Русская беседа
 
26 Ноября 2024, 03:41:56  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: 1 [2]
  Печать  
Автор Тема: Неделя 2-я по Пасхе, «Антипасха». Апостола Фомы  (Прочитано 7981 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106501

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #15 : 26 Апреля 2020, 01:59:55 »

Мы блаженнее апостолов

Слово в Фомину неделю



Христос Воскресе!

Сегодня мы слышали в евангельском чтении о том, какое уверение получил один из двенадцати апостолов – апостол Фома.

Господь по Своем воскресении являлся ученикам. Когда Он явился, показал им Свои руки и ноги в доказательство Своего воскресения, и делал это неоднократно, но апостол Фома, который не присутствовал при этом, проявил некое сомнение, сказал на слова учеников о том, что они видели Господа: «Если не увижу на руках Его раны от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра, то не поверю» (см.: Ин. 20, 25).

Спустя восемь дней Господь милосердный явился опять ученикам, собравшимся в доме за закрытыми дверями и говорит Фоме: Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим (Ин. 20, 27). Такое сомнение апостола Фомы уже в какой-то степени превратилось в притчу во языцех, стало крылатым, расхожим выражением и часто вызывает у нас, сегодняшних христиан, некое даже осуждение апостола Фомы. Нам кажется, как он мог сомневаться? На самом деле даже из Евангелия мы видим, что в этом нет ничего удивительного. Не один апостол Фома сомневался.

Если внимательно посмотреть на евангельские события после воскресения Христа, мы видим, с каким сомнением часто апостолы относились к происходящему. Они не верили Марии Магдалине (см.: Мк. 16, 9–11), не верили Клеопе и Луке, когда Господь явился им идущим в Еммаус (см.: Лк. 24, 13–16), постоянно сомневались. Поэтому для утверждения их в вере Господь демонстрировал подтверждение Своей человеческой природы: ел пред ними, показывал Свои раны.

Но какой плод принесло это сомнение Фомы Церкви! Господь еще раз доказал, что Он истинный Бог, что Он воскрес из мертвых. И Церковь сегодня в своих песнопениях восхваляет даже это неверие Фомы, благодаря которому мы еще больше укрепились в вере. Этим неверием вера только утвердилась.

И апостолы, часто предававшие Христа, боявшиеся как обычные люди, пребывавшие в сомнениях, всей своей жизнью и апостольским служением доказали эту веру. Они были сильнее правителей этого мира, сильнее законов, сильнее языческих учений, сильнее фарисеев с их древней традицией, они не боялись ничего и во всех концах вселенной проповедовали Евангелие. Они жизнь свою отдали за Христа. Они также как их Учитель доказали, что жизнь сильнее смерти, что Господь важнее для каждого из нас, чем временная наполненная страстями жизнь. Апостолы относились к тому роду людей, которые видели Христа и веровали.

Если мы вернемся к сегодняшнему евангельскому чтению, то особую важность для нас приобретают слова Спасителя, обращенные к апостолу Фоме и другим ученикам. После того как Господь показал Фоме Свои раны, тот сказал: Господь мой и Бог мой! (Ин. 20, 28). Такое свидетельство он принес. А Иисус ответил: Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие (Ин. 20, 29).

Это в первую очередь относится к последующим поколениям христиан, к ученикам апостолов, ученикам учеников и ко всем нам. Мы не видели Христа, пришедшего во плоти в этот мир, и поэтому какого блаженства мы достойны, что не видевши его, веруем. Отцы Церкви говорят о том, что это блаженство является для нас залогом великих благ, может быть бóльших, чем сподобились святые апостолы, но при условии, что мы, подобно апостолам должны, исполненные этого блаженства, отдать всю свою жизнь Христу, послужить его Евангельскому благовестию. Это является условием блаженства. Вот какое великое дарование дает нам Господь: мы блаженнее апостолов в этом мире.

Есть еще род людей, которые и видели Христа, и слышали Евангельское благовестие, но остались неверующими. Первыми из них были фарисеи, саддукеи, понимавшие, Кто перед ними стоит, Кто пришел в этот мир. Эти люди Писания, прекрасно знавшие пророчества, но не приняли Христа. И на их место часто становимся и мы с вами, христиане, познавшие Евангелие. Порой наши познание как будто еще дальше удаляет нас от Христа.

Особенно это важно для людей, изучающих богословие. Как часто, об этом говорят примеры из истории, люди, казалось бы достигшие вершин умственного богопознания, всё изучившие, прочитавшие всё, становятся страшными циниками и ведут за собой людей в еще бóльшую погибель.

Да не будет этого с нами, дорогие братья и сестры, да будем мы вместе с апостолами — простыми, верующими, искренними и, конечно же, в меру своих сил учеными, проповедниками воскресшего Христа, да будем мы с вами носителями Евангельского всепобеждающего благовестия.

Христос Воскресе!


Иеромонах Игнатий (Шестаков)

http://www.pravoslavie.ru/46223.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106501

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #16 : 26 Апреля 2020, 02:06:24 »

«Днесь весна благоухает, и новая тварь ликует». Антипасха

Статья из т. II «Православной Энциклопедии», Москва. 2001 г.



В переводе с греческого «то, что вместо Пасхи», 2-я неделя (т. е. воскресенье) после недели Пасхи; др. названия: Новая неделя, Фомина неделя. Одно из наиболее ранних употреблений термина «Антипасха» в значении недели, следующей за неделей (воскресеньем) Пасхи, содержится в приписываемых Патриарху Константинопольскому Иоанну Постнику канонических правилах.

Содержание праздника.

Древнейшие источники упоминают о дне Антипасхи, связывая его, с одной стороны, с Воскресением Христовым, т. к. с IV в. он служил завершением 8-дневных пасхальных торжеств, с другой стороны – с таинством Крещения, т. к. в этот день или накануне неофиты, крещенные на Пасху или в Великую субботу, снимали белые крещальные ризы. С этим обычаем связано древнее латинское название дня Антипасхи – Dominica in Albis. Блж. Августин Иппонский († 430) в слове, посвященном «октаве Пасхи» (т. е. Антипасхи), говорит: «Сегодняшней радостью завершаются пасхальные торжества, потому что сегодня переменяются одежды неофитов, но таким образом, что белизна, слагаемая с одеждой, навсегда остается в сердце».

Важнейшим основанием для объединения Антипасхи с Пасхой является читаемое в этот день (по крайней мере с IV в.) как в восточном, так и в западном обрядах Ин. 20, 19–31. Это евангельское повествование связывает два явления Воскресшего Спасителя апостолам: в «первый день недели вечером» (Ст. 19), т. е. в сам день Воскресения, когда Господь Иисус Христос показал им Свои раны, послал их на проповедь и, сообщив им дар Св. Духа, дал им власть прощать и удерживать грехи, ... и «после восьми дней» (Ст. 26), когда Спаситель, вторично явившись ученикам, призванием к осязанию Своих ран уверил ап. Фому (он не видел первое явление Воскресшего Христа и отказывался верить рассказам др. апостолов), и тот немедленно исповедал свою веру в Богочеловечество Воскресшего Христа, воскликнув: «Господь мой и Бог мой!» Истолкованию Ин. 20, 19–31 посвящено «Слово на Неделю Новую», приписываемое свт. Иоанну Златоусту, по византийским Типиконам одно из уставных чтений праздника Антипасхи. Повторное явление Господа Иисуса Христа ученикам здесь объясняется необходимостью уверения ап. Фомы, чье «неверие» (в данном случае – стремление к достоверному, подтвержденному опытом знанию) оправдывается и даже восхваляется, ибо результатом его стало исповедание ап. Фомы.

Церковь посвящает этот день также размышлению над обновлением всего творения через Воскресение Христово, о чем говорится в слове свт. Григория Богослова († 390) «На Неделю Новую», которое в византийских Типиконах стало одним из главных уставных чтений праздника. По мысли свт. Григория, подобно первому творению (сотворению мира), начавшемуся днем недельным (воскресным), так и новый, обновленный Воскресением Христовым мир начинается днем недельным. Этот день, 8-й по Пасхе, и празднуется как День обновления, т. к. в отличие от дня Пасхи, самого дня спасения, который является «пограничным между погребением и Воскресением», этот день есть день «воспоминания спасения», день «чисто нового рождения». Содержанием же празднования для каждого, его приношением Богу должно стать внутреннее обновление: «Обновитесь, отбросьте древнего человека... только ради того вспоминая древнее, чтобы его избегать». Совпадающее по времени с Антипасхой обычное весеннее обновление природы поэтому приобретает новое значение как видимое проявление и свидетельство внутреннего обновления всей твари: «Царица времен года триумфально шествует в честь царицы дней и преподносит ей дары от всего, что есть у нее самого прекрасного и радостного». Величие праздника подчеркивается согласием обновления видимого и невидимого мира, которое предваряет будущие «новое небо и новую землю» (Откр. 21, 1): «Ныне весна земная, весна духовная, весна душам, весна телам, весна видимая, весна невидимая; о, если бы мы приняли участие в ней там, прекрасно изменившись здесь, и обновленные переправились к обновленной жизни во Христе Иисусе Господе нашем!».

В русском разговорном языке Антипасха часто называется «Красной горкой», т. к. это – первый день после многодневных Великого поста и Пасхи, когда позволяется совершать Таинство Брака.

Богослужение праздника в Православной Церкви. Праздник уверения Фомы зафиксирован уже в «Апостольских постановлениях» (предположительно ок. 380, Антиохия), где повествование об его установлении ведется от лица самого ап. Фомы (чтимый праздник восьмого дня, в который меня, не веровавшего Фому, [верой] в Воскресение исполнил).

В древнем иерусалимском богослужении в день Антипасхи совершалось торжественное последование. В 40-й гл. «Паломничества» Эгерии (ок. 400) Антипасха названа «октавой [8-м днем] Пасхи» («октава» в позднейшей латинской литургической терминологии соответствует византийскому Отданию). Согласно описанию Эгерии, в этот день кроме обычных богослужений (литургии и проч.) после 6-го часа (ок. 12:00) совершалась особая процессия, аналогичная процессии в 1-й день Пасхи. Ее порядок: епископ вместе с народом совершал сопровождавшееся песнопениями торжественное шествие, с остановками на Елеонской горе и на Имвомоне (место Вознесения Господня), завершавшееся в храме Воскресения, где служили вечерню, после которой было шествие на Сион, где также пелись гимны, читался евангельский рассказ о явлении Спасителя ученикам в 8-й день по Воскресении и уверении ап. Фомы; все завершалось молитвой и благословением оглашенных и верных во 2-м часу ночи (ок. 20:00). Иерусалимский лекционарий V-VI вв. содержит следующие указания о службе Антипасхи: на литургии поется тропарь «Славное пришествие», прокимен из Пс. 9, вместо чтения из Ветхого Завета читается Деян. 5, 34–42, апостол – 1 Ин. 1, 1–7, евангелие – Ин. 1, 1–17 (читаемое ныне на литургии 1-го дня Пасхи); в 9-м часу (ок. 15:00) совершается вечерня, на которой в основном повторялся чин вечерни на Пасху (отличается пением тропаря Антипасхи. «Славное пришествие» и прокимна из Пс. 32) и читалось Евангелие об уверении Фомы (Ин. 20, 26–31).

В византийском обряде (константинопольском богослужении) тема уверения Фомы в службе Антипасхи уже значительно усилена по сравнению с древним иерусалимским, где служба Антипасхи во многом повторяла пасхальную. Евангельское повествование об уверении ап. Фомы в Константинопольской Церкви (а впоследствии и во всех Православных Поместных Церквах) по крайней мере с VIII в. читается не вечером в день Антипасхи, как в Иерусалиме в древности, а утром – на литургии.

В соборном богослужении Константинополя, отраженном в Типиконе Великой церкви X в., утреня на Антипасху совершалась такая же, как и во все воскресенья года (как и на Пасху). Типикон Великой ц. указывает на утрене в конце «Непорочных» петь пасхальный тропарь 3-го гласа ([Когда] творение было смущено), на 50-м псалме – тропарь Антипасхи «тяжелого» (7-го) гласа ([В то время, как] гроб был запечатан – церковнославянский «Запечатану гробу»); на литургии – вседневные антифоны (при этом 2-й антифон Типикон указывает петь не с «аллилуия», а с припевом: «Спаси ны, Сыне Божий,,,» – как в самые большие праздники), прокимен из Пс 146 («Велий Господь наш»), апостол – Деян. 5, 12–20, аллилуиарий со стихом 94-го псалма, евангелие – Ин 20, 19–31, причастны – «Хвалите Господа с небес» (Пс 148. 1) и «Похвали, Иерусалиме, Господа» (Пс. 147, 1); на вечерне в сам день праздника петь прокимен из Пс. 76 («Кто Бог велий»), такой же, как вечером в 1-й день Пасхи. Прп. Романом Сладкопевцем (V в.) был написан кондак на уверение Фомы (проимий: «Любопытною десницею»), который употреблялся в храмах Константинополя в неделю Антипасхи.

Во всех многочисленных редакциях 2 византийских монастырских уставов – Студийского и Иерусалимского (который является ныне основным богослужебным уставом Православной Церкви) – служба Антипасхи является праздничной. Состав службы со времен действия Студийского устава и до наст. времени весьма стабилен. Как студийскими, так и иерусалимскими Типиконами (кроме самых кратких) указываются следующие гимнографические тексты вечерни под Антипасху и утрени Антипасхи: отпустительный тропарь «тяжелого» (т. е. 7-го) гласа «Запечатану гробу» – как в Типиконе Великой церкви; кондак (точнее, проимий и 1 икос) 4-го плагального (т. е. 8-го) гласа прп. Романа (проимий «Любопытною десницею»); написанные прп. Иоанном Дамаскиным (VIII в.) самогласные стихиры 1-го («По днехъ осмихъ», «Дверемъ заключеннымъ, ученикомъ собраннымъ, вшелъ еси», «Фома, глаголемый близнецъ») и 2-го плагального (т. е. 6-го) гласов («Дверемъ заключеннымъ, пришелъ еси Христе») и канон 1-го гласа (нач. 1-го ирмоса: «Поимъ вси людие»; нач. 1-го тропаря: «Днесь весна душамъ»), не имеющие атрибуции 3 самогласные стихиры 4-го гласа (начало каждой: «О преславнаго чудесе!»). Часть студийских и все иерусалимские Типиконы содержат также надписанную именем «Анатолия» стихиру 4-го плагального (т. е. 8-го) гласа («Дверемъ заключеннымъ, ученикомъ собраннымъ, предста Спасе»); неатрибутированные стихиры 2-го («По востании Твоемъ Господи», «Дверемъ заключеннымъ, представъ Иисусъ»), 2-го плагального («По днехъ ) осмихъ»), 1-го плагального (т. е. 5-го) («Человеколюбче, велие») и 1-го (подобен «Прехвальнии мученицы») гласов (3 стихиры, начало 1-й: «По еже из гроба»); ипакои 2-го плагального гласа («Яко посреде»), эксапостиларий («Моихъ удовъ»). Все Типиконы указывают для Антипасхи такие же, как в Типиконе Великой церкви, чтения на литургии; все студийские, а также ранние иерусалимские Типиконы предписывают петь на литургии вседневные антифоны, поздние иерусалимские – изобразительны антифоны. Тексты службы помещаются в Триоди.

И по студийским, и по иерусалимским Типиконам воскресная служба Октоиха в день Антипасхи не поется (что является главной отличительной особенностью Господских двунадесятых праздников; тем не менее Антипасха не причисляется к ним) и совершается служба только Антипасхи, имеющая характер праздничной; вечером в неделю Антипасхи (под понедельник) совершается праздничная вечерня со входом и великим прокимном «тяжелого» (т. е. 7-го) гласа из Пс. 76 («Кто Богъ велий»); Антипасха имеет продолжающееся до субботы попразднство.

Отличия студийских Типиконов от иерусалимских в уставе службы Антипасхи: 1) перенесение воскресной службы Октоиха 1-го гласа (или ее части) на понедельник (в иерусалимских она отменяется); 2) отмена, начиная с Антипасхи, пасхальных песнопений (в иерусалимских они поются до отдания Пасхи), за исключением тропаря «Воскресение Христово видевше» и катавасии Пасхи; 3) отсутствие всенощного бдения на праздник (в иерусалимских сохраняется). В южноитал. версиях Студийского устава – напр., в Мессинском Типиконе 1131 г.- две первые студийские отличительные особенности уже не отмечаются (что сближает их с позднейшими иерусалимскими): воскресная служба отменяется, а тропарь Пасхи «Христосъ воскресе» читается вместо Трисвятого на службах суточного круга вплоть до Вознесения Господня.

В первоначальной редакции студийской службы Антипасхи, зафиксированной в «Ипотипосисе прп. Феодора Студита» IX в., составленном одним из его учеников, «Диатипосисе» прп. Афанасия Афонского кон. X в. и Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., воскресная служба переносится на понедельник практически полностью, что выражается в пении воскресных стихир на Господи воззвах, отпустительного тропаря, седальнов, степенных антифонов, утреннего прокимна, «Всякое дыхание», канона, песнопения «Свят Господь Бог наш», хвалитных и стиховных стихир утрени 1-го гласа; в чтении 1-го воскресного утреннего евангелия; стихословии «Блажен муж» (всей кафизмы) на вечерне и кафизмы на утрене. В связи с этим на Антипасху поется служба только праздника с отменой всех кафизм (в т. ч. не поется и «Блажен муж») и евангелия, канон утрени начинается сразу после тропаря на Бог Господь (Студийско-Алексиевский Типикон указывает петь «Воскресение Христово видевше» и Пс. 50, обычно предваряющие канон, после 6-й песни и кондака; «Диатипосис» отмечает, что евангелие – неизвестно какое – читается в конце утрени, и это положение противоречит 2 др. Типиконам). В Студийско-Алексиевском Типиконе (до XV в. был основным Типиконом на Руси) к воскресной службе в понедельник добавляются пенсопения Антипасхи. Такому порядку службы в целом соответствует Орбельская Триодь, но на утрене Антипасхи перед каноном есть воскресное евангелие.

(Окончание следует)
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106501

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #17 : 26 Апреля 2020, 02:07:16 »

(Окончание)

В более позднем константинопольском студийском Евергетидском Типиконе 1-й пол. XII в., послужившем образцом для многих других, на понедельник переносятся только часть воскресных песнопений: стихиры на Господи воззвах, стиховные стихиры вечерни, отпустительный тропарь, ипакои, канон, хвалитные и стиховные стихиры утрени, которые поются вместе с песнопениями Антипасхи; в сам праздник Антипасхи поются воскресные степенны антифоны, утренний прокимен, «Всякое дыхание»; читается воскресное утреннее евангелие; стихословятся обычные кафизмы (в т. ч. «Блажен муж») и полиелей; утреня оканчивается великим славословием. Сходный (но не идентичный) порядок службы содержится в одном из древнейших грузинских Типиконов – Типиконе прп. Георгия II Мтацминдели (†1096), составленном преподобным в Афонском Иверском монастыре.

В Мессинском Типиконе воскресная служба отменена полностью. Кроме того, студийские Типиконы различаются рядом частных указаний: несколько отличаются наборы стихир, седальнов, уставных чтений; Евергетидский Типикон говорит о пении перед утреней паннихис и предписывает петь на утрене катавасию Антипасхи, в то время как остальные Типиконы указывают катавасию Пасхи; Мессинский Типикон предписывает совершать перед утреней особый чин входа в храм, как на пасхальной утрене, но менее торжественно, петь на «И ныне» хвалитных стихир воскресную стихиру Богородице «Преблагословенна еси» и т. д.

В иерусалимских Типиконах под праздник Антипасхи предписывается совершать всенощное бдение, отменяется воскресное последование (за исключением утреннего воскресного евангелия), все службы начинаются с тропаря Пасхи «Христос воскресе». В ранних редакциях (напр., Sinait. gr. 1096, XII в.) на утрене указываются непорочны, без тропарей, а на литургии – вседневные антифоны. В более поздних редакциях Иерусалимского устава, в т. ч. используемом и по сей день в РПЦ, служба Антипасхи почти идентична службам Господских двунадесятых праздников: под праздник совершаются малая вечерня и всенощное бдение (без паримий на вечерне, но с полиелеем и избранным псалмом на утрене), воскресная служба (за исключением воскресного утреннего евангелия, воскресной стихиры Богородице «Преблагословенна еси» на хвалитех и евангельской стихиры перед 1-м часом) полностью отменяется и не переносится на понедельник, в день Антипасхи поется служба только праздника (однако катавасия и задостойник Пасхи), вечером в праздник совершается великая вечерня со входом и великим прокимном. На трапезе в день праздника полагается «утешение велие».

Гимнографические тексты и указания чтений праздника в используемых ныне Цветной Триоди и Типиконе те же, что и в студийских Триодях и Типиконах (с незначительными дополнениями), т. о., они восходят к V–XII вв. С XIV в. в Триодях помещается Стишной синаксарь Никифора Каллиста Ксанфопула («В сей день, в неделю вторую после Пасхи, обновление празднуем Христова воскресения»).

С недели Антипасхи (включительно) и до отдания Пасхи все службы начинаются с пасхального тропаря «Христос воскресе», на утренях ежедневно поется «Воскресение Христово видевше», литургия имеет особое окончание.

Относительно порядка службы Антипасхи поздние редакции Иерусалимского устава различаются расстановкой стихир, а также некоторыми частными особенностями – напр., в первом печатном русском Типиконе 1610 г. есть праздничная стихира по 50-м псалме (глас 6-й «Дверем затворенном прииде Исус»), а по принятому ныне в РПЦ Типикону поется обычная воскресная стихира; на литургии по Типикону 1610 г. кроме кондака праздника поется кондак Пасхи и кроме причастна праздника -причастен Пасхи; некоторые Типиконы (напр., древнейший из сохранившихся Типиконов ТСЛ ) указывают на Антипасху праздничный отпуст и т. д.

По Типикону Г. Виолакиса, в настоящее время являющемуся основным Типиконом в практике греческих Церквей, на Антипасху поется служба праздника без бдения (бдения по этому Типикону не совершаются), с чтением воскресного утреннего евангелия перед 9-й песнью канона (как и в др. воскресенья года), с отменой «Преблагословенна еси» и евангельской стихиры на утрене. Особенность литургии Антипасхи по этому Типикону состоит в употреблении праздничных антифонов и входного стиха Пасхи, а также задостойника праздника (ирмос 9-й песни канона «Тебе светлую свещу»).

Отмена или перенесение воскресного последования, великий прокимен на вечерне в день праздника и др. уставные моменты Антипасхи свидетельствуют о чрезвычайно большом значении, которое этот день издревле имеет в литургической жизни Церкви.

Гимнография праздника тематически очень разнообразна. Наряду с главными темами – Воскресения Христова, уверения ап. Фомы, обновления можно выделить также некоторые сопутствующие смысловые мотивы.

Большая часть гимнографического материала посвящена теме человеколюбия и крайнего снисхождения Божия: «Человеколюбче, велие и безприкладное множество щедрот Твоих: яко долготерпел еси, от иудей заушаем, от апостола осязаем, и от отметающихся Тебе многоиспытаем, како воплотился еси; како распялся еси безгрешне» (славник на стиховне) – посредством сопоставления раскрывается смысл празднуемого события: всесильный Господь, Воскресший из мертвых «запечатану гробу» и явившийся ученикам «дверем заключенным» (отпустительный тропарь), снисходит по Своему человеколюбию к немощи нашей настолько, что допускает прикосновение к Своей плоти, столь же уничижительное для Него, как и Крестные страдания, и «неправедное убиение», и еретические измышления, ради того, чтобы человек приобрел веру в Воскресение. Господь не только снисходительно допускает прикосновения ап. Фомы, но и Сам призывает апостола получить твердое основание веры в Воскресение: «Почто Мне не веруеши, яко воскресох из мертвых; принеси семо руку твою, и вложи в ребра Моя, и виждь» (6-я стихира на «Господи воззвах» великой вечерни).

Множество песнопений обращено к удивительной тайне дерзкого «Фомина неверия», рождающего твердую веру как самого апостола, так и укрепляющего веру всех христиан: «о доброе неверие фомино, верных сердца в познание приведе» (4-я стихира на «Господи воззвах» великой вечерни), «о преславнаго чудесе! Неверие веру известную роди» (1-я стихира на стиховне).

Часть текстов напоминает о тесной связи Антипасхи с событиями дня Воскресения Христова: «Дверемъ заключенным, учеником собраннымъ, вшел еси внезапу, всесильне Иисусе Боже наш, и став посреде их мир дав, исполнил еси Святаго Духа: ждати же повелел еси, и никакоже разлучатися от Иерусалима, дондеже облекутся еже с высоты силою» (1-я стихира на «Господи воззвах»).

Тема обновления творения Воскресением Христовым поэтически осмысляется в связи с ежегодным весенним возвращением к жизни и обновлением природы: «Днесь весна душам, зане Христос от гроба якоже солнце возсияв тридневный, мрачную бурю отгна греха нашего» (тропарь 1-й песни канона утрени), «Днесь весна благоухает, и новая тварь ликуетъ. Днесь взимаются ключи дверей, и неверия Фомы друга вопиюща: Господь и Бог мой» (2-й ексапостиларий).

8-й день по Воскресении Христовом, становясь первым в череде Дней Господних – воспоминаний дня спасения и обновления,- является, т. о., символом и предвосхищением буд. вечного 8-го дня: «Яко первый есть дней и господственный светоносный сий... приноситъ бо и века образ, яко осмица совершая будущаго» (тропарь 7-й песни канона утрени).

Èñò.: Greg. Nazianz. Or. 44; Aug. Sermo 172; Joan. Chrysost. In nov. dom.; Joan. Jejun. Poeniten.; Maraval, P. Égérie: Journal de Voyage (Itinéraire) // SC. 296; La grande Lectionaire de Jerusalem / Tarchnischvily M., ed. // CSCO. 1960. T. 188; Кекелидзе К., прот. Литургические груз. памятники в отечественных книгохранилищах и их научное значение. Тбилиси, 1908; Maas P., Trypanis C. Sancti Romani Melodi Cantica: Cantica genuina. Oxf., 1963; Mateos. Typicon. T. 2; Дмитриевский. Описание; Arranz. Typikon; Око Церковное [Устав церковный]. М., 1610; Òðèîäü Öâåòíàÿ. Л. 34-46 об.; Ирмологий. Т. 1. С. 180; Òèïèêîí. Ò. 2. C. 957-963; TupikÒn tÁj toà Cristoà Meg£lhj 'Ekklhs...aj / œkd. G. Biol£khj. 'AqÁnai, s. a.; Messale Romano. R., P. 254-257; Breviarium Romanum. R., 1902. P. 373-377; Missale Hispano-Mozarabicum. Toledo, 1991. P. 474-481; Missale Hispano-Mozarabicum: Liber Commicus. Toledo, 1991. P. 342-348; Férotin M. Le Liber Mozarabicus Sacramentorum et les manuscrits mozarabes. R., 1995.

Лит.: Скабалланович. Толковый Типикон. С. 291-293; Карабинов И. Триодь постная. М., 1910. С. 224; Мирковиž Л. Хеортологиjа или историjски развитак и богослужение празника православне источне цркве. Београд, 1961. С. 212-215; Löwenberg B. Weißer Sonntag // LTK. Bd. 10. Col. 1012-1013; Bieritz K.-H. Das Kirchen Jahr. Union Ferlag. B., 1986. S. 128-131.

Седмица.Ru

https://pravoslavie.ru/37420.html
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #18 : 22 Апреля 2023, 23:35:57 »


Проповедь в Фомину неделю

18 апреля/1 мая - Антипасха. Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы

Схиархимандрит Зосима (Сокур)





Христос Воскресе! Христос Воскресе! Христос Воскресе!

Только что слушал житие апостола Фомы. Как, месть сотворивши, обязательно будешь сам отмщенный. Всегда у нас закипает чувство мести, как будто бы справедливости какой. Это не справедливость, это гордыня в нас закипает. Никогда не нужно быть мстительными, всегда нужно прощать. Еще послушал и обратил внимание: вино всегда не пили чистым, а разбавляли водой, почему и пьяниц тогда не было. Чистое вино – хмель бьет в голову, пьяницей становишься и попадаешь в зависимость от него, пить вновь хочется. А когда водой разбавляешь наполовину, вот тогда вино – оно, утоляет жажду, уходит хмель и полезно бывает и для желудка. Вот так благоразумно должно быть. И мы Чашу наполовину почти разбавляем кипятком. «Теплота веры исполнь Духа Святаго», и вливаем в Чашу Святую кипяток – теплоту веры. Так и вы, пьяницы мои, когда пьете, чистое вино никогда не хлебайте – оно очень нехорошее. В голову бьет, в желудке тяжело, и что? – дураком становишься. Вот так, это знайте все всегда. Благоразумие. Древние греки и нынешние просвещенные люди всегда с водичкой пьют вино, с теплотой наполовину, и никто не дуреет после этого. Вот так.

Праздник сегодня Фомина воскресения. Вчера вечером я говорил: «Благодарим мы Господа за эту чудную, Светлую Пасхальную седмицу». Как одно мгновение пролетела Пасха, как одно мгновение пролетела Пасхальная Светлая седмица и вчера мы совершили отдание – проводы Пасхальной Светлой седмицы, и затворили Царские Врата, которые всю седмицу были отворены, символизируя вход наш в Рай Святой. Торжественно «Запечатану гробу» запели и затворили мы Царские Врата.

Фомино воскресение. Блаженный Близнец неверием своим уверяет всю Церковь Христову в истинности Воскресения. Не называет его Церковь «такой-сякой Фома», а «блаженный Близнец». Блаженным его называет Церковь Святая в святых песнопениях. В первый день Пасхи, когда мы воспоминали вечером явление Христа Спасителя по воскресении ученикам первый раз в Сионской горнице, мы читали Евангелие, повернувшись лицом к вам, символизируя Христа Спасителя, а вы, как апостолы в Сионской горнице, внимали. И окончилось словами недоуменными Евангелие: «Не поверю, – сказал Фома, – пока я не увижу Его язвы, пока я не осяжу ребра Его, я не поверю, что Христос воскрес». Через восемь дней вновь апостолы пребывают в молитве, ожидая Учителя своего. Вновь двери закрытые в Сионской горнице, страха ради иудейского. И вновь Христос торжественно, светло и радостно предстоит перед учениками своими. «Мир вам», – говорит. И непосредственно, как и на иконе изображено Фомина воскресения, обращаясь к Фоме, говорит: «Принеси персты (пальцы) своя, осяжи мои раны, вложи руку в ребра, прободенные копием римлянина-воина, и не буди неверен, но верен». И воскликнул Фома, увидев воскресшего Господа: «Господь мой и Бог мой!».

Христос сказал: блажен ты, Фома, что, увидев, уверовал, но блаженны те будут поколения людей до скончания века, которые не будут Меня видеть, но будут в меня веровать. Этим самым (всегда подчеркиваю вам важность этого места Евангелия), нас всех – последователей своих – Господь назвал блаженными. Мы не видели Господа ходящего, не слышали Его глас проповедующий, не видели чудес, но мы, читая Евангелие Святое – Слово Божие, веруем в Спасителя, в истинность слов Его, в истинность чудес Его и веруем в истинность Его Светлого Христова Воскресения. Уже мы не сомневаемся, как некогда Фома апостол, воскрес ли Христос, а твердо веруем, что воистину, как мы говорим в Пасху, Воскрес Господь и явился апостолам, Пресвятой Деве Марии, апостола Фому уверил и много знамений и чудес сотворил. И лишь только после Воскресения Своего открыл Господь ум у апостолов разуметь Писание. До этого закрыт был ум, тайн Царств Божиих, они не знали, тайну спасения Божия и домостроительства они не знали. После искушений, после страданий, после отступления, падения – вот тогда уже Господь, после покаяния, открыл им ум накануне Вознесения Своего на Небо разуметь Писание.

А не так, как сейчас – и перекреститься не умеют, и «Отче наш» не знают, – толкуют эту Библию, Евангелие: «Стих такой-то, глава такая-то, точка такая-то…» Повырывают слова из Слова Божия, кощунствуют над ними. Разумом они познают Слово Божие, но не сердцем. Когда сердцем познаешь Словеса Божии, особенно когда в Великий пост читаешь Евангелие, совершенно иное восприятие, нежели когда накушаешься, сладко выспишься. Тогда уже Слово Божие не так понятно, тогда ты умом только события будешь воспринимать. А накушавшаяся плоть сердце закрывает тогда. А когда пост и молитва сопровождают тебя, тогда и Слово Божие в сердце слагается. Понятно становится то, что сейчас, уже после Пасхи, когда мы, как жирные коты, понакушались уже все, Евангелие в голову не лезет абсолютно. А в пост какая сладость! Как ручеек журчит это Слово Божие: читаешь – не начитаешься. Радуешься Слову Божию. Вот этой радости, откровения Слова Божия не лиши нас, Господи, во все дни нашей христианской жизни. И дай, Господи, молитвами апостола Фомы, блаженного Близнеца, никогда не сомневаться в истинности Воскресения Христова. Твердо всегда веровать и со светлой верой жить: если Христос Воскрес, и нас всех Господь воскресит с Собою, когда придет время. Это истинная вера светлая, чистая во всеобщее воскресение мертвых. «Чаю воскресения мертвых, – пели мы сегодня, – и жизни будущаго века. Аминь». С Пасхой, светлым Фоминым воскресением всех вас!

Продолжаем праздновать Пасху Христову. Сорок дней Христос являлся ученикам своим, пребывая на земле до праздника Вознесения Господня. Праздник святой – сороковой день Вознесения Господня. Проводим накануне Пасху и будем встречать великий годовой праздник в сороковой день по Пасхе – Вознесение Господне. Сорокоусты – сорок дней поста, сорок дней Пасхи, всё сороковинами идет, седминами и сороковинами. И история человечества также идет седминами и сороковинами.

Сейчас, значит, оканчиваем мы службу Божию в нашем святом храме, и после Святой литургии Крестным ходом Пасхальным идем вокруг храма, продолжая праздновать Пасху, Светлое Христово Воскресение. Сегодня, конечно, не положено на кладбище ходить по уставу, пьянь ту смотреть, но уже так советская власть заучила всех. Сегодня все пьют на тех «гробках» бедных, на костях умерших. Не пойди – роптать будут: «Попы зажрались, заелись, – и все прочее, – не хотят прийти на кладбище». Надо, наверное, смириться, пойти да общую панихиду отслужить. <...> Помню, в детстве: «Вас ждут по три дня, батюшка, на кладбище». Ждут же терпеливо, чтоб батюшка пришел да «Вечную память» пропел по родителям. Как дорожили!.. А сейчас – абсолютно тризна языческая. Советская власть крепко поработала. Пожрите, попейте на костях умерших, потом морды побейте друг другу, всё, вот это они «помянули». Ну что ж, Бог им Судия да будет. Такая и «радость», им бедным, кто умер. Но наш долг – понести радость Воскресения Христова и в сегодняшний день Пасхи. Пойдём и пропоем им «Вечную нашу христианскую память» и «Христос Воскресе» умершим.

В пять часов вечера сегодня, совершаем Великую вечерню. Завтра святителя Мефодия, просветителя народов словенских. Кирилл и Мефодий учителя наши, которые дали нам азбуку славянскую, которую мы свято должны беречь до скончания века. Память святаго равноапостольного Мефодия, праздник ему. Совершим Великую вечерню и пропоем Пасхальным чином «Кто Бог велий, яко Бог наш», и Пасхальным чином пропоем акафист Пасхе Христовой у гроба Божия: «Христос Воскресе из мертвых смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Акафист пропоем Пасхальный, сегодня вечером. Завтра первый день уже не будем совершать литургию после поста, молебен совершим, дорогому батюшке отцу Иоанну Кронштадскому в первый раз, после Великого поста. И заказные молебны по просьбе молящихся будем совершать. Во вторник на этой седмице Радоница – поминовение всех усопших православных христиан. Будем службу Божию совершать в Церкви и после литургии панихиду заупокойную. Во вторник Радоница, потом в среду поем акафист уже Успению Божией Матери, лаврский акафист: «Радуйся обрадованная во Успении Твоем нас не оставляющая», – первый раз после Великого поста. Потом отдохнем немножко. И в субботу у нас будет праздник, отдание – проводы Фоминой недели будет, и священномученика Антипы епископа Пергама Ассийского. Икона со святыми мощами его хранится у нас в храме Божием. От зубной боли и от болезни нас избавляет. Всё время зубы болят. Куда? – До Антипы. Чтобы врачи поковыряли полегче, чтоб не так болело. И помогает Антипа, друг-приятель. Так что, будем память его чтить в субботу, и акафист будем читать у иконы с мощами священномученику Антипе.

Будущее воскресенье какое там будет? О! Это уже все знают – праздник Жен-мироносиц во славу Божию! Бабий день христианский. Буду вас всех, бабенки, хвалить в будущее воскресенье. Какие вы красавицы ненаглядные, какие вы вредные только, что ж поделаешь, вот так, мироносицы. Кто желает, будем исповедовать и причащать женщин Святых Христовых Таин. Можно готовиться к будущему воскресенью. Вот таковы службы на предстоящей Фоминой неделе по милости Божией.

Уже какие особенности? Епитимия – кто несет поклоны, кому давали священники, – не снимается с человека ни на Пасху, никогда. Наказание есть наказание. На Пасху из тюрьмы ж не освобождают? Так и епитимия не снимается. Если кто желает поклоны класть – кладите. Бог не осудит. Не желаешь – стой чурбаком себе. Это уже ваше дело, личное. По уставу строго не положено поклоны класть после того, как вы в пост каждый день по 500 поклонов клали. Кто из вас повыложил по 500 поклонов в пост? Никого нет? Ну и всё! Значит, есть возможность – стань на коленочки, помолись, нет возможности – стой чурбаком себе сухим, как дерево, да и все. Ну что ж поделаешь? Бог и ту молитву принимает, и ту молитву принимает.

Теперь молитва «Царю Небесный» не читается до которого дня? До Троицы. Когда в первый раз «Царю Небесный» начнем читать? В субботу. Вот это я уже понимаю, что вы начинаете немножко кумекать что-то в уставе церковном. Уже не чурками у меня стоите, а уже знаете, что под Святую Троицу на вечерне первый раз запоем молитву призывания Духа Святаго «Царю Небесный Утешителю Душе истины…». Вот таковы особенности. Псалтырь читаем. На Светлой седмице Евангелие читали и апостольские послания, вчера закончили мы и уже читаем с сегодняшнего дня Псалтырь. Своим чередом возвращаются все службы Божии на круги своя. <…>

Все как будто бы я вам рассказал, объяснил вам. Помогай Господи мирно, тихо проводить дни Святой Пасхи. Огороды посадили все? Еще есть лежебоки, не посадили? Ой, Боже мой! Мы уже посадили, почти закончили, слава Богу. Мои бабенки трудолюбивые все. Я, правда, и лопатку в руки не взял, сразу каюсь перед вами. Такой я сельский попик ленивый, вот. Посадили мы уже все. Дай Бог теперь дождика, мирно чтоб дал Господь и урожай нам для напитания нашей немощи всем. Дай Бог. Заканчивайте на этой недельке огород.

Дай Бог помянуть Радоницу. Лучше сегодня в ту пьянь не идти на кладбище. Или завтра, или во вторник после службы. Пошли себе, крестик поцеловали, «Вечную память» пропели, да и все. Помянули, навестили родных своих, близких, да и домой на этом. Не устраивайте тризну на кладбище – это грех осквернения памяти умершего. Кто пил водку на кладбище, каяться должны в этом грехе, что оскверняли память умерших и могилы костей умерших наших оскверняли. Языческая тризна у нас осталась еще от языческих дохристианских времен – водкой пить-поминать и все прочее. Вот все, как будто бы, рассказал я, объяснил я вам.

Еще печальная одна новость. Беснуется НАТО – бомбит по-прежнему сербов, наших братьев. Молимся и скорбим о единоверных сербах наших. Да еще печально, что наш президент едет в гости к натовцам, врагам злейшим нашим. Но Бог ему судия да будет. Еще ему как не стыдно присылать мне бумагу-поздравление с Пасхой. Я ее порвал, ну её, нехорошая эта бумага.

В субботу приезжает Филя-предатель на Донецк. Филарет – Денисенко Михаил Антонович. Он в аду уже нарисованный, а он еще, безумный старик этот, шляется. На Донбасс приедет сюда нам мутить воду. Ну что мы сделаем? <…>  Молиться будем, литургию служить об избавлении от супостата и врага Церкви Божией. Вот самое главное – молитва. Молитва много может, а там и колеса сами полопаются, поотваливаются, как у диавола того – Черновила, и все прочее. Вот это бесяка такой приедет к нам. Ну что ж, будем терпеть. <…>

Возлюбленная паства моя, приветствую с Пасхой, Светлым Христовым Воскресением! Христос Воскресе! Христос Воскресе! Христос Воскресе!

Ну, слава Богу, Господь сподобил бороть немощи всем нам и сегодня помолиться в день Пасхи, в Фомино воскресение. Дай, Господи, мирно вам трудиться всем. Огороды свои все посадить, клочки земли пообрабатывать. Что посеешь, то пожнешь! Дай Бог молиться. Помянуть на этой недельке молитвой во вторник, не пьянкой той сатанинской, а молитвой помянуть умерших своих, «Вечную память» пропеть. И дай, Господи, продолжать нести свой жизненный крест в мире и в тишине, за все благодаря Бога, не унывая, не ноя, а постоянно за все: «Слава Богу». Вот этого желаю и себе, и вам всем, возлюбленная паства моя. Богослужение окончили мы в сегодняшнее воскресенье Пасхальное в нашем святом храме Божием. Будем готовиться уже к Женам-мироносицам. Мужики должны подарочки женам своим приготовить. Не в тот бесноваться сатанинский, массонский 8-е марта, а женский Пасхальный день. Отцы матерям, дочерям своим подарочки, поздравить с Пасхой, Светлым Христовым Воскресением. По-христиански, по-настоящему. Вы, женщины, чтоб стервами у меня не были, а были добрыми, любящими женами и матерями. Как я в Пасху всем желал перемены в духовной жизни вам, во Славу Божию. Дай, Господи, эту неделю мирно провести и в будущее воскресенье вновь праздновать Пасху единой духовной семьей в нашем святом храме Божием.

Кто поедет домой – Ангела-хранителя вам, дай Бог мирно добраться домой. Кто вечером будет молиться, поем акафист Пасхе у Гроба Божия: «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав!»

Храни вас всех Господь от всех скорбей.


Произнесено 18 апреля 1999 г.

Источник
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #19 : 22 Апреля 2023, 23:36:21 »


«Ни опыт, ни формулы, ни науки, ни искусства не соединят нас с Богом»

Господь через вразумление Фомы поможет нам осознать, что именно вера соединяет человека с Богом

Патриарх Кирилл






Сегодняшнее воскресенье посвящено событию, которое именуется уверением Фомы (Ин. 20:19-31). Известно, что апостол Фома не был с учениками, когда воскрес Иисус, и, услышав об этом, сказал: «Не поверю! Пока не прикоснусь к Нему, пока не вложу свои пальцы в язвы от гвоздей, не поверю!» И потом Христос является и говорит Фоме: «Вложи свои пальцы в язвы Мои, осяжи ребра Мои и будь не неверен, но верен».

Какие же две важные для человека стороны жизни сталкиваются здесь в конфликте? С одной стороны — вера, а с другой стороны — знание. Мы знаем, что знание, в том числе научное, основывается на опыте. В науке нельзя ничего доказать, пока предположение не подтверждено опытом. Конечно, Фома всего этого не знал, но он интуитивно чувствовал: пока он опытно не ощутит факт Воскресения, ни о какой вере и речи быть не может, ведь требуется принять на веру то, что лежит вне всякого человеческого опыта, — воскресение умершего. Вот Фома и провел эту черту между верой и знанием. С точки зрения науки Фома был прав: надо потрогать, пощупать или вычислить путем математических формул, а если что не сходится, значит, это не реальность — это ошибка, заблуждение. И Фома потребовал такого доказательства через опыт, а Господь ему говорит: осяжи, если хочешь, потрогай, убедись, но не будь неверен, живи верой.

Эти две реальности, вера и знание, на протяжении всей истории нередко входили в конфликт. Церковь, верующие люди убеждены, совершенно точно и бескомпромиссно убеждены в существовании Бога, в существовании вечной жизни, в существовании загробной жизни. Но все то, в чем мы, верующие люди, убеждены, не дается в физическом опыте, и те люди, которые основывают свою убежденность в том или ином факте только на основании физического доказательства, не верят. И сейчас так же, как и во времена апостола Фомы, ничего нового: вы мне формулу дайте, на компьютере покажите, на бумажке напишите или в лаборатории покажите, как там элементы сочетаются и что в результате получается — вот тогда поверю.

А для чего же нужна вера? Может быть, действительно достаточно опыта, достаточно науки, достаточно научного знания? Зачем нужен духовный опыт? По одной простой причине: сфера рационального знания, науки ограничивается физическим миром, она не работает вне пределов этого мира. А вера дает нам и знание, и опыт иного бытия, которое является таким же реальным, как физическое бытие. Но мы его познаём не через опыт в пробирке, не через математическую формулу, не через вычисления компьютера — мы познаём эту реальность своим сердцем, познаём абсолютно достоверно. Если бы этого не было, если бы не было такого опыта соприкосновения с духовной реальностью, достоверного опыта, то мы с вами здесь бы не стояли, и этого храма бы не было, и религиозность давно бы исчезла, ушла как не соответствующая реальному опыту человека.

Две тысячи лет мы верим в то, в чем усомнился апостол Фома, — мы верим в Воскресение Спасителя. Кому-то, как и Фоме, это кажется странным, и сейчас много людей говорят: а вы докажите, а вы покажите; будто если бы показать, поверили бы. Совсем нет! Потому что познать Бога невозможно путем физических или математических доказательств — Его можно познать только собственной душой. Так Господь восхотел, чтобы никто со стороны не вмешивался в Его личные отношения с каждым человеком и чтобы эти отношения не зависели от образования человека, от занимаемого им положения, от способности апеллировать к научным знаниям. Господь с каждым имеет свой личный контакт, и есть только одно условие: мы сами должны хотеть иметь эти отношения с Богом. И когда мы принимаем Таинство крещения, когда мы входим в Церковь, когда мы оказываемся среди наших единомышленников, когда мы питаемся дивными и спасительными словами Евангелия, Нового и Ветхого Завета, когда через молитвенный опыт в Церкви мы соприкасаемся с жизнью святых угодников, так что их опыт входит в наше сознание и в наше сердце, тогда перед нами и открывается ведение иных миров. Мы сердцем чувствуем Божие присутствие, мы верим в то, что Бог есть, что Он явил Себя через Сына Своего, Господа Иисуса Христа, Который пришел в мир и принес дивное учение, помогающее людям найти подлинный смысл жизни, помогающий людям во благо устроить отношения — межличностные, межгосударственные и любые другие. Потому что евангельский закон есть закон любви, и, живя по этому закону, мы действительно устрояем на земле Царствие Божие. В полноте оно не может явиться на земле, но знаки присутствия этого Царствия познаются нами через веру — и во время Святой Евхаристии, во время общей молитвы, во время трудов, которые мы полагаем ради ближних своих, во время защиты Родины, которой угрожает опасность, и особенно когда кто-то душу полагает за други своя.

Все сказанное помогает нам понять, что же означает сегодняшнее евангельское чтение: «Не будь неверен, но будь верен». Ведь для того чтобы быть верным, необязательно ощупать, как я уже сказал, вычислять или проводить опыты. Подлинная вера принадлежит человеческому сердцу, хотя, как утверждает в том числе православный катехизис, может начинаться и в уме: через размышления, через логику, через сопоставление фактов люди, особенно умственного труда, нередко приходят к пониманию того, что Бог есть. Вера может прийти от ума, но сама вера от ума уже не зависит. Потому что это особая Божия сила, которую Господь дарует тем, кто стремится к Нему, и которая подлинно соединяет человека с его Творцом. Всему этому учат нас сегодняшний день и рассказ об уверении Фомы, которому непременно нужен был опыт, нужна была наука — потрогать, убедиться. А Господь сказал ему: «Не будь неверен, но верен», поставляя веру как способ познания Бога выше всякой науки. Люди могут прожить без науки, и пример тому афонские старцы, подвижники, монахи, затворники, а вот без веры человек высыхает. Он теряет свое нравственное чувство, он теряет способность отличать добро от зла, и жизнь для него самого становится невыносимой: грех за грехом, ошибка за ошибкой, расставание за расставанием — только Бог знает, что претерпевает человек, у которого в сердце нет веры. Но если есть вера, то она помогает и видеть свои грехи, свои ошибки, и молиться Богу, и каяться, и сохранять тем самым великую жизненную связь с Творцом.

Наученные великой Божественной мудростью, которая даруется нам через рассказ об уверении Фомы, будем крепко держаться веры и помнить, что это великая сила, которая только и способна соединить нас с Богом. Еще раз скажу: ни опыт, ни формулы, ни науки, ни искусства — ничто неспособно соединить нас с Богом, хотя своими усилиями человек может приближаться к познанию Бога. Поэтому Церковь и благословляет науку, культуру, искусство, но утверждает, что все это не открывает для человека возможность увидеть Бога и жить вместе с Ним. Пусть Господь, явивший великую Свою милость апостолу Фоме, научивший через вразумление Фомы всех людей, не оставит своей милостью и нас, людей XXI века, и поможет осознать, что именно вера соединяет человека с Богом, а через это соединение дает полноту жизни, то есть подлинное, а не преходящее, не призрачное человеческое счастье. И да поможет Господь нам, получившим дар веры, сохранять его во все дни жизни нашей. Аминь.


http://www.patriarchia.ru/db/text/5922422.html
« Последнее редактирование: 22 Апреля 2023, 23:39:18 от Дмитрий Н » Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #20 : 22 Апреля 2023, 23:37:08 »


Что такое Антипасха, или Зачем нужна вторая Пасха

Священник  Андрей  Чиженко, Православие и жизнь


В слове «Антипасха» нет ничего страшного и противного Воскресению Христовому …



Греческая приставка «анти» обозначает «вместо» или «напротив». То есть неделя напротив или после Светлого Воскресения Христова. Также здесь уместно значение «вместо». Потому что в этот день, завершающий Светлую седмицу, после Литургии которого закрываются Царские врата, а с вечера уже возобновляется чтение Псалтири, мы снова с полной силой вспоминаем Светлое Христово Воскресенье и будто бы вновь погружаемся в атмосферу пасхальной ночи. Поэтому Антипасха - это вместо Пасхи или вторая Пасха.

Примечателен также тот факт, что иногда это воскресенье называют восьмым днем Пасхи. Цифра восемь символична. Она обозначает восьмой день существования мира. Перед ним будет Страшный суд, грешники навсегда отправятся в ад, а праведники навсегда - в рай. И будет обновление мира. Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов пишет в Апокалипсисе: «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего» (Откр. 21:1, 2).

Все эти символы нам говорят о том, что Пасха не прекращается! Она вечна. Как вечна будет пасхальная радость праведников в новом горнем граде Иерусалиме.

Также Антипасха называется еще Фоминой Неделей. Это связано с конкретным историческим событием, произошедшим на восьмой день после Светлого Христова Воскресения. Святой апостол Фома отсутствовал во время первого явления по Своем воскресении Спасителя ученикам. Когда он пришел, то другие апостолы бросились делиться с ним этой радостью. Но он им не поверил, мотивируя свое неверие следующими словами: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20:25).

Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет о поведении Фомы: «Так выразилось не неверие, враждебное Богу, - так выразилась неизреченная радость; так выразилась душа пред величием события, превышающего человеческий ум, пред величием события, изменившего состояние человечества. С Христом и во Христе воскресло человечество. Всеблагий

Господь не замедлил доставить возлюбленному ученику желанное им удостоверение».

Спустя восемь дней, как повествует о том Евангелие от Иоанна (конец 20-й главы), опять ученики Христовы находились в доме, святой апостол Фома пребывл с ними. Двери были заперты, так как первые христиане боялись мести иудеев. Как и в первый раз, Христос явился им при закрытых дверях и сказал: «Мир вам!» Закрытые двери здесь одновременно символизируют то, что Бог выше физических законов, и то, что (как писал святитель Игнатий (Брянчанинов) в сочинении «Поучение в неделю Антипасхи. О христианстве») «и тогда присутствовал Он, Вездесущий по Божеству, посреди учеников Своих, когда Фома, полагая Его отсутствующим, высказывал им свое состояние недоумения при их поведании о воскресении».  Какие великие и обнадеживающие слова святителя Игнатия: Господь всегда с нами!

После благословения Своего Христос сказал Фоме: «Принеси перст твой семо, и виждь руце Мои: и принеси руку твою, и вложи в ребра Моя: и не буди неверен, но верен» (Ин. 20:26-27). Святой апостол Фома в трепетном сердечном горении веры восклицает: «Господь мой и Бог мой!» (28-й стих). Христос же говорит ему: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (29-й стих).

Эти слова Спасителя обращены ко всем нам. Апостол Фома, как и в случае с Успением Пресвятой Богородицы, служит орудием в руках Бога для того, чтобы утвердить людей в определенных истинах веры. Господь наш Иисус Христос, конечно же, знал о будущих ересях докетов и монофизитов, отрицавших Его человеческую природу. Потому на веки вечные через это осязательное удостоверение Фомы утвердил нас в догмате, что Он воскрес именно телесно, в том числе и с ранами от гвоздей.

Целесообразно также привести слова святителя Игнатия из вышеуказанного труда: «В ответ на исповедание апостола Господь ублажил невидевших и уверовавших. Помянул и нас Господь, помянул всех, не видевших Его телесными очами! Помянул Он и нас, удаленных от Него и пространством и временем! Помянул в то время, когда восприятым на Себя человечеством, принесенным в жертву за человечество и уже прославленным славою воскресения, стоял Он посреди святых апостолов Своих! Не забыты Господом и мы, присутствующие здесь в святом храме Его, воспоминающие событие, от которого отделены восемнадцатью столетиями. Блаженны и мы, не видевшие Его, но верующие в Него! Блаженны те из нас, которые веруют в Него! Сущность дела - в вере. Она приближает человека к Богу и усвояет человека Богу; она представит человека пред лице Божие и поставит его в последний день жизни сего мира, в начале вечного дня, одесную престола Божия для вечного видения Бога, для вечного наслаждения в Боге, для вечного соцарствия Богу.

Блажени невидевшии и веровавше. Этими словами Господь совокупил с апостолами воедино всех верующих всея земли и всех времен».

Итак,  Пасха для нас, дорогие братья и сестры, продолжается. И радость Ее уходит в восьмой день...


https://pravoslavie.ru/93122.html
Записан
Страниц: 1 [2]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!