Стоит ли в российских вузах преподавать тему Холокоста?Опьяняющая ложьВ начале апреля 2017 года в воронежском Центре военно-патриотического воспитания «Музей-диорама» открылась выставка, получившая широкое освещение в СМИ. На сайте музея о ней сказано коротко: «4 апреля состоялось открытие выставки «Холокост: уничтожение, освобождение, спасение» с участием представителей еврейской общины и научных сотрудников Регионального центра устной истории г. Воронежа, активов школьных музеев. Выставку открыл руководитель управления культуры городского округа город Воронеж А.В. Харитонов. Затем выступили профессор Б.Я. Табачников, раввин Леви… После заведующий архивным делом научно-просветительского центра «Холокост» (Москва) Л.А. Терушкин провёл экскурсию по выставке. Экспозиция Центра «Холокост» дополнена материалами «Холокост в судьбах граждан Воронежа». Казалось бы, выставка как выставка. Но некоторые из присутствующих, особенно из тех, кто не имеет отношение к указанной общине, уже на ее открытии почувствовали не то что дискомфорт, а некоторую неловкость. И не только потому, что на открытии выставки вдруг явно не по теме заиграли знаменитую песню Александра Галича «Когда я вернусь». Но, к примеру, два стенда на выставке были обозначены так: «Холокост на территории СССР» и «Холокост на территории РСФСР». И только мелким уже шрифтом на первом из них следовало: «Именно на оккупированной территории СССР началось тотальное убийство евреев, включая женщин, стариков и детей, в том числе полукровок. Почти половина всех жертв Холокоста – не менее 2 миллионов 600 тысяч чел. – были советскими гражданами».
Русский, советский, да и православный человек привык к тому, что страшная война 1941-1945 годов была всеобщим подвигом всех народов бывшего Советского Союза. И явилась такой же общей страшной трагедией, страшным бедствием для всех советских граждан независимо от национальности. Но вдруг оказывается, что среди пострадавших есть более всех пострадавшие, которые как бы свою племенную боль выставляют сильно напоказ и отделяют ее от всенародной, советской.
Цель выставки еще более раскрывается в отчете Татьяны Ткачевой в (Воронеж) в «Российской газете – Неделе. – Центральная Россия» в №7245 (79). (Не исключено, что автора сильно редактировали. Материалы, которые прошли во многих изданиях наверняка были оплачены организаторами выставки как рекламные.) Заголовок в «РГ» уже несколько напрягает: «Воронежцы узнали, зачем в Центральной России жгли людей».
«Палачи и праведники с оккупированных территорий России предстали перед гостями выставки "Холокост: уничтожение, освобождение, спасение", открытой в Воронеже в музее-диораме. В прошлом году ее демонстрировали в Госдуме и нескольких городах страны.
Уникальные фотографии, документы и рисунки отобрали в 15 архивах, музеях и личных коллекциях РФ, Великобритании, Израиля, Франции и Украины. На снимках – места зверств в Брянской, Калужской, Тверской и Смоленской области, в Ростове и на Кавказе. На пожелтевших листках – свидетельства очевидцев. Евреев казнили как эсэсовцы, так и земляки. Но потомки тех, кто выжил, предпочитают помнить поименно не предателей, а спасителей». Так незаметно смещаются акценты, что за Холокост в центральной России несут ответственность и некие «земляки».
«Специально для выставки, – пишет Ткачева, – воронежский общинный центр "Бейт Мишпаха – Дом семьи" обобщил сведения о расстрелах местных евреев. Многим известна казнь 452 горожан в Песчаном логу (среди них были люди разных национальностей) и больных из военного госпиталя на улице 20-летия Октября (вместе с ними погибла врач Ревекка Мухина). Меньше знают о том, что некоторые еврейские семьи были расстреляны прямо у себя дома. О такой гибели супругов Иоффе повествуют письма соседей – их копии есть на одном из стендов. Тесно связана с Воронежем и трагедия венгерских евреев. До 1944 года они воевали на стороне Германии в составе трудовых батальонов и массово гибли. На мемориальном военном кладбище в Рудкино у этих евреев есть свой уголок».
Таким образом, к жертвам Холокоста причислены даже те, кто пусть и не по своей воле был на стороне палачей.
И все бы ничего, но в своем обособлении памяти о военном горе, организаторы таких мероприятий идут еще дальше. Леонид Терушкин, заведующий архивным отделом НПЦ "Холокост" уже заявил, что «Центр "Холокост" работает над проектом "Страницы судеб" – что-то вроде "Бессмертного полка", но о тех, кто освобождал узников нацизма». Таким образом, и среди победителей будет отдельная рота или батальон, заслуживающая особого внимания со стороны евреев.
Для русского, православного сознания такой подход, конечно, кажется странным. Это как если бы всей семьей пошли на кладбище и к одним могилам своих родственников подошли, помянули, а к другим нет.
И все бы ничего, если бы дело ограничилось выставкой. Но в Воронежском Государственном Аграрном университет им. Петра Первого прошел «Круглый стол по изучению и преподаванию темы Холокоста и смежных тем, связанных с историей Великой Отечественной войны». А Воронежский институт высоких технологий провел семинар "Проблема Холокоста в науке и образовании" для учителей истории и обществознания, заместителей директоров школ по воспитательной работе г. Воронеж. Выставка "Холокост: уничтожение, освобождение, спасение в "Музее-Диораме" уже третье мероприятие по теме.
И будут еще. Потому что Холокост – это не только трагедия и память, но уже целый институт. Существует Международная школа изучения Холокоста, которая ежегодно готовит преподавателей и выдает соответствующие сертификаты. И пусть бы работа Центра ограничивалась еврейской общиной. Но при нашем уровне образования, при настойчивости учителей Холокоста, вскоре в массовом сознании вполне может закрепиться только трагедия евреев, при всей громадности и неисчислимости бедствий, которые принесла война нашей Родине. Ведь к преподавателю Холокоста не приставишь нормального российского учителя истории, который бы объяснял учащимся следующее.
По плану гитлеровской колонизации и германизации “восточного пространства” подлежали уничтожению не только славянские народы, но и другие народы, жившие на территории СССР. Наиболее жестоким было отношение к евреям, которых немцы истребляли в первую очередь, наравне с коммунистами. Варварское уничтожение мирных жителей в соответствии с гитлеровским планом “Ост” проводилось во всех республиках СССР, подвергшихся вражескому нашествию. На оккупированной немцами территории УССР было истреблено 3,256 млн. мирных жителей, РСФСР – 1,8 млн. Всего было преднамеренно истреблено мирного населения на оккупированной территории Советского Союза более 7,4 млн. чел. Из них 216 431 детей.
Из общего числа советских граждан, насильственно вывезенных на работы в Германию (5269513 чел.), после окончания войны было репатриировано на Родину 2654100 чел. Не возвратились по разным причинам и стали эмигрантами — 451100 чел. Остальные 2 164 313 чел. погибли и умерли в фашистской неволе.
Кроме погибших на принудительных работах в Германии к числу общих потерь гражданского населения следует отнести умерших и погибших мирных граждан на оккупированной врагом территории.
Так, в Ленинграде, во время блокады (с сентября 1941 по январь1943 г.) умерло от голода 641 тыс., погибло от артиллерийских обстрелов противника 17 тыс. жителей города.
Наибольшей оказалась убыль в таких городах, как Воронеж, Керчь, Новороссийск, Ростов-на-Дону, Сталинград. В Сталинграде и Воронеже, которые фашистам так и не удалось полностью захватить, отмечаются самые большие потери городского населения. В Сталинграде к моменту изгнания врага осталось всего 12,2 %, а в Воронеже — 19,8 % от предвоенной численности населения, в большинстве своем нетрудоспособная его часть. В целом Воронежская область во время войны потеряла 28% процентов населения или 963,9 тысяч человек. До войны у нас проживало почти 3, 5 млн, после войны осталось 2,5 . Больше чем Воронежская потеряли населения Ростовская (31,0%) и Сталинградская (30,1%) области.
На оккупированной территории Воронежской области были созданы тюрьмы и концентрационные лагеря, где томились и умирали тысячи людей. Практически вся захваченная территория жила в режиме концлагеря. В одном только Хохольском районе их было шесть. 3 июля 1942 года в селе Семидесятное этого района оккупантами было организовано три концлагеря, в которых содержались как военнопленные, так и гражданское население.
Одним из средств уничтожения населения оккупированных территорий Воронежской области была организация захватчиками голода. Гитлеровцы лишали население средств к существованию путём введения множества налогов и поборов. За время оккупации от голода и заразных болезней в Воронежской области погибло 198 300 человек.
За время оккупации в сельских районах Воронежской области захватчики убили и замучили 4911 мирных граждан, 6210 военнопленных. 4476 человек было угнано в Германию...
Если и говорить о страданиях советского народа в войне, то только с позиций общенародных. Говорить же о них из чисто узконациональных позиций, конечно, никто не запрещает. Но руководители государственных просветительских и учебных заведений, прежде чем давать возможность в стегах своих учреждений проповедовать племенную скорбь, должны по затронутым вопросам знать чуть больше рядового обывателя.
Сегодня Холокост превратился в своего рода религию, усомниться в истинности которой не дозволено никому. Польский исследователь Томаш Габись считает, что религия Холокоста имеет все атрибуты, которые присущи другим религиям. Она имеет свои святые места (Аушвиц), священные тексты ( дневник Анны Франк или «Au nom de tous les miens» Мартина Грея (Martin Gray), священнослужителей (Эли Визель с его проповедями)…
Российско-израильский писатель, переводчик и публицист антисионистской направленности, православный христианин Исраэль Шамир по этому поводу пишет: «Ссылаясь на холокост, Израиль и американские еврейские организации выкачали многие миллиарды долларов из европейских стран. Повсюду — от Осло в Норвегии до Маршалловых островов в Тихом Океане, растут, как поганки, музеи холокоста, сводящие с ума евреев, вбивающие им в души опьяняющую ложь о «всемирной ненависти», на которую надо ответить ненавистью и местью. Культ Холокоста — просто очередной способ сказать, что евреи всегда безвинно страдают, а гои всегда виноваты. Если вы откроете довоенные еврейские или юдофильские тексты, то увидите, что место, которое теперь отведено под Холокост, и раньше не пустовало. Его просто заполняли другие сюжеты: погромы в России, дело Дрейфуса, инквизиция, изгнание из Испании, разрушение Храма и, в значительной степени, «кровавые наветы».
Известный русский писатель Станислав Куняев написал целое исследование на обозначенную тему. Он рассказал о том, что понятие «холокост» (всесожжение) родилось несколько тысячелетий тому назад на Ближнем Востоке во времена человеческих жертвоприношений, а новую жизнь ему придали в 60-х годах прошлого века для укрепления идеологии сионизма и государства Израиль. Книга Куняева доступна в Интернете, а сказанного достаточно, чтобы, по крайней мере, задуматься и более пристально посмотреть на, казалось бы, благие инициативы некоторых национальных общин.
Святослав Иванов (г. Воронеж)http://www.voskres.ru/kolonka/sivanov2.htm