Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
Сообщений: 106499
Вероисповедание: православный христианин
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
|
|
« : 07 Мая 2008, 14:03:26 » |
|
Игорь Друзь
Третий раунд русской смуты
Как известно из апофатического богословия, Бог неизменен. Поэтому и святые – люди, пребывающие в синергии с Творцом, тоже приобретают, хотя, разумеется, только в сравнительно небольшом размере, такие качества. Так, святые зачастую и на костре, с улыбкой благословляли своих мучителей, как привыкли делать это всегда в нормальной обстановке. Духовные и даже физические качества их часто оставались неизменными в любых условиях. Нередко их организм выдерживал неслыханные испытания морозом, жаром, голодом и жаждой, при этом он не менялся, оставался вполне дееспособным. И, наоборот, в синергии с бесами, представляющими собой извращение Абсолютного Добра, человек подвергается постоянным изменениям, быстро разрушается духовно и телесно. Ведь бесы постоянно меняют личину, деградируют, еще больше падают и удаляются от Бога – Источника Жизни. Думается, этот принцип вполне применим и к истории народов, организаций, государств. К тому же, как сказал св. Гамалиил: "Если это предприятие и дело от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы Вам не оказаться богопротивными (Деян. 5, 34, 38 и 39). Эти слова, хотя и сказаны конкретно о Церкви, явно носят вполне универсальный характер. Любое человеческое начинание может иметь хорошие плоды, быть долговечным, только если оно от Бога, а не от людской гордыни. Религия, которая являлась идейной основой Византии, появилась в виде откровения, а не была изобретена пиарщиками. Это позволило ей пройти сквозь океаны времени. Коммунистическая идеология, изобретенная философами, не дала СССР просуществовать столь долгий период. Государство, не находящееся в синергии с Богом, рискует быстро впасть в синергию с Его и нашим противником. И потому начать быстрое падение по его примеру.
Если мы сравним наше время со временами даже не столь уж отдаленными, то увидим, что больше всего древние и не очень люди старались победить время. Спасти свою душу для вечности, продолжить существование своего рода подольше, как можно дольше хранить и укреплять свое царство – вот задачи, которые наши предки считали наиважнейшими. Изобретение новых бытовых удобств и покорение пространств было у них на втором плане. Они, вопреки плебейским предрассудкам нашего пошлого времени, были совсем не глупее нас, они просто были ДРУГИМИ. В этом их главное отличие от современности, ведь мы более всего, увы, пытаемся накопить материальные ресурсы, слишком стремимся к комфорту, стараемся победить пространство с помощью технических приспособлений. Не зря европейские культурологи отмечают, что со времен Возрождения вертикальные линии средневековых соборов сменились на горизонтальные линии барокко, порыв в Небо сменился на горизонтальные линии маршрутов мореплавателей и первопроходцев времен Эпохи Великих Географических Открытий. Русь тоже была захвачены этим богоборческим порывом со времен Петра, и, особенно, со времен Февральской революции. Либералы часто любят приводить "железный" аргумент: все империи рано или поздно рушатся. Но империи рушатся скорее поздно, чем рано. Так, Византийская империя просуществовала более 1100 лет, во много раз больше любой известной нам республики. И то, если не принимать внимание ее происхождение от Римской, тогда ее возраст еще древнее. Выдающийся историк Г.Г.Литаврин, всю жизнь изучавший Византию, сказал: "Теперь я склонен больше интересоваться вопросом не о том, почему империя погибла, а о том, где она черпала силы, чтобы в течение тысячелетия противостоять обстоятельствам, находясь почти непрерывно в экстремальных условиях". Конечно, мне могут возразить, что были и нехристианские империи, но тоже весьма долговечные. На это ответим коротко, насколько позволяет объем статьи. Думается, каждая империя была долговечной настолько, насколько ее главенствующая религия несла в себе этические ценности, приближенные, или, по крайней мере, не слишком удаленные, от христианских. Ведь все религии произошли из одной Истинной Веры, просто удалились от нее больше, или меньше. И чем дальше удалились, тем короче срок их существования, тем больше они теряют важнейшее для государства качество – неизменность. Недаром, например, китайский народ, для которого слово "перемены" было ругательным, с его конфуцианской моралью, довольно схожей с христианской, сумел породить самые долговечные формы государственности на Дальнем Востоке языческой Азии. Хотя и они, кстати сказать, были куда менее долговечны, чем византийские. Ведь каждые лет 250-300 там насильственно менялась правящая династия, страна разваливалась, потом снова собиралась, но нередко при этом менялась религия, быт, даже государственный язык. Поэтому древний китайский легист Мао Цзы даже ввел термин – "Мандат Неба". По его мнению, каждая императорская династия получает у Неба разрешение править Поднебесной, но если ее непотребства, или грехи, как бы мы сказали, превышают меру терпения богов, то они дают "ярлык на царство" главе восставших крестьян, или, допустим, вождю варваров, который сметал старого императора. Источник легитимности нового императора – победа, невозможная без Мандата Небес. Посему мы не можем говорить о многотысячелетней Поднебесной империи, хотя и можем говорить об очень древней китайской культуре – некоторым иероглифам уже около 5 000 лет. В Византии смена династий не несла таких грандиозных последствий, все равно, даже при плохих императорах, так или иначе, Православие оставалось смыслообразующим фактором ее существования. Но, заметим еще раз, конфуцианская этика во многом близка к христианской. Там тоже прославляется самопожертвование, любовь к ближнему, законопослушность, коллективизм. Китай так и не был полностью подчинен европейцами, хоть и натерпелся от них сполна. Одни опиумные войны чего стоят.
Не так было в древнеамериканских цивилизациях майя, инков, и, особенно, ацтеков. Там на государственном уровне процветали сатанинские культы с массовыми человеческими жертвоприношениями, ритуальным блудом и извращениями, неприкрытым насилием правящей касты над народом. Эти цивилизации при столкновении с европейцами, исповедующими Христа, хоть и еретиками-католиками, рухнули как карточный домик. И дело тут вовсе не только, и не столько в превосходстве европейской военной технологии; индейцы могли бы просто задавить завоевателей массой – но не было на то Божьей воли. Да и с чисто прикладной точки зрения: всегда побеждает армия мучеников, а не армия убийц. Европейцы были сплочены, готовы жертвовать не только туземцами, но и собой. Каждый из них мог действовать автономно. Им противостояли цивилизации, державшиеся на страхе и насилии, напоминавшие муравейники, в которых при потере царицы-матки наступает всеобщий коллапс. С другой стороны, исламские государства, где подобная мерзость обычно подавлялась, нередко успешно и очень долго сопротивлялись европейцам. Да и будучи завоеванными, эти народы в конце концов освободились, в основном сохранив свои главные цивилизационные принципы.
Однако и европейские государства не оставались стабильными. Как нам опять же известно из богословия, свойство любого раскола – его постоянный распад на новые расколы. Сначала они отпали от Церкви. Потом и сам католицизм начал дробится. Ну, а поскольку в средневековой Европе именно религия определяла государственные формы, то развитие протестантизма полностью изменило лицо Запада. Потом, уже из протестантизма, возник современный секулярный гуманизм. Заметим, что с каждым витком апостасии быстрота изменчивости государственных форм, экономики, быта, нарастала, словно шар, падающий в бездну набирал ускорение. Основные витки апостасии следующие: отпадение католицизма от Вселенской Церкви, затем появление протестантизма, затем – утверждение его выродившихся либеральных и постлиберальных форм. Каждый виток часто сопровождался страшными войнами и революциями. Конечно, это грубая схема, не отражающая многих промежуточных этапов: появления, к примеру, духовных предтеч протестантизма – сект различного направления, общих в одном – неприятии католической церкви, в то время сохранившей еще многое от Православия, и следующих за ними всевозможных альбигойских, гусистких, и других войн. Появление изуверских сект вызвало жесткий, хотя, быть может, и необходимый в тех условиях ответ Рима: инквизицию. Эти, как сказали бы теперь тоталитарные секты, носили крайне антидуховный и асоциальный характер. Православие не нуждалось в таком институте, потому что в Византии, или Русской империи не возникали столь массовые еретические течения, ставшие, очевидно, закономерной реакцией на отпадение Запада от Церкви. Та же ересь жидовствующих по своему размаху и в подметки не годилась, например, массовым сектантским движениям в Лангедоке в 12-13 в., в конце – концов вызвавших т.н. "альбигойские войны", отнявшие жизни примерно миллиона человек. И это при том, что во всей Франции тогда жило никак не более 6-7 миллионов. Или взять гуситские войны, когда армии еретиков опустошили значительную часть Европы. Заметим к слову, что перед каждым новым витком апостасии нарастали апокалиптические настроения в народе. Так что массовые Ожидания конца света обычно совсем не беспочвенны. Просто вместо главного антихриста в мир приходили антихристы мелкие, его предтечи. Но при этом полностью менялся уклад жизни, дьявольские учения завоевывали новые позиции в обществе. Европейские политические режимы становились все более недолговечными с каждым новым этапом отпадения от веры. Франция, отказавшаяся во время революции, незаслуженно названной "великой", от освященной религией монархии – классический пример. Она за последние чуть более 200 лет пережила уже две империи, три реставрации и пять республик, да еще и коллаборационистское правительство Виши. Там поменялось десятка 2 конституций. Ныне, вступив в ЕС, она постепенно растворяется в нем как государство, хотя ее верхушка, конечно, играет там немалую роль, составив собой значительную часть истеблишмента этой новой европейской империи. Постоянные смены режимов наблюдались и в других крупных европейских странах – в Германии, Испании, Италии.
В каждом из краткосрочных государственных образований появляются свои калифы на час; обыватели же, довольные стабильностью и порядком думали: "Вот оно счастье, нет его слаще!" Местечковые польские политики – могли ли они предположить в 20-е годы, что их т.н. "Второй Речи Посполитой" (Молотов назвал ее более метко – уродливое детище Версальского договора) суждено просуществовать всего два десятка лет. Тогда как первая, настоящая Речь Посполитая – в период расцвета мощная католическая империя, построенная на религиозных принципах и королевской, хотя и выборной власти, просуществовала 226 лет. В начале же 90-х годов поляки в массе своей думали, что с падением коммунистического режима укрепится их национальное государство. А оно де-факто уже поглощено ЕС и НАТО. И вихрь изменений ускоряется с дальнейшей потерей обществом своих религиозных корней.
(Продолжение следует)
|