнейший), венисами и другими драгоценными камнями, крупным жемчугом и бурмитскими зёрнами. К сему образу принадлежат рясны или серьги длиной более полуаршина, с бурмитскими зёрнами, драгоценными камнями, золотыми плашками, кольцами и колодками». В 1891 году для иконы изготовили золотую ризу весом около 10 кг. Она украшала икону до 1922 года, когда риза была реквизирована в рамках кампании по изъятию церковных ценностей.
Мы намеренно приводим столь подробное описание украшений иконы, потому что помним слово святого Иоанна Златоуста о значении церковных святынь. А также мощей христианских мучеников. «Соберите всё золото земли, все алмазы, все драгоценности, какие только есть на свете, — говорит святитель, — наши святыни, даже малые частицы наших святых мучеников, безконечно дороже их. Ибо в них в полноте присутствует благодать Креста Христова и слава Его Воскресения». Мы думаем о благоуханных мощах преподобномученицы великой княгини Елизаветы Фёдоровны, пребывающих в Гефсимании, а также о сокрытых в безвестности до времени, до всеобщего воскресения, мощах святой царицы Александры Фёдоровны. «Если бы ты знала дар Божий», — говорит Христос, приходя к каждой человеческой душе, ищущей правды. «Что воздадим Тебе, Господи?» — отвечают святые мученики, узнавшие предстательством Богородицы этот дар.
Протоиерей Александр ШАРГУНОВhttp://www.russdom.ru/node/5797