Как Витя учительницу «срезал»Новые рассказыЕсть в нашем классе ученик – Витя Баранов. С виду мальчик как мальчик, ничего примечательного: белобрысый, маленького роста. И форма его, и рюкзак, и опоздания на первый урок, когда спать особенно хочется – как у всех. Но любит он поперек других идти, и такая его вредность никому в нашем классе не нравится. Даже учителя его побаиваются и называют ласково
Витюша, как будто задабривают, чтобы он не мешал им уроки вести.
В пятом классе к нам пришла новая учительница истории. Рассказывала Ольга Юрьевна интересно, кино на уроках показывала. Всем она понравилась. Но Витя и здесь отличился. А дело было так.
Сначала на том уроке всё шло как обычно. Учительница на доске написала: «Природа и занятия жителей Древнего Египта» и начала рассказывать. О жарком климате Египта, знойной пустыне, разливах Нила, заболоченной низине реки, где живут крокодилы и бегемоты. Кто-то уже отдыхал в Египте с родителями, но таких в классе было мало, и мы все внимательно слушали и смотрели, как учительница рисует на доске мелом карту.
– Нил, ребята, берет свое начало высоко в горах Центральной Африки. Он проходит через множество порогов и впадает в Средиземное море. Это место называется дельта. – Жёлтым мелом Ольга Юрьевна потыкала по доске, изображая песок пустыни, голубым очертила извивающийся, подобно змее, Нил и зеленым нарисовала кустики в дельте реки. Потом стрелкой обозначила течение реки и приготовилась рассказывать дальше.
И тут Витя поднял руку.
– Тебе что-то непонятно? – спросила его учительница.
– Не-е, мне все понятно, – ответил Витя и хитро сощурился. – Только Нил текёт не из Центральной Африки, а из моря, как его, – он запнулся.
– Средиземного, – подсказала учительница. – Нет, Витя, это не так, садись.
Ольга Юрьевна ещё не знала про вредный Витькин характер и решила, что не он один, а мы все не поняли, откуда течёт Нил. Тогда она повторила свой рассказ, и добавила о боге Хапи, который, как думали египтяне, руководил разливами Нила. И ещё мы услышали о снаряжённых в XIX веке экспедициях на поиски истоков реки.
Тут Ольга Юрьевна взглянула на часы и нахмурилась – время урока утекало стремительно, как воды Нила. И только она собралась объяснять дальше, как вдруг, словно перископ вражеской подлодки, снова поднялась Витькина рука.
– Ты что-то хочешь спросить? – обратилась она к нему.
– Не-е, – он вытер рукавом под носом и поглядел на неё ясными, как небо Египта, и нахальными глазами, – я сказать хочу. Нил, он текёт из моря, а не наоборот.
Учительница растерянно посмотрела на него.
– Почему же ты так думаешь?
– Вода ведь не текёт вверх, вон, из крана же вниз льется. Значит и река текёт вниз, а не вверх! – довольный Витя сел на место.
Мы посмотрели на капающий кран и задумались. Получалось, что перевес на Витькиной стороне, а учительница ошиблась. Витька стал победно оглядываться. Некоторые даже захихикали, посматривая на Ольгу Юрьевну, другие их одёргивали, и вскоре шумел весь класс. Учительницу никто не слушал, зато Витька чувствовал себя героем: как же, «срезал» учительницу.
– Ребята, тише!– Ольга Юрьевна пыталась говорить сквозь смех и шум. – Есть реки, которые вытекают из озёр и морей! Но Нил несет свои воды в море! А вы знаете, ребята, что такое папирус? Что из него делают? – вдруг спросила учительница.
Кто-то вспомнил про путешествие на лодке из тростника по океану, кто-то про книги на папирусе. Шум начал стихать. Ольга Юрьевна рассказала о занятиях жителей Древнего Египта, о том, как они осушали болота и рыли каналы. В конце урока она решила узнать, как мы поняли и запомнили её рассказ.
– Кто хочет выйти к доске и показать на карте, где находятся Египет, Нил и Средиземное море? – спросила учительница.
– Я хочу! – Витька вскинул руку и подмигнул нам.
– Сейчас опять про то, как «текёт» Нил будем слушать, – шепнула Галя соседке.
Но по лицу учительницы было видно, что она Витькину хитрость разгадала.
– Нет, Витюша, – вот и Ольга Юрьевна стала Витьку ласково называть. – Ты сегодня уже достаточно говорил. Давайте кого-нибудь другого послушаем. Галя пусть идет к доске.
Галя уверенно подошла к карте, взяла указку. Еще бы, Галя всегда готова отвечать, она отличница.
– Египет находится на северо-востоке Африки, – отрапортовала она бойко и обвела кусочек пустыни. – А это Средиземное море, – указка округлила лазурную синь моря. – Вот Нил. Он течёт… – она запнулась, почему-то поглядела на капающий кран, и указка вдруг поползла вниз:
– Из Средиземного моря . – Галя удивленно смотрела на Ольгу Юрьевну, как будто искала ее поддержки. Но Ольга Юрьевна сама раскрыла рот от удивления. И в этот момент прозвенел звонок.
Куда знал дорогу Перикл Ольга Юрьевна был начинающим педагогом. А директор школы, где она работала, любил подшутить над молоденькими учительницами. Как-то раз он пришёл на перемене в кабинет истории, оглядел его, поправил шторы, пощёлкал выключателями и сообщил:
– Я посижу у вас на уроке. Какая сегодня тема?
– «Афинская рабовладельческая демократия», – слегка волнуясь, ответила Ольга Юрьевна. Заволнуешься тут, если к тебе ни с того ни с сего нагрянет директор. Но Ольгу Юрьевну застать врасплох было нелегко, она к урокам готовилась.
– На прошлом уроке мы разбирали, где находится афинский порт Пирей и как он выглядит. А сегодня будем выяснять, кто управлял Афинами, и поговорим о первом стратеге Перикле. Он так много времени уделял общественным делам, что про него говорили: «Перикл знал только одну дорогу – из дома в народное собрание».
– А вопросы вы ребятам будете задавать? – спросил директор, располагаясь в конце класса.
– Конечно, – учительница раскрыла свою тетрадь с записями.
– Тогда не говорите, что Перикл знал дорогу в собрание, а спросите ребят: «Куда знал дорогу Перикл?» – посоветовал директор, прищурившись.
Не подозревая подвоха, Ольга Юрьевна согласилась задать вопрос и начала урок. На доску она повесила учебную картину «Афинская гавань Пирей». Ученики по очереди выходили к картине, рассказывали о греческих торговых и военных кораблях, описывали порт. Отвечали ребята хорошо, учительница хвалила, улыбалась и с довольным видом ставила «пятерки». Казалось, никаких неожиданностей не предвидится. Она написала на доске название новой темы и начала свой рассказ:
– В то время, когда ассирийские войска захватывали Вавилон и Египет, а в Китае жил мудрец Конфуций, жители маленьких греческих государств плыли по морям на своих лёгких кораблях в поисках новых земель. Как давно это было, прошло более двух с половиной тысяч лет! Но иногда кажется – чуть прищурь глаза, и разглядишь в яркой синеве Эгейского моря «глазастые» греческие корабли. Протяни руку – и почувствуешь тепло нагретых солнцем камней Афинского акрополя.
Ольга Юрьевна никогда не была в Греции. Но рассказывала о ней так вдохновенно, как будто ездила туда каждый год. Ребята слушали, затаив дыхание. А Галя даже закрывала глаза, силясь представить глазастые греческие корабли.
– Посмотрите, как просты и прекрасны греческие храмы, как изящны и стройны статуи, – Ольга Юрьевна показала на фотографии. Ребята как по команде повернули головы в ту сторону. И даже солнечный луч из любопытства пробился сквозь тучи и проложил к ним дорожку. Данила, который сидел ближе всех к доске с фотографиями, протянул руку и украдкой потрогал: а вдруг и правда, камни тёплые?
Ольга Юрьевна продолжала:
– Греки придумали театр и Олимпийские игры, из Греции пришли к нам наши имена. Греческого происхождения и слово «демократия», которое я написала на доске – оно переводится, как «власть демоса».
Ольга Юрьевна рассказала о народном собрании в Афинах и плавно перешла к Периклу.
– Про Перикла в Афинах говорили, что он знал только одну дорогу. Как вы думаете, ребята, куда вела эта дорога? – В классе вырос, как говорят учителя, лес рук. Не дожидаясь команды, ребята дружно грянули:
– В порт Пирей!
Учительница растерянно поcмотрела на директора.
А тот улыбался своей удавшейся шутке. В отличие от начинающей учительницы он хорошо знал, в ученических головах крепко сидит правило: после того – значит вследствие того. И потому предвидел, что после обстоятельного разговора про порт Пирей и вдохновенного рассказа о греческих кораблях дорога Периклу будет только одна – в афинскую гавань.
Лопай, что дают Галя не любила кашу. Ещё она не любила творог, молоко, простоквашу, рыбу, варёный лук в супе, сам суп и много чего другого. Бабушка с ног сбивалась, стараясь накормить Галю.
Стряпать бабушка умела и любила. Пироги с визигой, капустой и рисом, пельмени с рыбой и вареники с творогом, кулебяки и беляши, тоненько нашинкованная квашеная капуста и хрустящие огурцы собственного посола, маринованные грибы и компоты в банках не переводились в их доме и радовали семью и гостей. Но только не Галю.
– Что бы такого съесть? – вопрошала она, вернувшись из школы и в задумчивости оглядывая буфет.
– Да вот разве лапши куриной тарелочку? – предлагала ей бабушка, уже накрывая на стол.
Магазинную лапшу она не признавала и тесто для неё всегда замешивала сама. Нарезанная длинными полосками, лапша сушилась на пергаментной бумаге наверху буфета, а затем ссыпалась в коробку и ожидала своего часа. Никакой другой лапши Галя не пробовала, искренне полагая, что другой и не существует.
– Что-то не хочется, – заводила она свою любимую песню.
– Может быть, блинчиков с мясом? И со сметанкой? – бабушка приоткрывала крышку кастрюльки, где на боку лежали рядком пухлые, в меру поджаренные блинчики и струили такой нежный аромат, которым никогда не могли похвастаться их магазинные собратья. – Только испекла, попробуй.
Всё ею приготовленное было не только вкусно, но и восхитительно красиво. Вылепленные пельмени имели на боку аккуратный шов «веревочкой», котлеты возвышались ровной, чуть рыхлой горкой, оладьи были пышными, ноздреватые блины – с ровными краями, а прямые столбики куличей сияли сахарной белизной глазури.
Галя принюхивалась к блинчикам и капризно вытягивала губки:
– С мясом не хочу. Хочу с творогом, но чтобы творог в них не чувствовался.
-Ну, погоди, – ворчала бабушка, затевая новую стряпню по Галиному хотению. – Вот клюнет тебя жареный петух, узнаешь.
И петух не замедлил клюнуть.
Осенью весь шестой класс отправился в поход. И Галя вместе с классом. Вечером, после первого дневного перехода ребята набрали хворосту для костра, поставили палатки и, умывшись на речке, в радостном ожидании выстроились с мисками к двум большим котлам, в которых дымились каша и чай. Весь день Галя походной еды не ела – обходилась конфетами и печеньем из своего рюкзака. Но к вечеру припасы закончились, и Галя пришла к костру.
Когда подошла Галина очередь, дежурные плюхнули в миску два половника разваренной гречневой каши.
– А молоко где? – поинтересовалась она.
– Дома, – последовал неожиданный ответ. – У нас корова не подоилась.
Есть гречку, да ещё без масла и молока? – ну нет!
– Людмила Георгиевна,– Галя подошла к классной, которая уже постукивала своей ложкой по дну миски. – А другую еду можно сварить?
– Другая будет завтра утром. – Она посмотрела на Галину непочатую порцию. – А почему ты кашу не ешь?
– Я кашу не люблю, – ответила Галя и поставила миску на траву.
– Ты «Жалобную книгу» Чехова помнишь? – учительница весело подмигнула: «Лопай, что дают».
Пока Галя раздумывала, чем бы заменить ненавистную гречку, подул легкий ветерок, и засохшие хвоинки с сосны обильно украсили миску, опрометчиво оставленную под деревом. Между тем другой еды ей никто не предлагал. Никто не уговаривал и не обращал на неё внимания. Кто-то из ребят уже доедал кашу, другие потянулись к котлу за добавкой, третьи, погромыхивая кружками, наливали себе сладкий чай.
«Так всё и съедят, про меня никто не вспомнит». Она представила свою смерть от истощения, всхлипнула и опустила ложку в кашу. Почему-то вспомнились ей сейчас не бабушкины разносолы, а тот самый жареный петух. На удивление, каша оказалась вкусной, и, не обращая внимания на густо сдобрившие её хвоинки, Галя незаметно, ложка за ложкой, быстро уплела свою порцию.
С тех пор гречка стала её любимой кашей. А бабушка не могла нарадоваться на аппетит своей внучки.
Когда же в походе или в школьной столовой, раздавая тарелки, Галя слышала, что кто-то не любит кашу или суп, она голосом классной спрашивала:
– Ты «Жалобную книгу» Чехова читал? – Лопай, что дают.
Наталья Петроваhttp://www.voskres.ru/school/petrova14.htm