Возродим заполярный символ Святой Руси!Открытое письмо писателей к соотечественникамО воспитании патриотизма сейчас говорят много и охотно. А что такое патриотизм? – Любовь к своему Отечеству. Чувство природное, в генах заложенное, как любовь к отцу и матери, к дедам-прадедам. Оружие неодолимое, оружие духовное, основанное, прежде всего, на вере. И в этом смысле можно применить термин русского мыслителя Николая Мельникова, вошедший в название его книги «О воспитании и образовании». Речь в ней о необходимости не просто накачивать сознание подрастающих поколений массой информации (в которой в наш век интернета больше шума, нежели действительных знаний), а учить извлекать смысл событий, фактов, явлений, а значит – мыслить образами, буквально как архитектор ваять их в своем сознании.
Существуют уникальные, своеобразные памятники архитектуры, которые выступают символами городов, столиц, государств, стран. Так, знаменитая Эйфелева башня считается символом Парижа, Колизей – древнего Рима, Парфенон – символ Афин, а пирамиды все знают как символы древнего Египта. Такая необычная современная функция древних памятников эффектно используется в телевидении по всему миру. У нас любая телевизионная передача из Москвы обычно начинается с показа Спасской башни Кремля. А о соборе Василия Блаженного на Рву еще Наполеон Бонапарт сказал: «Из всех сокровищ Москвы я вывез бы «Эглиз де Сент Базиль», если бы только мог это сделать». Помнится и восхищенный вздох австрийского историка, впервые увидевшего этот собор: «Сказка русской души!»
Символами древней, уже принявшей веру православную, Руси выступали у нас еще пограничные объекты. На южной границе со стороны Дикой степи в XVI веке – Калуга с комплексом деревянных 25 храмов, которые в XVII-XVIII веках были заменены каменными. На западной границе с XVI века высился Псковский Дом Святой Троицы из 25 белокаменных храмов, а с конца XVI века еще и каменный Смоленск.
На северной границе в Заполярье, на берегу Баренцева моря, где издавна жили лопари Лапландии, в ХII веке появились новгородские поморы, основавшие поселок Кола. В 1532 году лопари приняли Святое Крещение от священников новгородского архиепископа Макария, и в 1533 году в тыновой крепости были возведены деревянные церкви Благовещения Пресвятой Богородицы, Св. Николая Чудотворца и Георгия Победоносца. В 1565 году появился монастырь Святой Троицы, в 1582 – Гостиный двор со складами. А в 1584 году по указу царя Ивана Грозного был построен, взамен древнего тына города Колы, новый мощный Острог с 5 башнями для пушек, причем сюда стали присылать из Москвы стрельцов. В 1681-1684 годах в этом Остроге с помощью сотен стрельцов был сооружен огромный собор Воскресения Христова в37 метроввысотой (с 10-12 этажный дом). Храм был уникальным: трехкубовым, 25-главым (как 25-главый собор Василия Блаженного в стольной Москве). Собор стал символом Руси для приплывавших сюда на торговых кораблях иностранцев –голландцев, датчан, шведов, англичан...
Гигантский Кольский Воскресенский собор простоял на берегу «дышавшего бурями и грозами Ледовитого моря-окияна» 170 лет! Но то, что не могла разрушить грозная природа, уничтожили люди. В 1854 году во время Крымской войны город Кола и его гигантский собор были уничтожены английским боевым фрегатом «Миранда». Символ Руси-России сгорел в гигантском кострище.
Сейчас, когда уже три года как возвращен в состав России Крым с городом русской славы Севастополем, полезно помнить и о духовном центре Российского Черноморского флота. Таковым по праву является Свято-Владимирский собор, который возвышается на центральном городском холме Севастополя. Решение о его строительстве принял ещё в 1836 году император Николай I по просьбе адмирала М.П. Лазарева в честь святого благоверного великого князя Владимира (ранее предполагалось построить такой храм в Херсонесе, где и принял крещение Креститель Руси). Именно этот храм стал усыпальницей прославленных адмиралов М.П. Лазарева, В.А. Корнилова, В.И. Истомина, П.С. Нахимова. Именно в нем вершатся главные торжества, связанные со становлением и развитием российского стража южных морских границ – Черноморского флота. Для Балтийского флота есть своя святыня в Кронштадте, для Тихоокеанского флота – в Петропавловске-Камчатском.
А теперь наша страна располагает еще более мощным Северным морским флотом ВМФ России, значение которого всё более возрастает в связи с освоением богатств Арктики, защитой северных границ страны от глобалистов всех мастей. Почему бы не иметь в столице североморцев столь же мощный символический духовный центр, как на юге. Тем более, что все предпосылки для этого есть.
Русским архитекторам-энтузиастам удалось собрать сведения и графически восстановить облик, образ архитектурного символа, появилась возможность выстроить заново 25-главый Кольский собор в его древних формах.
Кстати, такое воссоздание сегодня не будет новостью. В Москве в 1992 году был восстановлен Казанский собор, разрушенный в 1936 году; а в 1995 году начали возрождать храм Христа Спасителя, взорванный в 1931 году. В музее деревянного зодчества на берегу Невы под Петербургом восстановлен 25-главый деревянный Покровский собор — копия сгоревшего в 1960-х годах небрежением жителей собора Вытегры. Храмы восстанавливаются в других местах России.
Этот процесс теоретически опирается не на древний материал построек: кирпич, бревна (в общем, на археологию), а на сохранившиеся фотографии, обмерные чертежи (в общем, на архитектуру). При таком подходе можно считать в памятнике главным восстанавливаемый облик, образ. А в случае с Кольским собором – национальное «чудо», «сокровище». Об истории, реконструкции и символике Собора Воскресения Христова города Колы подробно и увлекательно рассказал в своей книге «Тройное солнце Лапландии» Геннадий Мокеев, автор идеи воссоздания Кольского собора, академик Академии архитектурного наследия.
Заполярный символ Руси-России целесообразно воссоздать в городе Мурманске, основанном в начале XX века возле Колы для приема глубоководных океанских кораблей, — в той же губе-заливе, но ближе к океану. Воссоздать с той же функцией: представлять всему свету шедевр русского деревянного зодчества, Русской цивилизации – и духовно окормлять воинов-североморцев. Эту идею поддерживают Союз архитекторов России, Академия архитектурного наследия (ААН), Российская академия художеств, академия народного искусства России, Международная Славянская академия науки, образования, культуры и искусств.
Нам сообщили, что готов уже и практический проект воссоздания фундаментальной части этого национального сокровища России, хотя предстоит еще большая работа по восстановлению из дерева всех 25 глав этого дива деревянного русского зодчества.
Надеемся на поддержку Русской Православной Церкви, Министерства обороны России и других государственных органов Российской Федерации. Надеемся, что откликнется общественность страны, и можно будет собрать необходимые средства (как это было с возведением в Москве памятника святому благоверному князю Владимиру – Крестителю Руси).
В.Г. Верстаков, Л.Г. Баранова-Гонченко, В.М. Гуминский, А.В. Фоменко, С.И. Котькало, Н.И. Дорошенко, А.Ю. Сегень, В.М. Свининников (Москва), Б.А. Орлов, Н.М. Коняев (Санкт-Петербург), В.Н. Носков (Курган), С.А. Бережной, В.Е. Молчанов (Белгород), Н.И. Гребнев (Курск), Н.П. Гаврилов (Минск), А.В. Кирилин (Барнаул), Н.А. Александров (Новосибирск), В.Н. Хайрюзов (Иркутск), С.П. Иванов (Воронеж), А.В. Новосельцев (Елец) и мн.др.В.Н. Ганичев, Ю.М. Лощиц, М.М. Годенко, М.И. Ножкин, Ст.Ю. Куняев, В.Н. Крупин, С.П. Куличкин, В.В. Шигин (Москва), В.И. Лихоносов (Краснодар), В.Ф. Потанин (Курган) и мн.др.http://www.voskres.ru/idea/sp12.htm