(Окончание)Что касается современной крестьянской жизни в России, то я бы все-таки не стал рисовать её беспросветно черными красками. За последние годы в отечественном сельском хозяйстве произошли такие огромные позитивные перемены, которых не было, я считаю, вообще в истории нашей страны. У нас много любителей покритиковать, но нужно объективно посмотреть на то, что сделано. За счет системной государственной поддержки аграриев Россия не только в высокой степени обеспечила свою продовольственную безопасность, чего была лишена долгое время, но и серьезно нарастила свои экспортные возможности. К настоящему времени российские сельхозпроизводители перевыполнили показатели Доктрины продовольственной безопасности по зерну, сахару, маслу растительному, картофелю, по мясу и мясопродуктам. И одновременно добились мирового лидерства по экспорту пшеницы. И это только начало, я уверен.
У российского села колоссальный продовольственный потенциал, в том числе экспортный, который ничуть не ниже, чем отечественный экспортный потенциал нефти и газа. Сегодня на обрабатываемой пашне Россия способна кормить не менее 200 млн человек. А если ввести в оборот дополнительно еще 40 млн гектаров, которые не используются и находятся в своеобразном резерве, то страна может обеспечивать продовольствием не менее 300 млн человек – 150 млн своих граждан и 150 млн человек за пределами России. Это позволит получить дополнительно в бюджет страны 300 млрд долларов, что сопоставимо с выручкой от продаж за рубеж нефти и газа. Таким образом, у нас есть все экономические резоны к дальнейшему развитию сельского хозяйства, формированию полнокровного российского села. И в то же время для возрождения сельской жизни у нас есть не менее значимые основания цивилизационного характера. Мы должны помнить, что именно село хранит наш национальный и культурный код, нашу ментальность, духовно-нравственную систему координат. И если мы хотим, чтобы наша страна стала действительно процветающим, экономически мощным, конкурентоспособным государством, если мы хотим сберечь национальную и культурную идентичность, отстоять свой цивилизационный суверенитет, геополитическую независимость, мы должны и дальше всемерно развивать сельское хозяйство, строить полноценную сельскую жизнь.
Вопрос, как, каким способом закрепить людей на селе, чтобы они не уезжали в поисках лучшей доли в города? Как привлечь на село молодежь? Ответ есть: предоставить людям возможность достойной, качественной жизни в сельской местности. В первую очередь дать гражданам землю в хозяйственное пользование. В минувшем году в России стартовал прекрасный проект «Дальневосточный гектар». Уверен, что этот опыт нужно растиражировать на территории всей нашей страны, чтобы трудолюбивые, самостоятельные, ответственные люди получили, наконец, доступ к земле. Добавлю, что скоро заработает проект «Белгородский гектар».
В целом же России нужна грамотная, хорошо продуманная расселенческая политика, а именно равномерное распределение граждан страны на российских просторах. Нужно признать, что в последние годы расселение в стране приобрело уродливые формы и является угрозой сохранения территориальной целостности России.
Далее, гражданам, живущим в сельской местности или желающим переехать в село, нужны качественные жилищные условия. В этой связи необходимы программы и проекты развития индивидуального жилищного строительства. Они решают сразу несколько важнейших задач: обеспечивают граждан комфортным жильем, снимают коммунальные проблемы, которые есть у многоквартирных домов, способствуют улучшению демографии, росту экономики и укреплению социальной стабильности.
Такие программы успешно действуют в нашей области. Они предусматривают целый комплекс мер содействия индивидуальным застройщикам: предоставление земельных участков на льготных условиях, но с четкими условиями возведения дома в течение 5-7 лет и с запретом продажи в течение 10 лет, финансово-кредитную поддержку с минимальной процентной ставкой, опережающее инженерное обустройство микрорайонов массовой жилищной застройки, строительство автомобильных дорог. Благодаря реализации этих мер к настоящему времени 62% жилья в регионе – это частные дома, хотя еще 15 лет назад соотношение было 50/50.
Считаю, что с помощью программ содействия ИЖС при условии ежегодного ввода в эксплуатацию в стране не менее 1 млн усадебных домов (это 130-150 млн квадратных метров жилья) за 10 лет четверть россиян можно переселить в собственные дома.
Следующее, важно повышать доходность селян, чтобы заработные платы, доходы сельских жителей были бы такие же, как в городах, и даже выше. Нужно продолжать и усиливать поддержку надежного союзника государства в деле развития сельского хозяйства – российского фермера, развивать новые экономические модели, укреплять кооперационные связи крупного, среднего и малого сельскохозяйственного бизнеса.
И конечно, необходимо масштабное социальное обустройство сельских территорий. Деятельность по социальному развитию села в масштабах страны ведется, работает целый ряд федеральных программ. И эту работу, нужно, я полагаю, наращивать. В селах нужно создать полноценный социальный кластер: детские сады, школы, учреждения здравоохранения, культуры, спорта, доступ к интернету. Жизненные условия в сельской местности не должны ни в чем уступать городским. Вот те меры, с помощью которых, на мой взгляд, можно создать современное, полнокровное, крепкое, молодое российское село, основу продовольственной безопасности, экономического роста, целостности и процветания России.
– 2017 год – знаковый год в историческом отношении. Это год 100-летия февральской и октябрьской революций. В нашем XXI веке с каждым днем, с развитием прогресса жизнь усложняется, общество становится более прозрачным, возрастают требования. Это мы наблюдали в преддверии прошлой избирательной кампании. Сначала все вдруг забурлило, закипело, народ с разных сторон повалил на площади, а потом вдруг все вошло в свои берега и замерло. События на Украине, последующие санкции снова зашевелили нашу обыденность. Мы увидели, что не все у нас однозначно. Народ снова стал выходить с претензиями к власти, и по большей части не безосновательно. Но не чревато ли все это новыми революционными «брожениями»? – Уверен, что большинство граждан нашей страны – здравомыслящие люди, которые ценят мир, стабильность, благополучие. Многие, особенно старшие и средние поколения, хорошо знают историю нашей страны. А кто ее не знает или забыл, в год 100-летия февральской и октябрьской революций неплохо было бы подучить. В начале века просвещенная часть российского общества – дворянство и интеллигенция – жаждала революции, буквально бредила ей, видела в ней спасение страны. Однако мечта на деле в 1917 году оказалась бедой. В очерке «Революция и интеллигенция» Розанов хорошо написал: «С удовольствием посидев на спектакле Революции, интеллигенция собралась было в гардероб за шубами да по домам, но шубы их раскрали, а дома сожгли».
Февральская революция и октябрьский переворот открыли в стране страшное время. Понесенные человеческие, интеллектуальные, культурные, нравственные, духовные потери наша страна ощущает до сих пор. Мы должны помнить, что произошло 100 лет назад, к каким последствиям это привело, чтобы никогда не допустить подобного в будущем. Не обвинять, не искать виновных, «отказаться от гражданской войны воспоминаний», как сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Но помнить горькие уроки: игры с революционным огнем опасны. Пожар революции очень сложно потушить. А.С. Пушкин прекрасно сказал по этому поводу: «Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный».
Уроки 100-летней давности нужно усвоить и обществу, и власти. Революция – это следствие нарушения культуры общения между властью и обществом, доведенное до критического состояния. В этой связи власть должна слушать и слышать людей. Какой сегодня ключевой запрос российского общества? Запрос на справедливость во всех сферах общественно-экономического поля. Люди хотят достойного уровня жизни, нормальных жилищных условий, получения доступных и качественных образовательных, медицинских, культурных благ вне зависимости от места проживания. Они хотят быть защищенными от преступных посягательств, хотят равенства всех перед законом. Всемерное утверждение принципов справедливости – это важнейшая задача для современной власти. При принятии любого решения власть должна постоянно отвечать на вопрос, установит ли данное решение порядок, согласие, справедливость в обществе или, наоборот, будет способствовать социальному напряжению? Вот этим вопросом все мы должны постоянно руководствоваться.
Важно не допускать накопления в обществе энергии угнетения, агрессии, ненависти, гнева, которая в переизбытке обязательно даст социальный взрыв. Важно формировать общественную атмосферу созидания, консолидации, социальной гармонии, взаимопонимания и уважения, любви и добра. И это лучшее лекарство от всех революций.
– Евгений Степанович, судя по Вашим делам, Вы человек верующий. Вы знаете практически всех священников из приходов Белгородской митрополии поименно. Это вполне понятно, потому что именно в период Вашего губернаторства были построены большинство церквей, и, как я знаю, храмов стало даже больше, чем в дореволюционный период. Со стороны кажется, что в Белгородской области духовная и политическая власти достигли симфонии во взаимоотношениях. Как Вам это удается? Задачи ведь порой стоят перед вами взаимоисключающие друг друга.– Позвольте не согласиться с Вами в том, что у современной власти и церкви взаимоисключающие задачи. Задачи у нас как раз общие: благополучие и благоденствие простых людей, их физическое и духовно-нравственное здоровье, крепость и умножение российских, белгородских семей, мощь и процветание православного Белогорья и нашего Отечества, России. Решение этих задач во благо белгородцев, во благо Отчизны и есть то общее дело, которое уже более четверти века скрепляет региональную власть и Русскую Православную Церковь в тесный дружественный союз.
Что касается симфонии, о которой Вы говорите, то это идеальная модель взаимодействия власти и церкви, которую пытались построить лучшие умы Византии и которая на протяжении веков остается недостижимой высокой мечтой. В этой связи оценивать сотрудничество белгородской власти и церкви как симфонию было бы, наверное, преувеличением. Но такая форма соработничества, основанная на дружбе, ответственности и одновременно на независимости друг от друга власти и церкви, нам очень близка, служит для нас примером и ориентиром взаимоотношений.
Рад отметить, что обоюдное стремление Правительства Белгородской области и Белгородской митрополии к симфонии, к гармоничному сотрудничеству оказалось очень плодотворным. За 25 лет мы сумели воссоздать полноценное духовно-культурное пространство, разрушенное за десятилетия богоборчества. Если в августе 1995 года на территории области насчитывалось только 148 православных храмов, то в настоящее время их 388. То есть мы увеличили количество храмовых объектов более чем в 2,5 раза.
Общим достижением власти и церкви, без сомнения, является система духовно-нравственного образования и воспитания населения, в первую очередь молодежи. В регионе работают духовно-просветительские центры и воскресные школы. С 2006 года в общеобразовательных учреждениях области со 2 по 11 классы ведется изучение предмета «Православная культура». Действуют 5 православных детских садов, 2 православные гимназии в Белгороде и Старом Осколе, духовная семинария с миссионерской направленностью.
Возрожденная и обогащенная духовно-культурная среда оказывает благотворное влияние на сердца, умы и дела белгородцев. Так, вместе со столичным регионом и территориями Северного Кавказа наша область входит в число субъектов Российской Федерации с самым низким уровнем подростковой преступности. В 2015 году Белгородчина получила Гран-при Всероссийского социального конкурса «Область добра». А по итогам 2016 года в рейтинге духовно-нравственного состояния заняла первое место в ЦФО и 6 место в масштабах страны.
Заметно улучшается демографическая ситуация в регионе. Только за минувшие пять лет число детей, рожденных вторыми в белгородских семьях, возросло на 8%. Количество многодетных семей и число детей в них увеличилось на 40%. Безусловной духовно-нравственной победой считаю тот факт, что число решений, принятых белгородскими женщинами в пользу сохранения новой, зарождающейся жизни, за пять лет увеличилось почти на 40% и превысило 4 тысячи. И что не менее важно, число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является у нас одним из самых низких в России.
Здоровая духовная среда находит отражение во всей социально-экономической жизни Белгородчины. Имея крепкую духовную опору – Православие, за четверть века область обрела производственную силу, социальное благополучие, заметно улучшила качество жизни людей. И впредь духовная составляющая будет находиться в основе всех действий и начинаний. В духовности – непобедимая сила нашего народа, нашей великой России.
* Специально для журнала «Роман-журнал XXI век».В.Н. Ганичев, председатель Союза писателей Россииhttp://www.voskres.ru/interview/ganichev14.htm