«Ныне появляется немало политических и религиозных лжеучителей»В XX веке следование заблуждениям привело к страшным историческим экспериментам государственного масштаба, от которых весьма сильно пострадала Православная ЦерковьВ пятницу, 27 октября, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, совершающий визит в Румынскую Православную Церковь, принял участие в торжественном богослужении по случаю дня памяти небесного покровителя Бухареста преподобного Димитрия Басарабовского, сообщает Патриархия.ru. Литургия состоялась на площади святых равноапостольных Константина и Елены.
Предстоятель Русской Церкви обратился к участникам богослужения с проповедью:
«Сегодня празднуется память преподобного Димитрия Басáрбовского, небесного покровителя града Бухареста, и за Божественной литургией мы только что слышали чтения службы преподобному из Послания святого апостола Павла к Галатам о распятии плоти, плодах духа и о жизни по духу (Гал. 5:22 – 6:2), а затем — заповеди блаженства из Евангелия от Луки (Лк. 6:17-23).
Обетования небесного блаженства всем, кто истинно последует за Христом, изложены по-разному в Евангелиях от Луки и от Матфея. Евангелист Матфей приводит Нагорную проповедь Спасителя, где дается полный свод девяти заповедей блаженства, включая заповеди о кротости, милосердии, чистоте сердца и миротворчестве. Евангелист Лука упоминает только четыре заповеди блаженства: о нищете духовной, об алчущих, о плачущих, о гонимых и подвергающихся бесчестию. Эти заповеди предельно строги и аскетичны, они призывают встать на путь самоотречения и сораспятия Христу. Неудивительно, что именно это Евангельское чтение нам предлагает Церковь в дни памяти святых, угодивших Богу на монашеском поприще.
Жизнь каждого христианина — это самоотречение на пути ко Христу. Монашеский путь к Богу считается особенно трудным подвигом, оттого и монахов мы чаще называем подвижниками. При крещении все христиане дают обет отречения от сатаны, но монахи при постриге приносят дополнительные, ещё более строгие обеты. Они наиболее решительным, явным образом отрекаются от мира и от всего, что в нём, ради новой жизни во Христе. Чем же оправдывается такой подвиг? Что обещано тем, кто на себя этот подвиг принимает?
Преподобный Серафим Саровский, один из самых почитаемых святых не только в Русской Православной Церкви, но и во всем православном мире, в своей знаменитой беседе "О цели христианской жизни" говорит, что "молитва, пост, бдение и всякие другие дела христианские, сколь ни хороши они сами по себе, однако не в делании только их состоит цель нашей христианской жизни". Истинная цель христианской жизни, по слову преподобного Серафима, заключается в "стяжании Духа Святого". Другими словами, любой подвиг христианской жизни обретает свой смысл только в Духе Святом, и в Нем приносит свой плод.
Плоды Духа, Его действие на человека — это добродетели, как учит нас сегодняшнее апостольское чтение: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5:22). Апостол говорит, что Дух Святой упраздняет в человеке действие закона плоти (Гал. 5:23); коль скоро человек живёт духом, он по духу и поступать должен (Гал. 5:25).
Видимое действие Духа Святого на человека неслучайно описывается как свет. Сияло лицо пророка Моисея после беседы с Богом (Исх. 34:35); свет осиял гонителя Савла, когда ему явился Христос, чтобы обратить его от ложного пути и призвать к апостольству (Деян. 9:3); сияло, по свидетельству современника, и лицо преподобного Серафима во время его беседы о Духе Святом. Этот свет нельзя скрыть, он светит пред людьми (Мф. 5:16), и озаренный им человек несет этот свет другим — своими делами и самой своей жизнью. Он несет свет посредством доброго слова, назидания, проповеди, исправляя других в духе кротости, как говорит нынешнее чтение.
Потому подвиг монашества связан с подвигом христианской проповеди, с миссией, с духовным просвещением. Само слово «просвещение» несет в себе изначально духовный смысл — озарение человеческой жизни светом Божественной благодати. Монастыри часто служили именно такому просвещению окрестных земель, ведь проповедью, и притом самой красноречивой, является жизнь верующего человека в Духе Святом. Подвижник может все время хранить безмолвие, пребывать в молитве и уединении, но его житие, преображенное благодатью Небесного Утешителя,которую он стяжал, будет свидетельствовать о Христе громче любых слов.
Сегодня, как и прежде, наиболее опытные среди монашествующих принимают на себя бремя духовного руководства другими людьми. По милости Божией в православных обителях и на Руси, и в Румынии по сей день живы традиции старчества.
Преподобный Серафим Саровский, поясняя слова Евангелия (Мк. 9:1), называет пребывание Духа Святого в человеке "Царством Божиим, пришедшим в силе". Как во времена древние, так и ныне появляется немало политических и религиозных лжеучителей, обещающих рай здесь, на земле, но только без Христа, без Бога. В XX веке следование подобным заблуждениям привело к страшным историческим экспериментам государственного масштаба, от которых весьма сильно пострадала Православная Церковь. В одной лишь Русской Церкви смерть за веру Христову приняли десятки тысяч священнослужителей и монашествующих, сотни тысяч мирян. Но наши мученики верили и знали, что единственная возможность узреть Царство Божие здесь и сейчас — это жизнь в Духе Святом. Они своей кровью засвидетельствовали, что подлинное счастье, в его самом высоком смысле, — только в Духе Святом; в Нем преддверие настоящего блаженства здесь, на земле, и полнота блаженства в горнем мире на небе. И эта высшая правда сильнее лжи и злобы ее гонителей.
Спаситель говорит, что "Царство Божие внутри вас есть" (Лк. 17:21). Однако это не значит, что Царство Божие не имеет отношения к нашей земной жизни, протекающей в человеческом сообществе. Человек, стремящийся в своей жизни к стяжанию Духа Святого, получает свыше мудрость и силы для созидания в Боге своей семьи, церковной общины, обители и всей страны. И будем всегда помнить слова Спасителя: "Без Меня не можете делать ничего" (Ин. 15:11).
Мне радостно видеть сегодня множество молящихся. Ваше благочестие — свидетельство сегодняшнего расцвета Румынского Православия. По приглашению Блаженнейшего Патриарха Даниила мы собрались здесь, чтобы соборно совершить Божественную литургию, вознести молитвы вместе с архипастырями, пастырями и чадами святой Румынской Церкви в столь знаменательный для Бухареста день памяти преподобного Димитрия Басáрбовского. От лица всей Русской Церкви я принес в дар Румынской Церкви часть святых мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца, — в память о нашем неразрывном духовном единстве и общем духовном наследии.
Молитвами преподобных Серафима Саровского и Димитрия Басáрбовского да соблюдет Господь землю Румынии и ее благочестивый народ от всякого зла! Да будет он преисполнен даров Святого Духа, да подвизается ревностно за веру, однажды преданную святым (Иуд. 1:3), да хранит непоколебимо верность Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви Православной, которую не одолели все ее гонители! Я передаю вам приветствие и молитвенные пожелания ваших братьев и сестер из Русской Православной Церкви. Да укрепит Господь нашу веру, да поможет нам в непростых условиях современной жизни жить по вере! Потому что только Христос и есть путь и истина и жизнь (Ин. 14:6). Храни вас Господь!»
http://ruskline.ru/news_rl/2017/10/27/nyne_poyavlyaetsya_nemalo_politicheskih_i_religioznyh_lzheuchitelej/