Русская беседа
 
23 Ноября 2024, 08:08:48  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Фёдор Абрамов. Писательская энциклопедия. Из старого блокнота  (Прочитано 2332 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106498

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 17 Июля 2017, 07:32:50 »

Фёдор Абрамов. Писательская энциклопедия.

Из старого блокнота



Свои люди, Пряслины

– Принесли мне книгу. «Пряслины» Фёдора Абрамова. Вечером раскрыл, так всю ночь и не смог оторваться. Поверишь – читал и плакал. После шолоховского «Тихого Дона» такой честной книги в современной литературе мне видеть не довелось...

Говорил это мой давний знакомый, к читательским привязанностям которого стоит прислушиваться. Уже хотя бы потому, что человек он в возрасте, а за плечами война, годы председательствования в колхозе, учительской работы.

Впрочем, за книги Абрамова сегодня никого агитировать не нужно. Они не пылятся на библиотечных, магазинных полках. Имя писателя известно широко. В прошедшем 1975 году Фёдор Александрович был удостоен звания лауреата Государственной премии СССР.

Творчество каждого художника в большинстве случаев крепкой нитью сшито с той землей, с теми людьми, где родился и рос человек. Так и у Фёдора Александровича Абрамова. Его родина – деревня в Архангельской области. Пишет о сельском Севере нашей страны. Но в том-то и сила настоящего художественного слова: хроника рождённого под пером писателя села Пекашино вылилась в до боли трогающий душу рассказ о судьбе нынешней нашей деревни.

Первый роман «Братья и сёстры» появился в печати в 1958 году. Всем сразу стало ясно: в литературу пришел большой писатель.

Начало таким бывает редко.

Всё дело в том, что первая книга была написана человеком в общем-то зрелым. Год рождения – 1920. Пройдены фронты Великой Отечественной, раны на теле, на душе тяжёлой памятью – война. О ней напоминают выстроившиеся в ряд на парадном костюме медали, орден Отечественной войны II степени. Позади учеба на филологическом факультете Ленинградского университета, научная работа, там он заведовал кафедрой советской литературы.

Защитил диссертацию, писал критические статьи. Становился известным, как учёный литературовед.

И вдруг – переход на писательскую тропу. Герои первой книги, их судьбы стали главным делом для Абрамова на десятилетия. Продолжением «Братьев и сестёр» явились романы «Две зимы и три лета», «Пути-перепутья». Эти книги и составляют задуманную автором эпопею «Пряслины»,

Абрамов пишет о деревне военных и послевоенных лет. Время тяжёлое, не только для писательского пера. Судьба небольшой деревушкиПекашино зримо и незримо связана с судьбой всей нашей большой страны. Писатель сумел найти нужные слова, чтобы сказать о великом героизме тех, кто в тылу делал нашу победу, кто после «поднимал... из развалин, отстраивал, поил и кормил города». Сумел сказать правдиво и талантливо. Эти важные обстоятельства и ставят книги трилогии в ряд лучших в современной литературе. (В эпопею «Пряслины» вскоре войдёт четвёртый роман «Дом» – прим. автора).

Фёдором Абрамовым написаны также повести «Вокруг да около», «Деревянные кони», «Пелагея», «Алька», немало рассказов. Печатались они не единожды центральными издательствами.

...Перевёрнута страница, закрыта книжная обложка.

Но ещё не раз памятью ты будешь обращаться к Михаилу Пряслину, Лукашину, Анфисе, Милентьевне – людям колхозной деревни, навечно преданным земле, нелёгкому крестьянскому труду. К тем, к кому мы прониклись душой, кого мы, читатели, полюбили благодаря писателю-мас­теру.

Все творчество Фёдора Абрамова, писал литературовед, – взволнованный земной поклон народу трудовой России.

Сказано как нельзя более верно.

1974 год

 

Родом из деревни
 

Так уж нынче получается: современному писателю известности придаёт не только сама книга, но и удачный телефильм, снятый по его книге. Фёдору Александровичу Абрамову, можно думать, не повезло. Хотя как сказать: популярного фильма по его повестям, романам, действительно, нет, пока нет. Но читателю, живущему отечественной литературой, имя писателя – «не последнее» в нашей державе. Абрамов, даты его жизни очерчены годами 1920-1983, автор «Братьев и сестёр» (в эпопею входят романы «Братья и сёстры», «Две зимы и три лета», «Пути-перепутья», «Дом»), автор повестей и рассказов.

Фёдор Абрамов, прежде всего, писатель, без книг которого непредста-вима современная русская советская литература. Без книг, запечатлевших в откровенном, до предела честном слове стихию народной жизни, полных, по слову взыскательнейшего читателя Александра Трифоновича Твардовского, «огненной боли за людей».

Ушёл из земной жизни Абрамов на ходу – так уходит большинство его ровесников из поколения фронтовиков, едва успевших переступить всего лишь шестидесятилетний рубеж.

На писательском столе остались рукописи – недописанные книги. Оста­лись они в верных руках жены Абрамова, Людмилы Владимировны Крути­ковой. Благодаря её подвижническому труду продолжаются наши встречи со Словом писателя Фёдора Абрамова. Недавно в издательстве «Советский пи-писатель» вышел однотомник «Чем живём-кормимся». В книге впервые наиболее полно представлена публицистика писателя. Это – очерки, статьи, воспоминания, литературные портреты, заметки, размышления, беседы, интервью, выступления. Журнал «Наш современник» опубликовал документальное повествование Л. В. Крутиковой «Дом в Верколе» – своеобычный сплав многолетних дневниковых записей двух близких и дорогих друг другу людей.

Вчитываемся в страницы однотомника. Задумаемся лишь над одним фактом. Известный очерк «Вокруг да около», написан ещё в начале ше­стидесятых годов. Хозяйственная мысль в нём автором утверждается одна: улучшение натуральной оплаты (сеном, зерном и т. д.) труда сельского жителя поможет разрешить другие сверх важные проблемы – убавит нехватку работных рук, скажется на повышении плодородия земли, весомее будет урожай в хлебных закромах, на кормовом дворе. Судя по недавним по­становлениям партии и правительства, в каких особое внимание придаётся совершенствованию и натуральной оплаты в сельском хозяйстве, выступление писателя-публициста не утратило чисто экономической злободневности. А нравственные устои, за какие борется публицист Абра­мов, чётко означены уже в названиях его печатных выступлений – «О хлебе насущном и хлебе духовном», «Пашня живая и мёртвая», «От этих весей Русь пошла..», «Чем живём-кормимся», «Самый надежный судья – совесть», «Работа – самое большое счастье», «Я всегда взываю к активности...».

Писатель, гражданин, человек жил с веком наравне. Потому жить да жить его слову, как точно выделено составителем книги, – слову, до предела накалённому заботами, тревогами и радостями времени.

В одном из телевизионных выступлений Фёдор Александрович, уро­женец русского Севера, тепло сказал о своей родине:

– Край, откуда я вышел и какой питает меня, как писателя.

Как шолоховские герои с казачьего Дона, так и абрамовские Пряслины прописаны в литературе по точному географическому адресу – на северной Пинеге-реке. Там и родная деревня Абрамова – Веркола, «его самая большая любовь и боль, там истоки его жизни, личности и творчества. Там сомкнулись начало и конец, там завершился кругземного бытия».

Фёдор Александрович всю жизнь придерживался собственно выстраданной писательской заповеди – «мне просто  необходимо хотя бы раз в год бывать в родной деревне, пожить там, подумать, поговорить с земляками...». Поездки эти обычно приходились на летние месяцы, и приезжал в Верколу не отпускник, а её сын – писатель-работник. Бывало и так – «...закончил (вчерне, конечно) роман. Да, целое лето сидел за столом, не разгибаясь. Раз (и то вечером) был на рыбалке да два раза выходил по ягоды – вот и все мои деревенские радости». Иным летом выпадали путешествия по родному краю, дни до отказа были заполнены радостями и печалями односельчан. Свидетелем тому – исписанные тетради, блокноты в архиве писателя. Часть этих записей, переплавленная в душе, вошла в книги, немало набросков осталось в рукописях. Рядом с писателем – «свидетелем и соучастником» его деревенского бытия – была жена, ей и завешано: «живи за двоих и заверши мои писательские дела».

Наказ исполняется.

Кинга «Дом в Верколе» Людмилы Владимировны Крутиковой не просто документальное повествование о жизни писателя. Хотя действи­тельно в ней добротно, год за годом, рассказывается о последнем деся­тилетии в биографии Фёдора Абрамова. Со страниц, озвученных голосом самого писателя, встаёт «живая жизнь» – как северней деревин, так и её великого сына.

10 июля 1986 года

Петр Чалый (Россошь Воронежской области)


http://www.voskres.ru/literature/library/chaliy35.htm
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!