Русская беседа
 
27 Ноября 2024, 16:28:34  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Контент. Масштабное «переформатирование» русского народа в наших детях  (Прочитано 1026 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 22 Декабря 2017, 15:52:54 »


Контент

Священник Димитрий Шишкин

   


Формирующийся организм черпает пищу для своего роста извне, в природе. Так и с душой. Откуда же черпают пищу и основание для своего душевного и нравственного развития наши дети и подростки? Кажется, всем уже понятно, что в значительной мере это интернет, и самое время задаться вопросом: что именно привлекает, удерживает внимание и влияет на нравственное и душевное развитие наших детей? Какой именно контент их формирует? Вопрос серьезный, учитывая, что именно формирование душевно-нравственного организма (если можно так сказать) ребенка обеспечивает его будущее. Говоря просто: что посеешь, то и пожнешь. Так что же нам ожидать, какой урожай будем собирать в скором будущем? И тот ли это результат, который нам хотелось бы получить? И если нет, то что нам делать, чтобы участвовать действенным образом в формировании душевно-нравственных качеств наших детей?

Первое, о чем надо говорить и на что обратить внимание, – это то, что мы, взрослые, большей частью совершенно не представляем, чем именно «питаются» души наших детей все те часы (именно часы, и даже многие часы, об этом надо сказать прямо), которые они проводят в виртуальном пространстве. В лучшем случае дети сами расскажут нам, чем они интересуются, какие страницы листают и какие сайты посещают, в худшем – просто будут втайне от взрослых продолжать жить своей отдельной и обособленной виртуальной жизнью. Но в любом из случаев взрослому трудно составить реальную и полную картину того, чем именно его чадо живет в том зазеркалье, которое увлекло и пленило наших детей в последнее время.

Недавно Компания Касперского провела статистическое исследование, чем наши дети интересуются в интернете. Результат удручающий. Примерно половина запросов связана с эротикой и порнографией, оставшуюся половину можно условно разделить на три части: интерактивные игры, развлекающий видео- и аудиоконтент, общение в соцсетях.

    Идет формирование нового типа человека, которого уже нельзя будет назвать в полном смысле этого слова русским

Я на днях поговорил с дочкой на эту тему, и она подтвердила, что большинство ее сверстников, действительно, большую часть своего времени проводят в виртуальном мире и то, чем они там интересуются и живут, мягко говоря, далеко от того, что мы бы хотели видеть как их жизненные интересы. К слову, на днях в Симферополе прошла конференция на тему «Нравственные ценности и будущее человечества». На конференции выступал известный в Крыму человек, автор и ведущий телепрограммы «Информационная война» Дмитрий Таран. И вот он совершенно справедливо заметил, что решающее влияние на наших детей имеют, с одной стороны, представители западной культуры, а с другой – те, кого мы можем условно назвать агентами влияния этой культуры, то есть те из наших соотечественников, кто совершенно попали уже под влияние современной массовой западной культуры и служат ее искренними и самозабвенными пропагандистами. И драматичность ситуации заключается в том, что все или большинство наших «взрослых» разговоров, диспутов и обсуждений проблемы утраты связи с молодым поколением – это разговоры в мире, «параллельном» по отношению к нашим детям. То есть какие бы правильные и нужные вещи мы ни говорили, какие бы решения ни принимали – они попросту не доходят до наших детей. Именно потому, что между нашими поколениями, может быть, как никогда еще в истории, образовалась бездна, созданная появлением той самой новой, «виртуальной» реальности, в которую наши дети уходят с головой – вроде бы поодиночке, а на деле – дружно и сообща. В прямом смысле этого слова идет мощнейшая «прокачка мозгов» наших детей в то самое время, когда они часами смотрят в экраны смартфонов, планшетов и ноутбуков. Если говорить шире – в поколении наших детей идет масштабное «переформатирование» русского народа, а точнее – формирование нового типа человека, которого уже нельзя будет назвать в полном смысле этого слова русским и который целиком встраивался бы в общемировую модель либерального мультикультурализма.



И та массовая культура, которая формирует наших детей, при всей ее кажущейся вариативности, пестроте и разнообразии на самом деле вполне однородна и представляет собой мощный поток пропаганды гедонизма, нравственного разложения и уничтожения человеческого духа под видом абсолютной свободы, всемерной реализации собственных прав и демонстрации мнимых достоинств. Нашим детям внушают: «Не смотри на общество, общество состоит из таких же, как ты, людей, у каждого свои понятия и правила жизни. Ты никому ничего не должен». Вот это и есть, в общем, «генеральная» идея глобального либерализма. Идея привлекательная, как запретный плод, но ядовитая и опасная именно потому, что априори признаёт человека, которого Православие называет ветхим и падшим, – самодостаточным и достойным прославления и восхищения. И именно в этой идее заключается вся опасность, если учесть, что мы, напротив, считаем всякого человека больным в духовном отношении, и даже больным к смерти. И мы говорим, что всякий человек нуждается в экстренном и серьезном, продолжительном и систематическом лечении. Врач наш – Господь Иисус Христос, а средства исцеления известны: вера, участие в Таинствах, церковная жизнь по заповедям Христовым. И вот это осознание своей болезни с осознанием высоты, красоты и радости человеческого призвания должно определять направление развития всякого ребенка и человека вообще, потому что Господь желает всем «прийти к познанию истины» (ср.: 1 Тим. 2: 4). И наша задача – в первую очередь содействовать приобщению детей к осознанию высоты этого призвания.

    В виртуальном мире не хватает проводников подлинной, традиционной культуры, причем именно подростков

Но возвращусь к упомянутой уже конференции и выступлению на ней Дмитрий Тарана. Вспоминается его мысль о том, что в интернет-пространстве, в том виртуальном мире, где живут наши дети, не хватает проводников подлинной, настоящей традиционной культуры. Но вот ведь в чем дело. Даже если представить, что появятся такие отважные, энергичные и добрые подростки, которые сделаются в самой гуще враждебной пропаганды провозвестниками истины и глашатаями разумного, доброго и вечного… Даже если появятся такие дети, можно представить, какому они подвергнутся остракизму и гонению со стороны своих сверстников – последователей «либерального мейнстрима». И надо полагать, этот напор и гонение будут ничуть не меньшими и не легчайшими, чем в нашем, «взрослом» мире. А может быть, даже и более беспощадными и жестокими, как это и бывает в подростковой среде. Найдутся ли такие дети, и кто сможет их защитить и помочь им? И не будет ли сама такая поддержка со стороны взрослых выглядеть как ангажированность и предательское «лоббирование» правильно-взрослых идей? Всё это вопросы, на которые, наверное, можно ответить, но как сами вопросы, так и ответы на данный момент останутся лишь гипотетическими, потому что, повторю, нигде мы не видим и не наблюдаем предпосылок для возникновения «во вражеском стане» таких очагов мужественного и стойкого, осознанно трезвого и ответственного юношеского сопротивления. Возможно ли в принципе такое явление? Вполне возможно. Но только тогда, когда начнут появляться дети, адаптированные к современным условиям «цифровой» жизни и вместе с тем воспитанные в лучших православно-патриотических традициях.

По мысли Дмитрия Тарана, запретить вредный контент невозможно, и главный акцент нужно делать на разговор с детьми, их обучение. Отчасти это так, конечно, но только отчасти. Буквально он говорит: «Нам нужно детей вооружить». Но вооружить чем? Пониманием сути происходящего? Увы, но можно всё понимать, но притом быть полным и «купленным» рабом греха. Это важно понять. Так что задача семьи, школы и государства в целом – кроме просвещения и объяснения, максимально затруднить, а в некоторых случаях и ограничить доступ ко всякому разрушительному и вредному контенту. В этом состоит оградительная функция государства. Но и это еще не всё.

Наша вина, взрослых, в том, что мы не умеем передать детям то, ради чего существует Православие, не умеем передать правду и чистоту, красоту и радость живого общения с Богом, то, без чего вся наша церковная жизнь также превращается в субкультуру – одну из многих, со своим своеобразием и самобытностью, но не более того. Но Православие и Церковь – это не субкультура, а жизнь, исполненная любви и верности, жизнь в Боге.

    Задача нас, взрослых, – помочь детям быть христианами и научить сознательно делать свой выбор

И если мы говорим о православном отношении к проблеме влияния интернета, то мы должны сказать, что цель наша даже не в том, чтобы сохранить в чистоте души наших детей, не в том, чтобы «выдернуть» детей из виртуального мира, а в том, чтобы помочь им быть христианами и научить сознательно совершать свой выбор. В Писании говорится, что дом, «выметенный и убранный», но не оживотворенный благодатью Духа Святого, непременно заселяется, оскверняется и разоряется демонами, то есть теми или иными страстями, коих достаточно и вне интернета. И наша задача – приобщиться самим и содействовать приобщению наших детей духовной жизни. Это важнейшая из наук, которую нам и самим предстоит познавать, приобщая ей наших детей. Наука православной аскетики. И, конечно, недостаточно вести с детьми разъяснительную работу и предоставить им, условно говоря, альтернативный контент. Увы, соблазн и зло так легко увлекают человека именно потому, что начало тут бывает сладким, а горечь приходит потом. В то время как начало добра, напротив, бывает трудно и требует от человека самопонуждения и только затем приносит отраду и радость.

Так что проблема «глобального переформатирования» наших детей – это проблема духовная, и решить ее одними внешними (техническими) средствами невозможно. Но когда мы начинаем молиться не формально, а с постоянством, вниманием и глубиной веры, молиться в самом широком смысле этого слова – в смысле поклонения Богу в духе и истине, когда мы облекаемся во всеоружие Божие, то есть в христианскую жизнь, – тогда, во-первых, начинаем меняться сами, а во-вторых, начинает непостижимым образом действием Духа Святого меняться жизнь наших близких, в том числе и детей. Условно говоря, не стремясь сделаться причастником Духа Святого и пытаясь бороться с «негативным контентом» чисто техническими средствами, мы вступаем в брань с бесами, не осознавая, что эта борьба возможна только в соработничестве с Богом, а иначе мы обречены на поражение. И других вариантов попросту не существует. Вот почему важна тема православной аскетики в вопросе противостояния злу в интернете и вне его.


21 декабря 2017 г.

http://www.pravoslavie.ru/109345.html
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!