Русская беседа
 
25 Ноября 2024, 04:49:15  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Из Русского Туркестана в сегодняшний Туркменистан  (Прочитано 1019 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106499

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 24 Июля 2017, 22:55:26 »

Николай ГОЛОВКИН

Из Русского Туркестана в сегодняшний Туркменистан



 В конце XIX века на стыке геополитических интересов России и Англии после вхождения в состав Российской империи Казахстана и Средней Азии возникло понятие «Русский Туркестан». В Российской империи эти древние земли назывались Закаспийской областью Туркестанского генерал-губернаторства с административным центром в Асхабаде; в 1924 году была образована Туркменская СССР, а в 1991 году было провозглашено независимое государство Туркменистан.

Это – моя малая родина…

* * *

29 июня сего года по случаю 60-летия президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова президент России Владимир Путин наградил юбиляра орденом Александра Невского. Награждение Бердымухамедова этой российской наградой символично. Во время Великой Отечественной войны на народные средства была создана авиаэскадрилья «Александр Невский», возрождён орден имени русского великого князя. В войну русские и туркмены сражались бок о бок. Напоминание об этих уроках истории – не  лишнее и ныне; ведь Туркменистан, чей постоянный нейтралитет был провозглашён 12 декабря 1995 года на основании Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН № 50/80, испытывает постоянные внешние угрозы. Южная граница страны с Ираном и Афганистаном всё время находится под прицелом террористов и наркоторговцев.



Награждение Гурбангулы Бердымухамедова орденом Александра Невского символично и по другой причине: самый старый из четырёх ныне действующих православных храмов туркменской столицы (да всего Туркменистана!) – храм во  имя святого благоверного великого князя Александра Невского. Особо чтимые святыни храма – частица древа Господня, список чудотворной иконы Почаевской Божией Матери (привезена из Почаевской лавры), частицы мощей святителей Николая Чудотворца и Луки Крымского, преподобных Антония Великого и Кукши Одесского, отцов Киево-Печерских, святой Анны Новгородской…

Храм Александра Невского – это  бывшая церковь 1-го Таманского полка Кубанского казачьего войска, расквартированного в Асхабаде, построенная по распоряжению генерал-адъютанта А. Н. Куропаткина.



При Куропаткине, с назначением его в 1890 году командующим войсками Закаспийской области, пустынный край преобразился. Заботами Куропаткина в 1891 году было завершено строительство Закаспийской железной дороги, построены города и проложены дороги между населёнными пунктами, построены фабрики, организованы лечебницы, возникли русские школы, проведена реформа судебной части, привлечены многочисленные поселенцы из внутренних губерний России…

* * *

И ещё одно событие, связывающее Туркменистан и Россию: 18 июня в Ашхабаде был освящён храм-часовня во имя иконы Божией Матери «Услышательница», строительство которого началось около 20 лет назад. Чин освящения совершил временно управляющий Патриаршим благочинием приходов Русской православной церкви в Туркменистане архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт.







Во время последней архипастырской поездки по Туркменистану владыка  служил в храмах Ашхабада, Туркменбаши (бывший Красноводск), Балканабада (бывший Небит-Даг), встретился и беседовал с верующими Сердара (бывший Кизыл-Арват)… Патриаршим благочинием в Туркменистане владыка управляет с 2008 года. За это время он совершал архипастырские визиты с посещением православных общин в разных областях страны; им освящены храм в честь апостола Фомы в Теджене, храм святых Кирилла и Мефодия в Абадане, церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в Ашхабаде.



Территориально Патриаршее благочиние Туркменистана входит наряду с епархиями на территориях Узбекистана, Киргизии и Таджикистана в Среднеазиатский митрополичий округ с центром в Ташкенте – преемнике Туркестанской, а затем Среднеазиатской епархии Русского Туркестана, отмечающей в нынешнем году своё 145-летие.

* * *

Никольский храм, – известный в Ашхабаде как кладбищенская церковь, – был единственно действующим в советские годы. Он находится в самом центре старого «русского» кладбища («русским» его называют условно, ибо здесь похоронены представители и других народов и конфессий). Это первый некрополь в городе-крепости, построенной в 1881 году после присоединения туркменских земель к России и названной Асхабад по близлежащему туркменскому аулу.

Ашхабадский некрополь - закаспийское «Сент-Женевьев-де-Буа» – место упокоения русских офицеров, дворян, купцов, инженеров… На  этом старом кладбище покоятся многотысячные жертвы страшного Ашхабадского землетрясения 1948 года… А ещё те, кто возрождал туркменскую столицу после землетрясения… А ещё участники Великой Отечественной,  ашхабадский «Бессмертный полк»…

На «русском» кладбище бываю с детства.  Сначала приходил сюда с бабушкой Ольгой Константиновной навестить могилу деда Николая Евгеньевича.  Коренной москвич, юрист по образованию, он переехал в Ашхабад из Ташкента с семьёй в 1925 году, после «национального размежевания»  Средней Азии. Дед участвовал в подготовке первой Конституции Туркменской ССР, многие годы работал помощником прокурора и в Верховном Совете Туркмении, участвовал в подготовке национальных кадров для юридической службы республики… Долгожданное событие – освящение нового храма-часовни наполнено для меня особым смыслом.



* * *

Свято-Никольский храм – ныне главный  храм Ашхабада, имевшего некогда величественный кафедральный Воскресенский собор, разрушенный в 1924 году. Церковь в честь святителя Николая Чудотворца на старом кладбище, построенная в 1897 году и восстановленная после землетрясения 1948 года, была единственным действующим православным храмом Ашхабада в советское время.

«В 1911 году в Асхабаде при кладбищенском храме организовалась женская иноческая община под руководством молодой и энергичной начальницы, монахини Евгении, – пишет в своей книге «Большой полёт крылатого коня» бывший управляющий Среднеазиатской епархией  митрополит Владимир (Иким). –  (После революции община продолжала своё существование «в катакомбах»: сосланная в Асхабад игумения Ташкентского Свято-Никольского женского монастыря мать Лидия (Нагорнова) вместе с матерью Евгенией и её сестрами-послушницами организовывали помощь ссыльным архиереям и гонимому духовенству. Когда эта деятельность в конце 20-х годов была раскрыта чекистами, игумения Лидия бежала в Ташкент, большинство сестёр тоже разъехалось по разным местам, а мать Евгения укрылась в посёлке Теджен. Впоследствии она вернулась в Ашхабад, где мирно скончалась в 1953 году глубокой старицей, оставив по себе добрую и благодарную память)».

В октябре 1998 года Свято-Никольский приход на старом кладбище был преобразован в женский монастырь во имя святителя Николая Чудотворца. На сегодняшний день из 11 насельниц обители осталась лишь настоятельница – престарелая монахиня Епистимия (Ельменова).

В 2013 году на территории Никольского храма в Ашхабаде состоялось открытие духовно-просветительского центра Патриаршего благочиния приходов Русской православной церкви в Туркменистане.

* * *

«Услышательница-Ашхабадская» (Епакууса, что означает  «Отвечающая на молитвы») – чудотворный список афонской иконы,  написанный на Святой Горе Афон почти 110  лет назад.

В 1908 году «Услышательницу» привёз в Асхабад в дар верующим Закаспия, пытаясь противостоять революционному пожару, разгоравшемуся после революции 1905 года, архиепископ Димитрий (Абашидзе). Его учеником в Тифлисской духовной семинарии был Сталин… А в тот период, о котором идёт речь, владыка Димитрий, прославленный ныне в лике святых Украинской православной церковью Московского патриархата, управлял обширной Среднеазиатской епархией.

«Перед грозным испытанием, –  рассказывает о своём предшественнике митрополит Владимир (Иким), – Господь укрепил Туркестанскую ниву Свою, послав на неё достойного архипастыря. Им стал архиепископ Димитрий, происходивший из древнего грузинского рода князей Абашидзе. При его возглавлении православная епархия достигла небывалого расцвета».

Даже сейчас размах и стремительность передвижений владыки Димитрия по епархии кажутся поразительными. Преодоление центральноазиатских дорог ещё в начале ХХ века считалось для путешественников подвигом; о «гиблых местах», сквозь которые им приходилось идти, с ужасом вспоминали молодые разъездные священники. Преосвященный Димитрий сумел посетить все углы и закоулки этого необъятного края. Часто его выручала приобретённая в юности кавалерийская выучка.

* * *

Не исключено, что предстоящий визит президента Владимира Путина в Туркменистан будет приурочен к открытию V Азиады, которая пройдёт в Ашхабаде с 17 по 27 сентября. Возможно, во время встреч и переговоров двух президентов будут затронуты и такие вопросы, как  строительство кафедрального православного собора в Ашхабаде, и создание на его базе культурно-просветительного центра, и реконструкция ныне действующих храмов в городах Туркменистана…

Не пора ли перед Азиадой и готовящимся визитом высокого гостя привести в порядок этот забытый людьми, но не Богом уголок туркменской столицы?! Ведь «это нужно не мёртвым – это нужно живым!», как писал Роберт Рождественский. Ибо на уважении живых к памяти усопших воспитываться новым поколениям – и в Туркменистане, и в России.

https://www.fondsk.ru/news/2017/07/23/iz-russkogo-turkestana-v-segodnjashnij-turkmenistan-44376.html
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!