Русская беседа
 
26 Ноября 2024, 03:22:32  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Декалог как "спасательный круг" падшему человечеству  (Прочитано 1192 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106501

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 26 Декабря 2017, 08:16:41 »

Катасонов Валентин

Декалог как "спасательный круг" падшему человечеству



Продолжим тему о судьбе ветхозаветных евреев. История ветхозаветных евреев, или народа Израиля, как отмечает святитель Николай Сербский, — история того, как этот народ соблюдал или, наоборот, игнорировал нормы Декалога (десять заповедей). И как Бог, соответственно, благодетельствовал или, наоборот, наказывал евреев

То, что еврейский народ получил от Бога Декалог, — величайшая милость. Это своего рода "спасательный круг" или "помочи" (кои даются родителями младенцу) падшему человечеству. Заповеди были даны изначально евреям, но в конечном счёте предназначались всему человечеству.

Декалог — десять заповедей, которые согласно Пятикнижию, были даны Моисею самим Богом в присутствии сынов Израиля на горе Синай на пятидесятый день после Исхода из Египта (Исх. 19:10-25). В работе святителя Николая Сербского "Наука Закона" в главе Х "Синайские скрижали Закона" даётся описание этого события:

    А когда Господь давал эти заповеди людям, были громы и молнии, и густое облако над горою, и трубный звук весьма сильный; и вострепетал весь народ, бывший в стане... Гора же Синай вся дымилась оттого, что Господь сошёл на неё в огне; и восходил от неё дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась (Исх. 19:16, 18). Значит, громы и молнии, тучи и рев труб, огонь и дым, землетрясение и страх — всё это сопровождало единого Законодателя, когда Он объявлял Свои постановления людям, разумным творениям Своим. И всё то, что при этом происходило якобы по законам природы, было поставлено на службу нравственного закона в тот торжественный миг, когда Всевышний объявлял заповеди народу избранному, чтобы подчеркнуть величие Великого и показать возвышенность Его нравственного закона, закона единственного, господствующего над любыми действиями вселенной и её физическими проявлениями.

Итак, святитель отмечает, что указанный закон Декалога выше всех иных законов, которые люди либо сами создавали (юридические законы), либо открывали (естественные законы или законы природы). В своих предыдущих статьях я уже раскрыл отношение святителя Николая Сербского к юридическим законам и законам научным или законам природы. Свои взгляды по данному вопросу святитель подробно раскрыл в работе "Слово о законе" (другие названия — "Наука закона", "Номология").

Юридические законы могут развивать и углублять положения Декалога, а могут идти вразрез с ними (в наше, постхристианское, время мы становимся свидетелями второго).


Фото: www.globallookpress.com

Истинность законов природы вообще под большим вопросом. Во-первых, какие-то повторяющиеся взаимосвязи в природе могут действовать до поры до времени. При необходимости Бог как творец природы может вносить коррективы в эти взаимосвязи или даже отменять их. И это понятно, поскольку для Бога природа — инструмент, которым Он пользуется для управления человеком и обществом.  Во-вторых, само название "закон природы" применительно к явлениям и процессам окружающего нас мира — неуместно. Природа не создаёт "законов", она также и не исполняет их. Законы создает Бог, и адресует их человеку. Природа — не более чем посредник в отношениях Бога и человека.

Десять заповедей содержатся в Пятикнижии в двух достаточно идентичных версиях (см. Исх. 20:2-17; Втор. 5:6-21). Этот Декалог иногда называют Этическим.

В Ветхом Завете имеется ещё один свод, состоящий из десяти норм. Он содержится в главе 34 книги Исход. Он существенно отличается от десяти заповедей, о которых мы сказали выше. Это Декалог, который получил условное название Ритуального, или Культового[1].

    Вот что мы читаем по поводу Культового Декалога в Еврейской электронной энциклопедии: В библейский рассказ о вторичном начертании скрижалей включен текст десяти сугубо культовых предписаний (Исх. 34:10–27), тоже названных заветом.

Сторонники школы Ю. Вельхаузена определяют их как "культовый Декалог" (в отличие от Десяти заповедей — "этического Декалога") и считают более ранними, полагая, что культовые установления предшествовали этическим. Основываясь на этом и на доводах историко-религиозного и историко-культурного характера, некоторые последователи Вельхаузена полагали, что текст Десяти заповедей в книге Исход был составлен в IX в. до н. э., а текст Второзакония, в котором ярче выступает этический элемент (особенно — в заповеди о субботнем отдыхе), — в 7 в. до н. э."[2].

Дальнейший наш разговор — о первом Декалоге (Этическом). Именно он находится в центре внимания святителя Николая Сербского.


Фото: www.globallookpress.com

Десять заповедей — Закон Божий для ветхозаветных евреев. Выражаясь современным языком, — Конституция Древнего Израиля. Кстати, в современном Израиле до сих пор нет формальной конституции, хотя ещё в момент создания нынешнего государства Израиль было принято решение о её разработке и принятии (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1947 года). Против принятия конституции выступает ортодоксальная часть израильского общества, которая полагает, что у Израиля уже есть такая конституция. Одни ортодоксы называют Тору (Пятикнижие Моисеево), другие (их большинство) — Талмуд. Талмуд (в переводе с иврита — "обучение") — многотомный свод правовых и религиозно-этических положений иудаизма. Среди древних еврейских мудрецов бытовало представление, что, кроме записанной Торы (Пятикнижия Моисеева), ещё были наставления Бога еврейскому народу, которые не были записаны, а передавались в устной форме из поколения в поколение.

Со временем, когда возникла опасность, что устное учение будет забыто, мудрецы приняли решение записать его в виде Мишны. Затем среди мудрецов разгорелись горячие споры вокруг Мишны, содержание этих дискуссий легло в основу Гемары. Свод Мишны и Гемары и образовал Талмуд[3]. То, что иногда в литературе называется "конституцией государства Израиля", — лишь свод наиболее важных законов, но не Основной закон государства в классическом понимании.

(Окончание следует)
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106501

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 26 Декабря 2017, 08:17:32 »

(Окончание)

Но вернёмся к Декалогу. Заповеди были начертаны на двух каменных скрижалях. Когда Моисей после сорокадневного пребывания на горе спустился со скрижалями в руках и увидел, что народ, забыв о Боге, пляшет вокруг Золотого тельца, то пришёл в такой страшный гнев от этой вакханалии, что разбил о скалу скрижали с заповедями Бога.

После последовавшего раскаяния всего народа Бог велел Моисею сделать две новые каменные скрижали и принести Ему для повторного написания Десяти заповедей:

    В то время сказал мне Господь: вытеши себе две скрижали каменные, подобные первым, и взойди ко Мне на гору, и сделай себе деревянный ковчег; и Я напишу на скрижалях те слова, которые были на прежних скрижалях, которые ты разбил; и положи их в ковчег. И сделал я ковчег из дерева ситтим, и вытесал две каменные скрижали, как прежние, и пошел на гору; и две сии скрижали [были] в руках моих. И написал Он на скрижалях, как написано было прежде, те десять слов, которые изрек вам Господь на горе из среды огня в день собрания, и отдал их Господь мне. И обратился я, и сошел с горы, и положил скрижали в ковчег, который я сделал, чтоб они там были, как повелел мне Господь (Втор. 10:1-5)


Фото: jorisvo / Shutterstock.com

Большинство библейских историков полагают, что вариант, содержащийся в 20-й главе книги Исход, был на первых, разбитых скрижалях, а вариант Второзакония — на вторых[4]. Скрижали завета хранились в Ковчеге Завета, который позднее был установлен царём Соломоном в построенном им Иерусалимском храме (I Царств 8:9). Перед началом осады Иерусалима римлянами в 70 году по Р. Х. Ковчег Завета со скрижалями таинственно исчез (по одной из версий, его спрятал царь Иосия в тайнике). До сих пор Ковчег и скрижали не найдены.  

Как отмечает святитель Николай Сербский, на первой скрижали были начертаны первые четыре заповеди, определяющие нормы отношений человека к Богу; на второй — остальные шесть заповедей, касающиеся отношений людей между собой[5].

Отдельные заповеди в разных вариантах воспроизводятся в Ветхом Завете. Особенно в книге Исход (Исх. 34:14-26), где часть заповедей воспроизведена в форме комментария, вложенного в уста Бога. Святитель Николай Сербский в "Науке закона" в главе 17 "Нравственный закон и так называемые социальные законы" даёт более широкий перечень заповедей, многие из которых лишь конкретизируют и уточняют основные заповеди Декалога. На основе книг "Исход" и "Левит" святитель составил следующий список заповедей (некоторые формулировки он даёт в изложении, а некоторые цитирует буквально):

"Не кради, не лги и не обманывай ближнего.

Не лжесвидетельствуй и не клянись именем Моим.

Не обсчитывай ближнего и не обирай его.

Плата поденщику да не заночует в твоем доме.

Не брани глухого и не бросай камни под ноги слепому, чтобы тот споткнулся, — бойся Бога.

Не верши неправедный суд, не иди на поводу у богатого во вред бедняку.

Не нападай первым и не восставай против родственников.

Не питай ненависти к брату в сердце своём, будь нетерпим к грехам ближнего своего, обличи его. Не будь мстительным. Почитай седины.

Пусть ваши меры (длины, веса, объёма) будут точны. Убирая урожай с земли своей, не жни начисто, не подбирай остатки плодов, но оставь толику нищему.

Не обманывай пришельца из чужого края.

Не заставляй плакать ни вдов, ни сирот. Если обидишь их, и они станут молить Меня о помощи, Я услышу вопль их, и воспламенится гнев Мой, и убью вас мечом, и будут жены ваши вдовами и дети ваши сиротами (Исх. 22:23–24).

Давая взаймы бедняку, не бери с него процента.

Беря в долг, возврати его.

Не поноси судью, не говори плохо о старейшинах народа своего.

Пожертвуй Мне часть от годового урожая и от скотины своей.

Не молись вместе с язычниками идолам их.

Не следуй за большинством на зло, на суде не вторь голосам большинства, чтобы не исказить истины.

Шесть лет засевай землю свою и собирай урожай, а на седьмой год оставь её — пусть питаются нищие.

Если найдёшь заплутавшего вола врага своего, отведи вола к нему.

Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих (Исх. 23:8 ).

Протяни руку брату своему, невольнику и нищему".

------------------------------------------------------------------------------------------

[1] Вот, например, формулировки последних трех заповедей Ритуального Декалога: 8. Не изливай крови жертвы Моей на квасное, и жертва праздника Пасхи не должна переночевать до утра. 9. Самые первые плоды земли твоей принеси в дом Господа Бога твоего. 10. Не вари козлёнка в молоке матери его.

[2] "Десять заповедей".

[3] Наброски Талмуда начали появляться ещё до Р. Х. Однако, согласно еврейским источникам, создание Талмуда началось во II-III вв. по Р. Х. и растянулось на восемь веков. Имеются две основные версии Талмуда: Вавилонская и Иерусалимская. В Талмуде разработана система иудейского права, состоящая из 613 правил поведения, из них 248 —позитивные нормы (то, что предписывается делать) и 365 негативные (запреты).

[4] Второзаконие — последняя книга Пятикнижия Моисеева (Торы). Большинство библеистов полагают, что название этой книги обусловлено тем, что в ней повторяются основные положения Декалога, изложенные в Книге Исход. Но, может быть, название этой книги можно объяснить тем, что в ней дается вторая "редакция" Декалога — текст, высеченный на вторых скрижалях?

[5] Некоторые авторы полагают, что на каждой из скрижалей содержался идентичный текст, включающий все десять заповедей. Мол, это соответствовало нормам права. Две стороны заключают договор, и у каждой стороны остаётся свой идентичный экземпляр (Margaliot, Meshulam. "What was Written on the Two Tablets?". // Bar-Ilan University, July 2004). Но эта версия не выдерживает критики, так как "документ" находился полностью лишь у одной стороны — еврейского народа.


https://tsargrad.tv/articles/dekalog-kak-spasatelnyj-krug-padshemu-chelovechestvu_101200
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106501

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #2 : 26 Декабря 2017, 08:28:08 »

Катасонов Валентин

Декалог и "лжеименный разум"



Продолжим разговор о Декалоге или десяти заповедях, которые были получены Моисеем от Бога и начертаны на скрижалях

Многие сегодня на все это смотрят свысока, мысленно относя Декалог в раздел "мифы и легенды древних народов". Мол, сегодня у нас есть законы, конституции. Мало того, есть науки, которые занимаются вопросами, относящимися к сфере отношений между людьми. Это юриспруденция (право), социология, экономика, этика.  Вот, мол, только там и могут зарождаться настоящие, "научно обоснованные" законы: юридические, социальные, экономические.

Правда, когда я начинаю разговаривать с "профессиональными" социологами и экономистами на тему "законов" и задаю им вопрос: "Сколько известно на сегодняшний день социологических (экономических) законов?", они почему-то начинают смущаться и путаться.

Тогда я облегчаю задачу для профессоров и доцентов и прошу их назвать хотя бы один "железный" закон из той науки, которой они посвятили свою жизнь (социология, экономика, этика). Но и тут возникает неудобная для профессоров и доцентов заминка. Потому что то, что они называют "законами", в лучшем случае можно назвать "предположением" или "гипотезой". В каком-то месте и в какой-то период времени "устойчивая причинно-следственная связь" (так определяется закон) работает, а в другое время и в других условиях — нет. А иногда под "законом" понимается какая-то банальность на уровне обычного здравого смысла.

Например, профессора от экономики глубокомысленно рассуждают о "законе спроса и предложения". Но этот, с позволения сказать, "закон" был известен любому человеку древности, который что-то покупал или продавал.  Подобные "законы" можно печь с утра до ночи, как пирожки. Например, такие "пирожки": "Любой человек обязательно умрёт", "Солнце всходит утром на востоке и заходит вечером на западе", "Мужчина не может рожать детей" и т. п. Кстати, понимая, что многие положения современной "науки" на звание "закона" никак не тянут, в современных учебниках по философии, социологии и экономике это слово тихой сапой подменяется новым термином — "гипотеза". А уж под гипотезу можно подогнать любую, даже самую безумную идею. Количество "пирожков" под названием "гипотеза" может расти до бесконечности[1].

Так что истинные законы — в Декалоге, выше него ничего нет. Всё остальное, включая принимаемые парламентами законы, открываемые учёными социологические "законы", формулируемые людьми этические нормы, — вторичны по отношению к десяти заповедям Ветхого Завета. Но чаще всего они вообще не имеют отношения к Декалогу, являясь фантазиями человеческого воображения.

Впрочем, в постхристианскую эру многие так называемые законы принимаются или открываются с прямой целью — попирать Декалог. Они являются открытыми против Бога как Законодателя.

Тут святитель останавливается и вопрошает:

    Так разве эти заповеди, приведённые в Ветхом Завете, — не более ясный и очевидный закон, чем все так называемые социальные законы современных социологов? Не являются ли они составляющими именно нравственного закона?

Действительно все заповеди Декалога и есть истинные социологические законы, то есть законы, установленные на все времена Богом для выстраивания отношений людей между собой. А большая часть так называемых научных законов, придуманных современной социологией, — плод "лжеименного разума".

Святитель Игнатий Брянчанинов писал:

    "Лжеименный разум" (1 Тим. 6, 20) есть образ мыслей и суждений, усвоившихся уму по падении человека. Как следствие падения, он имеет характер самообольщения, как следствие лжи и обмана, он не приемлет Истины — Христа, как высоко ценящий все земное, между тем как земля есть место изгнания падших, он противен вере и рождаемому ею духовному разуму, взирающему на всё земное оком странника. Предмет "лжеименного разума" — одновременное и тленное[2].


Соломон диктует притчи. Фото: www.globallookpress.com

Святитель продолжает перечисление заповедей из своего расширенного списка:

    Но чтобы ещё яснее и очевиднее показать абсолютную мощь нравственного закона Бога, приведу и другие наставления, имеющиеся в Притчах Соломоновых.

Если можешь свершить благодеяние нуждающемуся в нём, сверши его.

В доме безбожника проклятие Господне, а в доме праведника Его благословение.

Из-за женщины блудной человек обнищевает до куска хлеба (Притч. 6:26).

Человек испытывает муки, насмешки и стыд из-за блудной страсти (а не из-за "экономического неравенства" и не из-за "непросвещённости масс").

Неправедное богатство не впрок, а правда избавит от смерти.

Страх Божий добавляет дни, а безбожникам сокращает годы.

Приходит высокомерие — придёт и стыд. Щедрой руке прибавляется.

Возлагающие надежду на богатство своё погибнут.

Праведник оставляет наследство сынам сынов своих, но и богатство грешника сберегается для праведника.

Правдой крепится престол.

Поносящий нищего возводит хулу на Творца его.

Грабители, безбожники ограблены будут.

Клятвопреступник погибнет.

Милосердие лучше золота и серебра.

Пути богатого и бедного пересекаются, ибо обоих сотворил Господь Бог.

Обманывающий бедняка, чтобы приумножить своё богатство, станет нищим.

Не старайся обогатиться — лишишься мудрости.

Не переноси межу и не ступай на ниву бедняка, ибо всемогущ Защитник его.

 

Многим, кто начинает знакомиться с Ветхим Заветом, кажется, что законы в древнем Израиле были слишком жёсткими и даже жестокими. Чуть что — человека убивали. Правда, иногда смерть настигала преступившего закон каким-либо иным образом (несчастный случай, самоубийство). Крови было более чем достаточно. Но надо иметь в виду, что Бог образовал "избранный народ" из евреев, кои до этого были крайне диким племенем. Да и вокруг них были язычники, кои также имели крайне развращённые и дикие нравы. Господь воспитывал народ, который хотя и стал "избранным", но своих диких привычек не забывший. Воспитание было строгим, можно сказать, жестоким. А через евреев Господь ещё воспитывал другие языческие и дикие народы и племена. Отсюда такая, как некоторым кажется, "чрезмерная" жестокость евреев по отношению к своим соседям.

Вот что писал по поводу смертей, коими переполнены страницы Ветхого Завета, святитель Николай Сербский (в главе 17 "Нравственный закон и так называемые социальные законы"):

Нарушение заповедей Господних — это грех, а возмездие за грех — смерть (Рим. 6:23). Поэтому и гласит Закон: Обругавший непристойно отца или мать да погибнет. Прелюбодействующий да погибнет. Дочь священника, осквернившаяся блудом, да сгорит в огне.

Убийца да погибнет.

Разумеется, даже если люди убийцу не осудят по своим законам, и если преступник не раскается, всё равно настигнет его возмездие за грех — смерть по той или иной причине, ибо нравственный закон не менее точен и силён, чем так называемый закон природы, который, по сути, есть лишь отражение и символ универсального нравственного закона Бога.


"Раннее утро в пустыне Шур", 1860. Сцена у колодца Моисея на западном берегу Красного моря. Фото: www.globallookpress.com

Нравственный закон — это и есть социальный закон. Этот закон никто из людей не придумал и не открыл, его дал людям Господь. От исполнения или нарушения нравственного закона зависит, будет счастливо или подвергнется проклятию любое общество, как малое, так и большое. Любое общество станет успешно развиваться, если Господь его благословит, но придёт в упадок и исчезнет, если будет на нем проклятие Господне.

Точно так же судьбу отдельного человека, или одной семьи, или рода, или города, или народа можно понять только в свете и по мере Божия благословения или проклятия. От чего зависит, благословит Господь или проклянёт, исчерпывающе объяснено в главах 27 и 28 пятой книги Моисея.

Если бы люди написали тысячи книг политических и социальных законов без учёта нравственного закона Бога, но вопреки ему, анархия человеческого общества стала бы неизбежной. Нравственный же закон, сам по себе простой и ясный, — достаточная защита человеческого общества и человеческой жизни от анархии, ибо нравственный закон Бога есть в то же время и политический и социальный закон.

Надо ли знать заповеди Декалога христианину? Святитель Николай Сербский уверен, что надо не только знать, но и исполнять. Понятно, что в христианстве планка поднята намного выше. Там основным и единственным законом является закон любви. Но чтобы постичь этот закон и умом, и сердцем, надо сначала пройти "начальную школу" Декалога. В своей работе "Объяснение десяти заповедей, данных Моисею" святитель пишет о Декалоге:

    Тот, кто не поймёт сердцем этот главный Божий закон, не сможет принять ни Христа, ни Его учения. Кто не научится плавать на мелководье, тот не сможет плавать на глубине, ибо утонет. И кто прежде не научится ходить, не сможет побежать, ибо упадёт и разобьётся. И кто прежде не научится считать до десяти, никогда не сможет сосчитать до тысячи. И кто прежде не научится читать по слогам, никогда не сможет бегло читать и красноречиво говорить. И кто прежде не заложит фундамент дома, напрасно будет пытаться возвести крышу. Повторяю: кто не блюдёт заповеди Господни, данные Моисею, напрасно будет стучаться в двери Христова Царства.

Внимательное изучение истории ветхозаветных евреев показывает, что нарушение любой из заповедей Декалога неизбежно ведёт к нарушению и некоторых других заповедей, а иногда и всего Декалога. Любая трещинка в душе отдельного человека и целого народа способна создать множество других трещин. А со временем эти трещины превращаются в зияющие дыры и пропасти, в которые проваливается и человек, и целый народ. В следующей статье я постараюсь показать это на примере восьмой заповеди Декалога.

---------------------------------------------------------- 

[1] Подробнее на эту темы см.: Катасонов В. Ю. Лжепророки последних времен. Дарвинизм и наука как религия. — М.: Кислород, 2017.

[2] "Симфония по творениям Святителя Игнатия (Брянчанинова)" // "Разум плотский (лжеименный)".


https://tsargrad.tv/articles/dekalog-i-lzheimennyj-razum_101439
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!