Русская беседа
 
23 Ноября 2024, 19:48:40  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Личность-общество-государство: социальное пространство и его безопасность  (Прочитано 1846 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106498

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 27 Марта 2017, 16:14:07 »

Личность-общество-государство:
социальное пространство и его безопасность




23-24 марта в стенах Луганского национального университета имени Владимира Даля по инициативе Кафедры мировой философии и теологии ЛНУ состоялась Международная научно-практическая конференция: «Личность-общество-государство: социальное пространство и его безопасность.»

В работе конференции приняли участие: Министерство образования и науки ЛНР, Министерство государственной безопасности ЛНР, Луганский национальный университет имени Владимира Даля, Кафедра мировой философии и теологии ЛНУ, Кафедра социально-гуманитарных дисциплин Донецкого педагогического университета (ДНР), Социально-теологический факультет имени митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) НИУ «БелГУ», Кафедра государственного и муниципального управления Регионального института бизнеса и управления (Рязань). От Луганской писательской организации им. В.И. Даля Союза писателей России в работе конференции принял участие профессор Луганского национального университета имени Владимира Даля Ю.П. Фесенко.

 

* * *

Открывая конференцию, с приветственным словом к участникам форума обратился ректор университета имени В. Даля? доктор технических наук, профессор В.Д. Рябичев.

Первым докладчиком пленарного заседания стал человек, трудами которого была создана кафедра мировой философии и теологии ЛНУ – доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой мировой философии и теологии ЛНУ им. В.Даля, почетный профессор университета Исаев В.Д. С большим вниманием был встречен его доклад на тему: «Слово как угроза и безопасность личности в цивилизационно-культурном пространстве.»

Перед собравшимися с докладами выступали: Муза Д.Е., доктор философских наук, профессор, член-корреспондент КАН, начальник научного отдела Донецкого педагогического института; Яковенко А.В., доктор социологических наук, профессор кафедры социологии ЛНУ им. В.Даля; Фролов К. А, зав.отделом по связям с РПЦ Института стран СНГ, Глава Ассоциации православных экспертов; Липич Т.И., доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой философии и теологии Белгородского государственного национального исследовательского университета; Протоиерей Александр Пономарев, настоятель храма иконы Божией Матери «Умиление» (г. Луганск), ст. преподаватель кафедры мировой философии и теологии ЛНУ им. В. Даля; Носков В.А., профессор кафедры философии и теологии Белгородского государственного национального исследовательского университета; протоиерей Сергий Воронкин, доктор богословия.

Второй день работы конференции был посвящен работе секций сразу по трём направлениям. Секция № 1 рассматривала вопрос: «Секулярный мир и постсекулярность: проблемы укрепления духовно-нравственной безопасности человека, общества, государства.» Руководителем секции стал Звонок Н.С – кандидат философских наук доцент кафедры мировой философии и теологии ЛНУ им. В. Даля. Секция № 2 рассматривала вопросы на тему: «Политические аспекты укрепления безопасности личности, государства, общества.» Возглавил работу секции Кобылкин Д.С, кандидат философских наук, доцент кафедры мировой философии и теологии ЛНУ им. В. Даля. Секция № 3 была посвящена теме: «Укрепление Русского мира и социокультурной безопасности человека. Цивилизационные и глобализационные вызовы, и угрозы ХХI века.» Руководил работой секции – Деревянко К.В., кандидат философских наук, доцент кафедры мировой философии и теологии ЛНУ им. В. Даля.

Более 50-ти ученых ЛНР, ДНР, России и Беларуси в качестве докладчиков приняли участие в работе Международной научно-практической конференции «Личность-общество-государство: социальное пространство и его безопасность» в Луганске. 24 марта в Конференц-зале ЛНУ им. В.И. Даля состоялось заключительное заседание, где были подведены итоги работы двух дней работы. В результате прослушанных докладов, выступлений, дискуссий был выработаны итоговые рекомендации, которые единогласно были приняты участниками конференции:

 «Сегодня особенно актуальными являются слова Патриарха Кирилла на встрече с молодежью в рамках XIII ВРНС о том, что сегодня весь мир потрясает не только экономический, а всеобщий системный кризис, и «первопричина тому — это кризис человеческой личности, это кризис нравственного чувства, это кризис потери ценностей». Все, что способствует этому кризису составляет главную угрозу безопасности народам Русского мира, государствам и Православию.

Мы исходим из того, что культура безопасности – это организация жизни и деятельности человека и общества с целью защиты жизненно важных интересов с учетом вероятных внутренних и внешних угроз. Считаем, что работа по обеспечению всех составляющих безопасности должна приобрести более системный, продуманный, профессиональный и системный характер в первую очередь в работе с подрастающим поколением, детьми и молодежью.

Глава республики И.В. Плотницкий в интервью телеканалу «Луганск-24» 3 февраля 2017 г. подчеркнул, что «Русский мир – наш дом», в который мы возвращаемся и обязательно возвратимся.» А Русский мир – это, в первую очередь, Россия и Православие.«Русский мир – от киевской купели крещения», - отметил Патриарх Кирилл, – «Русский мир – это и есть особая цивилизация, к которой принадлежат люди, которые сегодня себя называют разными именами – и русские, и украинцы, и белорусы. К этому миру могут принадлежать люди, которые вообще не относятся к славянскому миру, но которые восприняли культурную и духовную составляющую этого мира как свою собственную», – говорил предстоятель РПЦ.

Таким образом духовное образование и воспитание, основанное на православном учении как основе существования Русского мира и фактора, во многом определяющем судьбу нашего отечества, должно постоянно совершенствоваться совместными усилиями всех граждан республики, государственными и общественными организациями всех уровней. Именно эта работа во многом судьбоносна для нашей республики, для каждого из нас.

Для этого предлагаем:

1. Просить Председателя Народного Совета Луганской Народной Республики ускорить работу по принятию Закона «О свободе совести и религиозных объединениях».

2. Просить Председателя Совета министров ЛНР, оставив в оперативном управлении Министерства культуры, спорта и молодежи отдел по делам религиозных организаций и духовности, по стратегическому планированию и руководству подчинить его заместителю Председателя Совета Министров по гуманитарным вопросам с целью усиления координационной работы этого отдела и повышению его роли в духовном образовании и воспитании в ЛНР.

3. Просить Главу Республики образовать при Совете Министров ЛНР общественный совет по духовному воспитанию и образованию из представителей государственных, религиозных и общественных деятелей, молодежных и профсоюзных организаций, ученых республики. Образовать при этом Совете на базе кафедры мировой философии и теологии Луганского национального университета имени Владимира Даля государственную научно-исследовательскую лабораторию по проблеме исследования состояния и путей повышения духовной безопасности молодежи в ЛНР «Духовное образование и воспитание в ЛНР».

4. Просить Министерство образования и науки, митрополита Луганского и Алчевского Митрофана и архиепископа Ровеньковского и Свердловского Пантелеимона утвердитьПоложение «О кураторе духовно-нравственного образования и воспитания – духовнике образовательного учреждения».Организовать специальные курсы для таких священников.

5. Просить Министерство образования и науки включить в образовательный стандарт всех учебных дисциплин читаемых в вузах«Религиоведение»в качестве обязательной базовой дисциплины, которая бы завершала курс «Основ религиозной (православной) культуры, читаемой в школах, техникумах и колледжах. Предусмотреть в программе курса «Религиоведение» обязательный раздел «Основы духовной безопасности в современном социуме».

6. Просить архиерея Луганской и Алчевской епархии митрополита Митрофана и архиерея Ровеньковской и Свердловской епархии архиепископа Пантелеимона образовать единое университетское благочиние, которое направляло и координировало бы работу приходов и храмов, имеющих статус университетских.»


Далее свод содержит еще 7 пунктов рекомендаций, читая которые, удивляешься цельности видения учеными и духовенством проблем общества, на первое место ставящими духовно-нравственное и Духовно-патриотическое воспитание молодежи.

Центральным понятием, энергийным центром духовного патриотического воспитания по нашему мнению является конструкт Русская земля. Вот как говорит об этом патриарх Кирилл: «Откройте «Повесть временных лет», в самом начале этого произведения есть слова «откуда пошла русская земля». Там нет упоминания Украины, России, Белоруссии, — там есть Русская земля». Поэтому первой задачей является внедрение в сознание всех людей представления о том, что ЛНР, Луганская земля есть РУССКАЯ ЗЕМЛЯ. Об этом в разных контекстах следует ежедневно подчеркивать в средствах массовой информации, политических выступлениях, в проповедях и миссионерской работе Церкви.

Границы идеи русского мира совпадают с границами планеты, а если бы человечество жило и за пределами Земли, то идея русского мира вышла бы вместе с ним за планетарные пределы, потому что носителями этой идеи являются люди, которые объединены верой во Христа, отечество и будущее как будущее свободолюбивого народа.

В условиях обострённой социально-политической обстановки на Украине, вызванной государственным переворотом в Киеве в феврале 2014 года, воссоединения Крыма с Россией и началом проведения карательной операции на Донбассе (т.н. «АТО»), со стороны украинских властей, СМИ и общественных организаций наблюдается комплексная пропагандистская кампания по дерусификации населения Украины, формированию деструктивно-агрессивного антироссийского общественного мнения и созданию политической идеологемы России как «государства-агрессора». Данные процессы создают угрозу национальной безопасности России на стратегическом юго-западном направлении, нашей стране и Русскому миру, которая заключена в возможности потери пророссийской ориентации части украинского населения. Формирование национально-антагонистического образа России осуществляется, в частности, посредством использования духовно-религиозных методов воздействия, что актуализирует необходимость системного анализа религиозных процессов как на Украине, в особенности – в наибольшей по численности и значимости религии Украины – православии, так и в ЛНР и ДНР.

Важнейшим направлением упрочения государства вокруг идеи русского мира является наука и образование. Как мы наблюдаем, в XI веке не нашёл подтверждения тезис о том, что позитивная наука способна стать полноценной альтернативой религиозному мировоззрению и доказательно опровергнуть бытие Бога. Напротив, совокупность научных открытий, полученных к концу ХХ – началу XXI веков, противоречит позитивистскому представлению о мире как о вечном и бесконечном поле случайной игры природных сил. Следовательно образовавшуюся пустоту в мировоззрении внутреннего человека необходимо восполнить духовным мировоззрением в виде соответствующих предметов в школах и вузах, которые в образовательный стандарт должны войти в качестве обязательных, формировании у внутреннего человека потребности жить по Заповедям Христа.

В наше время, вывернув свободу в либерализм, лавочник стал свободен в том смысле, что он теперь определяет, что есть добро и что есть зло, используя логику цивилизации и отвергая логику культуры как враждебную свободе и как искажающую подлинные с его точки зрения ценности. Мир, т.е. социум оказался вывернутым наизнанку: что было добром, теперь зло, зло стало добром, а цивилизация единственной реальностью, которой и подчинен дискурс современного человека. Суть такого дискурса цинично выразил один американский миллиардер: «Деньги – это альфа и омега! Это домкрат, поднимающий дух». Понятно КАКОЙ дух поднимается таким домкратом. В этом случае нарастает опасность трансформации культуры в ЯКОБЫ-культуру, в квазикультуру, а это, в свою очередь, ставит под угрозу существование человека как личности. Спасительное «да будет!» заменяется «ЯКОБЫ да будет», сослагательное наклонение реальности оплодотворяет цивилизацию и рождают уродов-якобы-людей. Между тем культурное пространство требует и одновременно порождает иной дискурс, его уже давно сформулировал авва Дорофей. Говоря про устроение человека, он вместил суть этого дискурса буквально в одну строчку псалма: уклонися от зла и сотвори благо, взыщи мира и пожени и. – Не твори злого, сотвори доброе, ищи мира и преследуй его, т.е. следуй этому правилу. Бог Каину говорил: если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним (Быт. 4: 6-7). Господствовать над грехом, т.е. оставаться человеком, личностью. Быть свободным по отношению ко злу означает отказаться от искусительного дискурса оправдания зла.

Это возможно через коренное изменение (осмысление) роли культуры в укоренении Русского мира в сознании народа. Не только многочисленные, но чаще всего демонстративные, мероприятия, участие в которых не формирует потребности ощущать себя частью русского мира и активно участвовать в его социальном строительстве. И здесь очень важным моментом должно быть понимание того, что, даже находясь в культуре, а не в квазикультуре, внутренний человек по обе стороны линии разграничения в большей или меньшей степени находится во внутренней оккупации, под ежедневной социальной угрозой в виде слухов, сплетен, цивилизационных соблазнов, событий криминального свойства и т.п., вплоть до предательства. Действенными средствами борьбы с внутренней оккупацией является Церковь, слово божье, слово специалистов по контрпропаганде, воспитание в рамках культуры совести, потребности в справедливости, правде, красоте вместо квазисовести и квазикрасоты.

Считаем, что работа по духовному воспитанию и образованию должна приобрести более системный, продуманный, профессиональный и системный характер в первую очередь в работе с подрастающим поколением, детьми и молодежью в рамках и на основе Русского мира.»

По завершению работы конференции был представлен сборник "Антропос: Логос и Теос", содержащий научные разработки ученых.

Светлана Тишкина (г. Луганск)

http://www.voskres.ru/bratstvo/tishkina.htm
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!