Русская беседа
 
27 Ноября 2024, 11:15:26  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Пасха. Рассказ  (Прочитано 1840 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106507

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 23 Апреля 2017, 00:56:10 »

Пасха

Рассказ



К празднику мы приготовились основательно. Заранее нарезали бутерброды с колбасой, ветчиной, красной рыбой и залили в термос горячий чай. Выехали в ночь.

Середина апреля еще не радует долгим солнцем, но настроение было каким-то особенным. Наверное, оттого, что днем по телевизору смотрели репортаж из Иерусалима о сошествии Благодатного огня; ну и еще без особых трудностей всю страстную седмицу не вкушали скоромной пищи.

Ехали около часа. Возле храма Иоанна Богослова, что в Красном селе, уже толпился народ. Мы купили свечи и протиснулись внутрь. Впервые в жизни я присутствовал на празднике Пасхи. Вокруг меня стояли женщины в белых платочках, некоторые со слезами на глазах, кое-где виднелись головы мужчин. Все были в торжественном ожидании некоего чуда.

Священник унес в алтарь плащаницу и закрыл царские врата, поклонившись народу. Минут пять прошло в тишине. Кто-то зажег свою свечу, и все словно по команде стали зажигать свечи. Еле слышно запел священник: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити».

Пение поднималось из алтаря вверх, к куполу, и оттуда разливалось по всему храму. Постепенно голос усиливался; священник открыл царские врата, и торжественно и празднично запел хор. Все в храме пришло в движение: священник с трисвечником и крестом в одной руке и кадилом в другой сходил по ступенькам из алтаря, алтарники с большими свечами прокладывая ему путь, за ним шли «белые платочки» с иконами, потом хор и народ с зажженными свечами. Начинался крестный ход.

Чувство неизъяснимой радости переполняло мое сердце. Хор продолжал петь ««Воскресение Твое, Христе Спасе…». Свет от свечей освещал дорогу вокруг храма. Кое-где попадались мелкие лужи от прошедшего накануне дождя, но на них никто не обращал внимания. В центре крестного хода батюшка в ярком белом облачении пел, время от времени взмахивая кадилом. Подошли к дверям храма – а они почему-то были закрыты. Сначала подумалось, кто-то пошутил и не хочет впускать нас. Но оказывается, закрытые двери символизируют вход в пещеру Гроба Господня. Священник остановился перед закрытой дверью и запел: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его…». Хор ему отвечал: «Христос воскресе из мертвых смертью смерть поправ и сущим во гробех живот даровав».

Меня поразили эти слова: «Христос воскрес из мертвых, Который саму смерть попрал и всем кто находился в гробах, жизнь даровал». Это означает, что и моему сыну, погибшему четыре месяца назад, Бог дарует жизнь!? Какова будет эта жизнь, я не понимал, но от веры в то, что Бог дарует ее, стало легко и свободно.

Народ с зажженными свечами радостно отвечал священнику, а он высоким голосом возглашал: «Христос воскресе!» И я вместе с народом кричал: «Воистину воскресе!» Знакомые слова, как часто их приходилось повторять, когда в пасхальные дни родные и близкие поздравляли с Пасхой; автоматически, не задумываясь, я отвечал: «Воистину Воскресе». Только теперь стал понятен их смысл – что Христос действительно воскрес и в этом заключается весь праздник Пасхи.

Как только двери открылись, батюшка с хором и «белыми платочками» зашли в храм. Мы с супругой и друзьями тоже вошли внутрь и поставили свои свечи на подсвечники. Служба продолжалась; немного постояв и послушав, мы стали пробираться к выходу, считая, что праздник заканчивается и пора вкусить чего-нибудь скоромного и вкусного. Обмениваясь впечатлениями, мы с наслаждением ели бутерброды, запивая горячим чаем.

Много позже, когда я впервые исповедался и причастился Тела и Крови Христовой, для меня это стало таким же, событием, как Пасха.

И как первую Пасху я вспоминаю свою первую встречу с отцом Кириллом Павловым. Он тогда лежал больнице, и его палата превратилась в настоящую келью монаха-молитвенника: на подоконнике стояли иконки Спасителя, Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца, горела лампадка, поближе к койке – свеча. Батюшка читал молитвы к исповеди. Его слова непонятным образом проникали в самое сердце. Мельком я взглянул на икону святителя Николая и был поражен: казалось, он молится вместе с нами, а благодать Божия наполняет келью старца и всех, кто в ней находится. После исповеди я получил от батюшки Кирилла благословение на рукоположение в священный сан.

1 мая всегда было светским и советским праздником. Но жизнь привносит свое содержания в праздничный день. 1 мая умер мой отец, и именно в этот день через 17 лет меня коснулась пасхальная радость. 1 мая в Великую Среду, в храме преподобного Романа Сладкопевца владыка Алексий, епископ Орехово-Зуевский, рукоположил меня в диакона. Душа моя ликовала от радости совершенного Таинства и наставлений архипастыря, которыми руководствуюсь и поныне.

Неизгладимое впечатление в душе оставляет Пасха, которую встречаешь на Святой Земле. И хотя паломничество состоялось более десяти лет назад, помнится все до мельчайших подробностей, словно это было вчера.

В Великую Субботу совершается схождение Благодатного Огня. Вспоминая эту службу, понимаешь, что без помощи Божией попасть внутрь храма Гроба Господня было бы невозможно. А попав в храм, надо очень сильно постараться, чтобы тебя не вынесли на носилках в давке, устроенной в основном русскоговорящими паломниками. Впервые, как говорится, на своей шкуре я испытал, что такое толпа.  Хотя, наверное, иначе на этом святом месте и быть не может. Православный народ по-особенному воспринимает чудо – схождение Благодатного Огня.  Это не обычное зрелище, а явное присутствие Божественной энергии, к которой стремятся прикоснуться все: и стар, и мал, и больной, и здоровый.

Передо мной на маленьком стульчике сидела женщина, пожилая и полная, чье здоровье требовало присесть, хотя для своей же безопасности ей бы лучше стоять. Эту безопасность пришлось обеспечивать мне, сдерживая в течение четырех часов давление толпы: упираясь одной рукой в колонну, а другой – отражая попытки обезумевших людей хоть на полшага приблизиться к месту, откуда и должен появиться Благодатный огонь. Если б я хоть на мгновение расслабился, затоптали бы и эту болящую женщину и меня.

Ожидание чуда затянулось, и появилось даже некоторое сомнение в том, что оно действительно произойдет. А если нет, что тогда? Мои сомнения и размышления неожиданно прервал шум – Благодатный огонь стремительно распространялся по храму. У каждого в руках пучки свечей, и они возжигаются с неподдельной радостью. Христиане передают друг другу Благодатный огонь, как эстафету. Загорелся и у меня пучок иерусалимских свечей. 

Уже в Москве я задал вопрос диакону Андрею Кураеву: «А если Благодатный огонь не сойдет, что будет?» – И получил неожиданный ответ: «Лукавый может незаметно подменить Благодатный огонь…»

- Как же это может случиться в самом святом месте на земле? – то ли спросил, то ли выразил я свое недоумение ответом известного богослова. И больше ни о чем его не спрашивал.

Время летит, каждый год мы встречаем Пасху, часто не задумываясь, какое событие вспоминаем и празднуем. А ведь вся наша жизнь имеет смысл лишь тогда, когда есть Пасха, когда этот Праздник праздников и Торжество из торжеств начинается жизнеутверждающим возгласом «Христос Воскресе!»

Протоиерей Александр Шестак

http://www.voskres.ru/oikumena/shestak9.htm
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!