Катасонов ВалентинДекалог и "лжеименный разум"Продолжим разговор о Декалоге или десяти заповедях, которые были получены Моисеем от Бога и начертаны на скрижаляхМногие сегодня на все это смотрят свысока, мысленно относя Декалог в раздел "мифы и легенды древних народов". Мол, сегодня у нас есть законы, конституции. Мало того, есть науки, которые занимаются вопросами, относящимися к сфере отношений между людьми. Это юриспруденция (право), социология, экономика, этика. Вот, мол, только там и могут зарождаться настоящие, "научно обоснованные" законы: юридические, социальные, экономические.
Правда, когда я начинаю разговаривать с "профессиональными" социологами и экономистами на тему "законов" и задаю им вопрос: "Сколько известно на сегодняшний день социологических (экономических) законов?", они почему-то начинают смущаться и путаться.
Тогда я облегчаю задачу для профессоров и доцентов и прошу их назвать хотя бы один "железный" закон из той науки, которой они посвятили свою жизнь (социология, экономика, этика). Но и тут возникает неудобная для профессоров и доцентов заминка. Потому что то, что они называют "законами", в лучшем случае можно назвать "предположением" или "гипотезой". В каком-то месте и в какой-то период времени "устойчивая причинно-следственная связь" (так определяется закон) работает, а в другое время и в других условиях — нет. А иногда под "законом" понимается какая-то банальность на уровне обычного здравого смысла.
Например, профессора от экономики глубокомысленно рассуждают о "законе спроса и предложения". Но этот, с позволения сказать, "закон" был известен любому человеку древности, который что-то покупал или продавал. Подобные "законы" можно печь с утра до ночи, как пирожки. Например, такие "пирожки": "Любой человек обязательно умрёт", "Солнце всходит утром на востоке и заходит вечером на западе", "Мужчина не может рожать детей" и т. п. Кстати, понимая, что многие положения современной "науки" на звание "закона" никак не тянут, в современных учебниках по философии, социологии и экономике это слово тихой сапой подменяется новым термином — "гипотеза". А уж под гипотезу можно подогнать любую, даже самую безумную идею. Количество "пирожков" под названием "гипотеза" может расти до бесконечности[1].
Так что истинные законы — в Декалоге, выше него ничего нет. Всё остальное, включая принимаемые парламентами законы, открываемые учёными социологические "законы", формулируемые людьми этические нормы, — вторичны по отношению к десяти заповедям Ветхого Завета. Но чаще всего они вообще не имеют отношения к Декалогу, являясь фантазиями человеческого воображения.
Впрочем, в постхристианскую эру многие так называемые законы принимаются или открываются с прямой целью — попирать Декалог. Они являются открытыми против Бога как Законодателя.
Тут святитель останавливается и вопрошает:
Так разве эти заповеди, приведённые в Ветхом Завете, — не более ясный и очевидный закон, чем все так называемые социальные законы современных социологов? Не являются ли они составляющими именно нравственного закона? Действительно все заповеди Декалога и есть истинные социологические законы, то есть законы, установленные на все времена Богом для выстраивания отношений людей между собой. А большая часть так называемых научных законов, придуманных современной социологией, — плод
"лжеименного разума".
Святитель Игнатий Брянчанинов писал:
"Лжеименный разум" (1 Тим. 6, 20) есть образ мыслей и суждений, усвоившихся уму по падении человека. Как следствие падения, он имеет характер самообольщения, как следствие лжи и обмана, он не приемлет Истины — Христа, как высоко ценящий все земное, между тем как земля есть место изгнания падших, он противен вере и рождаемому ею духовному разуму, взирающему на всё земное оком странника. Предмет "лжеименного разума" — одновременное и тленное[2]. Соломон диктует притчи. Фото: www.globallookpress.comСвятитель продолжает перечисление заповедей из своего расширенного списка:
Но чтобы ещё яснее и очевиднее показать абсолютную мощь нравственного закона Бога, приведу и другие наставления, имеющиеся в Притчах Соломоновых. Если можешь свершить благодеяние нуждающемуся в нём, сверши его.
В доме безбожника проклятие Господне, а в доме праведника Его благословение.
Из-за женщины блудной человек обнищевает до куска хлеба (Притч. 6:26).
Человек испытывает муки, насмешки и стыд из-за блудной страсти (а не из-за "экономического неравенства" и не из-за "непросвещённости масс").
Неправедное богатство не впрок, а правда избавит от смерти.
Страх Божий добавляет дни, а безбожникам сокращает годы.
Приходит высокомерие — придёт и стыд. Щедрой руке прибавляется.
Возлагающие надежду на богатство своё погибнут.
Праведник оставляет наследство сынам сынов своих, но и богатство грешника сберегается для праведника.
Правдой крепится престол.
Поносящий нищего возводит хулу на Творца его.
Грабители, безбожники ограблены будут.
Клятвопреступник погибнет.
Милосердие лучше золота и серебра.
Пути богатого и бедного пересекаются, ибо обоих сотворил Господь Бог.
Обманывающий бедняка, чтобы приумножить своё богатство, станет нищим.
Не старайся обогатиться — лишишься мудрости.
Не переноси межу и не ступай на ниву бедняка, ибо всемогущ Защитник его.
Многим, кто начинает знакомиться с Ветхим Заветом, кажется, что законы в древнем Израиле были слишком жёсткими и даже жестокими. Чуть что — человека убивали. Правда, иногда смерть настигала преступившего закон каким-либо иным образом (несчастный случай, самоубийство). Крови было более чем достаточно. Но надо иметь в виду, что Бог образовал "избранный народ" из евреев, кои до этого были крайне диким племенем. Да и вокруг них были язычники, кои также имели крайне развращённые и дикие нравы. Господь воспитывал народ, который хотя и стал "избранным", но своих диких привычек не забывший. Воспитание было строгим, можно сказать, жестоким. А через евреев Господь ещё воспитывал другие языческие и дикие народы и племена. Отсюда такая, как некоторым кажется, "чрезмерная" жестокость евреев по отношению к своим соседям.
Вот что писал по поводу смертей, коими переполнены страницы Ветхого Завета, святитель Николай Сербский (в главе 17 "Нравственный закон и так называемые социальные законы"):
Нарушение заповедей Господних — это грех, а
возмездие за грех — смерть (Рим. 6:23). Поэтому и гласит Закон: Обругавший непристойно отца или мать да погибнет. Прелюбодействующий да погибнет. Дочь священника, осквернившаяся блудом, да сгорит в огне.
Убийца да погибнет.
Разумеется, даже если люди убийцу не осудят по своим законам, и если преступник не раскается, всё равно настигнет его возмездие за грех — смерть по той или иной причине, ибо нравственный закон не менее точен и силён, чем так называемый закон природы, который, по сути, есть лишь отражение и символ универсального нравственного закона Бога.
"Раннее утро в пустыне Шур", 1860. Сцена у колодца Моисея на западном берегу Красного моря. Фото: www.globallookpress.comНравственный закон — это и есть социальный закон. Этот закон никто из людей не придумал и не открыл, его дал людям Господь. От исполнения или нарушения нравственного закона зависит, будет счастливо или подвергнется проклятию любое общество, как малое, так и большое. Любое общество станет успешно развиваться, если Господь его благословит, но придёт в упадок и исчезнет, если будет на нем проклятие Господне.
Точно так же судьбу отдельного человека, или одной семьи, или рода, или города, или народа можно понять только в свете и по мере Божия благословения или проклятия. От чего зависит, благословит Господь или проклянёт, исчерпывающе объяснено в главах 27 и 28 пятой книги Моисея.
Если бы люди написали тысячи книг политических и социальных законов без учёта нравственного закона Бога, но вопреки ему, анархия человеческого общества стала бы неизбежной. Нравственный же закон, сам по себе простой и ясный, — достаточная защита человеческого общества и человеческой жизни от анархии, ибо нравственный закон Бога есть в то же время и политический и социальный закон.
Надо ли знать заповеди Декалога христианину? Святитель Николай Сербский уверен, что надо не только знать, но и исполнять. Понятно, что в христианстве планка поднята намного выше. Там основным и единственным законом является закон любви. Но чтобы постичь этот закон и умом, и сердцем, надо сначала пройти "начальную школу" Декалога. В своей работе
"Объяснение десяти заповедей, данных Моисею" святитель пишет о Декалоге:
Тот, кто не поймёт сердцем этот главный Божий закон, не сможет принять ни Христа, ни Его учения. Кто не научится плавать на мелководье, тот не сможет плавать на глубине, ибо утонет. И кто прежде не научится ходить, не сможет побежать, ибо упадёт и разобьётся. И кто прежде не научится считать до десяти, никогда не сможет сосчитать до тысячи. И кто прежде не научится читать по слогам, никогда не сможет бегло читать и красноречиво говорить. И кто прежде не заложит фундамент дома, напрасно будет пытаться возвести крышу. Повторяю: кто не блюдёт заповеди Господни, данные Моисею, напрасно будет стучаться в двери Христова Царства. Внимательное изучение истории ветхозаветных евреев показывает, что нарушение любой из заповедей Декалога неизбежно ведёт к нарушению и некоторых других заповедей, а иногда и всего Декалога. Любая трещинка в душе отдельного человека и целого народа способна создать множество других трещин. А со временем эти трещины превращаются в зияющие дыры и пропасти, в которые проваливается и человек, и целый народ. В следующей статье я постараюсь показать это на примере восьмой заповеди Декалога.
----------------------------------------------------------
[1] Подробнее на эту темы см.: Катасонов В. Ю. Лжепророки последних времен. Дарвинизм и наука как религия. — М.: Кислород, 2017.
[2] "Симфония по творениям Святителя Игнатия (Брянчанинова)" // "Разум плотский (лжеименный)".https://tsargrad.tv/articles/dekalog-i-lzheimennyj-razum_101439